«Путь» октябрь 1886 года

Путешествие в Индию великого адепта Аполлония Тианского представляет для нас, современных исследователей оккультизма, особый интерес. История этого путешествия, связанного с жизнью Аполлония и записанная Филостратом, воспринимается многими как басня, а г-н Тредуэлл в своей нашумевшей работе умалчивает по этому поводу. У серьезного теософа, однако, есть внутреннее свидетельство подлинности повествования, хотя и рассказанного третьим лицом с очевидными прикрасами, которые опытный греческий автор считал необходимыми для хорошего стиля.
Аполлоний, можно сказать, был учителем, чья миссия состояла в том, чтобы приводить в порядок храмы перед окончанием славной классической эпохи. Он родился в том же веке, что и Иисус из Назарета. Они никогда, как кажется, не встречались, хотя слава об Иисусе распространилась повсюду в Европе, Азии и Африке во время его жизни. Говорят, однако, что хотя ни одна деноминация не носит его имя, его работа в этом мире, тем не менее, огромна, и его учение неприметно влияет на миллионы людей вплоть до сегодняшнего дня.
Аполлоний был еще молодым человеком, когда отправился в Индию, но только потом он стал известен своей мудростью. Мальчиком четырнадцати лет он был отправлен в школу в Тарсе своим богатым отцом, но ему не понравились нравы этого города, и ему было разрешено переехать в Эги, где он изучал великих философов и особенно интересовался учением Пифагора. В возрасте шестнадцати лет он полностью принял образ жизни пифагорейцев и с тех пор твердо придерживался ему: он не стриг волосы, был вегетарианцем, не пил вина, не носил одежду из кожи. Он поселился в храме Асклепия, и тысячи людей приходили сюда, привлеченные мудростью удивительно красивого юноши. Возмужав, он дал обет молчания и не проговорил ни слова в течение пяти лет. Потом какое-то время он преподавал в Антиохии. Когда его спросили, как мудрый человек должен относиться к вопросам обучения, он ответил: «Как законодатель. Так как законодатель должен излагать для всех людей законы того, в истинности чего он убедился сам».
Потом он отправился в Индию, чтобы встретиться с мудрецами, известными как брахманы и гирканианцы. Потом он рассказал египетским гимнософистам, что в юности его мысли были обращены к ним, но его учитель объяснил ему, что в Индии живут люди, которые стоят ближе всего к источнику мудрости, и от которого сами египтяне черпали свет. У его семи учеников из Антиохии не хватило мужества, чтобы предпринять путешествие вместе с ним, и согласно Филострату он отправился с двумя домашними слугами, «один был для быстрого письма, а другой для красивого». В Ниносе к нему присоединился Дамис. Этот молодой ассириец стал отныне его преданным учеником, сопровождавшим его во всех многочисленных поездках на протяжении всей его долгой жизни. Именно Дамису, мы в основном обязаны подробным записям деяний Учителя. Мы, таким образом, можем увидеть Аполлония в повседневной жизни, в различных делах и событиях, а также познакомиться с его известными высказываниями из бесед со своим верным спутником об их окружении и событиях. Поэтому описание является глубоко личным, а сама личность становится ближе к нам, как и его божественное учение. Когда Дамиса упрекали в записывании подробностей, касающихся его учителя, и сравнивали его с собакой, подбирающей крошки со стола, он ответил: «Когда боги пируют, у них, несомненно, есть слуги, которые заботятся, что ни одна крупица амброзии не пропала».
Год и восемь месяцев они провели в Вавилоне, где царь Бардан, который был другом мудрости, принял Аполлония с большими почестями. Аполлоний долго общался с магами, узнал кое-что от них, а также и их научил кое-чему. Дамису было запрещено сопровождать его во время визитов к ним. Дамис писал, что Аполлоний посещал их в полдень и в полночь. Однажды Дамис спросил: «Ну, как маги?», и Аполлоний ответил: «Они действительно мудры, но не во всем». Царь заболел, а Аполлоний говорил так много и так возвышенно о душе, что монарх сказал окружающим: «Аполлоний не только избавил меня от беспокойства о царстве, но и о смерти».
Уходя, Аполлоний отказался от всех даров, и царь дал ему верблюдов и все необходимое для путешествия. Когда царь спросил, что он привезет ему из Индии, тот ответил: «Дар, приносящий радость, о, царь! Ибо, если общение с людьми там сделает меня мудрее, то я вернусь к тебе лучше, чем я сейчас».
После этого царь обнял его и сказал: «Возвращайся, ибо этот дар велик».
Они пересекли так называемые Кавказские горы, отделяющие Индию от Медеи. Возможно, от этого древнего имени происходит название кавказских народов, а не от того, что сейчас известно как Кавказ? Это сделало бы это место происхождения идентичным тому, что обычно приписывают ариям.
Перейдя Инд, они вскоре пришли в Таксилу, которую они назвали столицей Индии. Трудно проследить их точный маршрут, так как современные названия большинства географических мест довольно значительно отличаются от названий, данных Дамисом. Вероятно, потребуется опытный оккультист, чтобы определить места, где они побывали. Царь Фраотест был правителем в Таксиле, и он, как узнал Аполлоний, был посвящённым. Аполлоний, войдя во дворец, был поражен простотой окружения монарха, и сделал вывод, что тот, вероятно, был философом. Царь рассказал Аполлонию о действиях юноши, который решил посвятить себя изучению мудрости. Когда ему исполнялось 18 лет, он должен был перейти реку Биас, чтобы добраться к тем людям, которыми Аполлоний интересовался. Однако он должен был заранее открыто объявить о своем намерении, для того, чтобы его смогли задержать в том случае, если он был нечист. Чтобы быть чистым, надо было иметь безупречные отношения с отцом и матерью, и к тому же с предками трех поколений. При отсутствии вины в таких отношениях сам юноша проверялся на то, обладает ли он хорошей памятью, склонен ли он естественным образом к непорочности или имеет только такой вид. Проверяли на пьянство, обжорство, хвастовство, злые или неразумные привычки, послушание отцу, матери и наставникам, и, наконец, на то, не сделал ли он какого-то греха в расцвете своей молодости. «Так как индусы очень уважают мудрость, сказал царь, то важно, чтобы тех, кто стремится посвятить себя ей, тщательно проверяли и заставляли пройти тысячу испытаний».