И отношения между ними и людьми.

 

Предметом моей работы являются «элементалы, духи-элементарии и связь между ними и людьми».

Я постараюсь дать набросок из некоторых учений оккультной науки относительно этих существ, их связи с вселенскими силами и нами, а также нашей власти над ними.

В общем, я, вероятно, не смогу сказать ничего нового для изучающих оккультные силы природы, за исключением иллюстраций, которые беру, на мой взгляд, из новых источников, из «Монадологии» Лейбница, а именно:

В монадах Лейбница, я думаю, мы можем увидеть саму субстанцию астральной сферы, в которую элементарии «заворачиваются» в соответствии с утверждением каббалы. Мы даже можем видеть больше, мы можем даже рассматривать их, как самих элементалов.

Если монады Лейбница можно рассматривать не только как элементалы, но и как субстанцию астральной сферы, и если в соответствии с «Зоаром» «духи при схождении вниз облекаются в воздух или заворачиваются в элементы», то тогда нам очень важно знать, как и какими средствами мы можем влиять на астральную сферу, или другими словами, очень важно знать, какого рода монадами мы окружены.

Для лучшего понимания этого важного вопроса я должен предложить некоторую информацию о природных аурах или реально существующих сферах, которые нас окружают, а также некоторые исторические факты, касающиеся использования ароматических паров, запахов и пр.

Далее я скажу несколько слов о нашей власти над элементалами «одетыми в воздух и завернутыми в элементы», а также дам определение силы разума и опишу почти неизвестные небольшие нервные центры человеческой руки, так называемые корпускулы Пачини.

Я буду останавливаться только для того, чтобы определить два инструмента, голову и руку, и пока оставляю в стороне третий инструмент человеческой троицы, сердце.

Определив силу ума и руки, я закончу несколькими предположениями относительно использования этих сил в связи с рассматриваемым предметом.

Элементарии определены в «Разоблаченной Изиде», как «развоплощенные души развращенных людей; эти души уже задолго до смерти отделили от себя свой божественный дух, и тем самым утеряли шанс на бессмертие.
Элифас Леви и некоторые другие каббалисты делают небольшое различие между духами-элементариями, которые были людьми, и теми существами, которые населяют стихии и являются слепыми силами природы».

В этом определении следует выделить следующие пункты: (1) Элементарии являются развоплощенными душами; (2) они являются развоплощенными душами праведных, и (3) развращенных, то есть тех, у которых никогда не были развиты высшие принципы, даже и не появлялись на свет. Они являются тенями тех, кто по своим грехам и нравственной нищете, закрыли сами внутренние принципы конституции человека, и, закрыв дверь перед ними, не имеют участия в жизни, но рано или поздно растворяются и распадаются на окружающие элементы.

В явлениях, распространенных среди спиритов, элементарии играют значительную роль. Элементалы же нет. Мы будем касаться главным образом, элементалов.

Элементалы определены в «Разоблаченной Изиде», как «сущности, развивающихся в четырех царствах, земли, воздуха, огня и воды, которых каббалисты называют гномами, сильфами, саламандрами и ундинами. Их можно называть силами природы, которые действуют, как рабски преданные слуги общих законов, или же могут быть использованы развоплощенными душами людей – чистыми или нечистыми – а также живыми адептами магии и колдовства, чтобы производить желаемые феномены. Такие существа никогда не становятся людьми».

В мифах и сказках народов они называются по-разному: пэрами, фавнами, эльфами, домовыми, феями и т.д., и т.д.

Они не являются развоплощенными человеческими душами, но вполне определёнными тварями. У них есть свои дома в астральной сфере, однако обычно они встречаются на земле.

