ПУТЬ УЧЕНИЧЕСТВА
Письмо 6
Пандиту Пран Натху
Учителю были заданы следующие вопросы:
- Иду ли я по правильному пути?
- Способствует ли мой нынешний образ жизни духовному развитию?
- Способен ли я значительно повлиять на мое следующее рождение хорошей кармой в этой жизни, энергично следуя стремлению своего сердца, каково оно в настоящее время?
- Что мне следует делать, чтобы иметь честь простираться перед вашими благословенными ногами?
Процесс самоочищения – это труд ни одного мгновения или нескольких месяцев, но труд многих лет – более того, труд, продолжающийся в течение ряда жизней. Чем позже человек начинает жить более высокой жизнью, тем дольше должен быть его испытательный срок, поскольку ему приходится аннулировать последствия длинной череды лет, потраченных впустую на предметы, диаметрально противоположные истинной цели. Чем энергичнее его усилия и ярче результат его работы, тем ближе он подходит к порогу. Если его порыв является истинным (устоявшееся убеждение, а не временная сентиментальная вспышка), то он передает из одного тела в другое устремление, которое в конечном итоге приводит его к достижению его желаний. Бх. Ш.[1] видел меня в моём собственном физическом теле, и он может указать путь другим. Он бескорыстно трудится ради своих собратьев по теософскому обществу, и получает свою награду, хотя не всегда это замечает.
K.Х.
Письмо 7
Ч. У. Ледбитеру
Весной прошлого года (3 марта) вы написали мне письмо и доверили его «Эрнесту». Хотя сам лист бумаги никогда не доходил до меня (и вряд ли когда-либо дойдёт, учитывая природу посланника), его содержание дошло. В то время я не ответил на него, но послал вам предупреждение через Упасику[2].
В вашем послании говорилось, что с тех пор, когда вы начали читать «Эзотерический буддизм» и «Разоблачённую Изиду» ваше «единственное огромное желание» состояло в том, чтобы стать моим чела и узнать истину лучше». «Я понимаю мистера С.[3], продолжали вы, что почти невозможно стать чела, не поехав в Индию». Вы надеялись, что сможете сделать это через несколько лет, хотя нынешние узы благодарности обязывают вас оставаться в этой стране, и т.п.
Теперь я отвечу на вышеприведённый вопрос и другие ваши вопросы.
[1] Нет необходимости находиться в Индии в течение семи лет испытательного срока. Чела может проводить их где угодно.
[2] Принимать любого человека в качестве чела не зависит от моей личной воли. Это может произойти только в результате личных заслуг и усилий в этом направлении. Окажите давление на любого из «Учителей», которого вы преднамеренно выбрали; совершайте благие дела во имя его и ради любви к человечеству; будьте чистым и решительным на пути праведности [как изложено в наших правилах]; будьте честным и бескорыстным; забудьте о себе, но помните о благе других людей – и вы заставите этого «Учителя» принять вас.
Довольно о кандидатах периода спокойного развития вашего общества. Однако кое-что ещё нужно сделать, когда теософия, Дело истины, как в настоящий момент, стоит не на жизнь, а насмерть перед трибуналом общественного мнения – этим по легкомыслию наиболее жестоким, предвзятым и несправедливым из всех трибуналов. Существует также коллективная карма той касты, к которой вы принадлежите и которую нужно учитывать. Нельзя отрицать, что дело, которое у вас на сердце, сейчас страдает из-за тёмных интриг, подлого сговора христианского духовенства и миссионеров против Общества. Они ни пред чем не остановятся, чтобы подорвать репутацию основателей. Вы готовы искупить их грехи? Тогда отправляйтесь в Адьяр на несколько месяцев. «Узы или благодарность» не будут разорваны и даже не ослабнут в течение нескольких месяцев, если этот шаг будет правдоподобно объяснён вашему родственнику. Тот, кто хочет сократить годы испытаний, должен приносить жертвы ради теософии. Пододвинутое злобными руками к самому краю пропасти, Общество нуждается в каждом мужчине и каждой женщине, стойких в деле истины. Плоды заслуженных поступков пожинают, только совершая благородные поступки, а, не просто принимая решение о том, что их следует совершить. Подобно «истинному человеку» Карлейля, которого не следует обольщать легкостью, «трудности, самопожертвование, мученичество, смерть – вот соблазны, которые производят действие» во время испытаний в сердце истинного чела.
