Одно из необходимых недостающих звеньев в эволюции человеческого мышления и человеческих институтов

Джозеф Р. Бьюкенен (1814–1899) и Елена П. Блаватская (1831–1891)

 

000000000000000000000000000000000000000000000

 

Примечание редакции:

 

Следующая статья приведена из журнала

«Теософ», Индия, декабрь 1883 года,

стр. 101. Она опубликована также в «Собрании

сочинений» Е. П. Б., T.И.Д., Т. VI, стр. 45-48.

Длинные абзацы были разделены на более короткие.

(ККА)

 

00000000000000000000000000000000000000000000000000

 

 

 

Нам доставляет истинное удовольствие приветствовать давнего и уважаемого друга посредством нового издания его ценного труда [1] — последних мыслей профессора Бьюкенена о совершенной схеме образования.

 

Этот ученый джентльмен, как могут помнить наши читатели, является первооткрывателем в западном мире той таинственной силы, скрытой в человеке, которая была далее расширена профессором Дентоном в его сочинении «Душа вещей». Именно профессор Бьюкенен является настоящим основателем науки психометрии.

 

Настоящая работа более чем когда-либо показывает, что, как и некоторые другие духовно мудрые люди, профессор не чувствует себя вольготно на просторах современной цивилизации; он, по-видимому, заблудился в джунглях западного материализма, но его храбрый дух упорно борется за благополучие своей расы, которая, похоже, даже не осознает своей деградации. Он наткнулся на настоящий источник опасности, которая так мрачно нависла над западным миром и грозит ему нравственной и духовной гибелью.

 

О культивировании простого интеллекта как средства материального продвижения, оставляющее в стороне высшую природу человека, чтобы прорасти в семя, совершенно не заботятся, оно игнорируется. Во всём виновата система современного образования, и в результате производятся безобразные чудовища. Образование – это попытка претворить в жизнь гармонию природы и человека. Оно состоит в том, чтобы узнать истинную цель и предмет жизни и, когда они будут обнаружены, отплатить им непоколебимой преданностью в течение всей жизни. Образование есть приобретение способности наслаждаться жизнью во всей ее полноте, нехватка его есть самоубийство, частичное или окончательное. Идеал профессора Бьюкенена находится в той же области, что и наш собственный.

 

«Удовлетворительное знание, — пишет автор, — психических и физиологических функций жизни и их определенной связи с мозгом и телом и законов взаимодействия непременно указало бы на законы их развития. Это развитие и есть образование». [2]

 

В нынешних условиях, когда комиссия отправляется в опасное путешествие для открытия новой и более надежной основы образования в этой стране, этот труд профессора Бьюкенена представляет особую ценность и интерес. Прежде чем будет подготовлена ​​форма [3] по западной модели для формирования умов наших будущих мужчин и женщин, полезно рассмотреть то, что компетентные эксперты заявляют о ценности этой модели. Профессор Бьюкенен после полувекового опыта излагает свое мнение так:

 

«Похоже, что в настоящее время в ведущих учреждениях не существует в больших масштабах ничего, что можно было бы с полным основанием назвать либеральным образованием, поскольку то, что претендует на признание быть либеральным образованием в университетах оказывается, если смотреть с точки зрения антропологии, не только хромающим, слабым и ущербным либеральным образованием в самых своих существенных элементах, но и определенно нелиберальным образованием в своём гнетущем воздействии на интеллект и душу, а также в своём дегенеративном воздействии на тело». [4]

 

Выдающийся итальянский профессор синьор Анджело де Губернатис свидетельствует о том же:

 

