Вопрос и комментарий к нему относительно периода счастья между двумя жизнями
Вопрос:
В «Ключе к теософии» и других трудах по классической теософии говорится, что дэвачан, долгий и благословенный период между двумя физическими воплощениями одной и той же души, является майявическим или иллюзорным.[1]
Как он может быть одновременно благословенным и майавическим?
Комментарий:
Мудрость или проблема таких утверждений заключается в том, как мы их читаем. Следует остерегаться искать в них только один смысл или рассматривать их, как если бы они не относились к многомерной реальности.
Со времени Е.П.Б. часто злоупотребляли словом «майя», и для начала необходимо узнать его истинное значение. Всё в мире истинно в том смысле, что всё подчиняется единому Закону, и любая ошибка будет исправлена в своё время. Но, с другой стороны, любая вещь, объект или опыт являются майавическими или иллюзорными в том смысле, что они непостоянны в пространстве-времени. [2]
Итак, возвышенный и благословенный дэвачан — это «майя», потому что, хотя и продолжается весьма долго (от 1000 до 4000 лет согласно Письмам Махатм), он все же непостоянен.
С другой стороны, дэвачан делится на два этапа. На первом этапе, в рупа дэвачане или дэвачане с формами, чисто духовная версия личности окружена «постоянно приятными» обстоятельствами.
Рупа дэвачан майявичен, как говорит классическая литература по теософии. Это именно так с точки зрения материальной и физически-чувственной реальности. Рупа дэвачан имеет природу снов. И все же он гораздо МЕНЕЕ майявичен, чем так называемая «бодрствующая» жизнь, которая, очевидно, является «сном» и зачастую кошмарным. Немногие люди по-настоящему бодрствуют, когда бодрствуют их физические тела. Легко заметить, что большинство из них в своей так называемой бодрствующей жизни следуют ошибочным снам.
Поэтому не надо полагать, что Елена Петровна Блаватская хотела сказать, что дэвачан «более майявичен», чем физическая жизнь. Рупа дэвачан, на самом деле, намного достовернее в более глубоком смысле, чем «майя» физической жизни.
Что же касается арупа дэвачана — дэвачана без образов и форм, то его гораздо труднее назвать майавическим; он связан с нашим сном без сновидений.
Итак, с какой точки зрения рупа дэвачан является майявическим?
Он майявичен для продвинутого ученика, достигшего благословенного (хотя и требующего больших усилий) осознания жизни во время своего физического существования. Продвинутые ученики не нуждаются в благословениях дэвачана начальной школы. Они могут быстро перевоплощаться, чтобы снова и снова помогать человечеству, поскольку они укрепляют свою связь с семенами нирваны.
Дэвачан — это возвышенная и духовная истина для всех людей, кроме продвинутых учеников и махатм.
Дэвачан так же достоверен, как и божественные притчи, метафоры и символические учения сакрального содержания.
Поэтому образы и «обстоятельства», присутствующие в рупа дэвачане, не следует понимать буквально. Как символы души, они достаточно достоверны, чтобы дать нам благословения, которых мы заслуживаем между воплощениями. Рупа дэвачан подготавливает духовную душу к более глубоким, безмолвным и невидимым благословениям арупа дэвачана.
СНОСКИ:
[1] «Ключ к теософии», Е. П. Блаватская
[2] См. статью «Истина и майя в теософии» Карлоса Кардосо Авелине.
000