Диалог 2011 года о карме и дхарме теософского движения
«Если бы не те немногие, кто борется, кто пытается восстановить связь с духом первоначальной программы, надежды не было бы вообще».
(Эрнест Пеллетье)
Имея много друзей и читателей на разных континентах, Эрнест Пеллетье является одним из самых активных членов небольшого, но влиятельного Эдмонтонского теософского общества (Э.T.О.), которое в течение двенадцати лет (1997-2008) издавало в Канаде международный журнал «Фохат».
В 2004 году Э.T.О. опубликовала новаторскую книгу Пеллетье «Дело Джаджа». В этом обширном и подтверждённом документами издании рассматриваются препятствия, с которыми сталкивается теософское движение в 21 веке.
Кому-то может показаться, что видение Пеллетье недостаточно оптимистично; каждый читатель должен своё мнение. Пеллетье всю жизнь трудился на благо теософии, и его вклад – как и вклад Эдмонтонского общества – значителен для теософской деятельности в целом. Пеллетье также видит впереди узкую тропу, ведущую в гору, и указывает на нее.
Следующие вопросы были отправлены мистеру Пеллетье в письменной форме для публикации на наших совместных сайтах.
000
1) Какова предыстория вашей связи с теософским движением?
Чтобы понять, с какой точки зрения я рассматриваю, важно немного ознакомиться с историей Эдмонтонского теософского общества. Вот краткое изложение.
Во-первых, с середины 1970-х годов для меня было честью в этой жизни быть частью теософского движения. Я никогда не был членом организаций, но в то время интересные обстоятельства убедили меня, что я должен вступить в Эдмонтонскую ложу. Учения, представленные мне в то время, охватывали целый ряд интересных философских положений, идей и объяснений, которые сразу же проникли в мое внутреннее существо. Мой наставник, который много лет изучал теософскую философию, считался в Канаде авторитетом в области «Тайной доктрины». Он всегда держался в тени, но переписывался с лучшими умами того времени.
Вот часть того, что я написал в своем вступлении к книге «Дело Джаджа: заговор, который разрушил дело теософии»:
«Когда мы с женой вступили в Общество в 1977 году через теософское общество Канады, Эдмонтонскую ложу (ныне Эдмонтонское теософское общество), два пожилых джентльмена были прочными столпами группы. Старший из них, Эмори П. Вуд, был серьезным исследователем, интересовавшимся историей теософии и совершенно преданным Е.П.Б., Учителям и первоначальной программе. Другой джентльмен, Бертрам Дж. Уайтбрид, на несколько лет моложе и такой же преданный своему делу, был связан с эзотерической секцией, а также с ложей, в которой были священники Либеральной католической церкви. Он также изучал труды Алисы Бейли. Групповые занятия всегда были сосредоточены на первоначальных учениях, представленных Блаватской и Учителями, и эти два джентльмена, искренние и серьезные ученики, на протяжении более шестидесяти лет поддерживали баланс в Эдмонтонской ложе. Я благодарен им за мудрость и руководство, а также за методику обучения, которой они нас научили. Изучающих теософию поощряли исследовать все и самим определять истину. Было рекомендовано, чтобы они начали с ознакомления с первоначальной программой, исходной литературой и историей, прежде чем изучать другие понятия».
Эдмонтонская ложа была частью Теософского общества Канады, а Теософское общество Канады было членом Общества Адьяра. Когда Эдмонтон впервые присоединился к нам в 1911 году, мы были зарегистрированы в Американской секции как отделение, а позже объединились с Теософским обществом Канады, когда Альберт Смит и другие основали секцию.
2) У.К. Джадж все еще мало известен значительной части теософского движения. В чем заключается реальная важность понимания его жизни и работы и извлечения пользы из его примера?
Исторически было отмечено, что Учителя оказали влияние на формирование первоначального Теософского общества с его определенными целями. Важность того, чтобы три человека собрались вместе для достижения общей цели, упоминалась в различных трудах. Представляется логичным заключить, что Е.П. Блаватской, полковнику Г.С. Олкотту и У.К. Джаджу было суждено стать теми тремя личностями, которые дали толчок Движению. Как они соединились, описано ниже.
Олкотт и Джадж познакомились благодаря своей юридической практике задолго до того, как они познакомились с Блаватской в 1874 году. Джадж объясняет свою связь с Олкоттом до образования Теософского общества в письме Касперу Л. Робертсону, где он объясняет факты, связанные со слухами об Олкотте, его браке и разводе, заявляя: «Я сам частично позаботился об этом для него. . .»
