Проект по защите Е.П.Б.
Изучение прошлого, взгляд в будущее
Юпитер управляет зодиакальным знаком Стрельца,
стихия которого огонь. Планета покровительствует
философии и внушает оптимизм в отношении будущего.
«Через очищение огнём
истинное отделяется от ложного».
(Парацельс, первый абзац из
«Книги о настойке философов»)
«Если бы ваши глаза были открыты, вы могли бы увидеть
такую перспективу потенциальных благословений
для себя и человечества, лежащую в зародыше текущего часа,
что ваши души зажглись бы радостью и энтузиазмом!»
(Учитель Мудрости)
В декабре 2003 года Джон Алгео и USA / ТPН опубликовали «Письма Е.П. Блаватской, том I, 1861-1879». Они представили книгу из 634 страниц как часть «Собрания сочинений Е.П.Б.». Получив книгу в апреле 2004 года, я увидел на её страницах десятки поддельных писем, содержащих злейшую клевету, когда-либо изобретённую против Е.П.Б. Всеволодом Соловьёвым и другими лицами.
В последующие месяцы было отправлено около 38 писем авиапочтой членам и лидерам теософского движения во всём мире с указанием данной проблемы. Среди тех, кто ответил на письма, были Радха Бёрнье, Джон Алгео, Дара Эклунд и Джой Миллс. Радха Бёрнье писала, что эти письма были «явно ложными». Позиция Дары Эклунд была менее ясной. Джой Миллс и Джон Алгео отказались признать этот факт. Никто из них не считал нужными предпринимать какие-либо шаги, чтобы остановить распространение лжи, порочащей главного основателя теософского движения.
Хосе Рамон Сордо из Мексики и журнал «Fohat» из Канады были одними из первых, откликнувшихся на призыв. Под заголовком «Защита Старой леди» журнал «Fohat» опубликовал обновлённую версию моего циркулярного письма. В марте 2005 года Джером Уилер, тогда бывший редактором журнала «The Aquarian Theosophist», попросил нашего разрешения опубликовать статью. С этого момента «Fohat» и «The Aquarian Theosophist» были на переднем крае защиты Е.П.Б.. В обоих журналах был опубликован ряд статей по этой теме, а также о будущем теософского движения. Журнал «Theosophy» из Лос-Анджелеса[1] и журнал «Sunrise» из Пасадены[2] опубликовал короткие заметки о предпринятых действиях.
В июне 2005 года после консультаций со мной и другими теософами Джером Уилер и «The Aquarian Theosophist» объявили о создании Фонда защиты Е.П.Б.. В следующих ежемесячных выпусках журнал собирался сообщать о деятельности Фонда. Заявленная цель состояла в том, чтобы противодействовать вводящей в заблуждение книге, опубликованной д-ром Джоном Алгео. Журнал «Fohat» оказывал всестороннюю поддержку Фонду. Из США Даллас Тенбрик поддержал проект и внёс ценные предложения. Журнал «Biosofia» присоединился к действиям Португалии. Спонсоры появились во всём мире. В мае 2006 года «The Aquarian Theosophist» объявил, что деньги на сумму около 10 000 долларов США уже доступны и находятся на банковском счёте в Лос-Анджелесе, так что дальнейшие пожертвования считались более не нужными. В июле 2006 года Джером Уилер оставил координирование проекта из-за проблем со здоровьем. Позже он попросил Фонд перевести деньги на банковский счёт, контролируемый Theosophy Co., Лос-Анджелес. В течение трёх лет, между 2007 и 2009 годами, небольшая группа друзей обменивалась идеями о том, как продолжить данную работу. Среди них были Уилл Уиндхэм, который затем стал руководить публикацией «The Aquarian Theosophist» из Лондона (Великобритания), двух или трёх единомышленников Объединенной ложи теософов (ОЛТ), которые жили в США и я. Диалоги были полезными и помогали понять суть дела. У нас было время на обдумывание.
В ноябре 2009 года в Лос-Анджелесе была зарегистрирована португальско-бразильская ложа ОЛТ. В декабре, после консультаций, я понял, что пришло время для принятия более практического решения, и объявил, что с января 2010 года я буду действовать на добровольной основе в качестве редактора Проекта по защите Е.П.Б.. Группа не встретила оппозицию; к тому времени мы вступили в седьмой год с момента публикации отвратительного пасквиля Джона Алгео и TPH в Соединённых Штатах.
