Рассмотрение четырнадцати понятий, составляющих теософский путь

По всему миру разбросаны опытные исследователи теософии, посвятившие всю свою жизнь поиску истины.

Многие из них придерживаются мнения, что будущее теософского движения не зависит от таких поверхностных вопросов, как пропаганда, деньги или политическая власть. Они считают, что оно зависит от негласных, давних усилий тех, кто изучает и собирает свидетельства классической литературы об опыте ученичества в миру, и кто пытается жить, как живут ученики божественной Мудрости, а затем приводят в связи с этим доказательства своей собственной практики.

Елена Петровна Блаватская называла их «немногими». Именно для таких учеников она создала в 1888 году эзотерическую школу, чьим единственно признанным храмом должно стать сердце каждого искреннего искателя истины.

Теософские усилия (и миссия) направлены на будущее человечества. Они не направлены на приобретение большого количества последователей. Вместо этого теософское движение заботится о качестве педагогической работы, о точности своих исследований и о степени безличностного альтруизма, свойственного действиям её исследователей. Слово «немногие» имеют совсем другое значение, и причина этого состоит в том, что только действия, совершаемые на более высоких уровнях сознания, и действия, которые согласуются с такими уровнями, могут сопротивляться времени и вызывать реальные следствия в человеческой карме. Задача состоит не в том, чтобы вовлечь много людей в какое-то религиозное сообщество, а в том, чтобы те немногие, кто знает, что они делают, помогали массам на братском пути к самопознанию, самоуважению и ответственности.

На таком пути обеление человеческих иллюзий более чем бесполезно. Нужно работать на уровне несовершенной, но действенной комбинации буддхи (света нашей бессмертной души) и манаса или ума. Настоящие усилия осуществляются под воздействием буддхического света, который исходит от Атмана, высшего уровня сознания. Только действия, которые находятся в гармонии со всеобщим законом, имеют реальное значение. В этом секрет перманентно исцеляющего воздействия на человеческое сознание некоторых классических произведений древней восточной и западной литературы.

Часто плохо воспринимаемое тайное существование высших уровней сознания также является причиной того, что труды Е.П. Блаватской приобретают влияние лишь с течением времени.

Поэтому фундаментальным шагом для изучающих классическую философию является изучение уровней сознания, на которых они в настоящее время в основном живут и действуют, и определение того, насколько длительны действия, предпринимаемые на этих уровнях. Причины, как страдания, так и счастья находятся в тонких сферах жизни. Теософия учит своих исследователей, как нужно работать, чтобы устранить причину тех человеческих страданий, которые теперь уже не нужны, и привести в действие причины, которые спровоцируют внутреннее освобождение от эгоизма и невежества.

«Золотая лестница»

Сочинение «Золотая лестница» представляет собой яркий, уникальный фрагмент теософской литературы, состоящий из нескольких строк, который можно найти в одной из инструкций, написанных Еленой Петровной Блаватской членам своей эзотерической школы. Фрагмент включает четырнадцать ступеней, которые, как считают некоторые исследователи теософии, в нескольких словах суммируют весь путь. Эти ступени неотделимы друг от друга. Нельзя правильно практиковать одну из них, не практикуя другие. Необходимо понимать их взаимодействие. Между ними нет заранее установленного последовательного порядка. Любая ступень может быть для нас первой или второй, в зависимости от нашего темперамента, кармы и обстоятельств.

Вот эти ступени:

1) Непорочная жизнь,
2) открытое сознание,
3) чистое сердце,
4) пытливый ум,
5) открытое духовное восприятие,
6) братское отношение к соученикам,
7) готовность давать и получать советы и наставления,
8) верность долгу перед учителем,
9) добровольное следование велению истины, как только доверились ей и поверили, что она принадлежит этому учителю;
10) мужественная стойкость при личной несправедливости,
11) смелое провозглашение принципов,
12) доблестная защита тех, на кого несправедливо нападают, и
13) взор, постоянно устремлённый на идеал человеческого прогресса и совершенства, который даёт тайная наука (Гупта-Видья) –
14) это золотая лестница, по которой ученик может подняться в Храм Божественной Мудрости. [1]

Давайте внимательно рассмотрим каждую ступень.

