Оккультная жизнь Б.П. Вадьи

 

Баманджи Пестонджи Вадья (1881-1958) был не только значительной и важной частью современного теософского движения (особенно для Объединенной ложи теософов, которая во многом обязана его усилиям своим международным положением), но также, вероятно, он был чела восточных Учителей, которые были настоящими основателями  этого движения, Учителями и сотрудниками Е. П. Блаватской.  Кто-то, возможно, говорил так о себе, но важно отметить, что Вадья этого никогда не делал.  И никто никогда прямо не делал таких заявлений от его имени.  Даже сейчас мы ничего конкретного не говорим об этом, но оставляем другим делать выводы по своему усмотрению.  Существует, однако, интересная и важная информация, большая часть которой не была опубликована и не распространялась в течение его жизни, что позволяет нам (хотя и, несомненно, не глубоко) понимать оккультную жизнь Б.П.  Вадьи.  Но её достаточно, чтобы придти к обнадеживающей вере в то, что Учителя никогда полностью не покидали теософское движение и что их работа продолжается и по сей день.

 

В 1907 году (в том же году, когда он отправился к Анни Безант в международную штаб-квартиру «Теософского общества  в Адьяре) молодой Вадья, которому тогда было 26 лет, посетил знаменитый древний пещерный храм Элефанта на  острове в нескольких милях от побережья Бомбея (Мумбаи).  Среди многих других статуй и резных украшений там есть 20-метровая статуя индусской троицы или тримурти, Брахма-Вишну-Шива.  Там у него было «видение», он увидел одного из Учителей Мудрости и разговаривал с ним, хотя неясно, была ли встреча с Учителем телесно на физическом плане.  Неизвестно, что было сказано, но это видение явилось причиной перемен в жизни, определившим его судьбу.

 

В Адьяре Вадьи было предложено выступить 8 мая 1909 года на собрании дня «Белого лотоса», ежегодного посвящаемому теософами жизни и творчеству Е.П.  Блаватской, которая ушла 8 мая 1891 года. Хотя он написал свою речь и точно помнил, что собирался говорить, но стоя на подиуме, как-то полностью забыл о написанной речи.  Так как от него ждали выступления, он начал говорить, обнаружив, что слова просто приходили к нему, и публика, казалось, воспринимала слова с необычайным энтузиазмом, хотя, как только выступление закончилось, он не мог вспомнить ни слова.

 

Снимая рубашку в тот же день, он заметил, что от неё идёт сильный аромат сандалового дерева.  В течение многих недель рубашка безошибочно сохраняла этот аромат; и он высказал мнение, что он произносил слова во время речи в день «Белого лотоса» под влиянием и при невидимом присутствии одного из Учителей.

21 ноября 1918 года Вадьи было «видение» Е.П.Б., которое служило для него большим вдохновением в течение оставшихся сорока лет его жизни.  Никаких подробностей неизвестно, но интересно отметить, что это произошло в то время, когда он начал активно заниматься движением «Назад к Блаватской» и пытался в ​​теософском обществе Адьяра вновь сосредоточить основное внимание на работе, сочинениях и учениях Е.П.Б., которые принадлежат самим Учителям.  Это было встречено сильной оппозицией со стороны Анни Безант, Ч. У. Ледбитера, Алисы Бейли (которая тогда ещё работала в обществе Адьяра) и других, которые не хотели делаться центром изучения Е.П.Б. и её учения, но сосредотачивали внимание на новой и весьма отличной от неё версии «теософии».

 

Учителей не интересуют простые слова и обещания преданности.  Они ждут от тех, кто хотел бы стать их учениками, конкретной работы и дел для сохранения их учения и посланий для этого мира, а также безоговорочную поддержку движения, которое они основали.  Если всегда работать в правильном духе, постоянно очищая мотивацию, то это неизбежно приведет искреннего кандидата к встрече с Учителями и их посланниками.  Но давайте всегда помнить девиз Е.П.Б. относительно этого: «Сначала заслужи, затем желай».

 

Британский мистик и медиум Дион Форчун имела некоторый контакт с Б.П.  Вадьей вскоре после Первой мировой войны.  В июле 1936 года в журнале «Внутренний свет» она писала следующее:

 

«Когда Вадья, некогда работавший в Адьяре, а позднее бывший основателем Объединенной ложи теософов, приехал в Англию вскоре после войны, пытаясь осуществить свой проект, он собрал небольшую группу людей, в числе которых была и я, и установил для нас контакт с гималайскими Учителями.  Для того чтобы моё свидетельство заслуживало внимания, я могу ручаться за подлинность этих контактов.  Я, конечно, входила в контакт с чем-то;  и хотя это не было каким-то злом, но чуждым и несимпатичным для меня, и мне казалось, что оно было враждебно по отношению к моей нации, но это уже другая история.  Во всяком случае, что касалось меня, контакт скоро прекратился.  Я не уверена, исключили меня или отказали в участии, однако, расставание было обоюдным и по взаимному согласию».