Определение, уже данное из «Разоблачённой Изиды» я подкреплю несколькими строками, выбранными и переведенными мною из различных работ Парацельса:

«Все стихии имеют душу и являются живыми. Обитатели стихий называются саганами (Saganae), то есть стихиями. Они не подчиняются людям… Они отличаются от людей тем, что не имеют бессмертной души. Они являются силами природы, то есть, теми, которые делают то, что обычно приписывается природе. Мы можем назвать их существами, но они не из рода Адама. Они едят и пьют то, что в их стихии служит едой и питьем. Они носят одежду, вступают в брак и размножаются. Их нельзя посадить в тюрьму, они умирают подобно животным, не имея души…
Они знают обо всем, что происходит, и часто открывают это людям, которые умеют разговаривать с ними. Но они очень ненадежны, и некоторые из них очень коварны. Они больше всего любят детей и простых людей. Они избегают пьяных и жестоких людей. Они раскрывают свою природу скорее наивным и невинным людям, чем ученым и надменным. Они сами довольно наивны…
Среди них больше женщин, чем мужчин, и собрание женщин называется горой Венеры. Легенда о Тангейзере – не просто сказка, это – быль».

До сих пор у нас, возможно, не было никаких трудностей следовать за Парацельсом, но когда мы читаем дальше его откровения, наш здравый смысл не в состоянии постичь изложенные тайны. Тем не менее, скажу о себе, что, хотя я не могу понять этого, я могу легко воспринять такое положение вещей, описанное следующими словами:

«Они могут приходить к нам и смешаться с нашим обществом. Они могут рождать нам детей; но такие дети не принадлежат им, они принадлежат нам, мы можем притягивать к себе таких жен-элементалов верой, чистым мышлением и способностью к воображению. Когда они входят в нашу сферу существования и совокупляются с нами, они кажутся нам на счет своих странных манер богами…
Те, что живут в воде, называются нимфами или ундинами, в воздухе – сильфидами, в земле – пигмеями или гномами, в огне – саламандрами. Нимфы или ундины выглядят так же, как человеческие существа, другие более или менее отличаются…
Особенно ундины или нимфы соединяются с людьми. Когда ундина выходит замуж за мужчину, то, как она, так и ее ребенок становятся душами».

В каббале мы можем найти много заявлений, подтверждающих показания Парацельса. На самом деле все самые ценные учения, которыми мы обладаем относительно элементалов, насколько они напечатаны и преданы гласности, почерпнуты из каббалы. Согласно ей вся деятельность, все события истории и природы находятся в руках духов, элементалов или элементариев. Мы находим их служение везде, от зодиака вплоть до самого маленького червя. Мы находим их имена, как на сфере шехины, так и среди тех, кто восседает над четырьмя стихиями.

В «Ялкут Хадаш» говорится: «Нет в мире ничего, даже травинки, над которой не господствовал бы дух».

В каббалистическом труде «Брит Менуха» (Авраама бен Ицхака из Гранады) их имена указаны:

Дух, который управляет огнем, назван Йегуэлем, а под ним располагаются семь других духов. Князь Микаэль управляет водой, и под ним правят семь других духов. Йехиэль царствует над дикими животными, а они правят под ним. Aнпиэль правит над птицами и два князя правят рядом с ним. Гариэль управляет крупным рогатым скотом и, кроме него, еще три духа. Самниэль управляет существами земли и воды, а Мезаннаэль червями. Делиэль вместе с тремя князьями командуют рыбами; Рухиэль и три других – ветрами; Габриэль – громом; Нариэль – градом; Мактуниэль – скалами; Aлпиэль – плодовыми деревьями, в то время как Сароэль – не плодовыми деревьями, а Салдонфон управляет людьми.

Эти имена важны, как вы знаете, потому что они являются ключом к соответствующим степеням каждого из этих духов.

Как указано в «Разоблаченной Изиде» Элифас Леви и другие каббалисты не делают различий или делают небольшое различие между элементалами и элементариями. Леви не прав в этом. Есть существенные различия. Элементалы никогда не станут людьми, и никогда ими не были. Элементарии по определению Леви очень напоминают духов спиритизма. В этой статье я буду говорить о них вскользь, в основном буду говорить об элементалах.
Из уже данного определения видно, что элементалы имеют большое разнообразие форм. Некоторые из них являются лишь силами природы, чисто абстрактными существами; другие имеют какое-то тело, по крайней мере, когда мы говорим о гномах, сильфидах, ундинах и пр., мы представляем их в более или менее человеческих формах.