Подготовка книги к изданию в 2013 году
Португальско-бразильская ОЛТ сразу решила поддержать этот проект и начала рекламировать свою работу на английском языке. Однако мы поняли, что эта задача выходит далеко за рамки публикации бумажной книги. Кто её будет читать? Появились дополнительные обязанности. Необходимо было развивать более широкие связи с читателями на английском языке. Мы должны были развить свою собственную деятельность, чтобы расти, как живой организм. Максимально расширив исследования, мы начали публиковать материал книги поэтапно в интернете без каких-либо затрат. В своё время книга предстанет перед читателем как подборка ранее опубликованных в интернете статей. Хотя первоочередные действия должны были быть сосредоточены на исследованиях, необходимо было наладить более активный диалог с читателями во время написания статей. Нас не страшили краткосрочные политические неудобства, они не мешали нам выполнять свою задачу. Верный установленному Е.П.Б. курсу, Роберт Кросби указал нам путь: «Долгом теософов эзотерического общества является разоблачение заблуждений и лицемерия, противопоставление истины лжи, не в качестве критики личностей, а как факты против неверных высказываний. (…) Хранители Истины провозглашают истину перед лицом лжи, невежества и заблуждений (…). Для этой цели и существует теософия»[3].
Сохранение правдивой информации о Е.П. Блаватской в рамках теософских кругов оказалось далеко не решающим вопросом. Проблема была связана с центром магнитической ауры теософского движения в целом. Это стало решающим фактором в отношении будущей кармы и дхармы движения. Внешне, однако, «Огонь и Свет теософской литературы» был лишь каплей в океане.
Когда португальские и бразильские участники ОЛТ осознали, что перед ними стоит такая задача, они поняли, что необходимо действовать в рамках более широкого потока событий, оживляющих теософскую шахматную доску в нынешнем веке. Должен быть сделан жёсткий выбор. Вместо того чтобы просто публиковать подлинные письма Е.П. Блаватской, установив отличие между подлинными письмами и книгой д-ра Джона Алгео, было более правильно дать оценку основных редакционных практик, принятых с 1891 года.
Д-р Алгео не появился внезапно из ниоткуда. В то время как дерево узнаётся по плодам, плод также можно узнать, наблюдая за деревом. Мы должны исследовать благочестивые мошенничества, совершённые Анни Безант в 1890-х годах, и её руководство трагикомедией «Пришествие Господа Христа» в первые два десятилетия 20-го века. Доверительный «ясновидящий» миссис Безант, самозваный священник либерально-католической церкви, лично посещал планету Марс, и этого нельзя игнорировать. Возможно, однажды в историческом контексте редакционная политика д-ра Джона Алгео будет признана бледной копией Анни Безант. Но это ещё не всё.
Сознательно или неосознанно д-р Алгео и подобные редакторы приняли этику утилитаристов Генри Сиджвика, основателя Общества психических исследований, О.П.И.[4], тем самым косвенно соединившись с древней софистской школой мысли, согласно которой истина является, в основном, предметом удобства. Разумеется, подлинное учение современной теософии следуют традиции уважения истины, которой придерживался Платон. Как показано в главе 17, Платон яростно сражался с софистом Протагором, которому беззаботно следуют влиятельные ученые эзотеризма Безант.