 

В вышеупомянутой ситуации есть неточность, поскольку не Вадья, а Роберт Кросби был основателем Объединенной  ложи теософов.  Во время этого визита в Англию Вадья по-прежнему был членом «Теософского общества Адьяра», и визит фактически происходил в рамках знакомства с европейскими ложами теософских обществ.  Что Форчун имела в виду под фразой «пытаясь осуществить свой проект» неясно, если она не забыла некоторые детали и не думала, что он был в Англии для того, чтобы попытаться основать ОЛТ, чего явно не было.  Он был в Англии, однако, в 1919 году, незадолго до поездки в США, где впервые познакомился с ложей ОЛТ.  Кросби скончался за несколько месяцев до этого.  Встреча с собратьями  из ОЛТ ознаменовала начало конца длительного и неудовлетворенного сотрудничества с Адьярским обществом, из которого он ушёл через три года, заявив в печати, что «Теософское общество не лояльно к теософии» и с энтузиазмом вступил в ОЛТ, чтобы делать всё возможное для выполнения своей миссии, а именно, «распространять  подлинное учение теософии, записанное в трудах Е. П. Блаватской и Уильям К. Джаджа». Даллас Тенбрёк пишет в своём сочинении «Б.П. Вадья: жизнь служения человечеству» следующее: «Было известно, что Кросби говорил некоторым из своих ближайших горевавших сподвижников незадолго до своей смерти, что «им не слишком долго придётся ждать помощи».

 

«Мне было интересно отметить в разговорах со «старожилами» времён Кросби, и вскоре после этого в ложе Лос-Анджелеса, — писал он в другом месте, — что некоторые из них опасались того, что ОЛТ не переживёт уход Кросби, который, вероятно, зная о своей приближающейся смерти, говорил об этом некоторым своим друзьям.  Когда они выражали свою печаль, он утешал их, говоря, что они получат «помощь» и  «скоро». Вадья прибыл в Лос-Анджелес через 4 месяца!  Увидев объявление о воскресной лекции ОЛТ в «Метрополитен Билдинг» в центре Лос-Анджелеса, недалеко от отеля «Билтмор», он пошёл туда.  Почти сразу обнаружилось сходство идеалов и мотивов между ним и Джоном Гарригесом, а также супругами Клаф и другими членами, которые были ближе всего к Кросби и работе в ОЛТ.

 

В сочинении «Дион Форчун и её контакты на внутреннем плане» её биограф Джон Селби делится следующей информацией, которая объясняет вышеизложенное:

 

«В первые послевоенные годы у Форчун не было постоянных внутренних контактов, и поэтому, когда уважаемый индийский теософ Б.П.  Вадья, приехавший в Англию, пригласил её установить контакт с восточными Учителями с целью возрождения групповой души британской нации, она с готовностью согласилась.  Тем не менее, незадолго до того, как она почувствовала скрытую неприязнь Вадьи к Британии как к имперской державе, и он предложил ей покинуть группу, стало ясно по её ощущениям, что он и его контакты враждебно относятся к её западному  расовому сознанию.  Существовало обоюдное недовольство, связанное с этим инцидентом, и, возможно,  с настойчивостью Форчун установить западные контакты для западных кандидатов».

 

Далее сообщается, что писала Дион Форчун:

 

«Я помню, что много лет назад, когда я не знала столько об оккультизме, как знаю теперь, я встретила одного индийского теософа, и он предложил мне установить контакт с Учителем К. Х.  Я вполне довольна тем, что он выполнил своё обещание, и что Учитель К.Х. был адептом правой тропы высокого уровня…» (неизвестный оригинальный источник, цитируемый Далласом Тенбрёком в его биографическом обзоре  Б. П. Вадьи). Последняя цитата интересна по двум аспектам: один из них заключается в том, что здесь Форчун конкретно говорит об Учителе К. Х., а не просто о «гималайских Учителях». А с другой стороны, она кажется более позитивной в этом вопросе, хотя, конечно, цитата неполная, и мы, возможно, никогда не узнаем, что она говорила, если только этот документ не найдётся.  Было бы интересно узнать, написала ли она это до или после другого документа.  Тем не менее, из этих воспоминаний можно вывести несколько ключевых фактов: (1) Визит Б. П. Вадьи в Англию вскоре после Первой мировой войны, по-видимому, осуществлялся под руководством Трансгималайского Братства и частично с целью собрать небольшую группу британских оккультистов (не обязательно теософов) для того, чтобы осуществить их индивидуальный контакт с Учителем К. Х.  и / или с другими адептами Трансгималайского Братства, имея конечной целью «возрождение групповой души [или, можно сказать, оккультной атмосферы и коллективного сознания] британской нации».

