Правильные действия и самодисциплина в теософском движении
Образец корректуры Елены Петровны Блаватской при написании
«Тайной доктрины». Это фрагмент страниц 577-578 II тома.
[Изображение Теософского общества Пасадены]
С древних времен на передовом крае философских школ занимались редакционной работой, включая исследование, написание текстов, корректуру и публикацию. Так было и на Востоке, и на Западе, как в ведантической, так и в платоновской литературе.
Современное теософское движение не является исключением из этого правила. Его главными основателями были, в частности, самые усердные авторы, переводчики, исследователи и редакторы. Хорошо задокументирован тот факт, что пока Учителя Мудрости находились в непосредственном контакте с движением, они сами принимали участие в редакционных работах и активно помогали работе таких изданий, как «Теософ».
Первоначальная «педагогика Учителей» и Елены Петровны Блаватской рекомендует живой процесс исследования и изучения, в котором не рекомендуется заучивание наизусть.
Кажущаяся нескончаемой работа по корректуре философских текстов (среди прочих задач) является формой обучения. Она развивает такие способности, как терпение, настойчивость, гибкость, внимание и концентрация. Планирование и правильное использование времени и энергии имеют решающее значение.
Редакционная работа заставляет исследовать понятия, обсуждаемые в текстах, и устанавливать в душе контакт с ними. Будучи альтруистической деятельностью, этот процесс включает много элементов карма-йоги. Эта работа учит смирению и самоанализу, так как исследователю приходится ежедневно видеть свои ошибки, и если ему повезёт, на ошибки укажут дружелюбные читатели и люди доброй воли.
Вот некоторые из причин, по которым внутренняя жизнеспособность эзотерического движения напрямую зависит от важности, придаваемой процессу исследования и написания, в то время как все вовлеченные лица стараются повысить как качество работы, так и сделать мотивацию более альтруистической.
Теософская ассоциация, которая не сосредоточена на активном поиске знаний, перестает быть сообществом учёных и становится сообществом автоматических верующих. Её официальные истины являются предметом политических переговоров и незаметно упорядочиваются в соответствии с ведомственными интересами.
Когда вежливость заменяет исследования
В то время как политическая деятельность обычно основывается на корпоративных интересах и поверхностных мнениях, передовые исследования ставят под сомнение старые устоявшиеся идеи и разрушают привязанность к рутине мышления.
С начала 20-го века политика и организованная вера имели слишком большое значение в теософском движении. Исследования, практика обучения и логический поиск стали неудобными для господствующего порядка в различных объединениях.
В 21 веке более крупные и более бюрократические ассоциации теософского движения управляются политическими процессами, а не жизненно необходимым осуществлением современного изучения и исследования. В эзотерических кругах, которые достаточно велики, чтобы ими управляла политика, на выбор лидеров влияет скорее политкорректная улыбка и мастерство выглядеть святым, а не карма-йога альтруистической деятельности. В то время как во многих эзотерических группах доминирует такая радужная атмосфера, истинное теософское движение следует примеру своих основателей.
Практический урок от Е.П.Б.
Елена Петровна Блаватская учила всю свою жизнь. Она не проводила все свои дни, упражняясь в связях с общественностью. Она бросила вызов организованному невежеству и боролась с причинами человеческих страданий. Хотя ее жизнь была непрерывной практикой аскезы, она не принимала праздных форм самодисциплины. Она следовала дисциплине самопожертвования ради гуманной цели и работала редактором.
В 1883 году, во время попытки теософов создать в Индии ежедневную газету под названием «Феникс», Альфред П. Синнет усомнился в эффективности служения Е.П.Б.
