Комментарии к одной главе из «Дхаммапады»
Это привилегия иметь возможность применять учения Учителей в каждом дне своей жизни
000000000000000000000000000000000000000000000
После обсуждения реального существования великих мудрецов всех времён и народов в «Дхаммападе» исследуется процесс счастья.
После слов о том, кто «отдаёт дань уваженья всем Бесстрашным, Безмятежным», его заслугу нельзя ничем измерить, книга приглашает исследователей к следующему:
(ККА)
000000000000000000000000000000000000000000000000000
- Развивать способность исцелять
«Дхаммапада»:
«Жить впредь счастливо давайте
Посреди людей недобрых,
Ненавидящих; мы ж будем
Жить без ненависти в мире». (197)
Комментарий:
Ненависть и страх часто рождаются как братья-близнецы.
Однако враждебность не может исцелить биполярное расстройство, связанное со страхом и ненавистью или другими душевными заболеваниями. Справедливость, доброжелательность и проницательность исцелят, в своё время. Нужен труд и терпение.
Если окружающие отказываются от здравого смысла и проницательности и придерживаются неуравновешенных чувств, вы должны укреплять собственный здравый смысл и контакт со своей духовной душой.
Существует эффективный способ помочь людям, которые страдают и испытывают отчаяние; – но он не состоит в том, чтобы самому стать садомазохистом. Вместо этого нужно идти по пути внутреннего удовлетворения и показывать путь страдающим, чтобы они могли понять, что существует постепенный выход из страданий.
- Смотреть дальше сиюминутных событий
«Дхаммапада»:
«Жить впредь счастливо давайте
Средь больных болезнью страсти,
Средь людей, больных страстями
Жить здоровыми давайте». (198)
Комментарий:
Что значит, быть сострадательным? Сострадание — это не то же самое, что самому быть несчастным или участвовать в невежестве внешнего мира. Солидарность — это, прежде всего, сохранение мудрости и блаженства, и затем как можно дольше нести их миру.
И счастье не в том, чтобы исполнять свои мелкие желания. Вместо этого оно бывает в результате двух факторов:
1) Преодоления личных желаний; и
2) Пребывания во всеобщем законе равновесия.
- Отказаться от спешки
«Дхаммапада»:
«Жить впредь счастливо давайте
Средь измученных заботой,
Средь людей здесь беспокойных
Будем жить без беспокойства». (199)
Комментарий:
Жизнь упорядочивается силой сродства. Живите в мире, и мир придет к вам. Откажитесь от спешки, и у вас будет достаточно времени. Когда мы принимаем мир в душе, чувство удовлетворения преображает наше существование. Если вы игнорируете ненависть, ненависть игнорирует вас. Действуйте по принципу всеобщей гармонии, и гармония станет вам доступна. Помните – удовлетворение в основном внутреннее, а не внешнее. Правильное самопожертвование в сочетании с мудростью приносит прочное счастье.
4.Подниматься над личной собственностью
«Дхаммапада»:
«Жить впредь счастливо давайте,
Ведь ничем мы не владеем.
Как Сияющие боги
Будем радостью питаться». (200)
Комментарий:
Жизнь — это открытый процесс. Как долго мы можем владеть вещами и обстоятельствами, которыми, как нам кажется, мы владеем? В долгосрочной перспективе мы ничем не владеем. Тем, кто осознает этот факт и не лжет себе, отрицая его, «Дхаммапада» предлагает жить счастливо. Жизнь — это дерево, корни которого в небе, а не на земле. Истинные сокровища принадлежат душе. Материальные иллюзии могут только отражать наше невежество; счастье заключается в том, чтобы заботливо относиться к физической жизни, поднимаясь над ней.
- Быть выше обстоятельств
«Дхаммапада»:
«Ненависть плодит победа,
Покорённые страдают;
Живёт счастливо спокойный,
Без побед и поражений». (201)
Комментарий:
Внешняя победа порождает ненависть. Победа, к которой мы должны стремиться, — это невидимый успех, который никого не побеждает.