По данным окружного суда Нью-Йорка, развод Олкотта был завершен 28 декабря 1874 года. Дальнейшие исследования показали, что во время своей юридической практики Олкотт обслуживал таких клиентов, как Нью-Йоркская фондовая биржа, Министерство финансов Соединенных Штатов, а также город Нью-Йорк, в качестве корпоративного юрисконсульта. Корпоративный юрисконсульт был главным юристом Нью-Йорка и выступал в качестве юрисконсульта мэра и всех городских учреждений. Эдвард Делафилд Смит, а позже Джордж П. Эндрюс оба были корпоративными юрисконсультами. У.К. Джадж работал у обоих этих людей.
Эти факты дают нам некоторые подробности, касающиеся Джаджа и его ранних отношений с Олкоттом и его семьей, до того, как они познакомились с Блаватской. Было бы разумно, основываясь на представленных доказательствах, признать тот факт, что Джадж достаточно хорошо знал Олкотта до того, как рассказ Олкотта о феноменах семьи Эдди был впервые опубликован в нью-йоркской газете “Sun” летом 1874 года, а его статьи – в нью-йоркской газете “Daily Graphic”. которые позже были опубликованы в виде книги «Люди с того света» в марте 1875 года.
Джадж пояснял, что он знал Блаватскую с 1874 года, в своей статье «Ваша до смерти и после, Е.П.Б.», где он писал: «В 1874 году, в городе Нью-Йорке, я впервые встретил Е.П.Б. в этой жизни». Эта встреча, вероятно, состоялась осенью или в начале зимы 1874 года, когда Олкотт посылал свои репортажи в нью-йоркскую газету “Sun”, ещё до выхода в 1875 году его книги «Люди с того света».
Блаватская писала в письме Францу Гартману, что Махатмы послали ее «в Америку… и отправили к Эдди. …», чтобы показать, чем были и чем не были различные стуки и видения на спиритических сеансах. Она поселилась в Нью-Йорке и поехала на ферму Эдди в Читтендене, штат Вирджиния, где познакомилась с Олкоттом.
Читая официальный протокол инаугурации Общества (включенный в «Дело Джаджа»), сразу же обнаруживаешь три важных факта. 1. Что полковник Г. Олкотт предложил создать Общество … 2. По предложению У.К. Джаджа было решено, что полковник Г.С. Олкотт займет пост председателя. 3. Также было решено, что У.К. Джадж будет выполнять функции секретаря. Эти решения принимаются не случайно; они организуются людьми, которых объединяют общие интересы и особые обстоятельства. Эти факты нельзя отрицать – Джадж был неотъемлемой частью создания Теософского общества в 1875 году.
Одна из важных причин, по которой стоит серьезно относиться к участию Джаджа в теософском движении, была разъяснена самой Е.П.Б. В 1886 году, комментируя журнал Джаджа “The Path”, она описала его как «чистое буддхи». В 1889 году, говоря о Джадже в третьем лице, она заявляла, что «У.К.Дж. является частью ее самой на протяжении нескольких эпох» и что он был связующим звеном между «американской мыслью и индийским – или, скорее, трансгималайским эзотерическим знанием». Уже одно это дает понять, что Джадж был неотъемлемой частью плана. Те, кто знал его близко, признавали, что он никогда не лгал. Влиятельные бизнесмены, которые защищали его, утверждали, что Джадж мог получить от них все, что хотел, но ничего не просил и отдавал всего себя бескорыстно. Несмотря на преследования, которым он подвергся из-за ложных обвинений в свой адрес, худшее, что он мог сказать после долгих лет мучений, это, говоря об Анни Безант, сказать «мне жаль ее в следующей жизни».
3) Почему студентам следует читать книги и сочинения Джаджа в 21 веке?
Изучение как его трудов, так и его образцовой позиции, и его жизни определенно принесет пользу. Как упоминалось ранее, очевидно, что он был тесно связан с формированием Теософского общества. Я утверждаю, что его активное участие в жизни Общества намеренно скрывалось, чтобы не привлекать к нему слишком много внимания по мере того, как он продвигался по своему духовному пути. В октябре 1886 года Е.П.Б. написала Джаджу:
«Ваша беда в том, что вы не знаете о той великой перемене, которая произошла в вас несколько лет назад [во время пребывания в Индии]. У других астрал время от времени изменяется и заменяется астралом адепта (как у элементариев), и он влияет на внешнего и на высшего человека. У вас именно нирманакайя, а не «астрал» слился с вашим астралом. …»
Это подразумевает очень утонченное духовное состояние Джаджа. Тем не менее, необоснованным намекам было оказано большее доверие, чем личным замечаниям Е.П.Б. относительно надежности характера Джаджа. Заявления Блаватской неоднократно отвергались теми, кто хотел дискредитировать Джаджа. Теософы должны думать самостоятельно, но большинство из них принимают заявления других, вместо того чтобы проводить собственное исследование. Изучение доказательств покажет, что Джадж с самого начала был выбран для участия в теософском движении. К сожалению, в настоящее время исследователи в основном являются просто архивариусами, а дело теософии не в этом заключается.
