Почему наличие здравого смысла вдохновляет на занятие уравновешенной позиции
В своём романе 1872 года «Бесы» Фёдор Достоевский предвосхищает возникновение социалистических революций и осуждает поиски улучшения общества на основе насилия и ненависти.
Этот русский роман представляет собой жёсткую критику тех политических движений, которые, пожалуй, считают, что «освобождение» равнозначно «разрушению», и согласно которым политика ненависти является лучшим из того, что приемлемо в любое время.
Достоевский был, как всегда, прав.
Русский писатель убедительно предостерегал общественность от ошибок, вскоре допущенных Львом Толстым и другими, считавшими, что движения народничества достаточно для того, чтобы народы обрели счастье.
Однако, обличая «прогрессивный» нигилизм в общественной жизни, Достоевский добавил к этой проблеме и магнетизма. Его пророчество было отчасти пророчеством, вызвавшим само событие, или негативным предчувствием.
Русский мыслитель отказался от сакральной возможности указать главным образом верный путь, вместо того, чтобы уделять слишком много внимания опасности, насаждая в подсознании образы несчастных людей.
Он не размышлял о процветающем будущем достаточно напряжённо, но пытался помочь и делал всё возможное. Гипноз и экстрасенсорное внушение являются частью жизни. Их влияние нужно максимально сокращать. Если кто-то хочет иметь нормальное будущее, тот неизбежно должен думать о нём, представлять его процветающим, трудиться ради этого и мечтать о таком будущем.
Конечно, крайне левые и крайне правые являются замаскированными братьями-близнецами. Довольно легко увидеть в 21 веке, что каждой форме правой истерии прямо соответствует форма левой истерии. То же самое относится к шизоидным взглядам на жизнь и психотическим желаниям физически устранить противников.
Что касается психически неуравновешенных попыток управлять целыми народами и обществом в целом, то недалекие левые и правые рады промывать мозги и властвовать над умами людей в больших масштабах. Они склонны использовать страх в качестве оружия, как на осознанном, так и на подсознательном уровнях психологической войны. У них нет будущего, и они вскоре уничтожат себя, как это случилось с нацизмом и фашизмом.
Прекрасные утопии и уродливые катастрофы
Подсознательное влияние искусства и литературы на будущее больше, чем многие себе это представляют. Литература часто вдохновляет и предвосхищает общественные события. С 18-го века некоторые из лучших писателей и художников чередовали пророчества о коллективном ужасе и страдании, такие как Достоевский и Оруэлл, и пророчества о наивном социализме и утопии, такие как Лев Толстой и Максим Горький. В результате вполне логично, что в 21 веке нам придётся столкнуться с несколькими серьёзными проблемами, прежде чем развить нашу способность правильно мыслить о нашем общем будущем и накопить достаточно хорошей кармы для следующих столетий.
Часто легче уничтожать и разрушать.
При отсутствии здравого смысла не требуется много времени, чтобы боль превратилась в разочарование, а разочарование превратилось в активную ненависть. Затем приходит жажда насилия, которая питается за счёт себя самой. Весь процесс неразумен и бесполезен.
Коллективной ненависти и массового психоза можно избежать и нужно избегать. Политическая умеренность прокладывает путь к истинной свободе мышления. Свободное и независимое мышление противоположно слепому повторению агрессивных лозунгов, какими бы «фашистскими» или «прогрессивными» они ни были.
Изучение нашей цели
Принятие целей, как осознанно, так и подсознательно, определяет течение индивидуальной и коллективной кармы. Помощь может придти удивительным образом, как только в душе определяется правильная цель. Мартин Лютер Кинг предлагает нам разумную точку зрения, с которой можно смотреть на общество. Его мечта о единстве в многообразии универсальна:
«…Когда мы позволим свободе звенеть, — сказал он, — когда мы позволим ей звенеть из каждой деревни и селения, из каждого штата и каждого города, мы сможем приблизить тот день, когда все божьи дети, чернокожие и белые люди, евреи и язычники, протестанты и католики смогут взяться за руки и пропеть слова старого негритянского спиричуэла: «Свободны наконец! Свободны наконец! Слава Всевышнему, мы наконец-то свободны!» [1]
Кинг решительно осуждал «народное насилие», которое может принести только новые разрушения.
