Оккультный ключ к пониманию ритма жизни
00000000000000000000000000000000000
Редакционное примечание:
Как и в других сочинениях по эзотерической философия, между строк следующей статьи Е.П.Б. заключена некая «скрытая мудрость». Эту мудрость можно лучше понять, если прочитать текст, по крайней мере, два или три раза в разное время внимательно и в медитативном состоянии ума.
(Карлос Кардосо Авелине)
00000000000000000000000000000000000
В седой древности числам придавалось огромное значение. Не было народа, обладавшего чем-либо похожим на философию, который бы не придавал большого значения числам применительно к религиозным обрядам, установлению праздничных дней, символам, догмам и даже географическому положению империй. Мистическая система чисел Пифагора не была чем-то новым, когда она появилась более 600 лет до нашей эры. Оккультное значение цифр и их комбинаций было предметом размышлений мудрецов всех народов; и недалек тот день, когда, покоряясь постоянному циклическому чередованию событий, наш ныне скептически настроенный неверующий Запад вынужден будет признать, что в этой регулярной периодичности постоянно повторяющихся событий есть нечто большее, чем просто слепая случайность. Наши западные ученые уже начинают это замечать. В последнее время они навострили уши, и начали рассуждать о циклах, числах и всем том, что всего несколько лет назад они предавали забвению в старых чуланах памяти, которые никогда не отпираются, кроме как с целью посмеяться над тёмными и дурацкими суевериями наших необразованных предков.
В качестве одной из таких новинок старейший и прозаичный немецкий журнал «Die Gegenwart» опубликовал серьезную и ученую статью на тему «значение числа семь», представленную читателям как «культурно-исторический очерк». Процитировав из него несколько выдержек, мы, вероятно, сможем кое-что добавить к нему. Автор пишет:
«Число семь считалось священным не только у всех культурных народов древности и Востока, но и пользовалось величайшим почтением даже у более поздних народов Запада. Астрономическое происхождение этого числа не вызывает сомнений. Человек, чувствуя себя с незапамятных времен зависимым от небесных сил, всегда и во всём подчинял землю небесам. Так, самые большие и яркие светила становились в его глазах важнейшими и высочайшими силами; таковы были планеты, которых во всём древнем мире насчитывалось семь. Со временем они превратились в семь божеств. У египтян было семь изначальных высших богов; у финикийцев – семь кабири; у персов – семь священных коней Митры; у парсов – семь ангелов, противоположных семи демонам, и семь небесных обителей, соответствующих семи низшим областям. Чтобы более четко представить эту идею в ее конкретной форме, семь богов часто изображались как одно семиглавое божество. Все небо подчинялось семи планетам; следовательно, почти во всех религиозных системах мы находим семь небес».
Брахманическая религия в своей вере в сапталоку оставалась верна древней философии; и (кто знает) сама эта идея зародилась в Арьяварте, этой колыбели всех философий и матери всех последующих религий! Если египетская догма о метемпсихозе или переселении душ учила, что существует семь состояний очищения и постепенного совершенствования, то верно и то, что буддисты переняли у индийских ариев, а не у египетских, их идею о семи этапах постепенного развития развоплощенной души, аллегорически выраженных семью ярусами или зонтиками пагод, постепенно уменьшающимися к вершине.
В мистическом культе Митры было «семь врат», семь алтарей, семь мистерий. У жрецов многих восточных народов было семь степеней; семь ступеней вели к алтарям, а в храмах свечи горели на семисвечниках. Некоторые масонские ложи и по сей день имеют семь и четырнадцать ступеней.