В каббале и других еврейских тайных книгах и традициях элементалы представлены в виде средней расы существ, которым евреи дали общее название шеддим (мужским рухин и женским лилин). Они действительно самые низшие из духовных порядков, их отбросы. Они делятся на четыре класса: (1) класс огня; их нельзя видеть физическими глазами; они предназначены делать добро, и часто помогают людям. Они понимают Тору и общаются с ангельским миром. Они владеют многими тайнами природы.
Именно этих существ использовал Соломон в соответствии с мусульманскими традициями при возведении храма. Нам говорят, (1), что «джины мужского рода возводили различные общественные здания, среди прочего, также этот храм. Джинов женского рода он обязывал готовить, печь, мыть, ткать, прясть, носить воду, и выполнять другую домашнюю работу. То, что они производили, Соломон раздавал бедным».

Много любопытного можно узнать из мусульманских преданий. Говорят, что Соломон однажды спросил элементала, который явился ему в виде рыбы, о том, сколько их такого рода, и получил следующий ответ: «Одного моего вида семьдесят тысяч родов, наименьший из которых настолько велик, что ты в своем теле по сравнению с ним, как песчинка в пустыне».

Далее нам говорят, что Соломон с помощью особого камня «господствовал над царством духов, которое значительно больше, чем царство человека и животных, и заполняет все пространство между землей и небом. Часть из этих духов верят в единого Бога, но другие неверующие. Некоторые поклоняются огню, другие только солнцу, третьи, опять же, разным звездам, а многие из них даже воде. Первые витают над благочестивыми людьми, чтобы охранять их от зла и греха, но последние ищут любую возможность, чтобы мучить и соблазнять их, что делают легко, так как становятся невидимыми, или принимают любую желаемую форму. Соломон захотел увидеть джинов в их первоначальном виде. Ангел сверкнул в воздухе, как столп огня, и вскоре вернулся с множеством демонов и джинов, чье ужасающее появление преисполнило Соломона ужасом, несмотря на его власть над ними. Он не имел ни малейшего представления о том, что в мире существуют такие бесформенные и страшные существа. Он увидел человеческие головы на лошадиных шеях, с ослиными ногами, орлиными крыльями на спине верблюдов, и с рогами газели на павлиньей голове. Удивленный таким необычайным сочетанием, он молил ангела объяснить все ему: «Это – следствие, ответил ангел, порочной жизни и их бесстыдного обращения с людьми, зверями и птицами, так как их желания не знают границ; и чем больше они умножаются, тем скорее они вырождаются».

(2) Вторая группа состоит из гениев (джинов) огня и воздуха; они ниже по порядку, чем прежняя группа из огня, но они добры и мудры. Они также невидимы. Как и первая, они населяют верхние области.

(3) Третья группа состоит из гениев огня, воздуха и воды, они иногда открыты нашим чувствам.

(4) Четвертый класс также состоит из огня, воздуха и воды, но в своем строении имеют к тому же элемент земли. Человеческий глаз их вполне может видеть.

Этот класс, как и третий, имеет злой нрав, обманывает людей и рад причинять нам вред. Они вообще не имеют никакого нравственного чувства. Некоторые из них живут в воде, некоторые – в горах и пустынях, а некоторые в грязных местах. На некоторые из них противно смотреть, и, как говорят, встречать при дневном свете.

Два первых из упомянутых классов по форме близки к людям и очень опасны. Они обладают чрезвычайной силой, находясь между видимыми и невидимыми мирами. У них есть некоторые знания о будущем, и они особенно мудры в отношении природных вещей. Некоторым из них в прошлом поклонялись как богам и местным божествам. Каббала весьма выразительно предупреждает о них, говоря, что они не заслуживают доверия, потому что «их естественное сродство в низших сфер существования, а не в высших».