Затем она раскрыла Синнету некоторые обстоятельства, при которых должна выполняться теософская работа с целью победы над умственной рутиной и передачи учения этики всеобщей мудрости:
«Хотела бы видеть, как вы берете на себя управление и редактирование «Феникса» с двумя пенсами в кармане; с сонмом врагов, окружающих вас; без друзей, которые могли бы вам помочь; а себя самого — редактором, администратором, служащим и даже очень часто чернорабочим с бедным, наполовину сломленным Дамодаром, который один помогал бы вам в течение трех лет, будучи ещё мальчиком, прямо со школьной скамьи, понятия не имевшим о ведении дел, как и я, и с Олкоттом, который всегда (7 месяцев в году) находился в отъезде! Вот уж действительно, плохое руководство! Почему мы творили чудеса, вставая на дыбы в одиночку и перед лицом такого антагонизма, газет, общества и дела вообще. (…..) Пожалуйста, не забывайте, что в то время как вы, занимаясь непосильным трудом в качестве редактора «Пионера», обычно уходили с работы в 4 часа, начав ее в 10 часов утра– и отправлялись либо играть в теннис, либо покататься, мы же с Олкоттом начинаем нашу работу в пять утра при свечах и заканчиваем иногда в 2 часа ночи. У нас нет времени на теннис, как у вас, и на клубы, театры и общение с людьми. Нам едва хватает времени, чтобы поесть и попить». [1]
Приведённые выше строки помогают описать жизнь учеников и тех, кто стремится к мудрости.
Личный комфорт не является их приоритетом; ведь здесь Е.П.Б. откровенно описывает как внешне «наполовину сломленного» Дамодара К. Маваланкара, чья жизнь представляет собой наиболее блестящую историю успеха теософского движения всех времен.
Графиня Вахтмайстер помогает Блаватской
Каждое редакционное задание становится испытательным процессом, поскольку оно происходит в сфере классических теософских идей. Борьба со словами разворачивается на разных уровнях сознания одновременно. Контраст между этими разными слоями реальности вызывает серьезные проблемы.
Таким образом, изучение, чтение и перевод теософского текста являются многоплановыми действиями, которые необходимо выполнять снова и снова с разных точек зрения. Каждый раз при возобновлении работы с текстом видение и понимание его содержания может значительно обогащаться, привнося новые умозаключения и другое внутреннее понимание.
В своей книге о Елене Петровне Блаватской Сильвия Крэнстон приводит свидетельство графини Вахтмайстер, которая помогала Е. П. Блаватской при написании «Тайной доктрины».
Графиня пишет:
«Однажды (…), войдя в кабинет Е.П.Б., я обнаружила, что пол устлан рукописными страницами. Я спросила, что означает такой беспорядок, на что получила от неё ответ: «Да, я двенадцать раз пыталась написать эту страницу правильно, и каждый раз Учитель говорил, что написано неправильно. По-видимому, я сойду с ума, переписывая столько раз; прошу, оставьте меня; я не успокоюсь, пока не напишу то, что надо, даже если просижу всю ночь». Я принесла ей чашку кофе, чтобы освежиться и ободриться, а затем оставил ее продолжать свой изнурительный труд. Через час я услышала, как она меня зовёт, и, войдя, нашла, что, наконец, отрывок был написан удовлетворительно, но труд был ужасен, а результаты в это время часто были малы и неопределенны». [2]
Однако попросить продвинутого ученика переписать один и тот же отрывок десять или пятнадцать раз — это ещё не всё, что может сделать только Учитель Гималаев.
Внутренний учитель — голос сознания каждого исследователя подлинной теософии, будь он продвинутым или неопытным — тоже часто требует постоянной проверки и исправления того, что исследователь пишет или как поступает в повседневной жизни.
Для хорошо информированных исследователей «жить — значит вносить исправления», а самосовершенствование означает лучший образ жизни.
Изучение классической теософии подразумевает постоянное выявление ошибок и преодоление их. При этом не должно быть чувства «жертвы». Как говорится в народной поговорке, «на ошибках учатся».
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] «Письма Е. П. Блаватской А. П. Синнетту», TUP, Пасадена, Калифорния, США, 1973, 404 стр., см. Письмо XXVII, стр. 57.
[2] «Е.П.Б. – Необыкновенная жизнь и влияние Елены Блаватской, основательницы современного теософского движения», Сильвия Крэнстон, G.P. Putnam’s Sons, Нью-Йорк, 1994, 648 стр., стр. 296.
000
Первоначальная версия статьи «Йога редакционной работы» была опубликована в журнале «Теософ эпохи Водолея», апрель 2017 года, стр. 9-11, без указания имени автора. Статья была опубликована как самостоятельный текст 13 ноября 2017 года, переработана и дополнена автором 12 июля 2018 года.