Семь планетарных сфер служили образцом для государственных делений и структур. Китай был разделен на семь провинций, древняя Персия – на семь сатрапий. Согласно арабскому преданию, семь ангелов охлаждают солнце льдом и снегом, чтобы оно не испепелило землю; и семь тысяч ангелов каждое утро заводят и приводят в движение солнце. Две древнейшие реки Востока – Ганг и Нил – имели по семь устьев каждая. В древности на Востоке было семь главных рек (Нил, Тигр, Евфрат, Окс, Яксарт, Аракс и Инд); семь знаменитых сокровищ; семь городов, полных золота; семь чудес света и так далее. Точно так же число семь играло заметную роль в архитектуре храмов и дворцов. Знаменитая пагода Чурингем окружена семью квадратными по форме стенами, окрашенными в семь различных цветов, и в середине каждого квадрата находится семиступенчатая пирамида; точно так же, как в допотопные времена, храм Борсиппы, ныне Бирс-Нимруд, имел семь ступеней, символизировавших семь концентрических кругов семи сфер; каждая ступень была построена из кирпича-сырца и металлов в соответствии с цветом правящей планеты изображаемой сферы.
Нам говорят, что все это «пережитки язычества», следы «древних суеверий, которые, подобно совам и летучим мышам мрачных подземелий разлетелись перед славным светом христианства, чтобы больше не возвращаться»; такое утверждение весьма легко опровергнуть. Если автор данной статьи собрала сотни примеров, показывающих, что не только древние христиане, но даже современные христиане чтут число семь, причем так же свято, как это было всегда прежде, то на самом деле их можно найти тысячи. Начнем с астрономических и религиозных исчислений древних римлян–язычников, которые делили неделю на семь дней и считали седьмой день самым священным, днём Солнца или Юпитера, и в честь которого все христианские народы, особенно протестанты, совершают пуджу и по сей день. Если, возможно, нам ответят, что мы переняли его не от римлян-язычников, а от евреев-монотеистов, то почему вместо воскресенья или дня Солнца не соблюдают субботу или как правильно «шаббат»?
Если в «Рамаяне» упоминаются семь дворов в резиденциях индийских царей, и семь ворот обычно вели к знаменитым храмам и древним городам, то почему фрисландцы в десятом веке христианской эры строго придерживались числа семь при делении своей провинции и настаивали на выплате семи «пфеннигов» взноса? В Священной Римской империи было семь курфюрстов или выборщиков. Венгры эмигрировали под предводительством семи герцогов и основали семь городов, которые теперь называются Семиградье (ныне Трансильвания). Если языческий Рим был построен на семи холмах, то Константинополь имел семь названий – Византия, Августа Антонина, Новый Рим, город Константина, Разделитель частей света, Сокровище ислама, Стамбул – и также назывался городом на семи холмах и городом семи башен в дополнение к другим названиям. Согласно мусульманам «он был осажден семь раз и взят через семь недель седьмым из османских султанов». По понятиям восточных народов семь планетарных сфер представлены семью кольцами, которые женщины носят на семи частях тела (голове, шее, руках, ногах, в ушах, в носу, вокруг талии), и такие семь колец или кругов женихи Востока до сих пор дарят своим невестам; персидские песни воспевают красоту женщины, таящуюся в семи прелестях.
Так как семь планет всегда остаются на равном расстоянии друг от друга и вращаются по одной и той же траектории, отсюда и подсказанная этим движением идея о вечной гармонии вселенной. В связи с этим число семь стало особенно священным и навсегда сохранило свое значение для астрологов. Пифагорейцы рассматривали цифру семь как образ и модель божественного порядка и гармонии в природе. Это число содержало две священные тройки или «триады», к которым добавлялась «единица» или божественная монада: 3 + 1 + 3 . Как гармония природы звучит на клавиатуре космоса, между семью планетами, так и гармония слышимого звука выражается на меньшем плане музыкальной гаммой из постоянно повторяющихся семи звуков. Отсюда семь трубок свирели бога Пана (или природы), их постепенно уменьшающиеся размеры, представляющие расстояние между планетами или между ними и землей, а также семиструнная лира Аполлона. Образующееся путём сложения числа три (символа божественной триады для всех народов, как христиан, так и язычников) и числа четыре (символа космических сил или стихий), число семь символически указывает на союз Божества с вселенной. Эта пифагорейская идея была заимствована христианами (особенно в средние века), которые широко использовали число семь в символике своей культовой архитектуры. Так, например, знаменитый Кельнский собор и доминиканская церковь в Регенсбурге демонстрируют это число в мельчайших архитектурных деталях.
