Индия и её теософское движение

 

Письмо 12

 

                                                  Члену Общества

 

Не унижайте истину, навязывая её нежелающим принять истину умам. Не ищите помощи у тех, чьи сердца недостаточно патриотичны, чтобы бескорыстно трудиться на благо своих соотечественников. Спрашивают: «Что хорошего мы можем сделать?» «Какую пользу мы можем принести человечеству или хотя бы нашей собственной стране?» Воистину, они «тёплые» патриоты. Перед лицом своей страны, погибающей как нация из-за отсутствия жизненной силы и притока свежих сил, патриот хватается за соломинку. Но есть ли настоящие патриоты в Бенгалии? Если бы их было достаточно много, мы бы послали вас сюда раньше; вряд ли мы позволили бы вам остаться в Индии три года, не посетив Калькутту, город великих умов но — не сердец. Вы можете прочитать это им.

К.Х.

 

 

Письмо 13

 

                                                 Мохини М. Чатерджи

 

Твоё отношение к Упасике [Е. П. Блаватской] настолько детское, что действительно рассчитано на то, чтобы произвести худшее впечатление, чем даже её собственное легкомысленное поведение, когда она предоставлена ​​исключительно самой себе. Не забывай, что все хорошие результаты, которые ждут нашу Индию, и даже уважение, которое сейчас проявляют к тебе те, кто до сих пор думал, что они никогда не смогут проявить к тебе ещё большего презрения, — всё это благодаря её личным усилиям. Ты вряд ли сможешь оказать ей достаточного уважения и благодарности или даже больше, нежели она имеет на это право. Лучше пусть англичане узнают обо всём хорошем, чего она достигла в нравственном отношении, чем развлекать их историями, которые могут показать её только в детском, причудливом свете и вызвать у них смех или улыбку на её счёт.  Итак, ты демонстрируешь  свою неосмотрительность и опрометчивость. Полагаю, что ты изменишь своё поведение – особенно после приезда её друзей из России. Тебе следует осторожно внушить им значение высокого положения, которое она должна занимать (если уже не занимает) у тех индусов, что остались верны Прошлому, не заботятся о Настоящем и трудятся лишь для Будущего, которое будет великим и славным, если только они поддержат и помогут ей. Говорю тебе, мальчик, перестань демонстрировать такие детские манеры. Ты представляешь Индию, которую нужно возродить. Поэтому если ты хочешь быть чела, а не смешным юнцом, ты должен держать себя как философ. Ты должен проявлять благодарность к тем немногим, кто не побоялся стать защитниками безнадёжного предприятия.

Надеюсь, что ты запомнишь мои наставления и — выполнишь их. Вернувшись домой, ты можешь быть менее осторожным, но там это совершенно необходимо. Я хочу, чтобы твой друг, сначала подготовившись к тому, чем она является на самом деле, – последовал за тобой в Энгиен. Поезжай туда на несколько часов и возвращайся с ней.

К.Х.

 

 

Письмо 14

 

                                                  Мохини М. Чатерджи

 

Последствия цикла: владельцы уведомили мистера Синнетта о том, что ему придётся покинуть редакцию [газеты The Pioneer] через 12 месяцев — по причине того, что поддерживал туземцев и был теософом. Если только какой-нибудь местный капиталист не создаст соперничающую газету — такую, которая сокрушит «Пионер», — с мистером Синнеттом в качестве её редактора, я действительно потеряю всякую надежду в отношении Индии. Вышеизложенное является секретом, вверенным вашей чести. Однако я напишу Норендро Н.С.[1] и поговорю с ним на эту тему. А пока — ни слова.

К. Х.

 

 

Письмо 15

 

Мохини М. Чатерджи

 

Если тебе так не терпится узнать у мистера Хьюма, испытывает ли он чувство «удовлетворения от связи Братьев с нашим Обществом (спроси его)», а также хочется спросить, «что хорошего сделали Братья вам (т. е. мистеру Хьюму) или кому-либо ещё?», советую тебе, брат Мохини Мохун, обратиться к журналу «Пионер»[2] от 7 августа и внимательно прочитать статью «Индо-Британская Индия». Думаешь, редактор написал бы её, если бы он был только знаком с индусами (твоими и моими соотечественниками) и питал к ним дружеские чувства? И ты считаешь, что ряд таких статей в такой (до сих пор) консервативной газете, написанной человеком столь надменным, но в то же время таким благородным и таким справедливым, никому не принесёт пользы? Таков первый политический плод Общества, к которому ты имеешь честь принадлежать. И вместо того, чтобы сомневаться, благодари небеса, если в твоей груди бьётся сердце патриота, что в Индии ещё осталось несколько «Братьев», чтобы охранять её интересы и защищать её в часы опасности; ведь в своём ежечасно возрастающем эгоизме ни один из её сыновей, похоже, никогда не вспомнит, что у них есть Мать (униженная, падшая и растоптанная ногами всех, победителей и побеждённых) и всё же МАТЬ. Будь осторожен, Мохини Мохун Чаттерджи, сомнения – опасный рак. Начинают сомневаться в павлине, а кончают сомнением…

Кут Хуми

 

[1] Норендро Натх Сен – основатель и редактор периодического издания «The Indian Mirror» в Калькутте.

[2] Его редактором был А. П. Синнетт (Ч. Джинараджадаса)