1 – НЕПОРОЧНАЯ ЖИЗНЬ

Любая мысль о непорочной жизни предполагает теоретическую возможность существования в какой-то момент порочного существования. Каких пороков или ошибок следует избегать, чтобы вести непорочную жизнь?

Внешне пороков может быть легион. С оккультной или внутренней точки зрения все они имеют природу эгоизма, а эгоизм проистекает из невежества. Непорочная жизнь — это жизнь, которой вы начинаете жить каждое утро, когда просыпаетесь и решаете посвятить день благородному делу и правильной жизни.

Непорочная жизнь в общем-то не зависит от благородных «поступков». Она зависит, прежде всего, от «замысла» чего-то альтруистического, что будет иметь длительные благотворные последствия. Как это можно выразить в практических терминах? Все просто: где есть благородная воля, там будет и благородный путь, и он проявит себя в своё время.

2 – ОТКРЫТОЕ СОЗНАНИЕ

Существует огромная разница между открытым сознанием — второй ступенью Золотой лестницы — и принятием того, что нам говорят. Доверчивость противоположна широте взглядов. Открытость по отношению к новым или различным идеям требует критического анализа, проницательности, доброй воли и готовности учиться.

Это всегда достаётся дорогой ценой. Чтобы разрушить рутину, нужны трудные обстоятельства. Это заставляет нас рассматривать факты под новым углом или с новой точки зрения, что мы раньше игнорировали. Открытое сознание является свойством человека, который знает, что жизнь — это обучение, самообновление и личная ответственность.

3 – ЧИСТОЕ СЕРДЦЕ

Чистое сердце — третья ступень. Сердце не отделено ни от жизни, ни от сознания. Однако чистое сердце подразумевает непривязанность, поскольку подлинный союз должен быть свободным.

Непривязанность возможна, когда человек осознаёт, что жизнь — это безграничная, единая сфера, которая включает в себя нашу вселенную и выходит за её пределы.

Если мы посмотрим на жизнь шире, тогда мы поймём, что нам нечего терять: ведь всё, что мы заслуживаем, будь то приятное или нет, будет с нами всё время — по крайней мере, в духе или в тонкой атмосфере – или вернётся к нам в своё время.

Глубоко в сердце человек отважен и не жаждет той или иной отдельной от других цели. Личное желание всегда было основным источником страха. Сердце человека соответствует солнцу в нашей солнечной системе. Семеричная энергия солнца присутствует на каждой из наших планет, точно так же, как семеричная энергия сердца присутствует во всём физическом теле человека, в его чувствах, мыслях и действиях.

Знание о отношениях своего сердца и солнца – микрокосма и макрокосма – является ключом к пониманию единства жизни.

4 – ПЫТЛИВЫЙ УМ

Словари говорят, что «пытливый» означает «нетерпеливо стремящийся» к чему-то, жадный до чего-то, для которого характерно большое желание. Пытливый ум имеет природу огня. Она характерна для энергичного и вопрошающего ума, который ставит истину выше личного комфорта.

Тот, у кого жизнь непорочна, ум пытлив и сердце чисто, хочет знать факты о человеческом существовании. Пытливый ум — это буддхи-манас. Его энергия исходит из души. Он откликается на импульсы, источником которых является бессмертная душа. Его духовное сознание слепо к иллюзиям обособленности, и он критически смотрит на жизнь, провоцируя перемены.

Такой человек хочет мира и мудрости скорее другим, чем себе. Пытливый ум связан с состраданием. Человеку с пытливым умом, возможно, приходится радикально менять культуру и карму вокруг себя и бороться с несправедливостью. Е.П. Блаватская, Пифагор, Конфуций, Дж. Бруно, М. К. Ганди, Альберт Эйнштейн и другие занимались этим последние 2500 лет и более.
Мистицизм, отрицающий важность ума или называющий ум «антидуховным», часто находится под влиянием властных структур, не выдерживающих критической оценки.

Непредвзятость нуждается в пытливом уме, чтобы искать истину в любой области знания. Отсюда развивается различение, позволяющее отождествлять себя с главным, оставляя в стороне неважное или вредное для жизни. Таким образом, сердце остаётся чистым.

