* В своей серии романов о мушкетерах Александр Дюма отстаивает традиционную этику, но делает это в широком интеллектуальном ключе, с помощью повествований, рассчитанных на совершенствование жизни читателей и людей в целом. Дюма принимает человеческие противоречия в качестве основных фактов и извлекает практические духовные уроки из несовершенств нашего человечества, которые он иногда описывает с чувством сострадания и с братским чувством юмора.

 

* Книги «Три мушкетера», «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон» представляют собой всестороннее, захватывающее описание борьбы – битвы между старыми нравственными ценностями средневекового общества (вспомним, например, тамплиеров ) и отсутствием нравственности в новом зацикленном на деньгах обществе последних веков, чьё богословие эгоизма было в значительной степени создано иезуитами.

 

* Перед лицом современного лицемерия Дюма сдержанно отстаивает старый кодекс чести и этику кавалеров; однако он вовсе не консерватор и не отстаивает социальный порядок средневековья как таковой. Безграничное сострадание, которым он с 1840-х годов делится со своими читателями по всему миру, способствует социальной солидарности и взаимопомощи.

 

* Парадокс присущ жизни. Как и Елена Петровна Блаватская, Дюма был другом Джузеппе Гарибальди и истинным сторонником мира. Согласно Дюма, война и насилие являются прискорбными действиями. Блаватская думала так же. И все же нет простого способа избежать войны или духовного невежества.

 

* Давняя борьба между традиционной нравственностью и современным эгоизмом пронизывает романы Дюма. Борьба между внутренней духовной честью и внешним эгоистическим комфортом происходит в основном внутри индивидуального сознания человека. Во-вторых, она привносит шум в драму внешних кармических следствий. Человеческая душа и человеческое общество есть одно целое.

 

* В следующих параграфах мы переводим и комментируем философские предложения, выбранные из «Трех мушкетеров» и его продолжения «Двадцать лет спустя».

 

Из книги «Три мушкетера»

 

* Давайте не будем путать благоразумие с трусостью; благоразумие – это добродетель.

Тренируя свою проницательность, пилигрим сможет увидеть разницу между ними.

* [Некоему королю], как и всем слабым сердцам, недоставало благородства.

Другими словами, недостаток благородства – следствие духовной слабости. В то же время духовное мужество обычно ассоциируется с благородной целью.

* Благородный человек ничем не владеет, кроме своего слова.

Искренность по отношению к ближнему результат честности по отношению к самому себе. Правдивость подобна солнцу; она неизбежно посылает свой свет во все стороны. Однако необходима проницательность; поступки говорят громче слов, а молчание часто бывает мудрым.

* Поскольку я не из благородных, я волен лгать.

Это взято из исторического романа, действие которого происходит в семнадцатом веке. Начиная с двадцатого века, благородство больше не является правилом поведения в обществе. Теперь это атрибут души, и его видят только те, у кого есть глаза, чтобы видеть.

Нравственное благородство важнее социального статуса. С другой стороны, негодяй видит только внешнее и поэтому концентрирует свои усилия на обмане. Первый шаг глупца в подготовке собственного кармического наказания состоит в том, чтобы поверить в то, что он довольно умен – или умнее других.

* За каждой формой счастья в настоящем скрыт страх перед будущим.

Важный принцип эзотерической философии. В «Голосе Безмолвия» говорится: «…Душа твоя найдет цветы жизни, но под каждым цветком свернулась змея».[1]

* Время приносит возможность; возможность — это лотерея или азартная игра человека; чем больше вы посвящаете себя своей цели, тем больше вы выигрываете, если умеете ждать.

Уметь ждать неопределенно долгое время так же важно, как действовать со скоростью молнии. Абсолютное терпение позволяет вам достичь неограниченной энергии.

* С чрезмерным беспокойством можно бороться только с помощью крайнего безразличия.

Бывают моменты, когда смирение, отстраненность и безразличие к несущественным факторам помогают пилигриму избежать беспокойства по поводу внешних событий.

 

Из книги «Двадцать лет спустя»

 

* Пифагор заставлял своих учеников молчать в течение пяти лет, чтобы научить их быть спокойными.

Молчание помогает лучше прислушиваться к своей совести и духовной душе.

* Доброе дело никогда не пропадает даром.

