Письмо лондонским учащимся, посвященное цепочке причинно-следственной связи в повседневной жизни
Фото: Лондон, Великобритания, 1880-е годы, время, когда было написано настоящее письмо. Хотя большие города могли измениться, большинство проблем и возможностей, с которыми сталкивается человеческая душа, почти такие же в 21 веке, как и сотни или тысячи лет назад.
000000000000000000000000000000000000000
Редакционная заметка 2012 года:
Следующее недатированное письмо было написано членам лондонской эзотерической секции. Письмо было опубликовано в различных периодических изданиях, включая «Адьярский бюллетень» за август 1910 года, «Теософский форум» за август 1948 года и «Теософ», Адьяр, за сентябрь 1954 года. Разные редакторы придерживаются разного мнения относительно его точной даты. Скорее всего, оно было написано где-то в 1887 году. Мы воспроизводим его из журнала «Теософ» за июль 1988 года, стр. 386-389, где оно было опубликовано под заголовком «Отрывок из письма лондонской группе, 1887 г.». Мы добавили несколько пояснительных сносок.
(Карлос Кардосо Авелине)
000000000000000000000000000000000000000000000000000
Я не смогу вам ничем помочь, если вы сами не сможете погрузиться в атмосферу теософии и Учителей; вернее, если вы еще не чувствуете Их вокруг себя – как было до сих пор. Как вы говорите, плоть всегда слаба, а дух лишь изредка проявляет волю в человеческой натуре. Тем не менее, кто из вас может сказать, что эта внезапная революция в ваших умах (я имею в виду в умах нескольких избранных и незаурядных теософов, и последующее пробуждение после почти года апатии и бездействия) не произошла благодаря направляющей вас руке? Это просто свидетельство и следствие неслучайной причины!!!
Мои дорогие коллеги, существует непрерывная цепочка причинно-следственной связи, нидана [1] в жизни каждого теософа, если не каждого члена нашего Общества. [2] И именно это отличает его главным образом от других обществ, двигателями которых являются наука на физическом плане или вера на эмоциональном плане, как, например, у Армии Спасения. По-видимому, никто даже не подозревает о реальной, истинной природе Теософского общества, которое не может умереть, если бы Оксфорд, Кембридж и австрийская, немецкая и русская тайная полиция пытались его уничтожить. Отдельные отделения могут рухнуть — Родительское общество, будь то в Адьяре или на северном полюсе, не может быть уничтожено, поскольку оно является питомником и житницей Обществ в двадцатом веке. И оно работает по направлениям, начертанным Учителями, чтобы предотвратить обрушение упомянутых отделений — и если я смогу поддержать ваше отделение, то пусть меня используют в качестве самого ничтожного столба или известкового раствора для ваших мастерков, чтобы зацементировать и починить потрескавшиеся стены незадачливой Лондонской ложи. Но если каменщики не приведут в порядок свой материал и не подготовят кирпичи, что может дать цемент? Как я могу создать теософию в сердцах, из которых теософия сбежала, быть может, навсегда — если она когда-либо была там. Пожалуйста, позвольте мне хоть раз объясниться, чтобы вы поняли то, что я имею в виду. Я не буду говорить о теософах Лондонской ложи в целом, но ограничусь вашей небольшой группой и позволю вам самим делать из этого выводы и проводить параллели. Я только что упомянула нидану (закон причин и следствий) в жизни каждого серьезно настроенного теософа. Должна добавить к этому несколько слов. Начнем с того, что никто из вас, сынов вашего поколения и вашего окружения, кажется, не обратил ни малейшего внимания на эту таинственную нидану, никто (даже из самых серьёзных) и не подумал о том, чтобы понаблюдать, изучать и извлечь пользу из уроков, содержащихся в ней — этой паутине жизни, постоянно ткущейся вокруг каждого из вас. Но ведь именно по этой неосязаемой, но ясно видимой паутине (для тех, кто хотел бы видеть ее работу), по этой вечно открытой книге, начертанной на мистическом свете вокруг вас, вы могли бы учиться – и, даже те, кто не обладает способностью ясновидения. Если бы я пришла и спросила вас: «Почему вы с помощью лишь света своей способности рассуждать и интеллекта на физическом, не говоря уже о духовном плане, почему вы никогда не следовали этим ежедневным записям в жизни каждого из вас, тем пустяковым событиям, из которых состоит эта жизнь, так как лучшего доказательства невидимого Присутствия среди вас вы не найдете? Что бы вы сказали?! Наверное последует ответ: откуда мы могли знать? Но наверняка Мохини [3] должен был вам сказать! Но говорил он или нет, это именно так. Вы говорите о контакте с Учителем или Учителями, о том, что стремились установить его, и допускаете, что, возможно, даже участвовали в нём, «неосознанно и до некоторой степени». Я говорю, что участвовали, и что прежде чем вы сможете надеяться на большее, вы должны осознать то, что у вас было.
