Почему легальные теософские ассоциации должны быть независимыми

 

Кабинет Елены Петровны Блаватской в ​​Лондоне, 1887-1888 гг.

Частичный вид рисунка Уильяма Квана Джаджа.

 

По мере того, как основные авторы псевдотеософских книг теряют читателей и о них постепенно забывают во всём мире, среди членов Адьярского теософского общества постепенно распространяется мнение, что «необходимо изучать Елену Петровну Блаватскую».

 

Есть ли у учеников Блаватской будущее в адьярском движении?

 

Просто словесное изучение Блаватской (и Писем Махатм) в рамках Адьярского Т.О. способствует поверхностному приукрашиванию и проецирует идею легитимности на то, что незаконно, как будто достаточно прочитать слова мудрого автора, чтобы изменить свою объективную реальность. Это требует гораздо большего. Необходимо извлечь практические уроки из учений мудрых.

 

Адьярский подход к теософии всегда терпел тех, кто изучает Блаватскую, но он также отвергал и продолжает отвергать эффективные действия, основанные на учении Блаватской. Это разделение между тем, что думают, и тем, что делают, является одной из самых серьёзных ловушек, созданных безантианскими «ясновидцами», и с которой должны столкнуться все изучающие подлинную теософию.

 

Если что-то должно быть улучшено в движении, контролируемом Адьяром, то необходимо, чтобы его члены и лидеры обрели историческое сознание и извлекли уроки из ошибок, совершенных с 1891 года. Слова и действия должны быть снова связаны. Саму нынешнюю структуру власти необходимо оставить, так как она основана на старых псевдомасонских иллюзиях и ложном эзотеризме. Её основы включают в себя поклонение портретам, изображающим воображаемых учителей, и позицию по отношению к учению, согласно которой достаточно «декламировать его слова».

 

Сама Е. П. Блаватская писала в статье «Почему я не возвращаюсь в Индию» следующее:

 

«..…и я не смогу, если хочу оставаться верна клятве всей своей жизни и обетам, жить теперь в штаб-квартире [Теософского общества в Адьяре], из которой фактически были изгнаны Учителя и их дух. Присутствие их портретов не поможет; они – мёртвая буква».[1]

 

Стало ещё хуже с тех пор, как она написала эти слова.

 

Начиная с начала 20-го века избитый аргумент «свободы мысли» использовался как политический предлог для удержания бессмысленных форм обрядности в центре структуры власти и как причина отрицания необходимой связи между знанием и действием.

 

Единодушное мнение, выработанное Безант, состоит в том, чтобы немедленно называть «нетерпимой» и «небратской» любую идею об устранении тех форм слепой веры, которые относятся к периоду ложного ясновидения 1900–1934 годов [2].

 

С такой точки зрения сочинения Елены Петровны Блаватской представляются вполне приемлемыми для запоминания и цитирования. Это также полезно в качестве маркетингового инструмента, поскольку создаёт ощущение классицизма и легитимности. Однако любой, кто принимает истинное учение как руководство к действию, автоматически считается «опасным радикалом».

 

«Каждый думает, как ему угодно», — гласит политкорректная мантра. А обязательство признавать факты, искать истину, активно исследовать и отвергать явную неправду молчаливо запрещается, хотя и делается это с видом братских отношений и во святое имя взаимной дружбы.

 

Никто не берёт на себя ответственность за правдивость «учений». Их не следует воспринимать слишком серьёзно. Действия согласно им не считаются братскими, а нравственность не занимает центрального места в такой «теософии».

 

В сфере поверхностного мышления чтение Блаватской вызывает любопытство и может ограничиваться словесным уровнем.

 

Однако если отказаться от подделок Безант, то могут произойти счастливые долговременные изменения.

 

Пока этого не произойдёт, к следующей весне и возрождению реальной жизненной силы придётся готовиться в независимых кругах и в ассоциациях, свободных от бюрократических или институциональных интересов. На наших совместных сайтах заметен рост числа читателей из членов Адьярского общества, как истинное знамение времени. Первая половина нынешнего века представляется подходящим поводом для того, чтобы избавиться от всякого вздора и построить более легитимное теософское движение.

 

СНОСКИ:

 

[1] Из статьи Елены Петровны Блаватской «Почему я не возвращаюсь в Индию».

 

[2] О подделках и иллюзиях читайте, например, «Кришнамурти о заблуждениях Безант», «Ледбитер и повседневная жизнь на Марсе», «Подделка Адьяром эзотерической школы» и «Создание аватара».

 

000

 

Вышеприведённая статья была опубликована на совместных сайтах 2 июля 2020 года.