Все эти элементалы, независимо от класса, подлежат растворению. Их жизнь не сосредоточена на вечном принципе. Они умирают, и это их конец.
Также стоит заметить, что существует прямая параллель между учением каббалы по этому вопросу с учением Вишну-пураны о составе убывающего порядка эманаций. Согласно каббале, как мы только что слышали, элементалы первого порядка являются чистым огнем, элементалы следующего порядка – огонь плюс воздух, потом идут элементалы огня, воздуха и воды, в то время как элементалы низшего порядка состоят из огня, воздуха, воды и земли. Каждый из них, так как они живут на низшем плане, добавляет новый элемент к своему строению. Тот же закон действует в группах элементов согласно Вишну-пуране. Чистейшим элементом является эфир, он имеет только одно свойство, звук. Следующим элементом является воздух, который к звуку добавляет прикосновение, потом идет огонь, который к звуку и прикосновению добавляет цвет, потом идет вода, которая к трем предыдущим добавляет четвертый, вкус, последней из них является земля, которая ко всем предыдущим добавляет запах, таким образом, обладая пятью свойствами.

Гармония в учении этих двух авторитетных источников, несмотря на столь отличную основу, является дополнительным аргументом в пользу истин этих учений по основной теме.

До сих пор я говорил о элементалах в общепринятом смысле этого слова. Но, мне кажется, что есть другой порядок существ, которые также могут быть названы элементалами, хотя, возможно, в другом смысле.

Я имею в виду десять сефирот.
Каббала учит, что Эйн-Соф (Без конца, Безграничный) присутствует в сефирах или «разумах», с помощью которых осуществляется творение.
Эти сефиры, «разумы» или сферы, поскольку они так и называются, эти духовные субстанции исходят из Эйн Соф, в котором они существуют от вечности. Они являются эманациями, а не творениями. Творение предполагает уменьшение силы, а эманация нет, следовательно, десять сефирот образуют с Эйн Соф абсолютное единство. На самом деле они отличаются от Эйн Соф так, как свет отличается от своего источника, огня. Они безграничны на одной стороне своего бытия, но являются конечными проявлениями на другой. Они как бесконечны, так и конечны.

Говорят, что весь мир похож на гигантское дерево с ветвями и листьями, корень которого является духовным миром сефирот; или подобен огромному морю, которое постоянно пополняется источником, вечно фонтанирующим потоки воды. То, что было сказано только что о мире, в равной степени относится к сефирам. Они похожи на дерево с корнями в Эйн Соф, но цветущим и плодоносящим в этом мире. Они открыты изнутри, но закрыты снаружи. Хотя они причастны божественной природе, они находятся на внешней стороне одеяния Всевышнего. Их внешняя сторона является их телесной формой, и именно с ней нам нужно установить контакт.

Почти кощунственно называть внешнюю сторону сефирот телесной, так как тело для нас нечто очень низкое. Давайте, поэтому, остерегаться придавать низкое или среднее значение телу, когда мы говорим о сефирах. Давайте склонимся в почтении, потому что мы находимся в присутствии Святого, даже когда мы мысленно восходим к телесной форме сефирот.

Сефиры через божественную имманентную силу, заключенную в них, поддерживают этот мир. Они являются элементальными силами этого мира. Через них течет вся сила и вся благодать. Да, Эйн Соф раскрывается через сефиры и воплощается в них. В каббале говорится, что Эйн Соф через различные сефиры воплотился в Аврааме, как любовь, в Исааке, как власть, в Иакове, как красота, в Моисее, как твердость, в Аароне, как великолепие, в Иосифе, как фундамент и т.д.

