Что говорит классическая теософия о самопознании и безличности
«… Всегда помните эти строки Теннисона:
«Познание и уважение себя, владение собой,
Лишь эти трое жизнь ведут к верховной власти».
(Восточный учитель мудрости)
Согласно экзотерическому взгляду на классические учения теософии, идея личностного существования или индивидуальной идентичности сама по себе эгоистична и бездуховна и является продуктом глубокого невежества.
Поэтому следует как можно лучше скрывать такую ужасную ересь, и, устранив её с сознательного уровня собственного ума, можно, вероятно, избавиться от неё.
Однако более глубокий взгляд на теософию показывает, что изучающий должен понять и превзойти самые корни «идеи личности», а не её внешние листья или плоды. Поднявшись над своей личностью, он также должен уважать её и заботиться о ней. Ощущение, что вы на определённом уровне «человек», не является «плохим само по себе». Это соответствует факту, который следует признать как таковой, а не отрицать суеверно.
Согласно теософии, человеческое сознание семерично. Ни один из семи человеческих принципов или уровней осознания сам не является плохим. Понятие «я» существует в промежуточных принципах, которыми являются кама (чувства личности) и манас (мысли). Эти сами принципы не являются эгоистичными или стремящимися к отделению. Они могут действовать так, как если бы они были на современном этапе многих человеческих существ. Если бы иметь ощущение «я» было плохо само по себе, то восточные Учителя Мудрости, достигнув адептства, никогда не могли бы говорить о себе как о тех, кто обладает какими-либо индивидуальными характеристиками или человеческими и личными чувствами. Тем не менее, они пишут об этом во всех Письмах Махатм. Они проявляют недовольство в связи с подделками, выражают отвращение к лицемерию и испытывают множество других эмоций «личности». Они открыто пишут о своих индивидуальных чертах характера. Учитель Гималаев, написавший больше всего писем западным ученикам, был, как минимум, дважды предупрежден самим Чоханом — «Учителем Учителей» — из-за того, что он зашёл слишком далеко в самопожертвовании, пытаясь помочь теософскому движению. Из-за своей личной склонности к самопожертвованию этот Махатма несколько раз нарушал ограничения кармы, и его нужно было остановить.
Забвение себя, преданность, откровенность, честность, мужество и безымянность или непривязанность к любым именам или словам — всё это существенные черты характера личности. Они свойственны чьему-то характеру или будут свойственны в своё время, если человек будет настойчиво прилагать усилия в правильном направлении.
Будучи по существу безличными, Елена Петровна Блаватская и Дамодар Маваланкар (два продвинутых ученика) выражают свои чувства в том, о чём они пишут. Роберт Кросби (1849-1919) много трудился над тем, чтобы теософское движение имело более глубокий взгляд на безличность. В этом отношении он оказал движению большую услугу. Однако если бы у Кросби были наивные взгляды на этот вопрос, он бы не написал своих теперь уже известных автобиографических заметок.
Если бы у Джона Гарригеса, другого великого теософа, были бы опрометчивые взгляды на то, чем является и чем не является безличность, то он никогда не опубликовал бы «собрание фактов о жизни и работе Кросби» в виде книги из 416 страниц – «Дружелюбный философ».
Другой, более «житейский» пример может быть полезен в попытке понять тайну безличности. Если у нас есть машина, мы, вероятно, видим и обращаем должное внимание на разницу между машиной, на которой мы ездим, и любой другой машиной на улицах. Если мы решим сделать вид, что «все машины согласно теософии едины» или что «различия между машинами — иллюзия» — то это вызовет беспорядки на улицах и проспектах.
Характер и личность — это носитель. Это не плохо само по себе. Напротив. Это хорошо. Это ценный инструмент. Это часть Жизни. Наши личные имена — это земные ярлыки, которые помогают идентифицировать наши внешние носители. Иметь личные имена полезно, так же как нам нужны документы и слова для описания и идентификации наших автомобилей.