Блез Паскаль об иезуитах
Небольшое число благочестивых теософов считают себя слишком духовными людьми, чтобы защищать Е.П.Б. от клеветы. Они считают, что им не надо участвовать в таких мирских действиях. Однако, поскольку действия по защите Е.П.Б. умножились, человеческая природа вскоре заставила их критиковать наши сайты и публикации. Они говорили, что мы поступаем не по-братски и высокомерно, смея бороться с неуважением к истине. Те, кто разделяют такую удобную наивность, возможно, захотят прочитать следующие слова французского философа Блеза Паскаля (1623-1662) в одном из своих «Открытых писем» иезуитам:
«Странное это рвение, которое возмущается против тех, кто обличает явные беззакония, а не против тех, кто совершает их. Что это за новая любовь к ближнему, которая оскорбляется опровержением явных заблуждений и вовсе не оскорбляется тем, что подобное заблуждение ниспровергает все учения о нравственности. Если бы этим людям грозила смертельная опасность, разве оскорбились бы они тем, что их предупредили о приготовленной засаде, и разве вместо того, чтобы свернуть с дороги, избегая опасности, стали ли бы они терять время на жалобы отсутствия человеколюбия, выразившегося в том, что им открыли преступный замысел убийц? Гневаются ли они, когда их просят не есть такого-то вот мяса, потому что оно отравлено, или не ходить в такой-то город, потому что там чума? Отчего же они считают, что разоблачать правила, вредные для религии, значит не иметь любви к ближнему, и, напротив, не открывать им вещей, опасных для здоровья и жизни, значит иметь такую любовь? Не единственно ли оттого, что любовь к жизни побуждает их принимать благосклонно всё, содействующее её сохранению, а равнодушие к истине не только приводит их к полнейшей безучастности в деле защиты всего истинного, но и к недовольству теми, кто старается уничтожить ложь?»[5]
В другом месте Паскаль писал: «У нас могут быть три основные цели при изучении истины: во-первых, найти её; во-вторых, продемонстрировать её после того, как нашли; в-третьих, отличить её от заблуждения, изучив его».[6]
Задача усложняется
Задача по изучению истории идеологической политики софистов или иезуитов в теософском движении оказалась достаточно сложной в период между 2009 и 2012 годами. Мы постепенно стали понимать, что этого будет недостаточно. Нам нужно было не только обсуждать некоторые основные редакционные ошибки движения. Чтобы действительно учиться на своих ошибках, движение должно быть достаточно уверенным в своём будущем. Мы поняли, что должны способствовать начинанию вдохновляющего процесса, который, на самом деле, может возникнуть только на основании достоверных знаний о победе этики.
Парацельс учил, что огонь используется для отделения истины ото лжи. Огонь и свет (или искренность и проницательность) разрушают иллюзии в человеческом разуме. Они помогают человеку исполнять свой долг. Рано или поздно истина будут превалировать благодаря закону кармы. Изучая прошлое, искренние теософы вправе смотреть в будущее и работать над его созданием, как над произведением искусства.
Люди часто более энергично работают, когда знают, что их действия приносят пользу. Мы поняли, что нам надо рассмотреть миссию теософов и их ответственность за нынешнее состояние мира. Не следует защищать движение ради него самого. Оно не было основано ради его собственного значения. Следует защищать подлинное учение теософии ради будущего человечества, которому оно даёт ключи жизни. Независимо от внешних признаков, эзотерическая философия относится к грядущим временам, и Елена Петровна Блаватская писала:
«Учителя смотрят в будущее, а не на настоящее, и каждая ошибка – это ещё большее накопление мудрости для грядущих дней»[7].
В 19 веке Махатма дал такой совет: «… Смотрите в будущее; постоянно заботьтесь о том, чтобы исполнение своих обязанностях под руководством хорошо развитой интуиции обеспечивало бы равновесие. Ах! Если бы ваши глаза были открыты, вы могли бы увидеть такую перспективу потенциальных благословений для себя и человечества, лежащую в зародыше текущего часа, что ваши души зажглись бы радостью и энтузиазмом!»[8]
Мы поняли, что было бы полезно не только исследовать прошлое и настоящее, но и изучать то, что теософия может сказать о будущем. Мы решили подготовить третью часть книги «Огонь и Свет теософской литературы» и назвали её «Взгляд в будущее: в 2075 год и дальше».
Материальная сторона деятельности
Настоящее издание книги было напечатано на средства португальских и бразильских членов Объединенной ложи теософов. В дополнение к работе на различных сайтах, эти сотрудники несут ответственность с февраля 2012 года за редактирование и публикацию журнала «The Aquarian Theosophist». Португальско-бразильская ОЛТ не пользовалась средствами Фонда защиты Е.П.Б., организованным этим журналом в 2005 году. Нынешние координаторы Проекта защиты ЕПБ и редакторы журнала «The Aquarian Theosophist» ни копейки не взяли из этого Фонда, о чём они могут заявить с глубоким облегчением. Спонсоры 2005-2006 годов, возможно, интересующиеся судьбой этих ресурсов, должны писать в общество «Theosophy Company», в Лос-Анджелес. Однако мы благодарим тех, кто управляет этим Фондом за покупку из Британской библиотеки и дарение нам факсимиле нескольких фрагментов одного из писем Махатм, которые мы используем в качестве иллюстраций в настоящем издании. Ещё одно изображение фрагмента письма Е.П. Блаватской м-ру Синнетту было получено благодаря пожертвованиям португальского теософа, проживающего в Великобритании. Не получив никаких средств из первоначального Фонда, координаторы и помощники проекта благодарны карме за то, что они могут оставаться искренними и преданными, несмотря на ослепляющее действие краткосрочных благоприятных возможностей.
