И сознание посвященных
Елена Петровна Блаватская (1831–1891) за работой в своём кабинете.
«Тайна Будды» — это тайна некоторых других адептов — возможно, и многих. Вся беда в том, чтобы правильно понять эту тайну – тайну реального факта, столь непонятного и трансцендентного на первый взгляд, о «семи принципах» человека, об отражении в человеке семи сил природы, физически, и семи иерархий бытия, интеллектуально и духовно.
Разделен ли человек (материальный, эфирный и духовный) для более ясного понимания его (в общих чертах) тройственной природы на группы согласно той или иной системе, основание и вершина этого деления всегда будут одни и те же. Поскольку в человеке всего три упадхи (основы), на них может быть построено любое количество кош (ножен) и их аспектов, не нарушая гармонии целого. Таким образом, в то время как эзотерическая система признаёт семеричное деление, ведантическая классификация дает пять кош, а Тарака раджа-йога упрощает их до четырёх — трёх упадхи, синтезированных высшим принципом, Атманом.
То, что только что было сказано, конечно, вызывает вопрос: «Как может духовная (или наполовину духовная) личность вести тройную или даже двойную жизнь, перемещая соответствующие «высшие Я» ad libitum [по своему желанию], и оставаясь одной вечной монадой в бесконечности манвантары?»
Ответ на этот вопрос прост для истинного оккультиста, тогда как для непосвященного профана он должен показаться абсурдным. «Семь принципов», конечно, являются проявлением одного неделимого духа, но только в конце манвантары, когда они воссоединяются на плане единой реальности, проявляется это единство; во время странствия «пилигрима» отражения этого неделимого единого пламени или аспекты единого вечного духа обладают силой действия на одном из проявленных планов существования (постепенных дифференциациях одного непроявленного плана), на том плане, которому он по праву принадлежит.
Так как наша земля предоставляет все условия для майи, то из этого следует, что этот очищенный принцип эго, астральное и личное «я» адепта, хотя и образующие в действительности одно целое со своим высшим Я (атманом и буддхи), тем не менее, могут в целях всеобщего милосердия и благости, настолько отделиться от своей божественной монады, чтобы жить на этом плане иллюзии и временного бытия отдельной независимой сознательной жизнью в заимствованной иллюзорной форме, служащей, таким образом, в одно и то же время двойной цели: отработке своей собственной индивидуальной кармы и спасению миллионов людей, менее благополучных, чем сам адепт, от последствий умственной слепоты.
На вопрос: «Когда происходит изменение, описываемое как переход Будды или дживанмукты в нирвану, где продолжает пребывать первоначальное сознание, оживлявшее тело, — в нирвани или в последующих реинкарнациях «останков» последнего (нирманакая)?» можно ответить, что лишённое свободы сознание может быть «неким знанием в результате наблюдения и опыта», как выразился Гиббон, но развоплощённое сознание — это не следствие, а причина.
Это часть целого или, скорее, луч на градуированной шкале своей проявленной деятельности, единого всепроникающего, безграничного пламени, чьи лишь отражения могут различаться; и, как таковое, сознание вездесуще и не может быть ни локализовано, ни сосредоточено на каком-либо конкретном предмете, ни ограничено.
Только его действия относятся к области материи, так как мысль есть энергия, воздействующая на материю различными путями, но само по себе сознание, как его понимает и объясняет оккультная философия, есть высшее качество наделённого сознанием духовного начала в нас, божественной души (или буддхи) и нашего высшего Эго, и не принадлежит плану материальности.
После смерти физического человека (если он является посвященным) оно трансформируется из человеческого качества в сам независимый принцип, так как осознанное эго становится сознанием per se без какого-либо эго, в том смысле, что последнее больше не может быть ограничено или обусловлено чувствами или даже пространством и временем. Поэтому оно способно, не отделяясь от своего владельца, буддхи, и не покидая его, отражаться в то же самое время в своём астральном человеке без какой-либо необходимости локализовать себя. Это демонстрируется на низших стадиях наших сновидений. Ведь если сознание может проявлять активность во время сновидений, когда тело и его материальный мозг крепко спят (и если даже во время этих видений оно практически вездесуще), то насколько больше должна быть его сила, когда оно полностью свободно и более не связано с нашим физическим мозгом.
000
Статья «Семь принципов» публикуется на совместных сайтах с 29 февраля 2020 года. Она была воспроизведена из «Собрания сочинений» Елена П. Блаватской, T.И.Д., том XIV, стр. 386-387. Она также является частью майского номера журнала «Теософ эпохи Водолея» за 2018 год. Мы разделили текст на небольшие абзацы, чтобы облегчить его созерцательное чтение.
000