Жизнь книг так же непредсказуема, как и жизнь людей, и их внутреннюю ценность нельзя измерить внешним успехом.
Бестселлер последних десятилетий двадцатого века, выдающаяся книга «Я в порядке, ты в порядке» на практике учит исцеляющей силе братства и взаимопомощи. Фраза о взаимном одобрении, воспринимаемая некоторыми как аксиома и личный девиз, находится в строгой гармонии с традиционным восточным приветствием «намасте», что означает:
«Лучшее во мне приветствует лучшее в тебе».
Фраза обычно произносится во время поклона со сложенными перед грудью ладонями. Человеческие отношения, основанные на принципе равновесия, представляют убедительный идеал для теософов и указывают на неизбежное будущее человечества. Хотя практика братства сложна и требует абсолютного перерождения и утраты прежнего чувства идентичности, она неизбежна. Нет нужды препятствовать такому идеалу. Фантазия личной идентичности, основанной на разделении, больше не работает как прикрытие от жизни.
Первой целью теософского движения является создание ядра всеобщего братства, независимо от иллюзорных и низших атрибутов самости, таких как раса, социальный класс, пол, каста, национальность и личная привязанность к какой-либо конкретной религии или философии.
Безусловный, неограниченный процесс братства, в конечном счете, включает в себя целиком царство растений, царства животных и людей, а также божественный мир. Созидание братства как сознательно необходимой части человеческой жизни должно происходить в сердце каждого и должно быть безмолвным. Его строителям необходимо противостоять всем фантомам прошлого, привязанностям к невежеству и страданию, сумме человеческой тревоги и гнева, страха быть покинутым и тысяче других форм того отсутствия «нормальности», которое составляет главное препятствие на пути к мудрости.
С теософской точки зрения фраза «Я в порядке — ты в порядке» означает, что высшее «Я» во мне признаёт существование и активное присутствие высшего «Я» в тебе. Жизнь – это испытательный срок. Все существа несовершенны, и страдание является частью существования, но бессмертная душа во мне воспринимает присутствие бессмертной души в других существах, и это хорошо. Преодоление исцеляет нас. Всеобщность благословляет, уверенность защищает, а мужество позволяет нам быть выше и сильнее страданий.
Три аспекта эмоционального сознания
Транзакционный анализ упрощает уравнение человеческих отношений, чтобы работать с его главными элементами. Он видит три основных уровня сознания в личности индивида в процессе взаимодействия с окружающими:
РОДИТЕЛЬ – Из высшего ядра самосознания человек относится к другим людям, играя роль (в своём индивидуальном мире) отца или матери, знатока, советника, защитника, того, кто лучше знает или обладает большей властью. Однако можно быть или не быть добрым родоначальником, и можно видеть или не видеть в других людях хорошее.
ВЗРОСЛЫЙ – Второй уровень идентичности в человеческом взаимодействии стремится установить отношения, основанные на взаимном уважении и индивидуальной независимости. Автономия ученика играет центральную роль во взрослой жизни. В психологическом мире каждого ребёнка есть «Взрослый», которого нужно уважать. Именно внутренний Взрослый заставляет ребёнка уважать себя и относиться к другим как к другу. Творчество также является функцией Взрослого.
РЕБЁНОК — На третьем уровне самоидентификации человек видит себя хрупким, беззащитным, зависимым от помощи, человеком, который поглощает ситуации и факты и не может принимать решения, а также таким, кто не способен брать на себя ответственность.
Независимо от возраста, каждый человек играет одновременно роли Родителя, Взрослого и Ребёнка в своем собственном эмоциональном мире. И это – «психологическая модель», преподаваемая Эриком Берном, Томасом А. Харрисом и другими. Долг каждого — стать лучшим Родителем, Взрослым и Ребёнком. Это должно начаться с практики наблюдения и принятия решения делать всё возможное.
Четыре основных отношения к себе и жизни
Как только будет понята тройная природа психологической модели человека, необходимо изучить способы, посредством которых энергия «нормальности» или «способности быть в порядке» распределяется в различных формах человеческого взаимодействия.
При эмоциональном взаимодействии различают четыре основные формы чувств и отношений:
* Я не в порядке — ты в порядке.
* Я не в порядке — ты не в порядке.
* Я в порядке — ты не в порядке.
* Я в порядке — ты в порядке.
Эти четыре «спонтанных» состояния взращены кармой и могут быть изменены кармой. Подсознательная природа присутствующих в них причин страданий должна быть разоблачена и раскрыта, прежде чем человек сможет заменить страдание мудростью посредством практики правильных действий и посева хорошей кармы. Теперь нам следует сделать краткий обзор таких установок в человеческом взаимодействии, в соответствии с транзакционным анализом, принимая во внимание учение эзотерической философии.