Вы спрашиваете меня – «какие правила я должен соблюдать в течение этого испытательного срока и как скоро я смею надеяться, что он может начаться». Я отвечаю: ваше собственное будущее в ваших руках, как показано выше, и каждый день вы можете ткать его ткань. Если бы я требовал, чтобы вы делали одно или иное, вместо того, чтобы просто советовать, я был бы ответственен за каждое последствие, вытекающее из этого шага, а ваша заслуга была бы лишь вторичной. Подумайте, и вы поймёте, что это верно. Так что предоставьте судьбу в руки Правосудия, не опасаясь, что его ответ будет абсолютно верным. Ученичество является как образовательным, так и испытательным этапом, и только один чела может определить, закончится ли оно адептством или неудачей. Чела из-за ошибочного представления о нашей системе слишком часто выжидают приказов, тратя впустую драгоценное время, которое необходимо посвятить личным усилиям. Наше дело нуждается в миссионерах, энтузиастах, посредниках, возможно, даже в мучениках. Но оно не может требовать от любого человека, чтобы сделать себя тем или другим. Так что теперь решайтесь на выбор и осознайте свою собственную участь, и пусть память о нашем Господе Татхате поможет вам определиться наилучшим образом.
K.Х.
Письмо 8
Ч.У. Ледбитору, получено вечером того же дня
Поскольку ваша интуиция повела вас в правильном направлении и дала вам понять, что моим желанием было, чтобы вы немедленно отправлялись в Адьяр, то я могу к этому прибавить. Чем раньше вы пойдете, тем лучше. Не теряйте, по возможности, более ни одного дня. Отплывайте 5-го числа, если возможно. Присоединяйтесь к Упасике в Александрии. Пусть никто не знает, что вы едите, и пусть благословение Господа нашего и моё скромное благословение охраняют вас от всякого зла в вашей новой жизни.
Приветствую вас, мой новый чела.
К.Х.
Мои записи никому не показывать.
Письмо 9
Члену Общества
Не вздыхайте по ученичеству, не гонитесь за тем, чьи опасности и тяготы вам неизвестны.
Воистину, многие чела предлагают нам себя, и столько же потерпело неудачу в этом году, сколько было принято на испытательный срок. Ученичество раскрывает внутреннего человека и выявляет дремлющие пороки, равно как и дремлющую добродетель. Скрытый порок оживляет грехи и часто сопровождается безумием. Из 5 чела-мирян, выбранных Обществом и вынужденно принятых нами, 3 стали преступниками и 2 душевнобольными. Оглянитесь вокруг, наведите справки о Барейли и Канпуре и судите сами.
Будьте чисты, добродетельны и ведите святую жизнь, и вы будете под защитой. Но помните, тому, кто не настолько чист, как малое дитя, лучше оставить ученичество. Я запретил в штаб-квартире присылать мне какие-либо письма.
К.Х.
P.S. Процесс самоочищения — это труд не одной минуты и не нескольких месяцев, а лет, более того, растянувшийся на ряд жизней. Чем позже человек начинает жить более высокой жизнью, тем дольше должен быть его испытательный срок. Ведь он должен устранить последствия большого числа лет, потраченных впустую на предметы, диаметрально противоположные истинной цели.
Письмо 10
Мохини Чаттерджи
Тот, кто порицает себя в собственных глазах и согласно общепризнанному и действующему кодексу чести, чтобы спасти достойное дело, может однажды обнаружить, что он достиг тем самым наивысших своих устремлений. Эгоизм и недостаток самопожертвования — величайшие препятствия на пути адептства.
К.Х.
Письмо 11
Мохини Чаттерджи
Мои чела никогда не должны сомневаться в наших доверенных лицах, подозревать их или вредить им своими нечистыми мыслями. Наш образ действий странен и необычен, и слишком часто вызывает подозрение. Последнее является ловушкой и искушением. Счастлив тот, чьё духовное восприятие всегда нашептывает ему истину! Суди о тех, кто имеет непосредственное отношение к нам, по этому восприятию, а не по твоим мирским понятиям.
К.Х.
[1] Бхавани Шанкар
[2] Е.П.Б.
[3] А. П. Синнетт