«При нынешнем строе университет слишком далеко оторван от повседневной жизни и слишком безразличен к ней. Там, где жизненная сила должна ощущаться больше всего, она совершенно отсутствует. Студенты входят в университеты и выходят из них почти так же, как пророк Иона входил в мрачное чрево кита и выходил из него. Они отправляются туда, чтобы постигать тайны науки, но они уходят в неведении относительно науки о жизни, безусловно, самой важной из всех. Один студент учится четыре года, другой пять, третий шесть; но все они одинаково невежественны в искусстве жизни. Университет по праву должен быть матерью гениальности и нравов; вместо этого он просто цензор в течение определенного количества лет толпы мальчиков, которых заставляют жульничать на экзаменах, чтобы переходить из класса в класс, пока не будет получен желаемый вотум на звание доктора. Тогда они все должны пастись вместе, как овцы на пастбище; экзамены одинаковы для всех; голоса подаются с одинаковым суждением или, скорее, без всякого суждения, поскольку лучший попугай в своём классе может сдать самый блестящий экзамен и, следовательно, получить право голоса, в то время как величайший гений может, по всей видимости, проиграть конкурс, придя в уныние от сложных формальностей таких процедур. Никогда не принимается во внимание, что один студент может заслужить звание доктора всего лишь через месяц испытаний, а другой может не заслужить его даже по истечении двадцати лет. Если найдутся несколько интеллектуалов, более активных, чем окружающие их, то такое обучение быстро приводит их к общему уровню (….). В настоящее время между университетом и внешним миром почти нет никакой связи, и хотя изнутри он кажется великим учреждением, вне его стен его влияние не ощущается». [5]

 

Нет нужды умножать примеры. Всякий вдумчивый наблюдатель может обнаружить, что нынешняя пагубная система изнеживания интеллекта до полного истощения других способностей не может привести ни к чему хорошему — даже не может привести наиболее одарённого из них к высшей ступени развития, на которую он способен. Профессор Бьюкенен, изучающий истинную науку о человеке, предложил систему образования, которая является столь же научной, сколь и полезной. Образование, естественно, допускает разделение на пять классов в соответствии с различными классами способностей, с которыми приходится иметь дело.

 

(1) Физиологическое развитие, направленное на формирование крепкого, здорового телосложения, способного просуществовать сто лет, радоваться жизни и делать ее источником для принесения пользы человечеству.

 

(2) Индустриальное образование, которое само по себе может привести к исчезновению тех непродуктивных классов, которые теперь охотятся на источник жизненной силы общества, как вампиры.

 

(3) Медицинское образование, снабжающее людей средствами для пресечения болезней при их первом появлении и уничтожения нашего великолепного наследия болезней.

 

(4) Нравственное или религиозное воспитание, благодаря которому жизнь, обеспеченная тремя другими видами воспитания, становится достойной.

 

(5) И, наконец, интеллектуальное образование, которое теперь получает удовольствие от гибели и деградации человека.

 

Вот и вся схема, но она, вероятно, вызовет насмешливую улыбку самодовольных догматиков, как вполне утопическая. Можно возразить, что жизнь недостаточно продолжительна для такого тщательного обучения. Но глупость такого возражения убедительно доказал высокообразованный профессор. Первых восемнадцати лет жизни после первых проблесков разума вполне достаточно для прохождения всей учебной программы. Мы искренне рекомендуем нашим читателям это талантливое и оригинальное сочинение. Пусть не считают непростительным грехом то, что книга появилась на свет слишком рано. Во всяком случае, она будет одним из необходимых недостающих звеньев в эволюции человеческого мышления и человеческих институтов.

 

СНОСКИ:

 

[1] ПРИМЕЧАНИЕ Е. П. Б.: «Нравственное воспитание: его законы и методы». Правительства, церкви и колледжи на протяжении многих тысячелетий тщетно стремились победить преступность, болезни и нищету. Поэтому необходимо признать новый метод; если этот метод можно найти в этой книге, не указывает ли он на лучшее будущее для человечества? Джозеф Роудс Бьюкенен, доктор медицины, Нью-Йорк.

 

[2] См. Введение к книге, стр. VI. (ККА)

 

[3] На данный момент мы следуем версии статьи Бориса де Цыркова в «Собрании сочинений» Е.П.Б. Он исправляет ошибку корректуры в оригинальном издании «Теософа». (ККА)

 

[4] См. главу I, стр. 2-3. (ККА)

 

[5] Е.П.Б. взяла эту цитату со страниц 19-20 книги «Нравственное воспитание: его законы и методы». (ККА)

 

000