Изучение влияния окружающей среды на ментальную и духовную жизнь
Только на Востоке и на бескрайних просторах неизведанной Африки исследователь психологии найдет обильную пищу для своей жаждущей истины души. Причина очевидна. Атмосфера в густонаселённых кварталах сильно испорчена дымом и испарениями мануфактур, паровых двигателей, железных дорог и пароходов, и особенно миазматическими испарениями живых и мёртвых.
Природа так же зависит, как и человеческое существо, от условий, прежде чем она сможет начать работать, и её могучее дыхание, так сказать, можно так же легко нарушить, затруднить и задержать, а соотношение её сил нарушается в каком-то конкретном месте, как если бы она была человеком. Не только климат, но и ощущаемые ежедневно оккультные воздействия не только изменяют физиологическую природу человека, но даже изменяют состав так называемой неорганической материи в той степени, которая не совсем понятна европейской науке. Так, лондонский «Медицинский и хирургический журнал» советует хирургам не брать ланцеты в Калькутту, потому что на личном опыте выяснилось, что «английская сталь не может выдержать атмосферу Индии». По той же причине связка английских или американских ключей полностью покрывается ржавчиной через двадцать четыре часа пребывания в Египет; в то время как предметы из отечественной стали в этих странах остаются неокисленными. Также было обнаружено, что шаман из Сибири, который демонстрировал колоссальные доказательства своих оккультных способностей среди своих земляков, чукчей, постепенно и часто полностью лишается своих способностей, когда приезжает в дымный и туманный Лондон. Разве внутренний организм человека менее чувствителен к климатическим воздействиям, чем кусочек стали? Если нет, то почему мы должны ставить под сомнение свидетельства путешественников, которые, возможно, видели такого шамана, ежедневно демонстрирующего феномены самого поразительного характера в его родной стране, и отрицать возможность таких сил и таких феноменов только потому, что он не может делать то же самое в Лондоне или Париже? В своей лекции о «Потерянных искусствах» Уэнделл Филлипс доказывает, что помимо того, что на психологическую природу человека влияет изменение климата, у восточных людей физические чувства гораздо острее, чем у европейцев. Французские красильщики Лиона, которых никто не может превзойти в их умении, согласно его словам, «выдвигают гипотезу, что существует некий тончайший оттенок синего цвета, который европейцы не могут увидеть…
А в Кашмире, где девушки делают шали стоимостью 30 000 долларов, они покажут ему (красителю Лиона) триста различных цветов, которые он не только не сможет сделать, но даже не сможет различить». Если существует такая огромная разница между остротой внешних чувств двух рас, почему не должно быть той же разницы в их психических способностях? Более того, глаз девушки из Кашмира способен реально видеть цвет, который, в самом деле, существует, но который не заметен для европейца, и поэтому для него он не существует. Почему бы тогда не признать, что некоторые особо одарённые организмы, которые, как считается, обладают таинственной способностью, называемой вторым зрением, могут видеть свои картины так же реально, как девушка видит цвета; и поэтому первые, не будучи просто объективными галлюцинациями, вызываемые воображением, являются, напротив, отражением реальных вещей и личностей, отпечатанных на астральном эфире, как это объясняется древней философией халдейских оракулов, и о чём догадываются современные исследователи Бэббидж, Джевонс и авторы «Невидимой вселенной»?
«Три духа живут и приводят человека в действие, – учит Парацельс, – три мира проливают свои лучи на него; но все три – только как образ и отголосок одного и того же всепроникающего и объединяющего начала воспроизведения. Первый – это дух стихий (земное тело и жизненная сила в своем грубом состоянии; второй – это дух звёзд (звёздное или астральное тело или душа); и третий – божественный дух (авгоэйд)» [ii].
Так как нашим человеческим телом обладает «первозданное земное вещество», как его называет Парацельс, то можно с готовностью принять тенденцию современных научных исследований «рассматривать процессы и животной, и растительной жизни как просто физические и химические». Эта теория только в большей степени подтверждает заявление древних философов и Библии Моисея о том, что наши тела были созданы из праха земли и в прах вернутся.
[i] «Разоблачённая Изида», Т. 1, глава 7, стр. 211-212
[ii] У Платона «святящееся существо», «отражение зари» от слов αὐγή («авге» солнечный свет, заря) и εἴδωλον («эйдолон» образ, подобие).