Сознание должно быть открытым, сердце чистым, а ум энергичным, прежде чем достичь мудрости
Невозможно понять или объяснить природу какого бы то ни было существа, кроме как посредством эволюции, которая всегда представляет собой развертывание изнутри наружу, т. е. выражения духа или сознания через приобретённый разум. Воля духа в действии породила всё сущее.
Если мы поймём, что за всем сущим стоит разумная воля, которая есть причина всего сущего, творец вселенной, то, может быть, мы получим некоторое представление о том, что нам необходимо знать, чтобы правильно использовать свои способности.
Все выступают как творцы наших творений. Есть творцы ниже нас на шкале разума. Мы находимся в другом месте, с более широким кругозором, с большим запасом опыта, так что мы можем видеть, что ниже нас, бесконечно ниже нас, есть существа настолько маленькие, что множество их можно бы поместить на острие иглы. Тем не менее, учёные, исследовавшие их в разных условиях, не могут отказать этим бесконечно малым организмам в известной доле разума, в способности искать то, что им нравится, и избегать того, что им не нравится. Начиная с мельчайшей мыслимой точки восприятия и действия, постоянно расширяется диапазон выражения, эволюции и развития всё более и более в направлении к более широкому диапазону бытия. Эта эволюция разума или души совершается очень медленно в низших царствах, быстрее – в животном царстве, а у человека она достигает такой стадии, когда существо само знает, что оно существует, что наделено сознанием, что может понять в некоторой степени свою собственную природу и природу существ ниже его, а также понять их отношение друг к другу.
Теперь человек достиг точки, когда он начинает задаваться вопросом, что ещё ему нужно знать. Он перестал думать исключительно о материальном; он осознаёт свою собственную природу и спрашивает: кто я, откуда я пришёл, куда иду?
Если у нас возникают такие мысли, то мы можем понять, что в прошлом, вероятно, были люди, которые задавались теми же самыми вопросами, которые мы задаём сейчас, и которые предпринимали шаги, приведшие их к более высокому уровню опыта и знания, чем у нас. Именно эти существа, которые выше нас, образуют слой осознанности, знания и силы, которых у нас нет, — это люди, прошедшие этапы, которые мы сейчас проходим. Именно они время от времени приходят на эту землю в качестве Спасителей.
Как христиане, мы оглядываемся на пришествие одного из таких людей и думаем о нём как об уникальном существе. И всё же он пришёл в своё время лишь к одному небольшому народу; он сам говорил, что пришёл только к иудеям. Разве мы не знаем, что каждая цивилизация и каждое когда-либо существовавшее племя имели подобное письменное свидетельство — свидетельство о какой-то великой личности, пришедшей к ним?
Каждая когда-либо существовавшая религия хранит письменное свидетельство или предание о какой-то великой личности. Изучая писания и учения прошлого, мы обнаруживаем удивительный факт — каждый из этих великих учителей давал одно и то же учение. Нет никакой разницы между учением Иисуса и учением Будды, хотя эти учения записаны на разных языках и двух великих учителей разделял промежуток в шестьсот лет. То, что верно для этих двоих, верно и для всех других многих спасителей разных времён и народов — все они учили одним и тем же основным понятиям.
Этот факт предполагает, что существует группа людей, совершенных людей, продукт прошлых цивилизаций и эволюции, фактически наши «Старшие братья», которые приобрели знание и опыт за эоны времени и являются их хранителями. Их знания на самом деле являются самой наукой жизни, поскольку они охватывают все сферы существования и природы. Им известна природа и процессы существ ниже человека и выше человека подобно тому, как мы знаем процессы обычного повседневного опыта. Эти знания они сохранили и записали, и они помнят о них, как мы помним о вчерашних впечатлениях и событиях.
Они не развивали свою способность к познаванию. У каждого из нас есть такая же способность, что и у них. Но они усовершенствовали возможности инструментов, которыми они владеют. Они усовершенствовали то, что есть. Они обладают лучшими умственными способностями. Их тела лучше. Как они этого добились? Исполняя любой долг, стоявший перед ними, независимо от того, какой он был. Они совсем не думали о приобретении энергии и знаний для себя; они думали только о том, чтобы обрести энергию и расходовать её на благо каждого живого существа. Поступая так, они распахивали двери настежь для силы духа внутри них.
Мы делаем как раз наоборот. Мы сжимаем божественную силу духа внутри нас до булавочного отверстия личных желаний и эгоизма. Разве мы этого не понимаем? Разве мы не понимаем, что сами стоим на пути внутренней силы, поскольку наши мысли эгоистичны, малы, ничтожны?
Великая работа эволюции разворачивается изнутри наружу. Душа — это осознающий субъект; она смотрит прямо на мысли. Действие воли осуществляется через мысли. Мысли задают направление. Маленькие мысли, маленькая сила; большие мысли, большая сила; сама сила безгранична, поскольку это сила духа, бесконечного и неистощимого. Чего нам не хватает, так это всеобщих мыслей. Нам нужно пробудить в себе такую силу восприятия, которая откроет нам всё поле бытия. Поток не может подняться выше своего источника.
