Кришнамурти и теософия

 

Аватар, презирающий практику мышления

 

Каково истинное значение образа мышления и сочинений Джидду Кришнамурти?

Вопрос актуален, поскольку Кришнамурти до сих пор считается источником вдохновения для многих благожелательных теософов по всему миру. Как мыслитель нового века, он довольно популярен. Однако объективное изучение его сочинений и устных наставлений показывает, что:

1) Кришнамурти игнорирует существование закона кармы;

2) Он не знает или не упоминает о существовании закона реинкарнации и циклов;

3) Он игнорирует существование ученичества;

4) Он не видит пути, по которому должны идти пилигримы, продвигаясь посредством собственных заслуг и независимых усилий;

5) Кришнамурти игнорирует существование Учителей Мудрости или посвящённых в эзотерическую науку;

6) Он не верит в существование точной эзотерической науки или философии;

7) Он игнорирует или склонен отрицать существование высшего Я или бессмертной души, которая, насколько возможно, направляет низшее «я» каждого человеческого существа;

8) Он не понимает важности изучения писаний древних религий или трудов классических философов, восточных и западных;

9) Он игнорирует важность современного теософского движения;

10) Он отрицает роль здравого смысла и рассуждений в человеческой эволюции и предпочитает описывать человеческую мысль как нечто негативное само по себе;

11) Кришнамурти никогда не читал ни одной книги Елены Петровны Блаватской и не проявлял особого интереса к чтению книг вообще, теософских или других;

12) Обсуждая в своих лекциях и сочинениях проблемы, с которыми сталкивается наше человечество, он, похоже, не принимал во внимание некоторые основные факторы человеческой эволюции, такие как демократия, этика, права человека или Организация Объединенных Наций. С другой стороны, он проявлял тонкое восприятие единства жизни в природе.

Несмотря на некоторые общие черты с теософией, Джидду Кришнамурти активно игнорировал большинство теософских учений и открыто противоречил многим из них.

Он является удивительным «аватаром», который презирает мысль и деятельность мозга. Как понимать такое отношение с теософской точки зрения?

Кришнамурти — противник механических форм мышления и эмоций, основанных на личной памяти. В этом он, кажется, прав. Мышление низшего «я», которое осуждает Кришнамурти, холодно и коварно. Им управляют привязанности и непривязанности. Такому мышлению не достаёт этики, и оно не может быть тесно связано с благородными чувствами. Эгоистичное мышление часто бездушно и, похоже, доминирует на поверхности жизни в нашей цивилизации. Эгоистичная деятельность ума интуитивно вызывает неприятие у граждан доброй воли. Поэтому некоторые люди убеждают себя в том, что сам по себе акт мышления является ложным, неправильным и недостойным, и пытаются отрицать законность любой формы мышления. Всякая умственная деятельность считается ими крайне бесполезной.

Такая неточная и пессимистическая критика, скорее всего, обречена на провал. Она не такая уж невинная, как кажется.

Называя процесс мышления самим по себе плохим по своей сути, некоторые «кришнамуртцы» могут бессознательно, в каком-то роде, позволить себе мыслить эгоистично и, таким образом, слепо метаться в своей жизни от эгоистических мыслей, с одной стороны, до «мистического отрицания любого мышления», с другой стороны. Если бы они согласились с тем фактом, что люди действительно могут мыслить правильно, им пришлось бы приложить огромные усилия в этом направлении. Но они предпочитают избегать этого.

Джидду Кришнамурти впал в иллюзию, что мышление это плохо, и начал провозглашать и распространять эту идею. Предлагая кажущийся лёгким путь (путь мистической лени на умственном плане), его книги завлекли тысячи читателей в оккультную ловушку, состоящую в пренебрежении здравым смыслом. Многие из его последователей зашли в тупик этого культа безрассудства.

Что же тогда делать гражданам доброй воли, желающим дожить до следующей ступени человеческой эволюции? Они должны выбрать более трудный путь, идущий вверх, в направлении, противоположном бездумному пути, рекомендованному Кришнамурти.

Нужно укреплять, а не ослаблять связь между своими мыслями, чувствами и действиями. Пренебрежение процессом мышления только причиняет вред антахкаране, этому священному мосту, соединяющему высшее «я» с низшим. Устанавливая более тесную связь между мыслями, чувствами и действиями, человек провоцирует интенсивное присутствие своего высшего Я в повседневной жизни.

Нужно любить то, о чём думаешь. Надо здраво осознавать то, что любишь. Правильная мысль нуждается в искренних чувствах. Истина постигается на высших уровнях мышления. Правильное мышление находится в гармонии с внутренней тишиной, и от этой гармонии возникает правильное действие.

Хотя медитативное состояние ума превосходит мышление, оно не отрицает его. Теософия стимулирует правильные мыслительные процессы. Нужно хорошо усвоить все уроки, прежде чем перейти к следующему уровню сложности. Именно правильная мысль позволяет выйти за пределы принципа мышления. Для того чтобы пилигрим хорошо усвоил уроки, необходимо максимально оценить и осознать семь уровней или принципов сознания. По мере того, как мудрость начинает проявляться в жизни человека, физическое тело, чувства и мысли постепенно очищаются. Понемногу они освобождаются от шлака накопившегося неведения, и душа начинает адекватно их использовать в сетке кармических ситуаций. Следовательно, нельзя пренебрегать ни одним из аспектов человеческой жизни, и здравый смысл является определяющим фактором в человеческой сфере. Мышление по существу является божественным процессом. Человеческое понимание жизни разумно, пока оно является человеческим, и каждый ответственный человек может его совершенствовать, постоянно практикуя правильное мышление. К этому, конечно, не относится подделка эзотерических книг.

 

Примечание:

Первоначальная версия вышеупомянутой главы была опубликована на португальском языке в феврале 2013 года под названием «Кришнамурти и теософия». Она также была опубликована на английском языке в февральском номере журнала «Теософ эпохи Водолея» за 2013 г., стр. 1–3.