Некоторые современные психологические проблемы и их решение
000000000000000000000000000000000000
Редакционная заметка 2019 года:
Следующая статья приводится
из журнала «Теософ, 1879-1880»,
Индия, майское издание 1880 года, страницы 207–208.
Она также входит в «Собрание
сочинений» Е.П.Б., Т. II, стр. 395-400.
Её предмет относится к тому, что психиатрия и
психоанализ называют истерией. Она имеет много
общего с так называемым биполярным расстройством.
Есть и другие статьи Е.П. Блаватской на
такие сложные и родственные вопросы, одна
из них называется «Оккультная или точная наука?»
Для более вдумчивого чтения длинные абзацы
были разделены на более короткие. Добавлены сноски.
(Карлос Кардосо Авелине)
00000000000000000000000000000000000000
Подробности случая «одержимости», упомянутого в апрельском [1880] номере этого журнала, приведены в следующем письме заслуживающего уважения английского врача, который лечил жертву:
«Я беру на себя смелость обратиться к вам во имя человечества, с намерением возбудить ваше сочувствие и получить всяческую помощь, которую вы можете оказать, в случае «духа-руководителя». Вы поймете, что этого джентльмена делают медиумом против его воли, поскольку он посетил несколько спиритических сеансов с целью стать свидетелем феномена «материализации».
С тех пор, как он более или менее подвергся преследованию со стороны «духа-руководителя» и, несмотря на все его усилия избавиться от этого влияния, он вынужден страдать самым постыдным и мучительным образом во многих отношениях и при самых тяжких и невыносимых обстоятельствах, особенно из-за того, что его мысли направляются в запретные каналы без каких-либо внешних причин – его телесные функции подавляются, и его даже заставляют сильно прикусывать язык и щеки во время еды и т. д.; он также подвергается всевозможным мелким неприятностям, которые должны служить средством для «духа-руководителя» (неизвестного), чтобы поддерживать или устанавливать с ним связь. Подробности настолько ужасны, что я не могу вам их описать; но если вам известно какое-либо средство, с помощью которого можно избавиться от этого влияния, и вы сочтёте необходимым более подробное описание этого случая, то я пришлю вам все сведения, которыми располагаю».
В Индии так мало известно о последней и наиболее поразительной фазе западного медиумического феномена «материализации», что для понимания этого случая необходимо несколько пояснений. Итак, вкратце, в течение нескольких лет в присутствии некоторых медиумов в Америке и Европе часто при хороших условиях проверки, наблюдали призраки умерших, которые во всех отношениях кажутся живыми людьми. Они ходят, пишут послания присутствующим и отсутствующим друзьям, вслух говорят на языках, знакомых им при жизни, даже если медиум может не знать их, и одеты в одежду, которую носили при жизни. Было обнаружено много случаев мошеннического воплощения умерших; мнимые медиумы иногда годами обманывали легковерных людей, а настоящие медиумы, чьи психические способности, по-видимому, несомненно, доказаны, были в недобрый час пойманы на том, что разыгрывали присутствующих, либо из-за того, что они поддались любви к деньгам, либо к любви славе. Тем не менее, принимая во внимание всё это, остаётся ещё множество реальных случаев материализации или создания видимых, осязаемых и слышимых портретных обликов умерших людей.
Исследователи по-разному оценивают эти чудесные феномены. Большинство спиритуалистов считают их самыми драгоценными доказательствами бессмертия души; в то время как теософы, знакомые с взглядами древних теургов и еще более древних арийских философов, рассматривают их в лучшем случае как вводящее в заблуждение обман чувств, чреватое опасностью для физической и психической природы, как медиума, так и зрителя, если последний подвержен определённым психическим воздействиям. Изучающие оккультизм заметили, что медиумы, проводящие материализацию, слишком часто теряют здоровье из-за истощения их организма и падают нравственно. Они неоднократно предупреждали спиритуалистическую общественность, что медиумизм — это самый опасный дар, который следует применять только с соблюдением строгих предосторожностей. В ответ они услышали много оскорблений и мало благодарностей. Тем не менее, каждый должен исполнять свой долг любой ценой, и данный случай представляет ценную тему для ещё одного дружеского совета.