4) Книга «Дело Джаджа» была описана некоторыми как «библиотека в одном томе». Ее объём сопоставим с объемом «Энциклопедического словаря английского языка без сокращений Вебстера». Она представляет большую ценность как источник информации. У неё также есть интригующий подзаголовок: «Заговор, который разрушил ДЕЛО теософии». До какой степени заговор 1894-1895 годов против Уильяма Джаджа на самом деле разрушил ДЕЛО?
Книге было дано название «Дело Джаджа: заговор, который разрушил ДЕЛО теософии» по многим причинам.
Поводом послужила первоначальная программа, изложенная Махатмами. Вокруг этой благородной цели было создано движение, проводником которого стало Теософское общество. Джадж обладал исключительной ясностью мышления и пропагандировал самосовершенствование. Он смог выразить «доктрину сердца» и делал акцент на этики во всех своих сочинениях. Когда Джадж подвергся нападкам, первоначальная программа ДЕЛА подверглась нападкам вместе с ним.
Безант, хотя, возможно, и была искренна, пришла в замешательство. Хотела ли она следовать за президентом Общества или за духом теософии? Возможно, это было из-за амбиций или из-за внимания, оказанное ей Олкоттом, а затем и Чакраварти. Возможно, все эти похвалы как замечательного оратора с большим интеллектом мешали ей более четко воспринимать происходящее. Возможно, она пыталась сделать слишком много и слишком быстро, имея мало духовных знаний.
Мы не должны забывать, что Анни Безант провела с Блаватской очень мало времени. Она вступила в Теософское общество только в мае 1889 года. Блаватская умерла два года спустя. В течение этих двух лет Безант проводила большую часть своего времени, читая лекции в Англии, переезжая из города в город и однажды посетила Северную Америку. Независимо от того, когда беспорядка было больше, когда она стала президентом Общества, она изменила практически всё. Те, кто сблизился с ней (такие люди, как Чакраварти и позже Ледбитер), доминировали в ее сознании до такой степени, что она вела свою жизнь, руководствуясь сознанием этих людей. Примером этого может служить Кришнамурти, избранный Ледбитером в качестве «носителя грядущего Христа». Кришнамурти отказался от всех связей с Ледбитером, назвав его «лукавым», но утверждал, что Безант была искренней. Моя статья, состоящая из двух частей, озаглавленная «Анни Безант: ее увлечения и взаимоотношения», исследует эти направления. Эта статья была опубликована в журнале «Фохат» зимой 2000 года и весной 2001 года и доступна по адресу theosophycanada.com. Она не была включена в мою книгу, но, безусловно, стала частью ее основного понимания.
Не только Безант была сбита с толку, но и те, кто был близок к Джаджу в Северной Америке. Несмотря на предупреждение Джаджа о том, что «Необходимо сохранять спокойствие. Держитесь. Действуйте медленно», они пришли в замешательство. После его внезапной смерти они изо всех сил пытались найти преемника. Началась паника, и воцарилась неразбериха. Кэтрин Тингли вышла на первый план как новый лидер Теософского общества в Америке. Была предпринята попытка представить Тингли как теософского лидера для всего мира, но эта затея с треском провалилась. Теософское общество в Америке было узурпировано и стало филиалом Всемирного братства – новой организации с новой конституцией. Они также изменили направленность Общества с философской на «бизнес Армии спасения», или, как назвал это Джон М. Прайс, «эфемерную филантропию». Акцент был перенесен с первопричины на личные дела, а Тингли стала авторитарным лидером.
Я утверждаю, что, если бы Джадж достиг того, куда он верно шёл, направив мышление в более духовное русло, то цель Теософского общества, которую Учителя описывали как «остановить волну материализма», действительно изменила бы ситуацию. Подрыв репутации Джаджа привёл к тому, что он оставался дискредитированным в течении очень долгого времени, а то, что он сделал, игнорировалось.
5) Может ли Адьярское теософское общество иметь будущее, не отказываясь от ритуализма и псевдотеософии?
У Адьяра, как общества, как средства распространения РЕЛИГИИ МУДРОСТИ, нет будущего с тех пор, как они отвергли Джаджа. Блаватская писала: «Джадж – один из Основателей и человек, который всегда был верен Учителям… И Джадж станет президентом Теософского общества после нашей смерти, или Т.О. умрет вместе с нами». [См. стр. 26] Безант работала за спиной Джаджа, чтобы дискредитировать его, так как в то время было запрещено плохо отзываться о члене Эзотерической школы. Было понятно, что замешательство Безант привело к тому, что она была вынуждена следовать двум различным путям наставлений, что также было запрещено правилами Эзотерической секции. Это вызвало раскол в рядах. Отвергнув Джаджа, адьярцы также отвергли Е.П.Б. Олкотт спас Общество, но дух Учителей давно исчез из Адьяра.
