Или о правильном использовании нашего времени и энергии
000000000000000000000000000000000000000000000000000
Примечание редакции:
Нижеследующий
текст был впервые опубликован журналом «Теософия» в Лос—Анджелесе в январе 1928 года, стр. 106-108, без указания имени автора. (ККA)
0000000000000000000000000000000000000000000000000000
«…Не стоит торопиться. Вечность всегда здесь».
(Уильям К. Джадж из книги «Письма, которые мне помогли»)
Вероятно, никто другой, кроме теософа, не видит так много дел, которые необходимо выполнить. Но когда их огромное количество сводится к выполнению только тех обязанностей, которые возлагаются конкретно на него, он должен быть в состоянии придерживаться четкого курса, не впадая в панику.
Серьезный теософ, который сознательно берет в свои руки свою собственную эволюцию с целью подготовить себя к наиболее эффективному служению человечеству, берется за такое дело, завершение которого в большинстве случаев в лучшем случае произойдет через несколько жизней, и для достижения которого дух спешки не только бесполезен, но и представляет реальное препятствие.
Поспешность нужна для внезапного рывка. Бегун на длинные дистанции набирает темп и держит его упорно. Мальчик, пробегающий рядом с ним короткий отрезок пути, может обогнать его, довольный своим достижением, а потом отстать, в то время как бегун уверенно продвигается вперед, не обращая внимания на то, что может показаться поражением на первый взгляд, но только на этом участке дистанции, не учёта дальней цели.
Однако призывать к тому, чтобы дух спешки сменился обдуманными действиями, не значит одобрять праздность.
Нет лекарства от мелочной тревоги или ощущения, что мы работаем под давлением, например, при размышлении о пределах космоса, и наши размышления о бесконечной продолжительности не должны приводить к тому, что в нашем сознании важность текущих действий становится менее незначительной.
Прошлое и будущее одинаково являются частью вечного настоящего, но, хотя мотивы действия могут уходить корнями в прошлое, а его результаты – далеко в будущее, само действие может иметь место только на стыке прошлого и будущего, который мы называем настоящим.
Каждое мгновение, по мере того как оно переходит из будущего в прошлое, должно нести на себе определенный груз целенаправленной деятельности.
Действия необходимы, но если они не ритмичны и не гармоничны, они не могут принести долговременной пользы. Эти характеристики предполагают использование обдуманного суждения и различения в отношении объекта деятельности, а также ее способа.
Конфликт обязанностей существует только в кажущемся.
Наш долг, ни при каких обстоятельствах, не может превышать предела нашего возможного исполнения. Точно так же долг в любой данный момент не может заключать в себе больше, чем мы можем выполнить в данный момент. Взвешивание относительных требований, связанных с кажущимися противоречивыми обязанностями, и их согласование могут быть должным образом выполнены только в свете высшей проницательности, которая является свойством реального человека.
Прогресс теософа в значительной мере зависит от того, в какой степени он распознает голос своего высшего Я и прислушивается к нему, и чтобы услышать его необходимо только спокойствие.
До тех пор, пока мы не продвинемся намного дальше, чем большинство из нас на нынешнем этапе, общение с нашей истинной природой будет скачкообразным и прерывистым. Мы, как личности, не получаем непрерывного потока вдохновения, к которому в конечном счете стремимся, но должны стремиться все чаще и регулярнее обращаться к этой высшей природе за решением и одобрением предполагаемых нами реакций в тех ситуациях, в которых мы оказываемся.
Такое обращение исключает случайное, недостаточное и скоропалительное суждение и подсовывает благотворную проверку, какой бы утомительной она ни была для импульсивного нрава.
Тот, чей ум работает быстро, часто считает себя в чем-то выше того, кто обдумывает свои действия, но быстрота ума имеет свои недостатки, как было указано в одном из писем Учителя:
«На всех быстро мыслящих людей трудно воздействовать – в мгновение ока они срываются с места и «кричат во весь голос», прежде чем успеют хотя бы наполовину понять, что от них хотят услышать». [1]
Многие люди ошибочно принимают неугомонность своего характера за похвальное трудолюбие и растрачивают свои силы в постоянном лихорадочном движении, удовлетворяясь ощущением своей занятости, хотя их усилия не имеют достойной или долговременной цели. Они в такой же степени рабы раджаса, в какой закоренелые лентяи – рабы тамаса. Тот, чьи действия гармоничны, саттвичны, не совершает необдуманных поступков, но сохраняет свою избыточную энергию.
Он не изнуряет себя страхом или ожиданием, но концентрирует внимание и усилия на выполнении долга в каждый момент, каким он представляется. Распространена тенденция сосредотачиваться на каком-то конкретном будущем событии, на следующем «важном моменте» жизненного пути, пренебрегая настоящим и его уроками. Но если вечность присутствует здесь всегда, это может означать не что иное, как то, что каждое мгновение по своей сути потенциально так же важно, как и любое другое. Мы можем вступить в права на наше наследство в любой момент, когда захотим. И чем пристальнее мы сможем сосредоточить свое внимание на том, чем занимаемся, тем лучше мы сможем распорядиться своим временем.
Еще один аргумент против спешки заключается в том, что она не позволяет воспользоваться подсказками и внушениями, которые дает нам раскрывающаяся карма. Нам говорят, что оккультист не должен заранее придерживаться какого-либо определенного плана действий, но должен быть готов приспосабливать свое поведение к развитию событий.
И человек, едущий на максимальной скорости, скорее всего, пропустит предупредительные знаки об объезде, что впоследствии окончиться для него печально. У природы свои законы и полицейские, а «ловушка для автолихачей», которая является проклятием современного автомобилиста, имеет своим прообразом кармическую реакцию на любую необдуманную поспешность.
В связи со всей нашей деятельностью следует иметь в виду, что теософ работает не на сдельной основе, а полный рабочий день, где качество имеет большее значение, чем просто количество продукции.
Каждый истинный теософ трудится над возведением внешних оборонительных сооружений Храма Истины, который был возведен усилиями неисчислимых поколений адептов. Это высочайшая задача требует внимания и мастерства, чтобы надежно уложить каждый кирпичик на свое место.
Необходимо устранять и делать заново работу суетливых некомпетентных людей, равно как и работу врагов внутри Движения.
Количество кирпичиков, которые способен уложить каждый рабочий, зависит от его квалификации в соответствии с кармой. Но это в силах каждого из нас, если мы освободимся от беспокойства и раздражения, возникающих из-за спешки, и будем хорошо исполнять всё то, что в наших силах, будь то немногое или многое, и таким образом строить на века.
Примечание:
[1] «Письма Махатм», Письмо VIII.