Нам нет нужды останавливаться на обсуждении вопроса о том, являются ли описанные выше так называемые материализованные формы тех умерших, на которые они похожи. Это можно отложить до тех пор, пока не будут лучше поняты основные факты восточной психической науки. Нам также не нужно спорить о том, совершалась ли когда-либо подлинная материализация. Лондонские эксперименты м-ра Уильяма Крукса, члена Королевского общества, и американские эксперименты полковника Олкотта, столь широко известные и обладающие столь убедительным характером, дают нам достаточную фактическую основу для полемики. Мы допускаем реальность материализации и воспользуемся примером, приведённым английским врачом, в качестве объекта для диагностики.
Итак, пациент описывается как «руководимый духом» с тех пор, как он стал посещать «кружки», где происходили материализации, и как стал рабом каких-то злых сил, которые заставляют его говорить и делать болезненные и даже отвратительные вещи, несмотря на его сопротивление. Отчего это? Как можно заставить человека действовать против его воли? Что такое одержимость? Вот три кратких вопроса, но их труднее всего объяснить непосвященной публике. Законы одержимости может хорошо понять только тот, кто проник в глубины индийской философии. Единственный ключ к тайне, которой обладает Запад, содержится в самой благотворной науке, магнетизме или месмеризме. Она учит о существовании жизненного флюида внутри и вокруг человека, о факте существования различных человеческих полярностей и о вероятности того, что один человек проецирует этот флюид или силу по своему желанию на другого человека с другой полярностью. Теория барона Рейхенбаха об «одиле» или одической силе, доказывает нам существование этого же флюида в минеральном и растительном, а также в животном царствах.
Чтобы завершить цепь свидетельств, открытие Бьюкененом психометрической способности человека позволяет нам доказать с помощью этой способности, что люди оказывают едва различимое воздействие на дома и даже на местность, в которой живут, на бумагу, на которой пишут, на одежду, которую носят, на часть вселенского эфира (акаши ариев), в которой они существуют, а также что это постоянное воздействие заметно даже в самые отдалённые эпохи от того времени, когда индивидуум жил и оказывал его. 1] Одним словом, мы можем сказать, что открытия западной науки полностью подтверждают намёки греческих мудрецов и более конкретные теории некоторых индийских философов.
Индийцы и буддисты одинаково верят, что мысли и поступки материальны, что они сохраняются, что злые и добрые желания человека окружают его в созданном им самим мире, что эти желания и мысли принимают формы, которые становятся реальными для человека после его смерти, и что «мокшы», в одном случае, и «нирваны» – в другом, нельзя достичь до тех пор, пока развоплощённая душа полностью не пройдёт через этот мир теней навязчивых мыслей и не освободится от последнего пятна своей земной жизни.
Продвижение западных открытий в этом направлении было и должен быть очень постепенным. От феноменов плотной материи к феноменам более возвышенной материи, а оттуда к тайнам духа ведёт трудный путь, необходимый согласно наставлениям Аристотеля. Западная наука сначала установила, что выдыхаемый нами воздух заряжен углекислотой и его избыток становится фатальным для человеческой жизни; затем она установила, что некоторые опасные болезни передаются от человека к человеку со спорами, выбрасываемыми в воздух больным телом; затем – что человек проецирует на всех и всё на своём пути магнетическую ауру, свойственную только ему; и, наконец, теперь она постулирует физическое возмущение, возникающее в эфире в процессе эволюции мысли. Ещё одним шагом вперёд будет осознание магической созидательной силы человеческого разума и того факта, что нравственная инфекция передаётся так же, как и физическая.
Тогда «влияние» плохих товарищей будет пониматься как порча личного магнетизма, более неуловимая, чем отпечатки, передаваемые глазам или ушам, видом или звуками порочной компании. Отпечатки можно не принимать, решительно стараясь не видеть и не слышать дурное, но магнетизм обволакивает сенсетива и проникает в само его существо, стоит лишь тому задержаться там, где витает в воздухе нравственный яд.
«Животный магнетизм» Грегори, «Исследования» Райхенбаха и «Душа вещей» Дентона сделают многое из этого ясным для западного исследователя, хотя ни один из этих авторов не прослеживает связи его любимой отрасли науки с её родоначальницей — индийской психологией.
