Эзотерическое движение как часть глобальной антахкараны
Концепцию коллективной антахкараны нелегко найти в эзотерической литературе. Однако нетрудно заметить существование коллективных связей на более высоких уровнях сознания.
Санскритское слово антахкарана или антаскарана означает «путь или мост между высшим и низшим манасом, божественным Эго и душой человеческой личности». [1]
Само по себе это понятие относится к индивидуальной жизни. Но фактического разделения между разными существами нет. Индивидуальные и коллективные линии эволюции все время взаимодействуют друг с другом на различных уровнях и подуровнях сознания.
Человеческие индивидуумы влияют друг на друга, взаимно стимулируя связь со своим высшим Я или препятствуя ей. Каждому обществу присущи свои культурные особенности, коллективная деятельность и даже институты, которые усиливают деятельность индивидуальных антахкаран или подвергают её опасности.
Работа каждого посланника истины оказывает коллективное воздействие. История, как древняя, так и современная, показала, что индивидуальная жизнь высокоразвитых существ оказывает определённое влияние на коллективную карму, иногда в течение длительного периода времени. Такие существа созидают мосты к высшим потокам сознания, влияющим на миллионы жизней, а они, в свою очередь, постепенно изменяют всё человечество.
Если спокойно поразмышлять об этом, то обширное, абстрактное, гибкое понятие «коллективной антахкараны» может начать обретать смысл. Жизнь Е. П. Блаватской в 19 веке тому пример. Её огромное влияние на историю человечества было подтверждено документами Сильвией Крэнстон. [2] Учение Е.П.Б. и школа мысли, которую она оставила в мире, пронизаны магнетизмом, исходящим из высших источников и относящимся к абстрактным уровням сознания.
Качество и ценность высшего магнетизма, исходящего от деятельности Е.П. Блаватской обусловлено тем фактом, что она была прямым посредником тех мудрецов, которых в даосизме называют бессмертными, в индуизме – риши или дживанмукта, в буддизме – архатами, а в эзотерической философии – раджа-йогами или адептами.
Наличие и влияние её сочинений является центральной частью современного культурного моста между человеческой цивилизацией и более высокими уровнями сознания. Деятельность Е.П.Б. представляет собой тонкий, высший манасический «мост», перекинутый к будущим стадиям человеческого развития. Такой вибрирующий поток океана жизни выходит далеко за рамки номинального теософского движения. Он достигает каждого благожелательного гражданина и помогает ему. Трансцендентный характер потока означает, что никакой внешний ярлык не может гарантировать подлинность коллективных усилий. Это может сделать только вдохновляющее присутствие собственной духовной души в повседневных действиях.
Когда Е.П.Б. работала ради человечества, она была окружена мощным магнитным полем. Эта энергия проявлялась почти во всём, что она делала, говорила или писала. Энергия частично передавалась через её ауру в тех случаях, когда она сама присутствовала. Её прямая ученица Элис Клизер так описывала воздействие, производимое Е.П.Б. на людей и общество:
«Настоящая Е.П.Б. была подобна светильнику, принесённому в тёмное место, где полно существ, «любящих больше тьму, нежели свет». Мгновенно, как мотыльки, привлечённые к лампе, все обитатели этого тёмного места, которым является наша земля (царство иллюзий …), непреодолимо тянулись к ней. Они не только затеняли этот светильник (они делали это часто), но, в конце концов, в 1891 году погасили его; то есть он был взят из нашей среды, вернувшись в царство, откуда он пришёл». [3]
Элис Клизер описала тот момент, когда она впервые увидела Е.П.Б. воочию на Лэнсдаун-роуд, в Лондоне, в1887 г оду:
«Когда нас провели в известную двойную гостиную на первом этаже, внимание моё сразу же приковала к себе фигура полной женщины средних лет, сидевшей спиной к стене перед карточным столиком и, по-видимому, занятой раскладыванием пасьянса. У нее была самая поразительная голова и лицо, которые я когда-либо видела, а когда она подняла свои глаза на меня в то время, когда мистер Кейтли представлял меня, я испытала явный шок, поскольку её необычайно проницательные голубые глаза буквально «сверлили» мой мозг. Она пристально смотрела на меня в течение нескольких секунд (самых неудобных для меня), затем, повернувшись к мистеру Кейтли, возмущенно заметила: «Вы никогда не говорили мне, что она такая!» — абсолютно игнорируя его утверждение, что он делал это неоднократно. Что именно означало «такая», я так и не узнала впоследствии. Таково было мое знакомство с воплощением величайшей души нашего времени; но в тот ранний период я ничего не поняла, кроме того, что от общения с ней захватывает дух; и что «жизнь уже никогда не будет прежней». С этого момента я стала её преданной ученицей…» [4]
Так как просветительская деятельность Е.П.Б. оказала большое влияние на человеческую эволюцию, выявляя и вытесняя различные уровни рутины, то реакция на неё была сильной. Начиная с 1880-х годов теософам приходилось защищать учителя и учения от многочисленных нападок со стороны догматических религий, а также от нападок внутри теософского движения. Жизнь полна испытаний, и каждому, кто изучает теософию, приходится сталкиваться с испытаниями. От Пифагора Самосского до Аполлония Тианского, как и от Алессандро Калиостро до Е.П.Б., нападки на посланников Истины всегда угрожают источникам человеческого вдохновения и нацелены на разрушение культурного и оккультного моста, перекинутого к высшим сферам.