Душа, несмотря на ее связь с телом, если она остается незагрязненной и чистой, способна подняться в царство сефирот и «приказывать им». Но великие мистерии окружают тайны, связанные с этой властью, и лишь немногие достаточно благочестивые и сильные были допущены к ним.
То, что сефирот являются силами, «элементалами», а не отдельными существами, видно из их деления на три группы, разум, жизненную силу и материю.
Каждая из трех групп вновь подразделяется: первая на (1) Венец или непостижимую высоту, (2) творческую Мудрость, (3) зачаточное Понимание. Результат сочетания двух последних, творческой мудрости и зачаточного понимания, в каббале называется Знанием (= Логосу), что, безусловно, показывает, что эти три сефиры являются духовными субстанциями, а не индивидуальностями в соответствии с общим пониманием термина. Но не достаточно просто избегать ошибки, рассматривая сефирот, как индивидуальности, мы также должны остерегаться рассматривать их как простые абстракции, к которым могут привести нас термины мудрость и разум. Мы никогда не придем к истине, еще меньше к способности ассоциироваться с этими небожителями, пока не вернемся к простоте и бесстрашию первобытных времен, когда люди свободно смешивались с богами, а боги спускались к людям и наставляли их в истине и святости.
Первая группа сефирот покоится в столь возвышенной атмосфере и так близко к божеству, что мы не можем ничего знать об их природе или деятельности.
Вторая группа сефирот осуществляет свою власть над нравственным миром, и состоит из (1) бесконечной Милости, (2) божественного Суда и (3) Красоты, которая является связующим звеном между милостью и судом.
И здесь мы не должны рассматривать просто нравственные состояния или абстракции, но воплощение жизненных и движущихся реальностей. Человеческие глаза не могут, однако, видеть их, и человеческие руки не могут прикасаться к ним, потому что они удалены от них, существуя на другом плане бытия. Тем не менее, тот, кто хранит праведность, и кто знает ключ к цепи существований, может вывести их из их царства в свое собственное царство и заставить их действовать.
Третья группа сефирот относится к материи таким же образом, как две другие группы к уму и сердцу, и может быть названа элементалами par excellence. Их называют Вечность, Слава, первичная Основа и Царство.

Теперь я хочу привлечь ваше внимание к описанию монад Лейбница. Его монады имеют все характеристики элементалов, в то же время они кажутся просто физическими молекулами. Но эта двойственность является доказательством моей теории, заключающейся в том, что монада Лейбница является верным определением элементала. Если доказать, что они не являются элементалами, а я сомневаюсь, что это можно доказать, то они, по крайней мере, будут служить иллюстраций к тому, что такое элементал.

Лейбниц (2) формулирует свою концепцию субстанции прямо противоположно концепции Спинозы. Для Спинозы субстанция мертва и неактивна, но для всепроникающих сил разума Лейбница все является жизненной активностью или активной энергией. При отстаивании этой точки зрения он подходит несравненно ближе к восточному, чем любому другому мыслителю своего времени или после него. Его открытие, заключавшееся в том, что активная энергия образует сущность субстанции, является принципом, который прямо связывает его с провидцами Востока.
Тот факт, что главные пункты философии Лейбница вытекают из концепции активной энергии, образующей суть субстанции, сразу завоевывает наше доверие.

Из Монадологии Лейбница я перевел следующие параграфы:

§ 1. «Монада представляет собой простую субстанцию, входящую в состав сложной; простая значит, не имеющая частей.
§ 2. Монады являются истинными атомами природы, одним словом, элементами вещей».

Когда Лейбниц говорит об атомах, не следует понимать, что он является материалистом. Он далек от этого. В самом деле, его система была названа спиритуалистической и атомистической. Атомы и элементы для него являются субстанцией, не материей. Они являются центрами силы или скорее «духовных существ, сама природа которых является деятельностью». Эти элементарные частицы представляют собой жизненные силы, действующие не механически, а из внутреннего принципа. Они являются бестелесными или духовными единицами, недоступными какому-либо изменению извне, лишь при условии внутреннего движения. Они не могут быть уничтожены с помощью какой-либо внешней силы. Монады Лейбница отличаются от атомов некоторыми особенностями, о которых очень важно помнить, в противном случае мы не сможем увидеть разницу между элементалами и простой материей.