Для продвижения истинного дела необходимо отказаться от слепой преданности и клятв «внешнему руководителю» и лидерам организаций, которые предположительно не являются частью Т.О. Е.П.Б. приложила все усилия, чтобы отвергнуть «церковность», и все же она укоренилась в Адьярском обществе (вопреки тому, что утверждается). В теософии нет ни установленных верований, ни ритуалов. Эзотерическая секция прекратила свое существование вместе со смертью Джаджа, и, следовательно, всякая связь с Махатмами давно утрачена.
6) Ваша точка зрения заслуживает уважения со стороны тех, кто думает иначе. Как вы оцениваете жизнь и жизнеспособность неадьярских секций движения?
Я вижу регионы, в которых дела идут достаточно хорошо; некоторые из них обрели новый импульс. Они могут изменить ситуацию к лучшему.
7) Когда вы пишите в 2011 году, как вы оцениваете движение «Справедливость для Джаджа» и серию ежегодных писем этого движения в Индию, которая началась в 2006 году?
Я вижу людей, пытающихся понять, что пошло не так. Я вижу людей, взывающих о помощи, чтобы попытаться исправить причиненный ущерб. Но кто их слушает? Цель теософии состояла в том, чтобы вновь зажечь искру, некое свойство РАЗУМА, которое исчезало в немногих, чтобы они, в свою очередь, могли передать эту искру другим. После смерти Джаджа эта искра значительно угасла. Члены теософии стали скорее последователями, чем свободомыслящими людьми. Теософия – это не вид спорта, в котором соревнуются за лучшее положение. Это должен быть совместный обмен и понимание теософских идей. Если бы не те немногие, кто борется, кто пытается восстановить связь с духом первоначальной программы, надежды не было бы вообще.
Движение «Справедливость для Джаджа» является инициативой, которую Адьяр может игнорировать, но я верю, что ее замечают те, кто действительно что-то значит. Цитирую из «Писем Махатм»: «Подобно свету в мрачной долине, который видит альпинист со своих вершин, каждая светлая мысль в вашем сознании, брат мой, будет сверкать и привлекать внимание вашего далекого друга… [К.Х.]». А также из «Писем Махатм»: «Намерение – это всё».
8) Есть интересная, хорошо документированная книга по истории теософского движения в Канаде. Она была опубликована Эдмонтонским теософским обществом.
Это «Теософия в Канаде: «раскол» и другие исследования ранней истории канадской теософии и о некоторых ранних канадских теософов» (400 стр.). Автор – Тед Г. Дэви.
Мистер Дэви – самый осведомленный человек в истории теософского движения в Канаде. С 1968 по 1986 год он занимал должность генерального секретаря Теософского общества в Канаде. Он и его жена Дорис были соредакторами журнала «Канадский теософ» с 1961 по 1991 год. Главной целью Теда в издании журнала было продолжение традиций его основателя А.Э.С. Смайта. Мистер Смайт был близким другом мистера Джаджа – оба были ирландскими иммигрантами, один из которых переехал в США, а другой в Канаду.
Первые двести страниц посвящены ранним годам, теософии в Торонто, социальным реформам, автономии Канады, вмешательству Адьяра в политику, включая визиты миссис Безант в Торонто и ее взгляды на «Мировую религию». В остальной части книги рассказывается о некоторых первых членах Эдмонтонского общества, людях с тонким умом, которые помогли сформировать теософию в Канаде.
9) Помимо «Теософии в Канаде» и «Дела Джаджа», Эдмонтонское общество опубликовало ряд других важных книг и статей. Как можно получить эти материалы?
Несмотря на то, что Эдмонтонское теософское общество является небольшой независимой организацией, оно очень активно участвует в этом движении.
Мы были первыми, кто переиздал множество редких брошюр, документов и старых журналов, чтобы сохранить большую часть истории и литературы теософского движения. За эти годы мы опубликовали более ста наименований. Мы отстаиваем право на то, чтобы все документы были сохранены и ни один документ не был бы уничтожен во избежание недоразумений. С появлением интернета мы с подозрением относимся к его возможностям, потому что это палка о двух концах. С одной стороны, можно получить много информации, но большая часть этой информации также может быть отредактирована без предварительного уведомления, искажая детали. Заходите на сайт theosophycanada.com для получения информации о нас и наших идеях.
000
Приведенный выше текст был впервые опубликован в мае 2011 года.