Грех речи

 

«Мудростью далеко за пределами нашего мелководья, была мудрая древняя заповедь: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни!»[1]  «Человек, по сути, является воплощенным словом»: слово, которое он говорит, является самим человеком.  Были ли даны ему глаза, чтобы видеть;  или только для того, чтобы он мог воображать, и правдоподобно притворяться, что видит?  Был ли ему дан язык, чтобы он мог действительно говорить о том, что мы видим, и сделать человека братом души человека;  или только для того, чтобы произносить пустые звуки или смущающую душу тарабарщину, отделяя человека как бы заколдованными стенами Тьмы от союза с человеком?  Ты, кто обладает этим хитрым, небесным органом, языком, подумай хорошо над этим.  Не говори, я очень прошу тебя, пока мысль твоя не созреет, у тебя есть другие звуки, кроме безумных и творящих безумие звуков; держи язык за зубами (ты должен держать), пока не зашевелится какой-то смысл.  Подумай о важности Безмолвия: оно безгранично, никогда не может быть исчерпано размышлениями;  чрезвычайно полезно для тебя!  Прекрати этот хаотичный гул, в котором твоя собственная душа истощает себя в запутанном губительном беспорядке и оцепенении. В Безмолвии твоя сила.  «Речь – серебро, а молчание – золото, речь – человечна, а молчание –  божественно».  Глупец, ты  думаешь, что, поскольку нет Босуэлла со шкурой осла и графитом, чтобы записывать твою тарабарщину, она умирает и безвредна?  Ничто не умирает, ничто не может умереть.  Даже самое пустое слово, которое ты говоришь,  является семенем, брошенным во Времени, и оно растет через всю Вечность!  Записывающий Ангел, запомни хорошо, это не басня, а самая настоящая истина: ты можешь сжечь бумажные скрижали;  «железный лист» не горит».

Томас Карлайл:  «Книга Босуэлла «Жизнь Джонсона»», «Критические и другие эссе», т.  III

Одним из пороков, вследствие чего деградирует современное общество, является постоянное злоупотребление энергией речи.  Слишком много говорят просто ради разговора, мелкие пустые разговоры или часто враждебные деловые разговоры дома или на работе,  шутки по поводу друзей и особенно противников, которые могут вырождаться в сплетни.  Также присутствуют злоба и злословие,  и ложь, которая в политических кругах называется дипломатией, а в других местах учтивостью или разумностью, и чего только нет.

Везде срабатывает общий фактор, который редко принимается во внимание – это порочность ума и нравственности говорящего, его характера и здоровья.  Потворство уничижительной речи отравляет человеческую систему и причиняет ей вред, как это делают несколько видов яда.  Однако многие из тех, кто потворствуют ей, не являются злыми, но лишь бездумными.  Если бы они только прислушались к высказыванию, что «одно слово может разрушить целый город или переместить дух льва в мертвую лисицу», они бы начали думать.  Селден хорошо сказал: «Слова управляют миром».  Вред, причинённый словами в ООН, парламентах и ​​через прессу, продолжается в клубах и домах, за обеденными стойками и вокруг чайных столов.

Очень важно истинное знание слов и звуков, значений и тона.  Наши «цивилизованные» люди пренебрегают этим.

Звук, Слово или Речь считаются очень важными среди мистиков, философов и филологов;  каждый оценивает их со своей точки зрения.  Гупта Видья или эзотерическая философия и оккультная наука имеют особую точку зрения, укорененную в синтетической силе восприятия.  Мистик смотрит на слова как на живых существ;  философ использует их как средства для высказывания своих мыслей или размышлений;  филолог интересуется главным образом их происхождением.  Оккультист использует слова в качестве живых посланников невообразимых сокровенных и священных истин, используя их звуковые величины и их цветовые оттенки, чтобы выявить неразрывную связь между духовным, психическим и материальным;  между божественным, человеком и животным;  между невидимым и видимым;  между добром и злом.

Первичная вибрация или Звук, исходящий от Непроявленного, называется Словом – Шабда Брахманом.  Он назывался Логосом у греков, к чьей мудрости апостол Иоанн прибегнул в начале своего Евангелия: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».  Это – Пранава или АУМ восточного эзотеризма.  Кришна в «Бхагавад Гите» провозглашает его одним из своих вибхути или «совершенств» — «Из всех слов Я есть односложный ОМ».  Звуковые величины слов и фраз — мантры — не являются предметом серьезного изучения нашими учеными сегодня, хотя творческие и разрушительные силы звука начинают понимать некоторые медики и музыканты.