5 – ОТКРЫТОЕ ДУХОВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

«Открытое духовное восприятие» — это не «восприятие только духовного». Это есть духовный взгляд и понимание, как мудрости, так и ограниченности; счастья и несчастья; удовольствия и боли; проницательности и иллюзии. Все аспекты жизни небесной и земной находятся в поле зрения того, кто обладает духовным восприятием. [2]

Теософское мировоззрение не отрицает ни одного из его измерений. С его помощью искатель истины преодолевает все отдельные факторы, понимая тайну единства жизни и усваивая другие необходимые уроки.

Одним из центральных факторов духовного восприятия являются наши мотивы. Воля формирует взгляд на жизнь. Открытое восприятие есть результат посвящения своей жизни благородным целям, с непривязанностью к любым внешним формам.

6. БРАТСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К СОУЧЕНИКАМ

Дружба между собратьями-пилигримами основана на общем поиске истины. [3]

Однако совместное участие — это не братство. Соучастники – не братья. Они могут маскировать под братство — даже для себя — эгоистичную природу своего сообщества. Такая уловка не меняет ни фактов, ни кармы. Целью является альтруистическое братство. Оно представляет собой главный урок философии и приводит к испытаниям.

Человеческие отношения нельзя принимать как данность; они находятся под кармическим огнем непрерывного испытания. Поступать по-братски — наш долг, но это не даёт нам права ожидать чего-то от других.

Искатель истины должен быть пионером. В первой половине 21 века тех, кто ищет истину, – не легион. Именно эти немногие существенно меняют дело; они трансформируют карму нашего человечества, бросая вызов организованному неведению и открывая ему путь вперёд.

Фраза «братское отношение к соученикам» всегда говорит о творческом общении и взаимопомощи среди немногих.

7 – ГОТОВНОСТЬ ДАВАТЬ И ПОЛУЧАТЬ СОВЕТЫ И НАСТАВЛЕНИЯ

Взаимопомощь соучеников является естественным следствием наличия у них общей цели. Однако давать и получать наставления не всегда легко и просто. Лучший способ помочь коллеге по пути — а потенциально коллегой является каждый — это слушать его и задавать правильные вопросы, помогая ему выражать и систематизировать свои собственные чувства и представления. Практика внимательного слушания других требует прекращения болтовни в себе. Способность давать и получать советы и наставления относится к медитативным состояниям ума и души и подразумевает непривязанность.

Готовность внимательно слушать других очень важна, если мы хотим получить помощь. Но вот парадокс – чтобы уметь слушать другого, нужно уметь слушать и безмолвный голос своей души.

Никому не нужно говорить «что думать» или «что делать». Людям можно помочь думать самостоятельно и действовать согласно их собственному суждению. Цель – это не «идеальное действие». Человек должен стремиться к действию, тесно связанному с его совестью. Как только это достигнуто, он может учиться на своих ошибках.

Взаимопомощь должна сохранять независимость; извлекать уроки из жизни — это само по себе искусство. Стремление к высшему, умение определять свои возможности и делать правильный выбор являются тремя скрытыми благословениями, и они сопровождают нас всю жизнь.

8 – ВЕРНОСТЬ ДОЛГУ ПЕРЕД УЧИТЕЛЕМ

На восьмой ступени под «учителем» нужно понимать источник своего обучения и знаний, чем бы он ни был. «Проповедовать можно даже через камни», — говорил Учитель Мудрости. [4]

«Учитель» есть сама жизнь, или можно сказать, что Он говорит через все события жизни.

Персонализировать учителя — значит не иметь истинного Учителя. В теософии уроки выше уровня слов. Предложения, произнесённые или написанные, являются лишь внешними проводниками и инструментами учения. Истинные Учителя и соученики действуют на более беззвучном уровне.

В практическом смысле Учитель — это собственное высшее Я. Его мы обязаны уважать. Наш долг — слушать «Его» и действовать соответственно. Высшее Я или бессмертная душа сама становится хорошим учеником Учителя Мудрости, пока мы остаёмся верными учениками внутреннего Учителя, который говорит безмолвным голосом нашей совести.