Наивные люди хотят изменить внешние обстоятельства, чтобы облегчить их в краткосрочной перспективе; и это они называют «победой».
Мудрый знает, что настоящая победа состоит в том, чтобы быть выше капризных стечений обстоятельств. Стих 179 гласит: «Ведь в мире этом никто победу отменить не смог его».
Мудрец трудится для человечества. Он сеет лучшее и не забывает, что в своё время пожнёт соответствующий урожай. Он скромен в победе и каждое поражение воспринимает как урок для лучшей подготовке следующей — невидимой, безмолвной — победы.
- Признать внутреннее удовлетворение
«Дхаммапада»:
«Нет огня, подобно страсти;
Зла – как ненависть, печаль,
Как существованье эго:
Счастья нет выше покоя». (202)
Комментарий:
Страдание концентрируется в низшем «я» или «существовании личности». Блаженство и удовлетворение принадлежат высшему «Я» и тем уровням низшего «я», которые находятся в гармонии с бессмертной душой. Нет внешнего покоя выше, чем внутренний покой.
- Понимать высшее блаженство
«Дхаммапада»:
«Из болезней худший – голод [желание],
Из страданий же – сансара,
Для того, кто знает верно,
Счастье высшее – нирвана». (203)
«Высший из даров – здоровье;
Ценность высшая – довольство;
Отношение – доверье;
Счастье высшее – нирвана». (204)
Комментарий:
Каково истинное значение нирваны? Высшая удовлетворённость состоит из непривязанности в единении.
- Жить в сфере духовной души
«Дхаммапада»:
«Одиночества вкусивший
Аромат, нектар покоя,
От греха свободен, страха.
Он амброзию пьет Дхаммы». (205)
Комментарий:
Тревога — это дверь к страданию и сама суть страдания. Когда пилигрим отказывается от привязанности, он отказывается от несчастья. Оставив проблемы низшего «я», мы начинаем жить в сфере высшего «я».
- Упражнять искусство быть невидимым
«Дхаммапада»:
«Благо видеть Благородных;
Всегда жить с такими – счастье.
Если повезёт не видеть
Здесь глупцов, то счастлив будешь». (206)
Комментарий:
Жизнь в гармонии с Благородными тогда дарована нам, когда мы живем в гармонии с их философией жизни. Хотя истинных мудрецов немного, их классические учения не так уж трудно найти. Однако если мы живём в материалистическом обществе, было бы разумно сохранять определённую степень невидимости.
- Учиться у мудрецов
«Дхаммапада»:
«Жить с глупцами – лишь страданье,
Всё равно, что жить с врагами,
Эта жизнь приносит горе.
С мудрецами жить – похоже
На родных ближайших встречу,
Ведь она приносит счастье». (207)
Комментарий:
Избегание толпы позволяет нам достичь более непосредственного опыта мудрости и братства.
Глупые не те, кто знает меньше нас; глупость свойственна тем, кто не хочет учиться; тем, кто презирает истину и притворяется, что знает всё. Каждый пилигрим питает глубокую доброжелательность к тем из своих братьев, которые могут быть менее знающими, чем он. Он пытается им помочь, он счастлив, когда видит, как они учатся.
«Дхаммапада»:
«А потому,
Как по пути средь звёзд идёт Луна,
Так нужно следовать за умным, мудрым,
Много знающим и терпеливым,
Послушным долгу, благородным
Человеком. Идите за таким». (208)
Комментарий:
Практика молчаливого прочтения священных учений и древних писаний позволяет нам многому научиться от общения с бессмертными мудрецами, особенно тому, что касается основных аспектов.
Это привилегия иметь возможность применять учения Учителей в каждом дне своей жизни. Это можно сделать только с помощью равновесия. Нужно следовать голосу собственного сознания и смиренно признавать свои ограничения, решительно уменьшая количество промахов и увеличивая число побед.
000
Первоначальная версия приведенного выше текста, в которой не указано имя автора, является частью июльского номера журнала «The Aquarian Theosophist» за 2019 год, страницы 3–6.