1) Я не в порядке – ты в порядке.
Если я выбираю видеть положительные качества в другом человеке, а не в себе, это происходит потому, что кто-то научил меня не быть уверенным в себе. Наверное, мне много раз приходилось слышать или чувствовать в детстве, что я не прав, и что кто-то другой намного лучше и «сильнее» меня. Тогда я думаю, что могу только просить о помощи, просить у кого-то прощения, добиваться от кого-то милосердия ко мне или играть роль жертвы перед собой и перед другими. Я ограничиваюсь тем, что завидую другому человеку или прошу его поддержки, или делаю и то, и другое.
Исцеление этого базового эмоционального отношения заключается в самопознании и преодолении себя. Необходимо наблюдать неотчётливо повторяющийся образец самоуничижения. Когда мы устаём от такого порочного круга, мы начинаем выстраивать модель правильного отношения к себе и другим.
2) Я не в порядке – ты не в порядке.
Ложное начало самоуверенности состоит в негативном мышлении о себе и о других. Неосведомленный человек думает, что «весь мир плохой». Развивая слепую веру в скептицизм, он может сказать:
«Я нехороший, и другие нехорошие. У меня нет никакой ценности, и нет никого лучше меня. Все неправы: никто не прав».
Такое отношение является источником частых приступов гнева и негативных действий. Исцеление заключается в том, чтобы открыть глаза и увидеть ложь и иллюзию, присутствующую в идее, что «я не в порядке, и другие не в порядке». Такое мнение просто не соответствует действительности. Природа лечит сама себя. Я могу чувствовать, что «я не в порядке, и ты не в порядке». Я должен исследовать происхождение такого взгляда. Не всякая оценка жизни обязательно верна только потому, что это сделал я.
Я должен спросить себя, в чём заключается мое нереалистичное желание, которое, побеждённое фактами, привело меня к пессимистическому отношению к жизни.
Безличный реализм часто бывает лучшим бальзамом для душевных ран. Я лечу себя скромностью. Смирение позволяет мне развить чувство собственного достоинства, а из чувства собственного достоинства рождается уверенность в себе и в других людях.
3) Я в порядке – ты не в порядке.
Третья форма эмоциональной слепоты в общении с людьми приводит к активному эгоизму и чётко выраженному желанию доминировать над другими как к способу якобы достижения самоуважения и чувства собственного достоинства.
Таким образом, я создаю себе тяжелую карму и иду по тупику, из которого (если я не открою глаза) мне придётся вернуться на один из прежних путей слепоты.
4) Я в порядке – ты в порядке.
Четвёртый тип эмоциональной идентичности или отношения устанавливает творческое равновесие и позволяет мне видеть присутствие духовной души в другом, а также во мне самом.
Когда я воспринимаю законность другого человека, я расширяю контакт со своей законностью. Другой человек почти всегда является психологическим зеркалом моего собственного бытия.
Более глубокий контакт с эзотерической мудростью демонстрирует незаконность чувств, из-за чего мне, возможно, труднее увидеть основную нормальность других. Они люди, и они совершают ошибки. Я могу даже подумать, что они делают больше ошибок, чем я; но они являются психологическим зеркалом различных моих аспектов, и у них есть высшее Я, как и у меня. Они неправы во вторую очередь, но в основном они в порядке. Они учатся.
Когда естественным образом возникает четвёртое отношение к себе и другим, можно лучше понять аксиому, изложенную в Евангелии от Марка, 12, 31:
«Возлюби ближнего своего, как самого себя».
Здоровый реализм заставляет нас признать тот факт, что люди по своей сути все хорошие. Их высшее «я» божественно; их низшие «я» должны многому научиться.
Инстинкт всеобщего братства присутствует в любой ситуации и возрастной группе и не ограничивается людьми. Петр Кропоткин и другие показали, что, начиная с растительного царства и включая животных, взаимопомощь или братство являются главным руководящим принципом в эволюции всего живого. Конкуренция — второстепенный фактор.
Критика должна приветствоваться как инструмент для самосовершенствования и взаимного обучения. Будучи моим зеркалом, другой даёт мне образы моих собственных духовных возможностей. Он показывает мне ошибки, которых я должен избегать, а также уроки, которые я могу усвоить, и мудрость, пребывающую в моей духовной душе.
ПРИМЕЧАНИЕ:
[1] «Я в порядке, ты в порядке», Томас А. Харрис, доктор медицины, Эйвон Букс, Нью-Йорк, 317 стр., шестое издание, 1973 г. Книга посвящена транзакционному анализу.