Развёртывание процесса внутреннего удовлетворения
Если искатель истины видит, что многие вокруг него склонны мыслить негативно, он держится подальше от таких автоматических привычек.
Когда кажется, что люди теряют способность радоваться развитию и счастью других людей, самое время начать избегать астральных болезней зависти и соперничества.
В оккультном и высшем мире души всегда весна. Что бы ни говорили плохо осведомленные люди, человеческая Жизнь — это наличие здравого смысла и дружеских чувств ко всем существам.
Тот факт, что обманутых людей много, не делает их заблуждение истиной.
В то время как красоту жизни можно увидеть «в глазах наблюдателя», уродство тоже часто есть в его глазах.
Поэтому мы должны выбирать свою точку зрения весьма осторожно.
Жизнь несовершенна; она тяжела и очень ценна. Жизнь так же хороша, как и вселенная, и она заслуживает ежедневного внутреннего праздника. Один из секретов теософии заключается в способности испытывать (безусловное) счастье в любое время. Это чувство является результатом осознания трансцендентного союза.
В своей версии «Йога-сутр» Патанджали Рохит Мехта обсуждает «состояние общности». По его словам:
«…Восприятие и действие — две стороны одной медали. В правильном восприятии есть наблюдение без наблюдателя». [1]
Это должно означать «наблюдение без [мыслей] наблюдателя». Наблюдатель всё же есть. При этом он полностью сосредоточен на объекте наблюдения, так что его как бы и нет. Мехта добавляет:
«Именно с этой глубиной осознания в основном связана йога».
Было бы, конечно, неправильно рассматривать йогу как самоцель. Йога может существовать только как инструмент помощи миру. Нет истинной йоги вне сферы альтруизма.
С другой стороны, помощь тем, кто страдает, отличается от погружения в среду духовного невежества. Задача человека состоит не только в том, чтобы жить в страдании из сострадания к миру. Дхарма и долг теософов состоят, прежде всего, в передаче правильного осознания единства в многообразии; в стимулировании и развёртывании процесса внутреннего удовлетворения с должной проницательностью.
Роль практического примера
Следует принимать во внимание, что с 20-го века одной из частых ошибок, встречающихся в теософском движении, является «описательный подход» к эзотерической философии.
Так, «описательный» означает «описание или классификацию [учения теософии] объективным и непредвзятым образом».
Однако недостаточно предлагать теософию как простое «описание» прекрасных теорий.
Со времён Пифагора на Западе хорошо известно, что любой эффективный способ обучения философским принципам должен включать примеры. Невидимый и негласный пример мудрости имеет тонкие способы передачи и, вероятно, является наиболее эффективным. Бессловесные учения часто самые лучшие.
Философия и теософия также должны распространяться как свидетельство, как повествование, объясняющее жизненные факты, как образ жизни. Учение – это не набор слов. Это – образ действия, практическая стратегия достижения мудрости и той внутренней свободы, которая рассеивает невежество.
Абстрактное описание космоса будет понято только тем, кто прилагает все усилия для изучения практической стороны вселенской мудрости и этики. Какими бы скромными ни были его достижения в краткосрочной перспективе, качество его намерений является наиболее решающим фактором в долгосрочной перспективе.
ПРИМЕЧАНИЕ:
[1] «Йога: искусство интеграции», комментарий к «Йога-сутрам» Патанджали, автор Рохит Мехта, T.И.Д., Адьяр, Индия, 1982, 464 стр., см. главу XIX, стр. 270.
000
Приведенный выше текст был опубликован на совместных сайтах 27 августа 2019 года. Он объединяет и дополняет три заметки, опубликованные в августовском номере «Теософ эпохи Водолея» за 2018 год на первой, второй и четвертой страницах. В примечаниях не было указано имя автора.