Заявления и комментарии о будущем
человечества, взятые из сочинений
Е. П. Блаватской и из писем Махатм.
Ссылки даны в конце каждого фрагмента.
(ККА)
0000000000000000000000000000000000000000000000000000
- 1. Учитель: Закон возрождения прошлого
… Мы также никоим образом не обеспокоены возрождением наших древних искусств и высокой цивилизации, поскольку они так же обязательно вернутся в свое время и в более высокой форме, как плезиозавры и мегатерии в своё время. Мы имеем слабость верить в постоянно повторяющиеся циклы и надеемся ускорить воскресение того, что кануло в прошлое. Мы не могли бы этому помешать, даже если бы захотели. «Новая цивилизация» будет лишь детищем старой, и нам нужно всего лишь предоставить вечному закону идти своим чередом, чтобы наши умершие восстали из могил; тем не менее, мы, безусловно, стремимся приблизить долгожданное событие. Не бойтесь; хотя мы и «суеверно цепляемся за реликвии прошлого», наше знание не исчезнет из поля зрения человека. Оно «дар богов» и самая драгоценная из всех реликвий. Хранители сакрального Света не для того благополучно прошли сквозь века, чтобы разбиться о скалы современного скептицизма.
(“The Mahatma Letters”, Письмо XXVIII, стр. 214-215.)
- Е.П.Б.: Прошлое содержит семена будущего
«Великий век земли опять начнётся,
Вернутся вновь златые те года,
И обновиться, как змее, земле придётся,
Увяла зимняя трава уж навсегда».
-ШЕЛЛИ [«Эллада», строки 1060-63]
«Друг мой, миновал уж век златой,
Добрые лишь могут возвратить его…»
-ГЁТЕ
Что имел в виду автор «Освобожденного Прометея», когда писал о возвращении золотых лет и о новом начале великой эпохи мира? Перенесло ли его поэтическое предвидение такое «Видение девятнадцатого века» в век «Сто девятнадцатый», или это видение открыло ему грядущее в великолепных образах, таким как оно уже было?
Фихте уверяет нас, что это «частое явление, особенно в прошлые века», когда «то, чем мы станем, изображается чем-то, чем мы уже были; и что то, что мы должны получить, представлено как нечто, что мы прежде потеряли». И добавляет: «То, что Руссо под именем состояния Природы, а древние поэты под названием Золотого века помещают позади нас, на самом деле лежит перед нами».
Такая же мысль и у Теннисона, когда он говорит:
«Поэты древние поставили златой тот век назад, —
Они глупее, – мы ж вперёд – мечтатели они и мы…» [1]
Счастлив тот оптимист, в чьем сердце еще может петь соловей надежды, со всем беззаконием и холодным эгоизмом нынешнего века перед его взором! Наш век — век хвастливый, столь же гордый, сколь и лицемерный; столь же жестокий, сколь и лицемерный.
(«Собрание сочинений», Е. П. Блаватская, TPH, США, том XI, стр. 186-187).
ПРИМЕЧАНИЕ:
[1] «Золотой год», строки 65-66. (Примечание Бориса де Цыркова)
- Учитель: как остановили марш к абсолютному злу
Когда ваша раса — пятая [1] — достигнет своего апогея физической интеллектуальности и разовьет высшую цивилизацию (помните разницу, которую мы делаем между материальной и духовной цивилизациями) и не в состоянии будет подняться выше в своём собственном цикле — её движение к абсолютному злу будет остановлено (как и её предшественники, лемурийцы и атланты, люди третьей и четвертой рас были остановлены в своём движении к тому же самому) одним из таких катастрофических изменений; тогда её великая цивилизация будет уничтожена, и все подрасы этой расы будут найдены нисходящими в своих соответствующих циклах после короткого периода славы и учёности. Обратите внимание на остатки атлантов – древних греков и римлян…
(“The Mahatma Letters”, «Письма Махатм», Письмо XXIII-B, стр. 156–157).