Всё является частью кармы; даже любая мысль имеет практические результаты. В ситуациях, когда невозможно совершить правильное внешнее действие, честное благое намерение создает хорошую карму в соответствии с его интенсивностью.

* Кровь взывает к крови.

Один акт насилия стимулирует другой, и один военный конфликт ведет к другому, пока не возникнет кармическая реакция и гармония не восстановится. Существуют обширные цепочки действий, которые направлены на создание конфликта и провоцирование страданий, в то время как другие цепочки причинно-следственных связей обеспечивают справедливость, равновесие, внутреннее обучение, стабильность души, удовлетворенность и покой. Человек должен выбирать правильную цепочку и действовать в соответствии с ней.

* Нет ничего более убедительного, чем одно глубокое убеждение; даже скептически настроенные люди поддаются его влиянию.

Действия и идеи распространяются личным примером и благодаря естественной силе их живого магнетизма. Но есть время сеять, и есть время собирать урожай.

* Привычка двенадцати- или пятнадцатилетней давности становится второй натурой.

Однако если у вас есть старая привычка, которая является препятствием для вашего духовного обучения, то хорошо бы запомнить одно: никто никогда не бывает слишком стар для исправления своих ограничений. Лень всегда можно победить спокойными настойчивыми действиями и твёрдой решимостью исправиться. Пифагорейская традиция рекомендует – «делай то, что правильно, и со временем это станет для тебя приятным».

* В природе человека есть стремление к совершенству в выпечке, как и во всём другом.

И все же не тратьте свою энергию по пустякам, потому что что-то является важным, а что-то – нет. Абсолютного совершенства достичь нелегко, но все, что угодно, может привести к некоторому прогрессу в правильном направлении. Совершенствуйтесь в первую очередь сами, и со временем весь мир станет лучше.

* Сон – очень капризное божество, и именно тогда, когда мы взываем к нему, оно заставляет нас ждать.

В переходе ко сну есть что-то сакральное. Пройдена невидимая дверь, и перед вами открываются новые измерения в соответствии с нынешним состоянием вашей души.

* Я рассматриваю неблагодарность не как недостаток или преступление, а как порок, что гораздо хуже.

Чувство благодарности означает, что наша душа жива. Взаимные отношения составляют часть закона симметрии, который регулирует жизнь.

* Внешний вид внешних объектов – это таинственный проводник, который соответствует фибрам памяти и иногда пробуждает их вопреки нам; как только эта нить пробуждается, подобно нити Ариадны, она ведет в лабиринт мыслей, где мы теряемся, следуя за той тенью прошлого, которую мы называем памятью.

И прошлым нужно дорожить, так как оно является неограниченным источником полезных уроков для настоящего и для вдохновения в будущем.

* [Сын говорит своему отцу:] Твоё сердце настолько благородно, что ты понимал всё, что происходило в моём сердце.

Сродство делает чувства и мысли прозрачными. Неэгоистичный взгляд на жизнь не хочет искажать факты и не нуждается в этом. Понимая закон единства всего сущего, можно смотреть на факты не через призму эгоизма.

* Только с маленькими армиями мы выигрываем большие сражения.

У крупных объединений обычно нет души или они не могут к ней прислушаться. Сложная бюрократия зачастую неразумна. Несколько людей доброй воли меняют ситуацию. Поэтому Моисей Маймонид писал: «Если передо мной стоит трудная задача, если я нахожу путь узким и не вижу другого способа преподать устоявшуюся истину, кроме как угодить одному умному человеку и вызвать неудовольствие у десяти тысячи глупцов, то я предпочитаю обращаться к одному человеку и не обращать никакого внимания на осуждение толпы». [2] Мудрость рождается в результате спокойного независимого мышления, а не – широкомасштабной пропаганды.

* По отношению к начальству, и особенно когда начальством являются принцы, высшая вежливость заключается в том, чтобы повиноваться без промедления и без рассуждений.

Если вам посчастливилось общаться с кем-то, кто мудрее вас и творит добро, воспользуйтесь этой привилегией. Помогайте такому человеку от всего сердца, без придирок и проволочек. Следуйте своей совести, старайтесь научиться истинной мудрости у него и у всего, что встречаете в жизни.

(ККА)

СНОСКИ:

[1] «Голос Безмолвия» Елены П. Блаватской (ред.), часть I.

[2] «Путеводитель растерянных», Моисей Маймонид, см. «Введение».