РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВОСЕМНАДЦАТОГО И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ
ДЕВЯТНАДЦАТОГО ВЕКА

Русская культура девятнадцатого и начала двадцатого века имеет мировое значение. Можно сказать, что такое значение придается культуре нации, когда ценности, выработанные в ней, сохраняются для всего человечества. Такова была культура древней Греции и Рима, а в наше время Англии, Франции, Германии, Америки; Русская культура в том виде, в каком она была до большевистской революции, несомненно, также имеет универсальное значение. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить имена Пушкина, Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского или Глинки, Чайковского, Мусоргского, Римского, Корсакова или достижения русского театрального искусства в драме, опере, балет. В области науки достаточно упомянуть имена Лобачевского, Менделеева и Мечникова. Красота, богатство и тонкость русского языка дают ему неоспоримое право считаться одним из языков мира. В области политической культуры, например, в сельском и муниципальном самоуправлении, законе и исполнительной юстиции, имперская Россия создала ценности, которые окажут универсальное значение, когда они будут достаточно изучены и поняты, и, прежде всего, когда они возродятся. в послереволюционном развитии российского государства. Для лиц, способных к религиозному опыту, это не подлежит сомнению, что православие в России его вид содержит значение исключительно высокого порядка совершенства; их легче всего обнаружить в эстетическом аспекте русско-православного богослужения.

История русской философии (Читать книгу *.pdf)