Более глубокое выражение благодарности должно оставаться безымянным
Выразить благодарность Всем Тем, кто помог сделать эту задачу возможной, можно только безмолвно и мысленно в глубине сердца. Тем не менее, мы выражаем глубокую благодарность Джерому Уилеру, бесстрашному искателю истины, учредителю и редактору «The Aquarian Theosophist», который начал весь этот проект. Редакторы журнала «Biosofia», издаваемого в Лиссабоне, неуклонно поддерживали проект даже в то время, когда «Biosofia» сталкивалась с некоторыми трудностями. Много лет помощь приходила из Лондона, Великобритания, от Уилла Уиндхэма. Общество «Theosophy Company» из Лос-Анджелеса оказала нам огромную помощь, предоставив интересные и полезные критические замечания на ранней стадии проекта. Время подтвердило чистоту намерений членов ОЛТ из Лос-Анджелеса. Их поддержка деятельности ОЛТ Бразилии и Португалии получила высокую оценку. Мы благодарны нескольким коллегам ОЛТ по всему миру и друзьям из разных стран, которые принадлежат к различным обществам и ассоциациям или являются независимыми исследователями. Все они сыграли решающую роль в том, чтобы сделать эту книгу реальностью, прочитывая наши материалы, предлагая свои идеи или помогая нам в решении конкретных задач. Тысячи читателей интернета проявили к книге большой интерес. В настоящем издании мы не следуем особым правилам транслитерации русских имён или санскритских терминов. Акронимы пишутся по-разному, как «Е.П.Б.», так и «ЕПБ» или «T.U.P.» и «TUP». Во второй главе, прежде чем приступить к рассмотрению теософской литературы, мы предварительно рассмотрим следующий вопрос: Кто имеет право судить о редакционной работе других людей?
[1] Журнал «Theosophy», Лос-Анджелес, ноябрь / декабрь 2005 г., стр. 32. Заметка озаглавлена «Сомнительные письма и Фонд защиты Блаватской».
[2] Журнал «Sunrise», под редакцией Теософского общества Пасадены, февраль / март 2005 г., стр. 82.
[3] «Дружественный философ», Роберт Кросби, Theosophy Company, Лос-Анджелес, 1945, 416 стр.; см. стр. 181.
[4] См. «Методы этики», Генри Сиджвик, седьмое издание, Hackett Publishing Co., 1981, 528 стр. В настоящей книге недостаточно внимания уделяется внутреннему родству, связывающему псевдоотеософию XX века и труды Генри Сиджвика с древнегреческими софистами. Тем не менее, краткое упоминание этой темы можно прочесть в заключительной части главы 17 («Фальсификация теософской литературы»). О большей общности Сиджвика, древнего софизма и общества Адьяр 20-го века можно прочитать в моей статье «Нет религии выше Истины», которая была опубликована журналом «Fohat» в летнем номере 2008 года и которая доступна на наших сайтах.
[5] «Письма к провинциалу, изречения, научные трактаты», Блейз Паскаль, издатель Уильям Бентон, Great Books of the Western World, Encyclopaedia Britannica, Inc., Чикаго-Лондон-Торонто, 487 стр., Письмо XI, стр. 85.
[6] «Письма к провинциалу, изречения, научные трактаты», Блейз Паскаль, издатель Уильям Бентон, Great Books of the Western World, Encyclopaedia Britannica, Inc., Чикаго-Лондон-Торонто, 487 стр., см. «О демонстрации геометрии», стр. 430.
[7] « Ключ к теософии », Е.П. Блаватская, Theosophy Co., Лос-Анджелес, 1987, 310 стр., глава XIV, стр. 299. В индийском (Мумбаи) издании Theosophy Co., 1987, 367 стр., см. стр. 297.
[8] «Письма Учителей Мудрости», 1870-1900, Первая серия, составитель Ч. Джинараджадаса, T.P.H., Адьяр, Мадрас (Ченнаи), Индия, 1973, см. Письмо 20, стр. 51-52.