Идея коллективной антахкараны эквивалентна символическому образу лестницы Иакова в Библии. В Книге Бытия (28:11-13) так повествуется о лестнице Иакова:
«…и пришёл [он] на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лёг на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней».
Ангелы — это посланники «Божьи» среди людей. Они населяют божественную лестницу, постоянную и неразрывную связь между Учителями и Человеком.
Ещё одна метафора в теософской литературе, несомненно, связана с этим же оккультным фактом. В «Голосе Безмолвия» высший аспект коллективной антахкараны описывается не как символическая лестница, а как «стена Охранителей». Во Фрагменте III этой книги мы видим описание пути самопожертвования, проходимого великими душами:
«Обрекший себя жить на протяжении будущих кальп [5], не знающий благодарности и не замечаемый людьми; как камень, втиснутый среди бесчисленных других камней, образующих «Стену Охранителей», таково твоё будущее, если ты пройдёшь седьмые Врата. Воздвигнутая руками многих Учителей Сострадания, возведённая их пытками, скреплённая их кровью, она ограждает человечество с тех пор, как человек стал человеком, защищая его от дальнейших и гораздо более тяжёлых невзгод и скорбей. Тем не менее, человек не видит её…»
В пояснительной сноске Е.П.Б. пишет о «Стене Охранителей»:
«Учение говорит, что накопленные усилия многих поколений йогов, святых и адептов, особенно нирманакаев, создали, так сказать, охранную стену вокруг человечества, которая незримо ограждает человечество от ещё худших зол». [6]
Такое сложное понятие превосходит все метафоры, используемые для его описания.
Образ Стены Охранителей или идея лестницы на небеса, как идея коллективной антахкараны, является символом многомерного процесса, посредством которого человечество получает доступ к божественному руководству и вдохновению. В классическом произведении «Свет на Пути» делается ссылка на тот же основной факт:
«Когда ты найдёшь начало пути, звезда твоей души покажет свой свет; и при этом свете ты увидишь, как велика тьма, в которой она горит. Ум, сердце, мозг — все тускло и мрачно, пока не будет выиграна первая великая битва. Не поражайся и не ужасайся этому зрелищу; не своди глаз с этого маленького огонька, и он будет расти. И пусть тьма внутри поможет тебе понять беспомощность тех, кто не видел света, чьи души пребывают в глубоком мраке. Не вини их, не уклоняйся от них, но постарайся хоть немного облегчить тяжелую карму мира; оказывай помощь тем немногим, чьи сильные руки удерживают силы тьмы от полной победы». [7]
Действительно, несколько сильных рук адептов, посланников и учеников поддерживают открытую связь между вечной мудростью и общей кармой нашего человечества. Жизнь Е.П.Б. была посвящена укреплению этой живой связи. В мае 1891 года последние слова, которые она произнесла перед смертью, показали, что она считала эту «оккультную лестницу» между Учителями и Человеком делом огромной важности для неё как личности. Последние слова Е.П.Б. были опубликованы в одной статье в 1894 году:
«В 1890 году штаб-квартира была перенесена на Авеню-роуд, 19; в следующем году Е.П.Б. оставила нас, и её последнее послание Обществу было сказано миссис [Изабел Купер-] Оукли в ночь за день до её смерти. В три часа ночи она вдруг подняла голову и сказала: «Изабел, Изабел, храните связь неразрывной; не дайте моему последнему воплощению быть неудачным».[8]
Эта связь есть глобальная связь между высшим и низшим.