В понятие долга перед учителем входит чувство благодарности за всех великих мудрецов, которые с незапамятных времён помогали человечеству. Каждый изучающий философию многим обязан великим душам, таким как Пифагор, Кришна, Патанджали, Конфуций, Будда, Шанкара, а также тысячам просветлённых Существ, чьё учение и деятельность сделали возможным существование нашего человечества и облегчили наше нынешнее обучение.

Проницательность, ответственность и благодарность своим Учителям составляют три основных качества, нужных для поиска вселенской мудрости.

9. ДОБРОВОЛЬНОЕ СЛЕДОВАНИЕ ВЕЛЕНИЮ ИСТИНЫ

«Веление» — это авторитетные приказы. Голос внутреннего долга и истины звучит как совет уважаемого учителя в сознании некоторых искателей истины.

Другие, однако, всё ещё остаются узниками различных семейных и социальных обязанностей и низших привычек к себе. Такие «обязанности» затем используются как подсознательное оправдание их личной привязанности к ненужным привычкам на умственном, чувственном и физическом уровнях. Между велением истины, которое мы слушаем, и средним содержанием наших действий проникают различные толстые слои привычек и рутины. Сильная воля помогает разрушить стены невежества, мешающие душе полностью пробудиться. Духовная воля проявляется, как только человек точно увидит цель впереди и станет доверять Учителю. А учитель — это собственное сокровенное, высшее Я.

Тогда становится ясным иллюзорный характер второстепенных факторов в этой жизни. Наши личные мотивы теряют корни; мы находим покой только в восприятии вселенской реальности, поскольку она вечна и в ней мы истинно живём. Когда это происходит, наше низшее «я» становится воином. Оно не ищет утешений, но остаётся верным голосу безмолвия и веления истины, к которым оно прислушивается на верхнем уровне внутреннего блаженства.

10. МУЖЕСТВЕННАЯ СТОЙКОСТЬ ПРИ ЛИЧНОЙ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ

В философии все мысли и чувства личного характера следует рассматривать с точки зрения своих высших возможностей. Низший уровень человеческой жизни является испытательным. Его нельзя воспринимать слишком серьёзно, кроме как источник уроков. На его скользком пути главной целью является справедливость или беспристрастность.

Внутренняя сила проистекает из мужественного преодоления личных трудностей. Ощущение, что на нас несправедливо нападают, создаёт повод для наблюдения внутри себя за процессом эгоистичной чувственной самозащиты. Эгоистичный механизм — это иллюзия невежества. Он создаёт приливные движения в нашем внутреннем мире; они никоим образом не являются нами самими. Мы – наблюдатели. Мы гораздо больше, чем любое отдельное движение или состояние ума в нашей душе.

Наши собственные добрые дела важнее несправедливости, от которой мы можем пострадать. Нужно сконцентрироваться на правильном действии и проявить настойчивость. Личная несправедливость по отношению к нам является маявической или иллюзорной, как и многие события, происходящие на личном уровне.

Возможно, иногда приходится защищаться. Нужно также наблюдать за своими действиями и видеть, какие из них правильные, какие неправильные. Можно снова и снова улучшать их все, в пределах наших возможностей.

11 – СМЕЛОЕ ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ПРИНЦИПОВ

С того момента, как вы начнёте действовать согласно философским и этическим принципам, а не вследствие эгоизма, ваша логика станет отличной от логики мира; вы должны провозглашать свои принципы, чтобы ваши действия могли быть поняты.

Вы должны смело провозглашать свои принципы, потому что философские и теософские принципы считаются скрыто — а иногда и открыто — «еретическими» в обществе, в котором в значительной степени доминируют сиюминутные соображения, личные желания и эгоистические импульсы. Тот факт, что эти тайные мотивы часто маскируются и выдаются за духовные, делает свидетельство ещё более необходимым, а в некоторых случаях и трудным для понимания.

Хранение молчания и провозглашение принципов могут сочетаться. Бессловесное действие — это красноречивая форма речи и правдивый способ выразить себя и свою философию.

Смелое провозглашение принципов должно выражать то, чем мы уже живём, пусть и несовершенно, а не то, о чём когда-то читали и принимали только на слово. Это естественный результат непорочной жизни, объективного мышления и чистого сердца, среди прочих факторов.

