Часть одиннадцатого раздела книги «Ключ к теософии»
Примечание редакции:
Следующий фрагмент находится на страницах 201-203 «Ключа к теософии»
Е.П. Блаватской, Theosophy Co., Лос-Анджелес.
За несколько строк до него Е.П.Б. пишет:
«Во что мы верим — так это в строгую и беспристрастную справедливость. Наше представление о неведомом вселенском божестве, представителем которого является карма, состоит в том, что оно есть сила, которая не может потерпеть неудачу и поэтому не знает ни гнева, ни милости — ничего, кроме абсолютной справедливости, которая предоставляет всякой причине, большой или малой, производить свои неизбежные следствия». (стр. 199-200)
(ККА)
000000000000000000000000000000000000000000000000000
СПРАШИВАЮЩИЙ. Но что такое карма?
ТЕОСОФ. Как я уже говорила, мы рассматриваем её как абсолютный закон вселенной, начало, происхождение и источник всех других законов, существующих в природе. Карма — это безошибочный закон, который согласовывает следствие с причиной на физическом, ментальном и духовном планах бытия. Поскольку ни одна причина (от величайшей до наименьшей, от космической катастрофы до движения вашей руки) не остается без должного следствия, и так как подобное порождает подобное, карма есть тот невидимый и неведомый закон, который мудро, разумно и справедливо приспосабливает каждое следствие к его причине, отслеживая её до того, кто её породил. Хотя закон сам по себе непостижим, его действие ощутимо.
СПРАШИВАЮЩИЙ. Тогда она опять же «абсолют», «непознаваемое», и не представляет большой ценности как объяснение жизненных проблем?
ТЕОСОФ. Напротив. Ведь хотя мы и не знаем, что такое карма сама по себе и в её сущности, мы знаем, как она действует, и можем с точностью определить и описать способ её действия. Мы не знаем только её конечной причины, подобно тому, как современная философия повсеместно признаёт, что конечная причина чего-либо «непознаваема».
СПРАШИВАЮЩИЙ. А что может сказать теософия относительно решения более практических нужд человечества? Какое объяснение она предлагает ужасным страданиям и нужде среди так называемых «низших классов»?
ТЕОСОФ. Следует отметить, что, согласно нашему учению, все эти великие социальные бедствия, классовые различия в обществе и дискриминация женщин в повседневной жизни, несправедливое распределение труда и капитала — все это происходит в силу того, что мы кратко, но верно называем КАРМА.
СПРАШИВАЮЩИЙ. Но, конечно же, все эти бедствия, которые, кажется, обрушиваются на массы без разбора, не являются действительно заслуженной и ИНДИВИДУАЛЬНОЙ кармой?
ТЕОСОФ. Нет, их нельзя так строго определить как последствия, чтобы показать, что каждое конкретное окружение и особые условия жизни, в которых находится каждый человек, являются не чем иным, как кармой возмездия, которую человек создал в предыдущей жизни. Мы не должны упускать из виду тот факт, что каждый атом подчиняется общему закону, управляющему всем телом, которому он принадлежит, и здесь мы выходим на более широкую тропу кармического закона. Разве вы не понимаете, что совокупность индивидуальных карм становится кармой нации, к которой принадлежат эти индивидуумы, и, кроме того, что совокупность национальных карм равна мировой карме? Бедствия, о которых вы говорите, постигают не отдельного человека или даже нацию, они более или менее всеобщи; и именно на этой широкой тропе человеческой взаимозависимости закон кармы находит свое законное и соразмерное проявление.
СПРАШИВАЮЩИЙ. Понимаю ли я тогда правильно, что закон кармы не обязательно является индивидуальным законом?
ТЕОСОФ. Именно это я и имею в виду. Невозможно, чтобы карма могла скорректировать соотношение сил в мировой жизни и прогрессе, если бы она не имела широкой и общей линии действия. Теософы верно считают, что взаимозависимость человечества является причиной того, что называется распределительной кармой, и именно этот закон дает ответ на великий вопрос коллективного страдания и его облегчения. Более того, это оккультный закон, согласно которому ни один человек не может возвыситься над своими индивидуальными недостатками, не подняв, пусть даже немного, всё тело, составной частью которого он является. Точно так же никто не может грешить или страдать от последствий греха в одиночку. На самом деле нет такой вещи, как «отделённость»; и максимальное приближение к этому эгоистичному состоянию, допускаемый законами жизни, заключается в намерениях или мотивации.
СПРАШИВАЮЩИЙ. И нет ли средств, с помощью которых можно было бы, так сказать, сконцентрировать или собрать распределительную или национальную карму и привести к ее естественному и законному разрешению без всех этих длительных страданий?
ТЕОСОФ. Как правило, и в определенных пределах, определяющих век, к которому мы принадлежим, исполнение закона кармы нельзя ни ускорить, ни замедлить. Но я уверена в том, что к точке появления какой-либо из этих возможностей мы пока что никогда не приближались.