Атомы не отличаются друг от друга, они качественно похожи, но одна монада отличается от любой другой монады качественно; и каждая монада представляет собой своеобразный мир по отношению к себе. Не так обстоит дело с атомами; они абсолютно одинаковы количественно и качественно и не обладают собственной индивидуальностью. Опять же, атомы материалистической философии можно рассматривать как расширяемые и делимые, в то время как монады являются лишь «метафизическими точками» и неделимы. Наконец, именно поэтому монады Лейбница очень напоминают элементалы мистической философии, монады являются типичными существами. Каждая монада отражает все другие. Каждая монада есть живое зеркало вселенной в пределах своей собственной сферы. Отметьте это, так как от этого зависит сила монад и работа, которую они могут делать для нас: отображая мир, монады не являются простыми пассивными, отражающими агентами, но самопроизвольными и самостоятельными; они производят образы спонтанно, как душа видит сон. В каждой монаде, поэтому, адепт может прочитать все, даже будущее. Каждая монада или элементал – это зеркальце, которое может говорить.
С одной точки зрения монады можно назвать силой, с другой – материей. Для оккультной науки сила и материя являются лишь двумя сторонами одной и той же субстанции.
Такое учение, конечно, отвергается людьми современной эпохи, которые претендуют на обладание очень тонкими аналитическими способностями, и все же не в состоянии представить себе материю в любых других условиях, чем те, что доступны нашим грубым чувствам.

Те, у кого есть интеллектуальные трудности в понимании того, что Брахман есть все, и все есть Брахман, должны принять это учение пока на веру.

Небольшая серьёзная практика приведет их к пониманию того, что истина не достигается путем размышления, но через непосредственную интуицию.
Если мы хотим рассмотреть монады как материю, я не знаю лучшего сравнения, чем то, что было названо материей в четвертом измерении или состоянии, это состояние так удалено от состояния газа, как газ от жидкости.
Если мы хотим рассмотреть монады как силу, я не знаю лучшего сравнения, чем то, что Фарадей назвал «лучистой материей», и которая, как показали эксперименты Крука, является просто силой или материей, полностью лишенной всяких характеристик тел. Ее физические свойства настолько модифицировались, что она изменила характер и проявляется в виде силы.

В §8 «Монадологии» Лейбниц заявляет, что «монады обладают качествами, в противном случае они не были бы даже сущностями». Качества, приписываемые им, делают их похожими на живые разумные существа. Я склонен рассматривать их, как маленьких существ, написанных Рафаэлем, с головами, покоящимися на паре крыльев, чистый разум или духи, которые еще не достигли телесной жизни. Если у них нет думающей души, то у них, по крайней мере, есть силы, которые напоминают жизнь. Продолжая, Лейбниц (§11) говорит: «Мы могли бы дать имя осуществленность (энтелехия) всем монадам, поскольку в них есть некая завершенность или совершенство. Существует достаточность, что делает их источниками своих внутренних действий, и как бы бестелесными автоматами». Лейбниц говорит: (§19) «Если мы решили дать имя души всему, что имеет восприятие и желание, в общем смысле, на что я только что указал, все простые субстанции или монады можно назвать душами».

Вы видите, что эти бесконечно малые существа считаются великим философом очень похожими на разумные создания; и, тем не менее, они очень далеки от наших представлений о жизни и существовании души. Они подобны элементалам каббалы; они никогда не станут людьми.

Продолжая давать свои определения, он говорит (§60): «Монады ограничены, но не в объекте, а в способе их знания об объекте». То есть объективное не будет иметь никакой власти над ними, но они сами имеют лишь ограниченное представление об объективности, а, следовательно, ограниченную силу. Но это не исключает возможности, чтобы они стали средством наибольшего влияния на объективный мир в руках именно разумного человеческого существа или духа. «Они все, говорит Лейбниц, стремятся (беспорядочно) к бесконечному, к целому. Но они ограничены и различаются по степени отчетливости их восприятия».