ПРИМЕЧАНИЕ:
[1] Махатма, по-видимому, имеет в виду в значительной степени пятую (западную) подрасу, которая возглавляла пятую корень-расу. Сам Учитель принадлежит к пятой корень-расе. Если бы он имел в виду пятую корень-расу в целом, то он мог бы сказать: «Когда наша раса — пятая…». В его предложении «ваша» означает «западная». Он пишет гражданину Великобритании. Кроме того, Учитель говорит здесь о цивилизациях, которые являются относительно кратковременным явлением и относятся больше к подрасам, чем к корень-расам в целом. Однако любая конкретная подраса и даже конкретная цивилизация (как нынешняя западная) может какое-то время возглавлять корень-расу в целом. Наша западная цивилизация может привести человечество к катастрофе значительных масштабов в результате ядерной войны или других форм разрушения окружающей среды; но долг теософов — помочь предотвратить ненужные страдания. Отсюда предупреждение, сделанное восточным Учителем. Следующий фрагмент, «Тревожный процесс самоуничтожения», подтверждает, что учитель имеет в виду главным образом западную цивилизацию и пятую подрасу. (ККА)
- Учитель: тревожный процесс самоуничтожения
Что вы знаете, например, об Америке до вторжения в эту страну испанцев? Менее чем за два века до прибытия Кортеса среди подрас Перу и Мексики наблюдалось столь же сильное «стремление» к прогрессу, как сейчас в Европе и США. Их подраса закончилась почти полным уничтожением по причинам, порожденным ею самою; так будет и с вашей расой в конце её цикла.
(“The Mahatma Letters”, «Письма Махатм», Письмо XXIII-B, стр. 149).
- Е.П.Б.: Обманчивая внешность западной «цивилизации»
Те, кого нельзя тронуть ни истерической чувственностью, ни священным страхом перед толпой или приличиями; те, у кого голос их совести — «тот тихий слабый голос», который, будучи услышан, заглушает могучий рёв самого Ниагарского водопада и не даёт им солгать собственной душе, — остаются вовне.
Для них нет никакой надежды в этом уходящем веке, и они могут отказаться от всех ожиданий. Они родились не то время. Такова ужасная картина, представляемая нашим нынешним циклом, ныне приближающимся к своему завершению, тем, с чьих глаз упала пелена предрассудков, предубеждений и пристрастий, и кто видит истину, которая скрывается за обманчивой видимостью нашей западной «цивилизации».
(«Собрание сочинений», Е. П. Блаватская, TPH, США, том XI, стр. 201.)
- Е.П.Б.: Будет ли рассвет нового дня для человечества?
Но что готовит человечеству новый цикл? Будет ли он просто продолжением настоящего, только в более тёмных и зловещих тонах? Или для человечества наступит новый день, день ясного солнечного света, истины, милосердия, истинного счастья для всех? Ответ зависит, главным образом, от тех немногих теософов, которые, верные своему знамени в дни благой и дурной славы, всё ещё ведут битву Истины против сил Тьмы.
(«Собрание сочинений», Е. П. Блаватская, TPH, США, том XI, стр. 201-202.)
- Е.П.Б.: Что произойдет, если восторжествует божественная мудрость
Если в этой борьбе победит теософия и её всеобъемлющая философия глубоко укоренится в умах и сердцах людей, если её учение о перевоплощении и карме, другими словами, о надежде и ответственности, найдут пристанище в жизни новых поколений, то тогда действительно наступит день радости и счастья для всех ныне страждущих и отверженных. Ибо настоящая теософия ЕСТЬ АЛЬТРУИЗМ, и мы не устанем это повторять. Она есть братская любовь, взаимопомощь, непоколебимая преданность Истине. Если только люди осознают, что только в этом истинное счастье, а не в богатстве, имуществе или каком-либо эгоистичном удовольствии, тогда темные тучи рассеются, и на земле родится новое человечество. Тогда действительно наступит ЗОЛОТОЙ ВЕК.
