Самый важный дар, который русский мыслитель оставил человечеству
«Это – то сочинение, которое по мере приобретения знаний пишется в душе обучающегося». (Сократ в «Федре» Платона, 276) [1]
Труды Елены Петровны Блаватской являются одними из самых значительных в философской литературе всех времен. Чтобы это понять, достаточно взглянуть на них с высоты птичьего полета.
Однако было бы неточно приписывать исключительно заслугу Е.П.Б. в создании литературы, которую она опубликовала. Она писала в сотрудничестве с раджа-йогами Гималаев, которые достигли гораздо более высокого уровня развития человечества.
Впервые за последние две с половиной тысячи лет извечная мудрость преподается в такой ясной форме. По качеству и количеству труды Е.П.Б. не имеют аналогов в философской литературе. Ее учения более обширны и раскрывают ещё большие знания, чем учение Платона. Они более универсальные и всеобъемлющие, чем Талмуд или Упанишады. Хотя их влияние на эволюцию и историю человечества едва заметно, оно огромно, как продемонстрировала Сильвия Крэнстон в своей книге «Е. П. Блаватская: необыкновенная жизнь основательницы современного эзотерического движения и её влияние».
Тогда вполне естественно задать себе вопрос:
«Какой самый важный труд Е.П.Б. оставила человечеству, когда ушла из жизни в 1891 году?»
Истинный шедевр Елены Петровны Блаватской – не «Тайная доктрина» и не «Разоблаченная Изида». Ее главный труд – не «Голос Безмолвия» и не «Ключ к теософии». Его нельзя найти ни в одном из 15 томов, содержащих небольшие статьи, её «Собрания сочинений».
Настоящим шедевром Е.П.Б. и ее величайшим даром человечеству, вероятно, является само теософское движение, рассматриваемое как живой и коллективный магнетический процесс, то есть социальный, совместный процесс установления связи с миром бессмертной души.
Это процесс, сочетающий в себе исследования, преподавание и учение. Это также тонкое вибрационное поле, общее пространство, предназначенное для взаимопомощи между обучающимися душами. Будучи живым, этот процесс подвержен подъёмам и спадам приливов, управляющих всем, что существует. Ему нужно пережить моменты относительной смерти, глубокого поражения, а затем воскреснуть, переродиться, чтобы одержать победу. Ему нужно пройти через неприятный опыт потери своего пути, прежде чем прийти в себя и возобновить свое восхождение к духовному свету.
Письменные труды Е.П. Блаватской, хотя и достойны восхищения, никогда не были самоцелью. Ее труды являются практическим инструментом, с помощью которого человечество может лучше выстроить следующий этап своего эволюционного процесса. Книги Блаватской являются частью теософского движения. Они являются рабочими инструментами для теософов, поскольку пытаются продолжать жить и стимулировать рождение нового вселенского сознания.
И здесь мы находим центральный факт, который многие игнорируют.
Теософское учение может быть понято только в том случае, если оно рассматривается с точки зрения коллективных усилий, которым положила начало Е.П.Б., то есть с точки зрения теософского движения, цель которого – облегчить человечеству освобождение, по крайней мере, от самых гротескных аспектов духовного невежества, эгоцентричной иллюзии и неуважения к жизни.
Поэтому недостаточно и относительно бесполезно пытаться получить информацию, содержащуюся в книгах Е.П.Б. или даже в Письмах Учителей, и изящно пересказывать их за чаепитием со своими друзьями. Человек должен внутренне избавиться от эгоцентричных иллюзий, прежде чем осознает глубинный смысл теософских учений. Путь в этом направлении может быть долгим, но путь этот один-единственный и нет другого пути. Мало-помалу мы сможем добиться реального прогресса.
Франциск Ассизский учил самой совершенной теософии, когда говорил, что «только умирая, человек рождается для вечной жизни». В самом деле, умирая для этического невежества и простой озабоченности собой, человек рождается для понимания теософии и альтруизма.
Значение лучших теософских текстов может быть понято только в том случае, если читатель испытывает стойкую личную приверженность к собственному совершенствованию и к совершенствованию всего мира. Эти два аспекта духовного обучения неразделимы, и они должны осуществляться через теософские ложи.
Зеркало или пример ободрения других людей является основой прогресса пилигрима. Сталкиваясь с жизненными трудностями и опасностями, изучающий теософию имеет три основных прибежища. Первое – это живой источник мудрости, который он постепенно находит в своей собственной душе. Второе прибежище – это подлинное учение, записанное в письменном виде, которое он может изучать индивидуально и в группах. Третье – это сообщество искателей или Теософская ложа, дружеское окружение и совместная работа которой позволяют ему проверять свои знания на практике, извлекая уроки из своих собственных неудач и неудач других, а также из побед.
Три прибежища, по сути, неразделимы. Индивидуальное пробуждение может произойти только в том случае, если оно происходит в унисон с пробуждением всего мира.
Это может произойти только благодаря органически альтруистическим усилиям. Теософская ложа, обладающая педагогическим сознанием, а также ориентированная на подлинную теософию, является той средой, в которой может происходить алхимическое превращение эгоцентрического свинца в золото альтруистического братства.
Настоящее теософское движение является, в действительности, практической школой философии. Это «педагогика в движении». Оно позволяет нам привносить в повседневную жизнь 21-го века и последующих столетий нравственные, мистические и философские учения всех времен. В нем содержатся ключи к толкованию различных культурных и религиозных традиций, которые позволяют нам лучше их понять.
Мудрость выходит за рамки слов.
Писания полезны. Правильные слова сакральны. Но они могут только указывать на мудрость.
Теософское движение, если оно обладает здравым смыслом, является областью исследований и познания, в которой сакральные слова проверяются на практике и претворяются в действие. Вот почему оно само по себе представляет собой живое ядро для совершенствования человеческой жизни изнутри. Такое ядро имеет привилегию активно участвовать в подготовке следующих этапов развития человечества.
Ложа как лаборатория
Среди различных международных школ теософской мысли Независимая ложа теософов занимает лидирующее положение. Она принадлежит к той (до настоящего времени) небольшой родословной, которая уже признаёт учение, содержащееся в Письмах Махатм и трудах Е.П.Б., великим ключом и центральным приоритетом движения [2]. По этой причине Независимая ложа не разделяет взгляды ни одной из более бюрократических генеалогий движения, созданного Анни Безант и Уильямом К. Джаджем.
Настоящий шедевр Е.П.Б. принадлежит не только ей. Он не полностью записан или опубликован в интернете или на бумаге. Каждый серьёзный исследователь в любой стране может стать его соавтором. В его силах создать его и держаться его в своей повседневной жизни.
Шедевр должен быть написан в душе, как учил Платон. Его необходимо постоянно редактировать. Каждый серьезный исследователь способен постичь живую силу бескорыстных трудов Блаватской и Писем Учителей. Он может отмечать их каждый день в своей жизни и в своем собственном духе. И этого он достигает, работая над тем, чтобы превратить свою теософскую ложу в эффективную алхимическую лабораторию, посвященную практическому производству золота Братства с помощью проницательности.
Сноски:
[1] Перевод В. Н Карпова (прим. пер.)
[2] См. «Предысторию Независимой ложи теософов».
000