Природу человека не понять даже в малейшей степени с помощью понятий и методов, которым следуют современные психологи, учёные и популярные религии. Все они имеют основанием физическую жизнь, многие из них — только одну жизнь. Они сводят в таблицу опыт многих видов, не имея какой-либо прочной основы, за которую можно было бы зацепиться мыслью или здравым смыслом, и, таким образом, никогда не приходят к какому-либо определённому заключению или реальному знанию того, что такое человек или способности, которые он может проявлять. Так они используют созидательную энергию, но это ограниченное использование и неправильное. Те, кто следует этому пути, обычно имеют в основе своих желаний какую-то эгоистичную цель или что-то, чего они хотят достичь для себя, какой-то выгоды, которую они желают для себя. Это не тот путь.
Теософия говорит, что если желание или устремление бескорыстно, благородно, универсально, то энергия, протекающая через человека, огромна, благородна, универсальна по своему характеру. Более того, каждое человеческое существо содержит в себе те же элементы, те же возможности, что и любое другое существо, даже самое благородное и высшее существо в этой или любой другой солнечной системе. Это ставит человека в совершенно иное положение, чем то, в какое его ставят наши религии, наша наука или наша западная философия. Все они относятся к человеку так, как если бы он был просто телом или сознанием, как если бы он был творением, а не творцом.
Тело меняется; мы меняем своё мнение; но в нас есть Нечто, что не меняется, что не зависит от изменений, будь то тела, сознания или обстоятельств, но которое является творцом, правителем, носителем опыта изменений любого рода. Именно эту часть нашей природы (истинного человека внутри нас) нам нужно познать. Если мы сможем достичь такой точки восприятия, когда сможем уловить факт присутствия духа внутри нас, то мы достигнем точки, где возможно познание самих себя; а если возможно знание самих себя, то возможно и некое знание через знание всех других существ вообще.
Великие учителя указывают на то, что подлинной основой природы человека является божество, дух, бог. Божество — это не какое-то другое существо, каким бы великим оно ни было. Это не что-то внешнее. Это самое высокое в нас самих и во всех других. Это есть бог, и всё, что человек может познать об этом духе, это то, что он знает в самом себе, о себе и через себя. Именно эту идею имели в виду все древние, говоря, что есть только одно Я, и что мы должны видеть это Я во всём сущем и всё сущее в этом Я. Именно это мы все и делаем в той или иной степени; мы более или менее видим это Я. Вне нас самих ничего не видно; всё, что мы видим или знаем, находится внутри нас самих. Но мы думаем об Я в нас как о смертном, бренном, не имеющем существования отдельно от этого тела и этого сознания и как обособленном от Я во всех других формах.
Если бы у нас была внутри или за нами вся имеющаяся во вселенной энергия, и у нас не было бы канала, по которому эта энергия могла бы течь, или был бы только узкий, извилистый и искривленный канал, то эта огромная энергия была бы бесполезна для нас, её бы для нас не существовало. Чтобы открыть канал, нам необходимо понять подлинную основу – Бога внутри, бессмертного и вечного, источника всего сущего, самих себя; и, во-вторых, понять, что все действия исходят из этого источника или центра нашего бытия и всего бытия.
В таком случае кто является строителем всего? Как происходила вся эта эволюция? Все вовлеченные в неё существа составляют как мир, так и его обитателей; всё, что существует, является самопорождённым, самоэволюционирующим – творением духовных существ, действующих друг в друге, друг на друга и друг через друга. Вся сила эволюции и вся энергия, стоящая за ней, — это человеческая воля, насколько это касается человечества. Мы не осознаём, что каждая форма, занятая каким-либо существом, состоит из жизней, каждая из которых претерпевает эволюцию сама по себе, с помощью силы более высокой формы сознания, её побуждения или сдерживания. Ведь эта вселенная есть воплощённое сознание или дух. И подобно тому, как одна капля воды содержит в себе все элементы и свойства всего океана, так и каждое существо, как бы низко оно ни было по степени своего разума, содержит в себе высшие потенциальные возможности. Воля духа в действии породила всё.
Великое послание теософии предоставило каждому заинтересованному исследователю средства, с помощью которых он может познать истину о самом себе и природе. То же, что «Старшие братья» давали в прошлом, то же и они дают в наши дни. Нам дано всё, что нужно человечеству. Но разве можно дать кому-то то, чего он не хочет? Можете ли вы заставить войти в сознание другого человека то, что это сознание не хочет принимать?
Сознание должно быть открытым, сердце чистым, а ум энергичным, духовное восприятие без покрова, прежде чем у нас появится хоть какая-то надежда. Пока мы эгоцентричны, пока мы довольны тем, что знаем и что имеем, это великое послание не для нас. Оно для алчущих, изнурённых, для тех, кто жаждет знаний, для тех, кто видит абсолютную скудость того, что преподносится нам как знание теми, кто называет себя нашими учителями, для тех, кто нигде не находит объяснения тайн, которые окружают нас, кто не знает самого себя, кто не понимает самого себя. Для них есть путь; для них есть пища в изобилии; для них всё это движение поддерживается одной единственной волей, волей «Старших братьев», которые пронесли эти великие вечные истины через добро и зло, чтобы человечество могло извлечь пользу; не желая никакой награды, не желая никакого признания, желая только того, чтобы Их ближние, Их младшие братья могли знать, могли осознать то, что знают Они.
000
Вышеприведённый текст взят из книги Роберта Кросби «The Friendly Philosopher» («Дружелюбный философ») Теософский издательский дом, Лос-Анджелес, США, 416 стр., 1945, стр. 268-273.