 

(2) Посредством неизвестных способов и методов Вадья осуществлял контакт с Учителем К.Х., о котором говорила Форун: «Я могу ручаться за подлинность этих контактов… Я вполне довольна тем, что он выполнил своё обещание». Таким образом, далекий от того, чтобы быть простым передатчиком предполагаемых посланий или выступать в качестве «канала», он соединил их в индивидуальном порядке для общения с трансгималайскими адептами.

 

(3) Для Форчун Учитель К.Х. «казался враждебным её западному расовому сознанию», а также «иностранцем и несимпатичным». Это на самом деле увеличивает вероятность того, что это действительно был Учитель КХ, поскольку любой, кто читал письма, написанные Учителями, знает, что они определённо не были про-западными (подобно Форчун), прохристианскими (подобно Форчун) и не одобряли европейских вкусов, стилей и методов (подобно Форчун).  Напротив, они явно были про-восточными, про-индийскими и придерживались глубоких буддистских взглядов, не стесняясь выражать очень ясно свои мысли и понятия о недостатках и проблемах Запада.  Поэтому, возможно, не слишком удивительно, что Форчун отреагировала таким образом, хотя Учителя, вероятно, достаточно высоко оценили присущие ей потенциальные возможности, чтобы выбрать её и предоставить ей эту прекрасную возможность в первую очередь.

 

В настоящее время неизвестно, что стало с этой небольшой группой людей, и кто был остальными участниками. По-видимому, группа действовала в тайне в свете деликатного характера работы.

 

При рассмотрении этих подробностей можно сделать вывод, что одно дело собрать группу людей и заявить о контакте с Учителями, а затем приступить к действию в качестве посредника, но совсем другое дело, когда кто-то собирает группу людей, предлагает установить прямой контакт с одним или несколькими Учителями, а затем так и делает.  Этот факт сам по себе должен быть весьма убедительным в отношении оккультного статуса Вадьи и характера его собственной связи и отношений с Махатмами.

 

И это частично связано с Бхавани Шанкаром.  Он был одним из самых выдающихся из последних индийских чела Учителей, когда Е.П.Б. жила в Адьяре.  Учителя писали о нём в ярких выражениях, и известно, как от них, так и из его личных писем собрату-чела Дамодару К. Маваланкару, что он был челом Учителя К.Х.  Он когда-то свидетельствовал об Учителях на страницах «Теософа» следующее:

 

«Эти братья – не просто фикция воображения нашей уважаемой мадам Блаватской, а реальные личности, существование которых для нас не является просто вопросом веры, но фактическим знанием».

 

Рассматривая взгляды и учения таких людей, как Ледбитер и Безант, как «богохульные разговоры» или «легкомысленную болтовню», он говорил, что в своих книгах «они низвели до уровня современного невежества высокие имена и доктрины», и он, в конце концов, вышел из теософского общества Адьяра и присоединился к ОЛТ, когда Вадья открыл отделение ложи в Бомбее.  Он понимал, что это ложа, по-видимому, была единственно верной истинному делу и учению подлинных Учителей, верным учеником которых он был, и с которыми он был лично знаком.

 

От Далласа Тенбрёка мы узнаём, что в какой-то момент после вступления в отделение  Вадьи Бхавани Шанкар «временно жил в Версове (к северу от Бомбея, недалеко от пляжа Джуху, где роду Вадьи была предоставлена ​​земля в рассрочку Британской Ост-Индской компанией за их служение в кораблестроении много лет тому назад).  Б. П. Вадью пригласили приехать и посетить «утреннюю пуджу» пандита (Б.Ш.), время, которое он проводил в медитации и концентрации на Е.П.Б. и Учителях.  По словам Вадьи она началась в 4.00 утра и продолжалась в течение 4-5 часов.  В это время Бхавани Шанкар использовал специальный колокольчик.  У него было «своеобразное и любопытное звучание», которое «оказывало сильный психический эффект на тех, кто его слышал».