Я должна признаться, и лучше это сделать, что вы не получали активной прямой помощи от Учителей (за исключением миссис Кук [Мейбл Коллинз] на психическом плане) со времени последнего ослабления и великого испытания Лондонской ложи. Ведь это испытание навеки поглотило тех, кого Они послали на помощь и для работы, и тех, кто первыми оставили свой долг и даже стали в своих сердцах изменниками делу, которому они поклялись способствовать. Но испытание предназначалось для всей лондонской ложи [4], а не только для тех, кто навлек на себя карму. Тем не менее, если Учителям пришлось вообще выйти из Лондонской ложи, то они никогда не переставали следить за отдельными ее членами; за теми, кто остался верен себе и своим личным устремлениям, если не делу и общему благу, как они должны были бы поступить, если бы они были теософами и мистиками. И я знаю, что Учителя, не вмешиваясь в карму, в которую даже Они не вправе вмешиваться, ускорили, а в других случаях задержали некоторые события и случаи в жизни всех и каждого из вас, искренних и преданных. Если бы вы только обращали внимание на эти несчастные случаи и мелкие события, одно их действие могло бы открыть вам направляющую руку. Но вы, кажется, упустили из виду даже великую истину, сказанную одним из вас, а именно, «что этот мир, обыденный мир, в котором люди живут, движутся и существуют так, как если бы не было другого мира , есть только подобие», и что «за этими проявлениями скрывается реальность гораздо более высокая, гораздо более благородная». Вы не видите в некоторых событиях ничего такого, к чему бы можно приложить вышеприведенные слова в другом контексте, и, таким образом, вы не смогли применить их к себе, а также к тем, с кем вы работаете в одной группе. Тем не менее, это первое правило повседневной жизни для изучающих оккультизм, а именно: никогда не оставлять без внимания никаких малейших обстоятельств, которые могут сложиться в вашей собственной жизни или в жизни ваших коллег; записывать и размещать их по порядку, независимо от того, связаны они или нет с вашими духовными занятиями, а затем связывать (перестраивать) их вместе, сравнивая с записями других, и таким образом извлекать из них их внутренний смысл. Это вы должны делать хотя бы раз в неделю. Только, суммируя их, вы узнаете направление и путь, по которому следует идти.[5] Это феномен «передачи мыслей на расстоянии» и угадывания мыслей шахматными фигурами «слон и компания» применительно к событиям жизни. Ведь, если сравнить и подытожить, то эти сгруппированные вместе события (самые пустяковые зачастую оказываются самыми решающими) и их ход раскроются вам, как едва заметное движение руки (с которой он соприкасается) открывает шахматной фигуре «слон» направление, которому он должен следовать — тот самый путь, по которому вы должны идти, чтобы получить истинный свет. Работая в одиночку, ни один человек не может достичь этого, но когда вас несколько, это сравнительно легко. Этот метод применяется для самых неопытных чела, и он преследует несколько целей. Он концентрирует их внимание на нуменах [6] простейших явлений или событий в жизни (события, направляемые и подготавливаемые невидимым Гуру) и отвлекает их внимание от вещей, которые только мешают тренировке их ума. Этот метод обостряет и развивает их интуицию и в то же время делает их мало-помалу чувствительными к малейшим изменениям в духовном воздействии их Гуру.
Но если, исходя из социального положения, каждый член вашей группы предпочитает видеть в каждом событии или случае своей жизни следствие либо порожденной его собственной свободной волей причины, либо простого случая, то вы никогда не заложите в своей группе первую необходимую основу – совершенное единство мысли и гармонии между вашими духовными «я». Вы не можете исходить прямо из универсалий, вы должны начать с частностей. Сначала арифметика и сложение, потом математика и метаматематика. Как только серьёзный мистик вступает в Теософское общество [7], он невидимо и бессознательно для себя оказывается на совершенно ином плане, чем окружающие его люди. В его жизни нет более бессмысленных или пустяковых обстоятельств, поскольку каждое является звеном, нарочно помещенным в цепь событий, которые должны вести его вперед к «Золотым вратам». Любой шаг, любой человек, с которым он встречается, любое произнесенное слово может быть словом, нарочно помещенным в предложение этого дня с целью придания определенной важности главе, из которой оно взято, и тому или иному (кармическому) смыслу книги жизни.
СНОСКИ:
[1] Нидана, обычно ниданы, представляет собой непрерывную цепочку причинно-следственной связи индивидуума с внешним миром. Нидан (причин) в буддизме 12.
[2] Отсылка к первоначальному Теософскому обществу, которое прекратило свое существование к 1895 году.
[3] Мохини М. Чаттерджи был учеником Учителей Мудрости в течение нескольких лет, и бывал в Лондоне.
[4] Это, скорее всего, отсылка к событиям 1885 и 1886 годов.
[5] В «Письме Махатмы 1900 года» можно прочитать следующие слова Учителя: «В благоприятные времена мы высвобождаем облагораживающее влияние, которое по-разному воздействуют на разных людей. Именно коллективный аспект многих таких мыслей может задать правильный тон действиям».
[6] «Нумен» — невидимая сущность, стоящая за внешними явлениями.
[7] «Теософское общество», то есть теософское движение.
000