А если нет, то грянет буря, и наша хваленая западная цивилизация и просвещённость утонут в таком море ужаса, какого ещё не знала её параллельная история.
(«Собрание сочинений», Е. П. Блаватская, TPH, США, том XI, стр. 202.)
- Е.П.Б.: Победа света и западный цикл
«… Но заблуждение властно только на поверхности, так как оккультная природа не пускает его глубже, ведь та же оккультная природа окутывает весь земной шар по всем направлениям, не оставляя даже ни одного самого тёмного уголка без присмотра. И, будь то феномен или чудо, приманка духов или епископский посох, оккультизм должен одержать победу, прежде чем нынешняя эра достигнет «тройного семилетия Шани (Сатурна)» западного цикла в Европе, другими словами, до конца XXI века».
(«Собрание сочинений», Е. П. Блаватская, TPH, США, том XIV, стр. 27).
- Е.П.Б.: Ответственность теософов
С теософии начинайте и теософией заканчивайте, ибо только ее практическое осуществление может спасти западный мир от тех эгоистичных, отнюдь не братских настроений, которые разделяют расы и народы, а также избавить мир от классовой ненависти и классовых противоречий — этого проклятия и позора так называемых христианских народов. Теософия единственная может спасти Запад от полного погружения в любящий роскошь материализм, в котором он будет загнивать и разлагаться, как это произошло с более древними цивилизациями.
В ваших руках, братья, благополучие грядущего века; и как велико доверие, так велика и ответственность.
(«Пять посланий», Е. П. Блаватская, The Theosophy Company, Лос-Анджелес, США, стр. 31.)
- Учитель: Движение — это коллективная антахкарана
Я глубоко сожалею о своей неспособности удовлетворить честные, искренние устремления нескольких избранных из вашей группы – по крайней мере, на данный момент. Могла ли ваша Л.Л. [Лондонская ложа] понять или хотя бы предположить, что нынешний кризис, сотрясающий Т.О. [теософское движение] до самого основания, является вопросом гибели или спасения тысяч; вопросом о прогрессе человеческого рода или его регрессе, его славе или бесчестии, а для большинства этой расы – о бытии или небытии, по сути, об уничтожении – тогда, быть может, многие из вас заглянули бы в самый корень зла, и вместо того, чтобы руководствоваться ложной внешностью и научными заключениями, вы бы взялись за работу и спасли бы положение, разоблачив бесчестные дела вашего миссионерского мира.
(«Письма Махатм», Письмо LXV, стр. 365).
- Е.П.Б.: Судьба теософских семян
Наше Общество [теософское движение] — это дерево Братства, выросшее из зёрнышка, посаженного в землю ангелом милосердия и справедливости в тот день, когда первый Каин убил первого Авеля. (..…) Будучи ядром истинного Братства, они должны превратить свое Общество в ковчег, которому суждено в недалеком будущем перевезти человечество нового цикла за пределы безбрежных мутных вод потопа безнадежного материализма. Уровень этих вод поднимается и в настоящее время они затопляют все цивилизованные страны. Можем ли мы позволить добрым погибнуть вместе со злыми, опасаясь шума, криков и насмешек последних, как против Теософского [движения], так и против нас самих? Можем ли мы видеть, как они гибнут один за другим, одни от усталости, другие от тщетного поиска лучей солнца, которое светит для всех, не бросив им спасательного круга? Никогда!
(«Собрание сочинений», Е. П. Блаватская, TPH, США, том XI, стр. 281-282).
- Е.П.Б.: Земля станет раем в 21 веке.
… Если Теософское [движение] выстоит и будет оставаться верным своей миссии, своим первоначальным импульсам в течение следующих ста лет — скажите, слишком ли я далеко зашла, утверждая, что земля будет небом в двадцать первом веке по сравнению с тем, какова она сейчас [в девятнадцатом веке]!
(«The Key to Theosophy», Е. П. Блаватская, 1889 издание, стр. 307).