Превосходнейшая победа должна быть одержана в молчании, задолго до того, как она станет видимой
Наши высшие обязанности не бывают внезапными.
Постепенно они становятся видны, как далёкие деревья в туманный день.
Кто может изменить мир, чтобы появилась другая, лучшая цивилизация?
Подавляющее большинство влиятельных лиц социума на самом деле являются бессильными краткосрочными менеджерами. Будучи недальновидными, они всегда слепо руководствуются видимыми и поверхностными событиями. Большинство «политиков» теософского движения охотно им подражают.
Теософия не уделяет слишком много внимания краткосрочным властным структурам. Именно в краткосрочных действиях мы находим «слепых, ведущих слепых», что осуждается в Евангелии от Матфея 15:14. Именно «простые» граждане ответственны за эффективное создание субстанции для всеобщего братства человечества. Было бы неправильно думать, что у них нет для этого сил.
В отличие от многих «гуру» и глав государств, «простые» граждане могут использовать созидательные формы власти и таким образом обновлять жизнь. Им не нужно притворяться или обманывать. Они не рабы маркетинга. Они могут использовать Знание, чистое и простое. Ведь современная теософия полностью согласна с Платоном, который учит в своём диалоге «Протагор», что нет ничего могущественнее знания.[1]
Вечное и практическое знание, а не его видимость, есть тот рычаг, с помощью которого можно изменить мир.
Правда, иногда может возникнуть ощущение, что граждане доброй воли «бессильны» перед стоящей перед ними задачей. В неподписанной статье, впервые опубликованной в августе 1932 года, Джон Гарригес писал:
«Говорят, что самое трудное положение в мире — это положение того, у кого есть ответственность, но нет силы». [2]
Хотя Гарригес прав, его приговор слишком глубокомыслен, чтобы оставаться без рассмотрения. Ответственность семерична. Не все её уровни сразу легко воспринимаются. На каждом уровне сознания и реальности наша ответственность множественна. Она серьёзна, многолика и часто противоречива.
Наша первая обязанность — слушать своё сердце. Говорит ли нам голос нашей совести, что задача, стоящая перед нами, намного больше, чем средства, доступные для её исполнения? Было бы по-детски и наивно впадать в уныние из-за этого. Теософия не для духовных младенцев. Если наша перспективная цель и ответственность священны, если они этически правильны, если они возникают из самого чувства нашего «Я», то давайте дадим им время полностью проявить себя и быть понятыми нами с течением времени. А пока давайте спокойно и бескомпромиссно постараемся идти в направлении этого.
В краткосрочной перспективе правильно думать, что «у меня есть цель, но нет способов её достижения». Однако в долгосрочной перспективе правильная цель и способы её достижения никогда не разделяются. Конечно же, если цель благородна и если она выходит за рамки иллюзорного мира внешних форм. Когда мы понимаем нашу цель, мы неизбежно видим способы её достижения.
Каждый уровень внешней реальности со временем создается мыслями в духе. Мы думаем, прежде чем действовать. Факты и структуры пластичны. Они подчиняются мысли и уму, и Патанджали учил, что душа имеет форму того, на чём она задерживается. [3]
Если мы сосредоточим мысли и сердце на цели, то способы её достижения станут видимыми и доступными в своё время, и не обязательно в нашей нынешней жизни.
«По труду [приложенному] — награда», — говорится в еврейском трактате «Пиркей Авот». [4]
Потенциальные возможности человеческой души и разума безграничны, и они развиваются постепенно. Наши высшие обязанности не бывают внезапными. Постепенно они становятся видны, как далёкие деревья в туманный день. То же самое происходит со способами исполнения нашего долга. Даже самое длинное расстояние нужно пройти шаг за шагом, и каждый шаг позволяет нам увидеть всю миссию более точно.
Теософы и граждане доброй воли обладают той же силой, которая движет звезды и ведёт нашу планету по пути её эволюции.
Если наша ответственность «высока», то наша душа должна занять такой же уровень и трудиться на нём. Ни одна высокая задача не ограничивается краткосрочной перспективой. Мы также никогда не бываем одиноки, когда дело доходит до исполнения священного долга; любое чувство одиночества будет частью иллюзии, которой нужно смело смотреть в лицо и которую нужно победить. Каждый день нужно делать небольшие, реальные шаги, чтобы добиться фактического прогресса в достижении цели. Если у нас есть правильное представление и понимание будущего человечества, то нам легче осуществлять правильные действия. Победа должна быть одержана в молчании, задолго до того, как она станет видимой. Ответственность безымянна, и способы исполнения своего долга перед душой не всегда легко просчитать или увидеть заранее. Они часто материализуются сомнительным образом, когда мы снова и снова прилагаем усилия.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] «Протагор», Платон, лист [357], или стр. 62 в «Диалогах Платона», переведенных Бенджамином Джоветтом, Encyclopaedia Britannica, Inc., 1952.
[2] «Границы ответственности», неподписанная статья в журнале «Теософия», Лос-Анджелес, август 1932 г., стр. 437-438. О критериях, используемых для различения статей Джона Гарригеса, см. статью «Жизнь и сочинения Джона Гарригеса» Карлоса Кардосо Авелине.
[3] «Афоризмы йоги Патанджали», книга первая, афоризм 4.
[4] «Этика с Синая», эклектичный, обширный комментарий к Пиркей Авот, написанный Ирвингом М. Бунимом, Philipp Feldheim, Inc., Нью-Йорк, 1964, см. том 3, стр. 424, Перек V, Мишна 26.