12 – ДОБЛЕСТНАЯ ЗАЩИТА ТЕХ, НА КОТОРЫХ НЕСПРАВЕДЛИВО НАПАДАЮТ

Не может быть настоящей заслуги в философии без чувства справедливости и активной солидарности с теми, кто безответственно подвергается нападкам.

Братство означает больше, чем просто чаепитие с печеньем. Хотя чай часто приветствуется на теософских собраниях, но он не может заменить потребность в нравственности. Теософская деятельность может осуществляться только в условиях испытаний и проверок. Если бы не было испытаний, не было бы деятельности. В результате следует остерегаться слишком большого спокойствия.

Фраза «доблестная защита тех, на кого несправедливо нападают» означает, что защита не должна быть слепой. Необходимо беспристрастное равновесие и проницательность. После того, как было спокойно определено, что нападки несправедливы, можно пойти на добровольную жертву, за которой должны последовать сострадательные действия. Мы не обязаны защищать себя, но других нужно защищать.

Справедливость, правдивость и самопожертвование являются одними из основных основ братского общества. В теософии эти три качества достигаются напряжением всех сил под кармическим огнём, вызывающим алхимические изменения. Чай с печеньем – это хорошо; через это выражается глубокое чувство общности и взаимопомощи.

13 – ВЗОР, ПОСТОЯННО УСТРЕМЛЁННЫЙ НА ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПРОГРЕССА И СОВЕРШЕНСТВА, КОТОРЫЙ ДАЁТ ТАЙНАЯ НАУКА (ГУПТА ВИДЬЯ)

Взора, устремлённого на идеал, конечно, недостаточно.

Видеть ошибки важно, а различать правильное от неправильного совершенно необходимо. Однако сделать это можно только при наличии ясной и божественной цели, и с этой точки зрения надо смотреть на жизнь.

Чтобы быть действенным в отношении любых конкретных проблем своего существования, нужно иметь ясное видение будущего. Мы можем действовать правильно только в том случае, если у нас есть четкое представление о предстоящей цели. Постоянное внимание к идеалу человеческого совершенства позволяет ученикам ориентироваться в восприятии далекого и светлого будущего.

Грядущие времена присутствуют или пребывают прямо сейчас в форме оккультных возможностей; они излучают влияние, которое можно увидеть и почувствовать. А расширить знания о сущностных аспектах прошлого и будущего можно через изучение закона циклов. Прошлое, настоящее и будущее — три аспекта одного и того же священного Колеса времени.

Настоящий момент — это открытая страница, на которой человек записывает своё будущее своими действиями. Надо знать, что писать. Содержание такой записи зависит от взгляда на будущую цель, идеал человеческого совершенства.

14 – … ЭТО ЗОЛОТАЯ ЛЕСТНИЦА, ПО КОТОРОЙ УЧЕНИК МОЖЕТ ПОДНЯТЬСЯ В ХРАМ БОЖЕСТВЕННОЙ МУДРОСТИ

Четырнадцатая ступень Золотой лестницы эзотерической философии завершает этот фрагмент упоминанием о Храме Мудрости, находящемся главным образом в собственном сердце и совести.

Образ восхождения по лестнице символизирует перенос фокуса сознания с низшего «я» на бессмертную душу.

«Разве не знаете, что вы храм?» — спрашивает Павел в 1-ом Послании коринфянам 3:16.

И действительно, теософский путь идёт вдоль лестницы Иакова (Книга Бытия) или антахкаране. Такова Золотая лестница или мост, соединяющий земное сознание с божественным или небесным сознанием в нашей собственной душе.

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] «Собрание сочинений», Елена Петровна Блаватская, ТПН, Т. XII, стр. 503.

[2] См. статью «Вся жизнь хороша» Карлоса Кардосо Авелине. Она выложена на наших сайтах.

[3] На тему братства среди соучеников смотрите статьи «Учиться на каждом событии» Елены Петровны Блаватской и «Один за всех и все за одного» Карлоса Кардосо Авелине. Обе статьи можно найти на наших сайтах.

[4] «Письма Учителей Мудрости», Письмо II Л. К. Холлоуэй, первая серия, TPH, 1973, стр. 150.

000