Не меньшее значение имеет это мистическое число в мире интеллекта и философии. В Греции было семь мудрецов, в христианском средневековье – семь свободных искусств (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия). Мусульманский Шейх-уль-Ислам созывает на каждую важную встречу семь «улемов». В средние века клятва должна была быть принесена перед семью свидетелями, и того, кому она приносилась, семь раз окропляли кровью. Процессии обходили храмы семь раз, и верующие должны были семь раз преклонять колени, прежде чем произнести обет. Мусульманские паломники по прибытии в Мекку семь раз обходят вокруг Каабы. Священные сосуды были сделаны из золота и серебра, очищенных семь раз. Места расположения старинных немецких трибуналов были обозначены семью деревьями, под которыми располагались семь «шоффер» (судей), которым требовалось семь свидетелей. Преступнику грозило семикратное наказание, и требовалось семикратное очищение, поскольку добродетельному была обещана семикратная награда. Каждый знает, какое огромное значение придается на Западе седьмому сыну седьмого сына. Все мифические персонажи, как правило, наделены семью сыновьями. В Германии король, а теперь и император, не может отказаться в просьбе быть крестным отцом седьмому сыну, будь он даже нищим. На Востоке, улаживая ссору или подписывая мирный договор, правители обмениваются либо семью, либо сорока девятью подарками (77).
Чтобы попытаться перечислить все, что входит в это мистическое число, потребовалась бы целая библиотека. В заключение мы процитируем еще кое-что из области демонического. Согласно авторитетам в этих вопросах (христианскому духовенству прежних веков), договор с дьяволом должен был содержать семь пунктов, он заключался на семь лет и подписывался заключавшим его семь раз; все колдовские отвары, приготовленные с помощью врага человеческого, состояли из семи трав; тот лотерейный билет выигрывает, который вытянул семилетний ребенок. Легендарные войны длились семь лет, семь месяцев и семь дней, а сражавшихся героев насчитывалось семь, семьдесят, семьсот, семь тысяч и семьдесят тысяч. Принцессы в сказках оставались заколдованными семь лет, а сапоги знаменитого кота – маркиза де Карабаса – были семимильными. Древние делили человеческое тело на семь частей: голову, грудь, живот, две руки и две ноги; и жизнь человека была разделена на семь периодов. У ребенка начинают прорезываться зубы на седьмом месяце; ребенок начинает сидеть в четырнадцать месяцев (27); начинает ходить в двадцать один месяц (37); говорить в двадцать восемь месяцев (47); перестает сосать грудь в тридцать пять месяцев (57); в четырнадцать лет (27) он начинает окончательно формироваться; в двадцать один год (37) он перестает расти. Средний рост человека до того, как человечество выродилось, составлял семь футов; отсюда и старинные западные законы, предписывавшие, чтобы садовые стены были высотой в семь футов. Воспитание мальчиков начиналось у спартанцев и древних персов в возрасте семи лет. А в христианских религиях (у католиков и греков) ребенок не несет ответственности ни за какое преступление до тех пор, пока ему не исполнится семь лет, и это подходящий возраст для того, чтобы идти на исповедь.
Если индусы подумают о своем Ману и вспомнят о том, что содержится в древних шастрах, они, без сомнения, найдут происхождение всей этой символики. Нигде число семь не играло такой заметной роли, как у древних ариев в Индии. Нам стоит только вспомнить семь мудрецов – саптариши; сапталоку – семь миров; саптапуру – семь святых городов; саптадвипу – семь святых островов; саптасамудру – семь святых морей; саптапарватту – семь святых гор; саптааранию – семь пустынь; саптаврикшу – семь священных деревьев; и так далее, чтобы убедиться в правдоподобности этой гипотезы. Арии никогда ничего не заимствовали, как и брахманы, которые были слишком горды и привилегированны для этого. Откуда же тогда таинственность и святость числа семь?
«Теософ», Индия, июнь 1880 г.
[Приведено из «Теософских статей» Е.П. Блаватской, Теософия Ко., Лос-Анджелес, 1981, 512 стр., Том I, стр. 345-350. Сравните при необходимости с «Собранием сочинений», ЕПБ, том II, стр. 408-141.]