Индия и её теософское движение
Письмо 12
Члену Общества
Не унижайте истину, навязывая её нежелающим принять истину умам. Не ищите помощи у тех, чьи сердца недостаточно патриотичны, чтобы бескорыстно трудиться на благо своих соотечественников. Спрашивают: «Что хорошего мы можем сделать?» «Какую пользу мы можем принести человечеству или хотя бы нашей собственной стране?» Воистину, они «тёплые» патриоты. Перед лицом своей страны, погибающей как нация из-за отсутствия жизненной силы и притока свежих сил, патриот хватается за соломинку. Но есть ли настоящие патриоты в Бенгалии? Если бы их было достаточно много, мы бы послали вас сюда раньше; вряд ли мы позволили бы вам остаться в Индии три года, не посетив Калькутту, город великих умов но — не сердец. Вы можете прочитать это им.
К.Х.
Письмо 13
Мохини М. Чатерджи
Твоё отношение к Упасике [Е. П. Блаватской] настолько детское, что действительно рассчитано на то, чтобы произвести худшее впечатление, чем даже её собственное легкомысленное поведение, когда она предоставлена исключительно самой себе. Не забывай, что все хорошие результаты, которые ждут нашу Индию, и даже уважение, которое сейчас проявляют к тебе те, кто до сих пор думал, что они никогда не смогут проявить к тебе ещё большего презрения, — всё это благодаря её личным усилиям. Ты вряд ли сможешь оказать ей достаточного уважения и благодарности или даже больше, нежели она имеет на это право. Лучше пусть англичане узнают обо всём хорошем, чего она достигла в нравственном отношении, чем развлекать их историями, которые могут показать её только в детском, причудливом свете и вызвать у них смех или улыбку на её счёт. Итак, ты демонстрируешь свою неосмотрительность и опрометчивость. Полагаю, что ты изменишь своё поведение – особенно после приезда её друзей из России. Тебе следует осторожно внушить им значение высокого положения, которое она должна занимать (если уже не занимает) у тех индусов, что остались верны Прошлому, не заботятся о Настоящем и трудятся лишь для Будущего, которое будет великим и славным, если только они поддержат и помогут ей. Говорю тебе, мальчик, перестань демонстрировать такие детские манеры. Ты представляешь Индию, которую нужно возродить. Поэтому если ты хочешь быть чела, а не смешным юнцом, ты должен держать себя как философ. Ты должен проявлять благодарность к тем немногим, кто не побоялся стать защитниками безнадёжного предприятия.
Надеюсь, что ты запомнишь мои наставления и — выполнишь их. Вернувшись домой, ты можешь быть менее осторожным, но там это совершенно необходимо. Я хочу, чтобы твой друг, сначала подготовившись к тому, чем она является на самом деле, – последовал за тобой в Энгиен. Поезжай туда на несколько часов и возвращайся с ней.
К.Х.
Письмо 14
Мохини М. Чатерджи
Последствия цикла: владельцы уведомили мистера Синнетта о том, что ему придётся покинуть редакцию [газеты The Pioneer] через 12 месяцев — по причине того, что поддерживал туземцев и был теософом. Если только какой-нибудь местный капиталист не создаст соперничающую газету — такую, которая сокрушит «Пионер», — с мистером Синнеттом в качестве её редактора, я действительно потеряю всякую надежду в отношении Индии. Вышеизложенное является секретом, вверенным вашей чести. Однако я напишу Норендро Н.С.[1] и поговорю с ним на эту тему. А пока — ни слова.
К. Х.
Письмо 15
Мохини М. Чатерджи
Если тебе так не терпится узнать у мистера Хьюма, испытывает ли он чувство «удовлетворения от связи Братьев с нашим Обществом (спроси его)», а также хочется спросить, «что хорошего сделали Братья вам (т. е. мистеру Хьюму) или кому-либо ещё?», советую тебе, брат Мохини Мохун, обратиться к журналу «Пионер»[2] от 7 августа и внимательно прочитать статью «Индо-Британская Индия». Думаешь, редактор написал бы её, если бы он был только знаком с индусами (твоими и моими соотечественниками) и питал к ним дружеские чувства? И ты считаешь, что ряд таких статей в такой (до сих пор) консервативной газете, написанной человеком столь надменным, но в то же время таким благородным и таким справедливым, никому не принесёт пользы? Таков первый политический плод Общества, к которому ты имеешь честь принадлежать. И вместо того, чтобы сомневаться, благодари небеса, если в твоей груди бьётся сердце патриота, что в Индии ещё осталось несколько «Братьев», чтобы охранять её интересы и защищать её в часы опасности; ведь в своём ежечасно возрастающем эгоизме ни один из её сыновей, похоже, никогда не вспомнит, что у них есть Мать (униженная, падшая и растоптанная ногами всех, победителей и побеждённых) и всё же МАТЬ. Будь осторожен, Мохини Мохун Чаттерджи, сомнения – опасный рак. Начинают сомневаться в павлине, а кончают сомнением…
Кут Хуми
[1] Норендро Натх Сен – основатель и редактор периодического издания «The Indian Mirror» в Калькутте.
[2] Его редактором был А. П. Синнетт (Ч. Джинараджадаса)