В своей биографии Е.П.Б. Сильвия Крэнстон комментирует ещё один аспект её последних слов:
«Под «последним» она, по-видимому, не имела в виду своё последнее воплощение, так как это противоречило бы одному из основных учений «Голоса Безмолвия», воплощённому в «Клятве Гуань-инь», буддийской богини милосердия: «Никогда не буду я искать и принимать личное спасение; никогда не войду я в окончательный покой одна; но всегда и везде буду жить, стремясь к искуплению всякого создания во всём мире». [9]
Это говорит о том, что личность, когда-то известная как «Е.П.Б.» не перестанет активно помогать человечеству. Содержание «Клятвы Гуань-инь» поразительно похоже на описание Стены Охранителей в «Голосе Безмолвия», которое было процитировано несколькими абзацами выше:
«Обрекший себя жить на протяжении будущих кальп, не знающий благодарности и не замечаемый людьми; как камень, втиснутый среди бесчисленных других камней…»
Влияние деятельности Е.П.Б. на человечество, включая несколько воплощений духовной души, одной из жизней которой она была, является важным элементом нашей современной коллективной антахкараны. Эта жизнь станет камнем, среди бесчисленного множества других, в долгосрочной и проверенной временем Стене Охранителей.
В теософской литературе есть ряд ссылок на коллективный мост, соединяющий человечество с более высокими уровнями сознания.
В «Ключе к теософии» Е.П.Б. писала об Эзотерической школе, которую она основала в 1888 году. Во время её жизни в Лондоне в этой школе была «внутренняя группа», и на её собраниях велись записи. В отчёте собрания Внутренней группы от 12 ноября 1890 года мы читаем:
«Е.П.Б. сказала, что внутренняя группа – это манас Т.О., Э.Ш. – нижний манас, а Т.О. – четверица». [10]
Поскольку манас и низший манас содержат антахкарану, Е.П.Б. имела в виду, что теософское движение, Э.Ш. и В.Г. её дней образовывали нечто похожее на коллективную антахкарану.
В «Письмах Махатм» можно прочитать следующие слова одного из Адептов-Учителей:
«Хотя мы и отделены от вашего мира действий, мы ещё не полностью оторваны от него, пока существует Теософское общество [имеется в виду Теософское движение]». [11]
Здесь снова теософское движение рассматривается как мост. Ещё одно упоминание можно найти в одном из писем Е.П. Блаватской. Она пишет:
«У.К. Джадж — это антахкарана между двумя манасами, американской и индийской мыслью — или, скорее, трансгималайским эзотерическим знанием». [12]
Е.П.Б. понимала роль, которую сыграл Уильям Джадж в создании постоянной духовной связи между Америкой и восточной эзотерической философией.
Более широкая, глобальная «коллективная лестница» требует постоянного оккультного внимания. Создание, поддержание и расширение — это длительный процесс. В эту задачу входит поток «посланников» разной степени развития, приходящих век за веком. Иногда одна и та же душа приходит снова и снова через короткие промежутки времени. Е.П.Б. дала намёк в «Тайной доктрине»:
«В ХХ веке Учителя Мудрости могут послать некоего ученика, более осведомлённого и более подходящего, чтобы дать окончательные и неопровержимые доказательства существования науки, называемой Гупта Видья. И как когда-то таинственные источники Нила стали открыты миру, так и источник всех ныне известных миру религий и философий, остававшийся забытым и утерянным для человечества на протяжении многих веков, наконец, будет найден». [13]
Она писала: «в ХХ веке»; а посланник не появился. Но Учителя не обязаны сообщать публике точные даты и сроки того, что они делают для человечества.
Нам следует довольствоваться теми небольшими элементами информации, которые мы можем собрать об этой работе. У нас есть слово Е.П.Б., что может быть ещё один посланник. Мы не в том положении, чтобы жаловаться, если нам придётся ждать ещё 100 или 200 лет. Мы должны быть готовы выполнить любую задачу, стоящую перед нами, понимая при этом, что наша жизнь является частью гораздо более широкой перспективы.