Имея в виду данный случай, мы видим человека, очень восприимчивого к магнетическим отпечаткам, не понимающего природы «материализации» и, следовательно, неспособного защитить себя от дурных влияний – человека, вступившего в беспорядочный контакт с присутствующими на спиритуалистических сеансах, где восприимчивый медиум уже давно стал невольным ядром порочного магнетизма, так как его организм пропитан эманациями уцелевших мыслей и желаний живых и умерших.
За ясным описанием вопроса о привязанных к земле душах или пишачах читателя отсылают к интересной статье судьи Гаджила из Бароды (см. наш декабрьский номер)[2] «Представления индусов об общении с умершими». «Считают, — пишет этот автор, — что в таком состоянии душа, лишённая возможности наслаждения [чувственного наслаждения] посредством собственного физического тела, беспрестанно страдает от голода, жажды и других телесных желаний [3], и может иметь только заместительное наслаждение, входя в живые физические тела других людей или поглощая тончайшие сущности возлияний и подношений, предлагаемых ради них самих. Что же удивительного в том, что человек с отрицательной полярностью, восприимчивого темперамента, будучи внезапно введённым в поток нечистых эманаций какого-нибудь порочного человека, может быть, ещё живого, а, может быть, уже умершего, так же быстро впитывает коварный яд как негашеная известь влагу, пока он не пропитается им? Так, восприимчивое тело будет поглощать вирус оспы, или холеры, или тифа, и нам нужно только вспомнить об этом, чтобы провести аналогию, обоснованность которой подтверждает оккультная наука.
Вблизи земной поверхности над нами висит, используя удобное сравнение, парообразный нравственный туман, составленный из нерассеявшихся испарений человеческих пороков и страстей. Этот туман проникает в сенситивов до самой сердцевины их души; психическое «я» сенситива впитывает его, как губка воду или парное молоко – миазмы. Он притупляет его нравственные чувства, пробуждает к действию его низменные инстинкты, подавляет его добрые намерения. Как пары винного погреба кружат голову, как удушливая сырость стесняет дыхание в шахте, так это тяжелое облако аморального воздействия уносит сенситива за пределы самоконтроля, и он становится «одержимым», как наш английский пациент.
Какое средство можно предложить? Не указывает ли на это сам наш диагноз? У сенситива нужно уничтожить его чувствительность; отрицательную полярность необходимо сменить на положительную; он должен стать активным, а не пассивным. Ему может помочь магнетизёр, понимающий природу одержимости, сам нравственно чистый и физически здоровый; это должен быть сильный магнетизёр, человек с властной силой воли. Но борьбу за свободу, в конце концов, должен вести сам пациент. Его сила воли должна быть пробуждена. Он должен изгнать яд из своего организма. Дюйм за дюймом он должен отвоевывать утраченные позиции. Он должен понять, что речь идёт о жизни или смерти, спасении или гибели, и стремиться к победе, как тот, кто делает последнее героическое усилие спасти свою жизнь.
Его диета должна быть самой простой, он не должен есть животную пищу, прикасаться к каким-либо возбуждающим средствам, находиться в обществе, где существует малейшая возможность спровоцировать нечистые мысли. Он должен как можно меньше оставаться один, но его спутники должны быть тщательно подобраны. Ему следует заниматься спортом и много бывать на свежем воздухе; использовать дрова вместо угля. Каждое указание на то, что дурное влияние все ещё действует в нём, должно восприниматься, как вызов контролировать свои мысли и заставлять их, во что бы то ни стало, сосредотачиваться на чистых, возвышенных, духовных предметах, а также с решимостью терпеть всё, и не уступать. Если этому человеку удастся обрести такой дух и его врач сможет заручиться благосклонной помощью сильного, здорового магнетизера непорочного нрава, он может быть спасен. В Америке наше внимание привлёк почти такой же случай, за исключением того, что пациенткой была дама; был дан тот же совет, что и выше; ему последовали, и вселившийся «дьявол» был изгнан и с тех пор больше не приближался.
СНОСКИ:
[1] Книга «Руководство по психометрии» Джозефа Р. Бьюкенена доступна на совместных сайтах. (ККА)
[2] См. номер «Theosophist, 1879-1880» за декабрь 1879 года, страницы 68-69. (ОЦА)
[3] «Пламя ада». (ККА)
000
Статья «Случай одержимости» была опубликована как отдельная статья на наших совместных сайтах 11 ноября 2019 года.