Или как приготовить рождение лучшей цивилизации
Истинная религия современной цивилизации в ее господствующем, материалистическом аспекте была хорошо выражена британским писателем Джорджем Оруэллом.
На первой странице своего романа «Держи аспидистру в полёте» Оруэлл представляет ироническую версию I Послания коринфянам, глава 13 из Нового Завета:
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а денег нет имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею денег, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а денег не имею, нет мне в том никакой пользы. Деньги долготерпят, милосердствуют, деньги не завидуют, деньги не превозносятся, не гордятся, не бесчинствуют, не ищут своего, не раздражаются, не мыслят зла, не радуются неправде, а сорадуются истине; все покрывают, всему верят, всего надеются, все переносят… А теперь пребывают сии три: вера, надежда, деньги; но деньги из них больше».
Такова господствующая в некоторых кругах философия и религиозные чувства, в чем можно убедиться, просто оглянувшись вокруг. Не все теософское движение далеко ушло от такого разнообразия благочестивого мистицизма; есть и другие проблемы, с которыми можно столкнуться.
Не обращая внимания на человечество, часть эзотерического движения все ещё гордится своей привязанностью к старой рутине. Цивилизация «Титаника» вот-вот будет тонуть, но некоторые из нас продолжают играть на скрипке. Человечество все еще великая сирота, потому что немногие из нас находят время, чтобы по-настоящему заботиться о нём. Большинство людей слишком заняты мыслями о своих личных и сиюминутных интересах, «духовных» или каких-либо иных.
Интеллектуальные основы современной цивилизации, по-видимому, более не являются правомерными, по крайней мере, в их доминирующей форме, которая остается подчиненной коммерческим интересам и эгоистичным целям. Эту цивилизацию возглавляют недалекие члены касты вайшьев. Многие из её философских проблем ограничиваются метафизикой краткосрочной инвестиции денег. Большинство экономистов считают «хорошей» новостью любое увеличение потребительства. Счастье их не интересует. «Плохим» для них считается наличие меньших возможностей для увеличения потребительства.
Добровольная простота, социальная справедливость, охрана природы, поиск самопознания и мудрости — все это «плохо» для современной цивилизации, потому что эти принципы уводят центр жизни от денег, материалистической гордыни, поиска социального положения и личных амбиций.
Теософия и Всеобщее Братство — опасные идеи для материалистического общества, точно так же, как материалистические общества (со времен Атлантиды) обычно враждебно настроены по отношению к теософии, этике и дружескому чувству между народами.
Банкиры и крупные инвесторы — это верховные жрецы современной цивилизации. Беспокоясь о своих бумагах, они провоцируют войны, конфликты, продажу оружия, финансовые кризисы и распространение ядерного оружия. Не потревоженная их деятельностью, планета претерпевает свои циклические изменения. На уровне широких масс все больше граждан начинают пробуждаться от кошмара духовного невежества к новому этическому сознанию, которое прокладывает путь к всеобщему братству.
Какое это имеет отношение к теософам? Какова их дхарма относительно будущего человечества? Нет вреда в том, чтобы сохранять бдительность и задавать себе вопросы. Полезно сравнить нынешнюю цивилизацию с тем, что мы знаем об Атлантиде из сочинений Платона и Е.П. Блаватской. У главного основателя Объединенной ложи теософов Роберта Кросби было что сказать об экономике, основанной на жадности:
«Бизнес был определен как «множество бесполезных действий, созданных нами, а теперь мы преклоняемся перед ними и поклоняемся им». Но некоторые из тех, кого мы знаем, еретики в этом направлении, и они мне нравятся больше всего. [1]
Никакая идеология не может исправить мир. Ключом к правильному действию лучше всего служит личное чувство долга и обретение более высоких возможностей. Голос совести нужно слушать с осторожностью; быть верным ему в сердце — это привилегия.
Цивилизации — это проходящие носители человеческой эволюции. Хотя их можно улучшать до определённого момента, но когда возникает необходимость, от них отказываются, чтобы могли возникнуть новые и лучшие общества.
Пробуждение всеобщей нравственности — хорошая идея для 21 века. Оно может излечить большинство человеческих ран почти сразу. Остаётся ждать и наблюдать, сколько страданий потребуется, прежде чем мы до этого дойдём.
ПРИМЕЧАНИЕ:
[1] «The Friendly Philosopher», Роберт Кросби, Theosophy Co., Los Angeles, 1945, 415 стр., см. стр. 163.
000