У Махатм есть имена. Каждый мудрец прошлого, включая Гипатию, Е. П. Блаватскую, Сократа, Кросби, Мохандаса Ганди, Платона, Сенеку и Эпиктета, обладал личностью, но ни один из них не был чрезмерно привязан к ней. Следовательно, в самих носителях или транспортных средствах нет ничего плохого, независимо от того, говорим ли мы об автомобилях или о личностях. Вопрос, который следует рассмотреть, заключается в том, что человек делает и чего не делает со своим носителем. Хотя бесполезно делать вид, что люди не обладают индивидуальностью или не должны обладать ею, но если личность становится центром их жизни, то она также становится источником иллюзий и страданий, как и в том случае, когда автомобиль (или любой другой физический инструмент или устройство, даже мобильник) становится приоритетом в жизни.
Задача относительно безличности состоит не в том, чтобы скрыть «личностные» принципы нашей семеричной природы. Это только заставило бы нас вести себя подобно окрашенным гробам, как прекрасно выразился Иисус, этот кроткий Учитель Нового Завета:
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. (…) вы уподобляетесь окрашенным гробам…» (Матфея, 23: 25-27).
Это совершенная теософия.
Дхарма и долг каждого теософа состоит в том, чтобы постепенно посвящать всё своё семеричное сознание тому, чтобы жить в безличностном понимании вселенной. Таким образом, его преходящее существование на земле будет рассматриваться с совершенно иной точки зрения. Он, естественно, будет трудиться ради эволюции человечества, поскольку теперь он знает, что нет абсолютно никакого разделения между высшим «я» человека и человечеством в целом или нашей солнечной системой, чьей медленно самосовершенствующейся миниатюрой является каждый человек.
Нет смысла пытаться ампутировать свою личность или уничтожать свою машину в гараже. Более чем бесполезно винить свои инструменты и транспортные средства — физические и эмоциональные — потому что, возможно, вы не пользовались ими должным образом. Человек должен направлять и использовать свой носитель с осторожностью и проницательностью. Наша привилегия – использовать нашу личность для совершения и совершенствования правильных действий. Личности подобны ученикам, которые учатся, слушая голос своей внутренней совести. В людях есть «животная душа», как и «духовная душа», а животных нужно уважать. Они могут учиться и учатся сотрудничать с людьми и со своими хозяевами. В том, как человечество относится к животным, заключается кармический ключ к тому, как люди относятся к высшему царству. Хорошо по-доброму относиться к животным и животным душам, чтобы научиться ценить и видеть и то, что над нашим царством. Жизнь симметрична, и древняя аксиома гласит: «что вверху, то и внизу».
Каждый человек должен понять свою собственную личность и её деятельность и с благожелательностью поместить её в более широкую среду видения жизни, которая одновременно требует ответственности и альтруизма. Понятие о «разрушении» личности, которое можно найти в теософской литературе, есть не что иное, как метафора. Догматизм и слепота возникают из буквального понимания метафор.
Открытое сознание и изучение вселенской мудрости шаг за шагом ведут человека к внутренней и неотъемлемой безымянности, а не просто к декоративной и внешней её имитации.
Открытое сознание – это не безмозглость.
Идея, лежащая в основе понятия безличности, никогда не заключалась в том, чтобы стимулировать психологическое насилие над собой или пытаться «подавить понятие личности» механическими способами. Вместо этого теософия говорит, что следует вести спокойное наблюдение за собой с точки зрения своих божественных возможностей. Эта практика позволяет обрести более глубокое понимания себя. Полученное в результате познание о себе ведёт к уважению себя и завершается забвением себя. Так человек трудится и живёт во всё возрастающей гармонии с единым Законом.
Учитель писал:
«… Всегда помните эти строки Теннисона:
«Познание и уважение себя, владение собой,
Лишь эти трое жизнь ведут к верховной власти». [1]
Очень важно иметь долгосрочный взгляд на жизнь, ведь вся жизнь — это всего лишь мимолетное мгновение странствия.
С другой стороны, даже краткосрочные следствия альтруистического обета (какими бы сложными они ни были при прохождении испытания) всё же являются лучшими из того, что низшее «я» может получить в жизни.
ПРИМЕЧАНИЕ:
[1] «Письма Учителей Мудрости», под редакцией Ч. Джинараджадасы, первая серия, T.И.Д., Адьяр, Индия, издание 1973 г., стр. 151.