Теперь я цитирую (§ 62) предложение, которое как эхо повторяет самую красивую философию Востока. Лейбниц понимает так же отчетливо, как старые поклонники природы из древних ариев, что «каждая монада представляет всю вселенную». Эта короткая фраза является ключом к пониманию всей мистической философии и всей магии; она уступает лишь таким предложениям, как: «Бог пребывает во всем во всей полноте» (стих Вемана), и «Мир есть образ Бога» (суфийская философия).

Мир ошибочно верит, что Бога и Его истину можно найти только в чем-то грандиозном, большом и бесконечно большом.
В противоположность этому, большая часть нашей мистической и эзотерической философии указывает на бесконечно малое, заявляя, что если мы сможем стать достаточно скромными, чтобы спуститься в мастерскую природы, мы узнаем больше от «атомов в пространстве», на которые Бог проронил «луч славы Своей», чем от всех великолепных научных систем.

Послушайте, что говорит сам Лейбниц, хотя он не мистик. Ему следовало бы быть им, потому что его понимание было действительно замечательным. Он заявляет (§66) «Существует целый мир существ, живых существ, животных, совершенство душ в мельчайших частицах материи». (§ 67) «Каждая частица материи может быть задумана как сад растений или как водоем, полный рыб – все кишит жизнью!»

Имейте в виду, что я не говорю об атомах материи, но об атомах субстанции, реальных союзах, первых принципах в составе вещей. Сам Лейбниц, называя эти корпускулярные единицы монадами, также называл их метафизическими точками, а Скалигер называл их семенами вечности. Один персидский поэт выразился очень ясно, говоря, что атом не является единицей, «Расколите атом, и вы найдете в нем Солнце». Вот ядро нашего предмета, сущность атома в пространстве является хранилищем имманентных сил, к которому элементалы и элементарии, в той или иной степени, имеют доступ, а также, с помощью которых они действуют.

Эта точка зрения полностью подтверждается представителем современной науки, сэром Джоном Ф. У. Гершелем, который подошел очень близко к учению оккультной науки, заявив о присутствие духа в атомах. В «Fortnightly Review» 1865 года сэр Джон Гершель заявил следующее: «Все, что было сказано об атомах, « дорогих маленьких существах», как сказала Гермиона, вся их ненависть и любовь, их привлекательность и отвращение в соответствии с первичными законами их бытия становятся понятными только, когда мы предполагаем присутствие духа».

Эти различные определения монады, данные Лейбницом, соответствуют по многим важным моментам именно тому, что мы находим в оккультных учениях об элементалах, и я не вижу никаких оснований, почему нам не рассматривать «Монадологию» Лейбница как труд об элементалах.

Мы действительно разобрались с ним, насколько касается нашей темы, но, прежде чем расстаться с ним и обратиться к другой мудрости, позвольте мне процитировать несколько отрывков, хотя они и не связаны непосредственно с предметом монад. Он говорит (§83-86): «Среди других несовпадений, которые отличают духов от обычных душ, есть и это: души в общем являются живыми зеркалами или образами вселенских существ, но духи, кроме того, являются образами самой Божественности или Автора природы, способные постичь систему вселенной и имитирующие что-то из нее с помощью архитектонических экспериментов, причем каждый дух, как бы является небольшой божественностью своего собственного отдела. Следовательно, духи способны входить в своего рода общение с Богом. Все духи представляют собой город Бога, то есть, наиболее совершенное состояние, возможное при самом совершенном из монархов. Город Бога, это поистине вселенская монархия, является нравственным миром в пределах физического мира, и он является самым возвышенным и самым божественным среди творений Бога».

(Продолжение следует.)

СНОСКИ:

1. Д-р Г. Вейль: Библия, Коран и Талмуд.

2. Лейбниц родился в 1646г. в Лейпциге и умер в 1716г. Согласно «Истории философии» Швеглера он был послеАристотеля наиболее одаренным ученым, и согласно Ф. Папиллону («Природа и жизнь») современные исследователи различных отраслей науки и философии подтвердили его идеи и одобрили их в значительной степени.