Бдительность или решающий фактор в поиске истины

 

Нужно научиться взвешивать и измерять разные стороны реальности.

 

Со времён Платона и Древней Греции искателям истины приходится время от времени оказывать сопротивление и бросать вызов политической власти софистов и псевдофилософов. [1]

 

Спустя столетия после Платона в легендах Нового Завета появился термин «побеленные гробы» для обозначения неискренних людей. На протяжении веков евангельские отрывки и платонические диалоги, разоблачающие «духовное» лицемерие, являются ценными инструментами для духовных пилигримов. Оккультная борьба между искренностью и ложью имеет большое значение в эзотерической философии, и Елена Петровна Блаватская написала об этом много волнующих страниц.

 

И не она одна.

 

Спустя столетие после рождения Блаватской, в ​​1932 году из Лос-Анджелеса было разослано письмо членам Объединённой ложи теософов всего мира. Этот документ показывает разницу между софистами и теософами, и в нынешнем столетии его следует вспоминать с покорной благодарностью. [2]

 

Письмо, подписанное «ULT», было написано Джоном Гарригесом, одним из главных основателей Объединённой ложи в 1909 году. Оно помогает нам лучше понять предпринимаемые время от времени попытки содействовать единству теософского движения, в то же время, избегая серьёзно говорить о своих прошлых и настоящих ошибках и отказываясь извлекать уроки из своих неудач.

 

Такая поверхностность парализует поиск истины. Исследуя необходимость активной проницательности на духовном пути, Гарригес пишет:

 

«Псевдотеософия и псевдотеософы во все времена сеяли хаос в Движении, обманывая и вводя в заблуждение искренних, но излишне доверчивых людей. Сознательные и бессознательные усилия людей нажить себе капитал на эксплуатации учений теософии продолжаются и сейчас, как и при жизни Е.П.Б. и У. К. Джаджа. И сегодня существует такая же необходимость различать подлинные и ложные попытки установить братство среди теософских обществ, как и различать подлинную и ложную теософию».

 

Вот что пишет Гарригес о политике искусственного объединения, которая отрицает необходимость учиться на своих ошибках:

 

«Не может быть истинной основы «братства» между теми, кто не только прибавляет к учению Е.П.Б. или убавляет от него, но и противоречит ему, и теми, кто признает за её «Тайной доктриной» то что, согласно Е.П.Б., «в ней содержится всё то, что можно выдать миру в этом столетии»; и что «пройдут столетия, прежде чем будет выдано гораздо больше». Но должно быть и всегда существует подлинное «братство», ощущаемое и проявляемое всеми членами Объединённой ложи теософов по отношению ко всем соученикам из Послания Е.П.Б., независимо от всех второстепенных соображений или принадлежности. О том, что такое истинное братство было главным фактором при основании Объединённой ложи, свидетельствует её Декларация и история».

 

Однако степень проницательности, на которую имеет право каждый, зависит от его внутренней приверженности поиску истины. Гарригес пишет в Письме 1932 года:

 

«По мере того, как формируются новые ложи и в ряды вступают новые члены, бдительность со стороны членов не должна ослабевать. Позитивная активная преданность теософскому исследованию и работе, преднамеренный и сознательный отказ от уравнивания личностей, который слишком часто ведёт к пристрастности, поддержание такого же братства по отношению к другим, какое хотелось бы по отношению к самому себе, должны привести к более правильному осознанию Я, к более твёрдой вере во всеобщее братство. Чем больше наша человеческая преданность будет обращена к Предшественникам, тем больше мы проникнемся их целеустремленной преданностью. Они больше не существуют как личности, и именно поэтому они наши самые надёжные и вдохновляющие братья и сподвижники».

 

Этот урок имеет решающее значение для нынешнего столетия, а может быть, и для грядущих столетий.

 

СНОСКИ:

 

[1] См., например, диалоги «Софист» и «Протагор» Платона.

 

[2] Письмо написано на двух страницах и датировано 1 июня 1932 года. Оно входит в сборник “The ULT Day Letters – 1931-1960”.

 

000

Джон Гарригес (1868–1944) считается пионером и источником вдохновения деятельности Независимой ложи теософов, основанной в 2016 году.

 

000

Статья «Платон, Гарригес и потребность в проницательности» входит в августовский номер журнала «The Aquarian Theosophist» за 2015 год, стр. 11-12. Она была опубликована как независимый материал на наших совместных сайтах 14 июля 2018 года.