ДОМОХОЗЯИН: О почтенный Мудрец, путь мой труден, и среди моих тягот нет ничего тяжелее, чем утрата веры в человеческую природу. Ни в ком, даже в моем доме, я не встречал ничего, кроме разочарования, жадности, неблагодарности и предательства того доверия, которое я оказывал то одному, то другому, и они неправильно понимали предложение моего сердца. Могу ли я быть уверен, что где-то, кому-то может быть дана вера, которая будет непоколебима, как вон те горные вершины?

Мудрец: Даже те горные вершины, мой друг, когда-нибудь исчезнут, уйдут под воды океана, так же как и те люди, которые обесчестили тебя, уйдут со сцены, которая сейчас предстает перед твоим взором. Но только глупый человек возлагает свою веру на людей, какими бы близкими или прекрасными они ни были. Неужели ты хочешь носить только маску вместо самого Человека, вместо души, которая сбрасывает одну маску, чтобы надеть другую? Человеческой природе нельзя доверять; это известно мудрецам всех веков.

Домохозяин: Увы, я не могу жить среди отчаявшихся окружающих меня людей! Я сойду с ума. Я долго думал, что лучше ложная вера, чем вообще никакой веры; но даже это слабое утешение, в конце концов, покидает меня.

Мудрец: Это не конец, а начало, товарищ. Чтобы обрести истинную веру, человек должен отречься от своих старых ложных убеждений. То, что вера пошатнулась, является признаком и залогом ее истинного существования и благородного направления.

Домохозяин: Твои слова для меня как благословение и надежда. Расскажи мне более подробно, чтобы зародившаяся во мне надежда могла сбыться. Могу ли я тогда по-настоящему верить в тебя?

Мудрец: Не всегда во мне больше справедливости, чем в тех, кто до сих пор причинял тебе боль. Во мне тоже человеческая натура. Я, как человек, должен избрать свой собственный путь (путь, непонятный никому, кроме меня) — путь, на котором, как кажется (кроме меня), часто сгущаются темные тучи. Как ты думаешь, мог бы ты положиться на того, кого сейчас хвалят, а потом отвергают все твои собратья?

Домохозяин: Здесь кроется какая-то тайна. В тебе есть то, чему я мог бы доверять, несмотря на все тучи, несмотря на все беды, которые могут окружать тебя. Я всегда буду знать, что ты правдив. Но у меня нет ничего, что могло бы сделать тебя богаче; никакие мои знания не смогли бы сделать тебя мудрее; никакая моя любовь не добавила бы тебе счастья. И поскольку я не боюсь, что ты сможешь извлечь выгоду из того, что принадлежит мне, я могу легко дарить тебе свою любовь и веру.

Мудрец: Но при этом безвозмездном даянии я действительно полностью принимаю участие во всем, что у тебя есть! В этой независимой и ни к чему не обязывающей вере ты приобщаешься к глубоким водам самой веры — той безграничной веры, которая пребывает в сердце каждого существа и без которой ни одно существо не смогло бы сохранять свою жизнь. Каждое существо отдает свою веру чему-то более высокому и благородному, чем его человеческая природа. Ну же, товарищ, ты действительно доверяешь своей человеческой природе?

Домохозяин: Ты спрашиваешь меня? Нет. Как я могу? Каждый день из-за этого возникают недостойные мысли и поступки. Понял, понял! Я не могу доверять, я не могу верить в человеческую природу, и потому я тоже не заслуживаю доверия; я не верю в себя.

Мудрец: Значит, ты сделаешь еще один шаг? В каждом человеке есть То, чему нужно доверять, — То, что стоит за его человеческой природой. За любой мыслью и любым поступком (благородными или подлыми, чистыми или порочными) стоит свидетель, зритель, знающий, судья, мститель. В То можно верить. В Том пребывает и обретает покой вся вера. Это сила, которая неисчерпаема и вечна; сила, позволяющая в любой момент выбрать лучший путь, когда прежний путь исчерпан, когда прежний принес поражение, позор. Как бы мой друг ни предавал меня, я могу верить, что однажды, когда-нибудь, он исправит зло, причиненное мне и всем существам, как бы давно это ни было. То беспристрастно; То ничего не ожидает; То нельзя ни добавить, ни отнять; Оно всегда является источником веры.

Домохозяин: В таком случае, я верю в тебя. Ты и есть То. Зная То в Тебе, теперь у меня есть вера видеть То в своих ближних.

Мудрец: Да, То есть в каждом. И если кто-то в другой раз поступит с тобой пренебрежительно, познай через свою человеческую природу, как Бог распялся в Своей природе. Следует доверять этому Богу, этому Я, а не человеческой природе, которая всегда стремится соблазнить и ослепить. Не следует также закрывать глаза, когда ты ходишь среди человеческих ловушек. Принимай человеческую природу такой, какой ты ее видишь, и, исходя из подобия, найденного внутри себя. Предательства всего мира не могут повлиять на единственную реальность и твою высшую веру. Можно положиться на ее справедливый закон, который исправит все несправедливости в этой великой вселенной.

Домохозяин: Чем чаще они предают, тем больше нуждаются в том знании, которое ты открыл мне?

Мудрец: Как ты можешь жить, товарищ, пока не передал эту великую надежду, пока твоя вера не окрепла окончательно, пока твое сострадание к греховной природе человека не стало совершенным?

Домохозяин: Я передаю тебе, о, Мудрец, свою благодарность и свою жизнь.