Но энергия звука или сила слов и языка, даже в обычном употреблении, является terra incognita для людей с современными знаниями.  Таинственная и могущественная магия речи, на которую намекает Карлайл оскверняется каждый день и каждый час руководителями и руководимыми.  Даже индуисты, которые верят по традиции в силу мантр или звуков слов, никогда не думают об этой силе в повседневной речи.  Существует суеверное мнение, что мантры принадлежат только санскриту, языку богов.  Но, если люди проклинают или благословляют на английском языке или на хинди, слова, фразы и тональность всех языков имеют невидимое влияние.  Они успокаивают, раздражают или подавляют не только тех, кто слышит, но и тех, кто говорит.

Все это дает метафизическую и психологическую основу для тех, кто стремится к простой и высокой жизни и преданности Всевышнему и Человечеству, они должны следить за своей речью.  Мы должны отводить место молчанию в нашей повседневной жизни.  В бесполезной болтовне мы растрачиваем силы души.  Мы должны развивать способность слушать.  Но современный стиль жизни, труда и даже любви поощряет разговоры и длительные разговоры.  Современное общество очень подозрительно относится к молчаливому ближнему!  «Никто не знает, — говорит оно, — как можно заработать хлеб или вести бизнес без правильных фраз, предложений, лести или угроз?»  «Как клубная жизнь может обойтись без едких, пикантных или остроумных разговоров?», — спрашивает тунеядец.  Что касается любви, то говорят «Какой вздор! Как вы можете заниматься любовью без ласковых чувств?»  И все же учат, что преданный человек принимает в сердце благодать Божественного Возлюбленного, которая безмолвна, когда его собственное сердце, ум и язык молчат.  Разве не сказано, что Гуру не говорит, а ученик всё-таки учится?

Злоупотребление речью является результатом неправильного обращения с умом.  Мелкий ум, мелкая речь;  средний ум, средняя речь;  блуждающий ум, бессвязная речь;  понимающий ум, мудрая речь.  Без мудрости речь не может быть правдивой, доброй или красивой.  Речь олицетворяется одной из жен Дхармы.  Речь, не обручённая с Владыкой закона и долга должным образом, сравнивается с бесстыдной проституткой, хотя она мила, и неверной, хотя она щедра.

Между разумом и речью, пониманием и словами есть родство.  Плутарх, представляя жизнь двух великих ораторов, Демосфена и Цицерона, говорит о самом себе: «Не столько из-за знания слов я пришел к пониманию вещей, сколько вследствие опыта я смог понять смысл слов».  Мудрость, выраженная словами, не приходит к нам путем изучения слов и идиом, построений фраз и предложений и т. п.

Мы призваны контролировать неправильную речь и развивать правильную речь.  Концентрация (или тапас) речи, согласно Бхагавад Гите, должна быть на мягких ​​словах, на словах, которые не возбуждают и не волнуют,  на правильных, дружеских словах,  на словах Священного Писания.  Законы Ману (iv. 138) рекомендуют практику правила, принадлежащего Санатане Дхарме, Бессмертной религии Мудрости: говорите правильные слова приятно, но никогда неприятно, и избегайте лжи, даже если она нравится самому себе или другому.  Упражнение из семи частей рекомендуется серьёзному и искреннему кандидату, как часть его самодисциплины:

а) Периодически хранить молчание.

б) Воздерживаться от лживой или вредной речи.

в) Воздерживаться от бесполезных разговоров.

г) Воздерживаться от вопросов, связанных с любопытством, или от слабости вмешиваться в дела других людей.

д) Воздерживаться от самолюбивой речи, т. е. не высказываться о нашей Божественной Душе с точки зрения животной природы.

е) Воздерживаться от обсуждения или перечисления наших собственных недостатков и слабых мест, чтобы наша речь не могла придать им силы.

ж) Говорить только то, что верно, и только в надлежащее время, надлежащим людям, при надлежащих обстоятельствах.  Эта или подобная дисциплина позволит нам понять истину следующего афоризма:

«Достигай знания, и ты обретёшь речь»