 

Далее: «Перед смертью Бхавани Шанкар попросил Б.П. Вадью приехать к нему.  По-видимому, он задержал это событие до его прибытия.  У них был личный разговор, после которого он отошёл.  Это был день полнолуния месяца Ашадхи — 4 июля 1936 года. Так как Бхагавани Шанкар родился в 1859 году, то ему было 77 лет, и до последнего дня он всегда был готов помогать своим собратьям и наставлять их».

 

Из этого можно заключить, что близость и характер отношений и контактов между Вадией и Шанкаром ещё больше указывают на собственный оккультный статус Вадии и его связь с Великими.

Таинственное и, по-видимому, оккультно значимое племя тодов Индии описано Е.П.Б. на страницах 613-615 второго тома её первой книги «Разоблачённая Изида». Тенбрёк, который прожил большую часть молодости в Индии и часто общался с Б. П. Вадьей, рассказывает нам следующее:

 

«Вадья больше знал об этих таинственных людях, чем многие другие.  Он однажды заявил, что «настоящие тоды» ушли в уединенные и безопасные места вскоре после того, как британцы начали туда приезжать.  Они «заменили себя» другими, которые были похожи на них, но не были тодами.  Приходит на ум один случай 1937-40 годов, который произошёл во второй половине дня (как обычно) между чаем и ужином Вадьи с другими членами его семьи.  Мы увидели на одной из труднодоступных лесных дорог высокой горе Гурумандир, на некотором расстоянии впереди, человека, одетого в обычную белую шерстяную тога-подобную одежду тодов.  Очевидно, он ждал Вадью.  Вадья попросил нас подождать, а сам пошел к этому человеку, находившемуся в нескольких сотнях ярдов от него.  Они обменялись несколькими словами.  «Тод» повернулась и ушёл, поднявшись наверх в горные джунгли.  Затем Вадья помахал нам, но не объяснил эту встречу и не удовлетворил нашего любопытства до тех пор, пока не прошло несколько лет».

 

Мы заканчиваем эту статью тем, чем закончил Тенбрёк книгу «Б. П. Вадья: жизнь служения человечеству»:

 

«20 августа 1958 года в Бангалоре близкие друзья Вадьи были вызваны в предрассветные часы в связи с чрезвычайной ситуацией.  Время было 2.20 ночи. Вадья знал о приближении смерти и хотел поговорить с ними о будущем.  Он говорил об изменениях, которые принесли циклы.  Он вспоминал о некоторых случаях из своей жизни: первую встречу с Учителем в «пещере Брахма-Вишну-Шива» в 1907 году, видение Е.П.Б. во время его пребывания в Адьяре (18 ноября 1918 года), которое, по его словам, вдохновляло его всю жизнь.  Он говорил, что будут изменения, и отныне ответственность должна перейти к тем, кто был рядом с ним, и кто будет жить после него.  После этой встречи некоторые ученики записали то, что услышали с некоторыми отличиями от фактического содержания.  Здесь приводятся основные факты.

 

В тот вечер он действительно скончался.  Время смерти его тела было 7часов, 17минут вечера.  Его друзья встретились сразу после события и читали цитаты из книг, которые он любил, из БХАГАВАД  ГИТЫ, ГОЛОСА БЕЗМОЛВИЯ и из СВЕТА АЗИИ.

 

Кремация состоялась на следующее утро в Чамраджпете, пригороде Бангалора.

 

По традиции ранним утром следующего дня после кремации два ученика ложи отправились на место кремации, чтобы собрать пепел в глиняные горшки и потом бросить пепел в реку Каувери, находящуюся примерно в 80 милях.  Они оба заявили, что по прибытии почувствовали очень отчетливый запах сандалового дерева, исходящий от пепла Вадьи.  Они собрали его в горшки и отвезли на машине к берегам реки Каувери, примерно в 80 милях к западу от Бангалора.  Там, на южной оконечности острова Серингапатнам прах был высыпан в великую реку».

 

~ Теософская группа Блаватской, Великобритания ~

 

Подобно Роберту Кросби, Б.П. Вадья не описывал и не представлял себя в качестве «Учителя», а просто как изучающий теософию, который был готов помочь другим учащимся. Сотни его статей были опубликованы анонимно при жизни в таких журналах, как «Теософия», «Теософское движение» (которое он основал) и «Арийский путь» (который он также основал). Только после его смерти многие из них были собраны и опубликованы в виде книг под его собственным именем и под такими названиями, как «Исследование «Тайной доктрины»», «Исследование «Голоса Безмолвия»», «Как прожить жизнь» и «Так я услышал».