Или как классические авторы, как Конфуций и Цицерон, могут помочь теософскому движению
Статуя Конфуция в Хунане, Китай, и Марк Туллий Цицерон
Читатели эзотерической философии могли бы задуматься об изучении Конфуция.
Хотя широкой публике нелегко получить доступ к подробностям жизни Е. П. Блаватской, хорошо задокументирован тот факт, что она резко критиковала себя незадолго до своей смерти в 1891 году.
В письмах к друзьям в 1889-1890 годах она писала, что недооценивала человеческую слабость относительно нравственности. Она слишком много учила «оккультизму» и выдавала засекреченную информацию о Пути в той цивилизации, чьи нравственные основы были более хрупкими, чем она могла ожидать.[1] Она попыталась исправить это в своих более поздних сочинениях.
Если нынешние поколения теософов захотят научиться на горьком уроке Е.П.Б., когда она приближалась к концу своей миссии в 19 веке, в их задачу может входить создание более прочной и более продолжительной нравственной основы теософии. Численность и внешний вид не имеют значения; значение имеют Немногие.
Говорят, что этика — это искусство сеять хорошую карму. Каждый уровень знания неотделим от соответствующей ему степени долга и этики. Ни одно законное знание не отделено от морального долга. Информация о жизни более чем бесполезна без благородных намерений, как блестяще продемонстрировал Жак-Жак Руссо в 18 веке. Естественная задача, вытекающая из такого факта, состоит в том, чтобы оглянуться вокруг и посмотреть, каковы же лучшие нравственные ресурсы и рекомендации, доступные во всемирной литературе за последние 3000 лет.
Среди наиболее ценных учений на эту тему можно увидеть такие сочинения, как «Об обязанностях» Цицерона, «Протагор» и «Софист» Платона, сочинения Эпиктета, книги СенекиЭ «Размышления» Марка Аврелия и сочинения Конфуция. Во второй половине 20 века большой вклад внёс Эрих Фромм. Есть и другие.
Вопрос нравственности является щепетильным для эзотерического движения. Отсутствие этики и проницательности связано с первопричинами, из которых возникли такие явления, как псевдотеософия, нелояльность по отношению к основателям движения, принятие ложных ритуалов, погоня за НЛО и широко распространенное лже-ясновидение.
Проблемы начались не в 20 веке. То, что не появились объявленные третий и четвёртый тома «Тайной доктрины», а также сама дата смерти Е.П. Б. (которая случилась раньше, чем вообще ожидали), возможно, связано с осознанием «сильных мира сего», что нравственные основы западной публики и теософского движения не были достаточно прочными в конце 19-го века, и поэтому лучше было дать «ученице» немного отдохнуть, предоставив человечеству время усвоить то, чему его уже научили.
Теософы должны предпринимать долгосрочные, самостоятельные усилия на основе полученных учений. Нужно полагаться на собственную совесть и безмолвную интуицию, а также учиться на опыте. Теософская или универсальная этика относится к величайшим человеческим потребностям. Теософское движение должно начать с изучения самого себя и своего отношения к узаконенному обману и святой лжи в своих рядах. Уже есть хорошие признаки, и можно предпринимать сознательные усилия для ускорения нравственного пробуждения и освобождения от заблуждений. Один из главных уроков для нынешнего и будущих поколений содержится в аксиоме «сначала заслужи, потом желай», которую Е.П.Б. включила в свою статью «Чела и чела-миряне».
ПРИМЕЧАНИЕ:
[1] См. «Собрание сочинений», Е. П. Блаватская, T.И.Д., США, том XII, стр. 581–590, особенно стр. 583–584.
000