Путь мудрости без нанесения вреда нелёгок, но это единственный путь к совершенствованию. Мартин Лютер Кинг говорил по этому поводу следующее:
«В Америке не будет ни покоя, ни спокойствия, пока неграм не будут предоставлены права гражданства. Мы всегда должны вести нашу борьбу на высоком уровне достоинства и дисциплины. Мы не должны допускать, чтобы наш творческий протест перерос в физическое насилие. Снова и снова мы должны подниматься к величественным высотам встречи физической силы с силой души».
В западной мысли философия «единой нации», впервые сформулированная Бенджамином Дизраэли, выражает в нашей цивилизации практический принцип всеобщего сострадания. В восточных философиях творческая активность Винобы Бхаве, последователя Махатмы Ганди, представляет собой ещё один ключ.
Что касается значительных препятствий на пути к братству, Зигмунд Фрейд может помочь гражданам понять повторяющиеся кошмары, присутствующие в человеческом подсознании.
Как только граждане примут твёрдое решение нравственно совершенствовать себя и свою цивилизацию, станут видны сотни положительных факторов и всевозможных помощников разных веков и народов, и задача будет казаться намного легче.
Победа справедливости и братства может придти, как только найдётся необходимое количество честных граждан. А до тех пор нужно жить, осознавая тот факт, что человеческая природа несовершенна и нуждается в совершенствовании изнутри. Мудро проводить политику бессмертной души и политику сердца. Рабби Моше Кордоверо мог бы преподать нам несколько социологических уроков.
Политика Моше Кордоверо
Столетия тому назад члены еврейской общины Цфата прошли курс обучения каббалистической традиции, изложенный Моисеем или Моше Кордоверо (1522–1570).
Его учение демонстрирует ту же этику и мудрость, которые можно найти в лучших частях других религий и философий, а также в здравомыслящих сообществах по всему миру. [2]
Уроки состояли из практических моментов и показали тринадцать уровней милосердия к согражданам, в том числе к противникам:
1) Терпение, когда оскорбляют.
2) Терпение, когда случается что-то плохое.
3) Прощение, вплоть до забвения нанесённого зла.
4) Полное отождествление себя с ближним.
5) Абсолютное отсутствие гнева в сочетании с соответствующими действиями.
6) Милосердие, вплоть до воскрешения в памяти только хороших качеств своего мучителя.
7) Устранение всяких следов мстительности.
8) Забвение страданий, причинённых другими, и памятование о хорошем.
9) Сострадание к страждущим людям без осуждения их.
10) Правдивость.
11) Милосердие сверх буквы Закона.
12) Помогать исправляться порочным людям, не осуждая их.
13) Всегда помнить о невинном состоянии младенчества всех людей.
Эти основные принципы могут вдохновить на уравновешенное отношение к социальным проблемам. Попытки механически применить их к каждой нации и каждому аспекту общества были бы бесполезны, но было бы мудро следовать по этому пути шаг за шагом.
В качестве комментария к пункту 10, «Правдивость», можно вспомнить пару фраз Елены Петровны Блаватской.
Русский теософ писала:
«Нашим девизом было с самого начала и всегда будет: «НЕТ РЕЛИГИИ ВЫШЕ ИСТИНЫ». Истину мы ищем и, однажды найдя её, откроем миру, откуда бы она ни пришла». [3]
Истина, конечно, беспристрастна и никого не хочет побеждать. Ненависть — преходящая иллюзия, тогда как безусловное уважение и реалистическое сотрудничество — стойкие части реальности.
СНОСКИ:
[1] Доктор Мартин Лютер Кинг в своей знаменитой речи 1963 года «У меня есть мечта», которую легко найти в интернете и других местах.
[2] «Учения еврейских мистиков», составлено и отредактировано Перле Бессерманом, Shambhala Inc., Boston & London, 1998, 150 стр., см. стр. 46.
[3] «Собрание сочинений», Е. П. Блаватская, TPH, Адьяр/Уитон, том IX, стр. 7.
000