Уильям Джадж писал в статье под названием «Заключительный цикл»:
«Е.П. Блаватская ясно указала в «Ключе к теософии» в своём заключении, что план состоит в том, чтобы сохранить Т.О. живым как активное, свободное, несектантское общество в течение всего времени ожидания следующего великого посланника, который, несомненно, будет ею самой». [14]
В выполнении этого плана может оказать помощь любой учащийся.
Если слова Джаджа верны, то та же самая монада, которая оживляла «Е.П.Б.» может вернуться рано или поздно, и тогда ей придётся использовать, по крайней мере, часть её прежних общих и личных скандх или кармического наследия, чтобы помочь человечеству. В действительности, говоря о теософском движении, Е.П.Б. писала:
«В нём мой магнетический флюид». [15]
А теософия учит, что карма связана с родством.
До тех пор, пока не появится новый посланник или посланники, достаточно видимые для всех, изучающие теософию несут ответственность за продолжение работы. Каждый учащийся является посланником в пределах своих возможностей. Для многих из них может быть стимулирующей задачей помогать отстаивать и сохранять (в течение неизвестного времени) те кармические паттерны сердца эзотерического движения, с которыми рано или поздно столкнётся великий посланник, чтобы выбрать, адаптировать и использовать их снова, придавая новые силы долгосрочному прогрессу человечества в целом. К таким кармическим паттернам и инструментам относятся учения современной теософии.
СНОСКИ:
[1] «Теософский глоссарий», Е. П. Блаватская, T.И.Д., Лос-Анджелес, 1990.
[2] См., в частности, часть седьмую книги Сильвии Крэнстон «Е.П.Б. – необыкновенная жизнь и влияние Елены Блаватской, основательницы современного теософского движения», опубликованной Джереми П. Тарчер/Патнэм Букс, Нью-Йорк, США, 1993, 647 стр.
[3] «Е.П. Блаватская, её жизнь и деятельность ради человечества», Элис Л. Клизер, Thacker, Spink & Co., Калькутта, 1922, 124 стр., см. стр. 72.
[4] «Е.П. Блаватская, какой я её знала», Элис Л. Клизер, Thacker, Spink & Co., Лондон, 1923, 76 стр., см. стр. 04.
[5] Кальпы – циклы эпох.
[6] «Голос Безмолвия», переведенный и аннотированный Е. П. Блаватской, T.И.Д., Лос-Анджелес, 1987, стр. 74.
[7] См. примечание, относящееся к Правилу 20, в части I книги «Свет на Пути», записанной Мэйбл Коллинз.
[8] Журнал «Путь», июль 1894 г., том IX, стр. 124. Её «последнее воплощение», вероятно, было не тем, которое она тогда заканчивала, а следующим. «Последнее» может означать «последнее перед освобождением от бессознательного перерождения».
[9] «Е.П.Б. – Необыкновенная жизнь и влияние Елены Блаватской, основательницы современного теософского движения», Сильвия Крэнстон, 1993, см. стр. 407.
[10] «Учение внутренней группы Е.П. Блаватской», Point Loma Publications, 1985, стр. 27.
[11] «Письма Махатм А. П. Синнетту», T.U.P., 1992, Пасадена, Калифорния, США, письмо LXXVIII, стр. 378.
[12] «Письма, которые мне помогли», У. К. Джадж, Theosophy Co., 1946, стр. 277–278. Это предложение является частью письма, написанного Е.П.Б..
[13] «Тайная доктрина», Е. П. Блаватская, T.И.Д., Лос-Анджелес, 1982, факсимильное издание, том первый, стр. XXXVIII.
[14] «Заключительный цикл» в «Теософских статьях», У. К. Джадж, T.И.Д., Лос-Анджелес, 1980, том. II, стр. 153.
[15] См. «Теософские статьи», Е. П. Блаватская, T.И.Д., Лос-Анджелес, 1981, том I, нижняя половина стр. 120. Это заявление также цитируется в книге «Е. П. Блаватская, великое предательство», Элис Лейтон Клизер, Thacker, Spink & Co., Калькутта, 1922, 96 стр., стр. 02.
000