Паломничество
Наша цивилизация руководится финансистами и политиками. Наши граждане признают их своими естественными лидерами. В результате существующий социальный порядок отличается от известных истории порядков. Древние идеалы стали непригодными в современной жизни. Таким образом, институт паломничества, который имел большую воспитательную ценность, вдохновлял умы и сердца подняться на более благородные высоты, потерян для нас. Даже там, где он существует и соблюдается, например, среди ортодоксальных индуистских тиртхаков или мусульманских хаджи, паломничество является религиозным обрядом, приносящим уважение «паломникам», но не обладает силой трансмутации ума.
Оставив в стороне меньшинство таких паломников, которые посещают Каши и Рамешварама, или Мекку и Медину, или Лурдес и Кентербери и т. д. обратимся к другим путешественникам. Сегодня светской формой паломничества является отдых. Огромной популярностью пользуется отдых во время отпусков разных типов (случайный отпуск, отпуск по болезни, ежегодный отпуск и т. д., которые являются обычными, а теперь во многих случаях юридически предоставляемые работодателем), чтобы развлекаться согласно своим вкусам и желаниям. Настоящий паломник – редкое явление; он уступил по большей части светскому путешественнику. «Смена воздуха для тела», «свобода от работы», «отказ от деловых и семейных забот», «осмотр достопримечательностей» и т. п. привлекают уставшего труженика ради хлеба насущного и его семью. Все они используют время, деньги и энергию по-другому, чем когда он и они находятся в упряжке на работе, дома или в школе. Приличные люди — большинство из них — хотят позабыть рутину жизни, дышать более чистым воздухом, пить разные лечебные воды, употреблять «более богатую и лучшую» еду, осматривать различные достопримечательности и виды. Привлекательность всего этого усиливает их иллюзию. Во время отдыха приятно возбуждается только телесная и чувственная жизнь, мирской ум и нравы. Люди не получают истинного душевного освежения и умственного восстановления. Вот почему многие возвращаются домой после отпуска, немного освеженные в теле, но с чувством разочарования. Однако праздники и путешествия имеют свое значение и в какой-то степени полезны, не будем об этом забывать.
Но путешественник не паломник. Паломник путешествует, видит достопримечательности и ландшафт, которых он никогда не видел, но его видение фиксируется на месте паломничества, куда идет его душа. Нравственная и духовная цель паломника позволяет ему получать от новых достопримечательностей и видов, новых продуктов и трав, новых человеческих контактов нравственные и интеллектуальные ценности, а также духовный подъём, которых нет у путешественника. Целью путешественника является развлечение для себя; целью паломника – умственное просветление, нравственное возвышение и, прежде всего, духовное осознание божественного.
В эти дни, когда жизнь ставит миллионы мужчин и женщин в трудное положение и простое существование требует кропотливых усилий, редко можно совершить настоящее паломничество. Но Кали-юга, наш темный цикл, дает нам возможность превратить обычные действия и события в таинства. Поэтому мы должны научиться использовать лучшим образом короткие каникулы или заработанный отпуск. Масоны идут от труда к отдыху; философы ценят восстановление сил; сами поэты нуждаются в отдыхе, чтобы услышать звучание в них Безмолвия. И разве Иисус не говорил своим ученикам, возвращающимся после святого труда, уединиться в пустынном месте и отдохнуть некоторое время?
Но каков истинный отдых и покой? Как мы можем восстановить силы в настоящем отдыхе? Являются ли отпуска и каникулы просто обыденным опытом? Паломники отправляются в святые места, потому что они освящены идеями и образами святых людей, провидцев и мудрецов. Такие центры называются «духовной семинарией». Они вспоминают совершённое там покаяние и молитвы, воспевавшиеся гимны, прочитанные проповеди; от этого паломники пытаются получить вдохновение и энергию для самоочищения и просветления души. Обычный отдыхающий сосредоточен на своих чувствах; серьезный путешественник склоняется к обучению своего интеллекта; искренний и серьёзный паломник возвращается домой более благодушным и благородным человеком, если он смог сохранить благость, которая присутствует в местах паломничества, свет, излучаемый оттуда, и покой, который их окружает.
Так я услышал:
«Человек – вечный паломник. Важной целью его жизни является посещение Святых мест, и поэтому он учится возводить в себе Храм семи святилищ».