Т. 1, СТРАНИЦА 1

 

ПРОЛОГ

———————

СТРАНИЦЫ ИЗ ДОИСТОРИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

Перед автором лежит древняя рукопись, состоящая из пальмовых листьев, сделанных непроницаемыми для воды, огня и воздуха каким-то особым неизвестным способом. На первой странице – безупречно белый диск на тускло-чёрном фоне. На следующей странице – тот же диск, но с точкой в центре. Исследователю известно, что первый диск обозначает космос в вечности, до пробуждения всё ещё дремлющей энергии или эманации Слова в более поздних системах. Точка на доселе безупречно белом диске или пространстве и вечности, находящихся в состоянии пралайи, обозначает зарю дифференциации. Именно эта точка в мировом Яйце (см. Часть II, «Мировое Яйцо»), зародыш в последнем, станет вселенной, ВСЕМ, безграничным периодически проявляющимся космосом, причём этот зародыш периодически или по очереди будет то в латентном состоянии, то в активном. Этот единственный круг является божественной Единицей, из которой всё исходит, куда всё возвращается. Его окружность (принудительно ограниченный символ ввиду ограниченности человеческого разума) указывает на абстрактное, вечно непознаваемое ПРИСУТСТВИЕ, а его площадь – на вселенскую Душу, хотя эти двое составляют одно целое. Только белый диск и чёрный фон вокруг него ясно показывают, что его площадь является единственным доступным человеку знанием, каким бы неясным и туманным оно ни было. Именно на этой площади начинаются манвантарные проявления, поскольку именно в этой ДУШЕ дремлет во время пралайи та божественная Мысль [1], в которой сокрыт план любой будущей космогонии и теогонии.

———————————————

[1] Вряд ли нужно напоминать читателю ещё раз, что термин «божественная Мысль», как и термин «вселенский Разум», не следует рассматривать как хотя бы смутную тень мыслительного процесса, родственного тому, что демонстрирует человек. Согласно фон Гартману[i], «бессознательное» пришло к обширному творческому или, скорее, эволюционному плану «посредством ясновидящей мудрости, превосходящей любое сознание», что на языке веданты означало бы абсолютную мудрость. Только те, кто осознает, насколько интуиция взлетает над запоздалыми процессами рационального мышления, могут составить малейшее представление о [[сноска, продолжение на следующей странице]]

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 2 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

Это есть ЕДИНАЯ ЖИЗНЬ, вечная, невидимая, но вездесущая, без начала и конца, но периодическая в своих регулярных проявлениях, между периодами которых царит мрачное таинство Небытия, бессознательное, но абсолютное сознание, неосуществимая, но единственная самосущая реальность, поистине, «хаос для чувств, космос[ii] для разума». Её единственный абсолютный атрибут, который является САМОЙ этой Жизнью, вечное, непрерывное движение, на эзотерическом языке называется «Великим Дыханием» [1], являющееся вечным движением вселенной в смысле безграничного, вездесущего ПРОСТРАНСТВА. То, что неподвижно, не может быть божественным. И тогда во вселенской душе нет ничего на самом деле абсолютно неподвижного. Почти за пять веков до нашей эры наставник Демокрита, Левкипп утверждал, что пространство неизменно заполнено атомами, приводимыми в действие непрерывным движением, причём последнее со временем, по мере скопления атомов порождает вращательное движение посредством взаимных столкновений, вызывающих боковые движения. Эпикур и Лукреций учили тому же, добавляя к боковому движению атомов лишь понятие сродства – понятие оккультного учения. С самого начала наследия человека, с момента первого появления архитекторов земного шара, на котором он живет, непроявленное Божество признавалось и рассматривалось под его единственным философским аспектом – всеобщим движением, трепетом творческого дыхания в природе. Оккультизм так в общих чертах определяет это «единое существование»: «Божество является тайным, живым (или движущимся) ОГНЁМ, а вечными свидетелями этого невидимого Присутствия – свет, тепло, влага», причём эта троица включает все природные явления и является

———————————————

[[Сноска, продолжение с предыдущей страницы]] той абсолютной Мудрости, которая превосходит  всякое представление о времени и пространстве. Мышление в нашем понимании можно разделить на состояния сознания различной продолжительности, интенсивности, сложности и т. д., однако всё это в конечном итоге основано на ощущении, которое опять-таки является майей. Ощущения же непременно теоретически допускают ограничения. Личностный бог ортодоксального теизма способен воспринимать, думать и подвергаться влиянию чувств; он раскаивается и испытывает «сильный гнев». Но представление о таких психических состояниях явно допускает немыслимый постулат о внешнем влиянии возбуждающих стимулов, не говоря уже о невозможности приписать неизменность Существу, чувства которого колеблются в зависимости от событий в мирах, которыми он управляет. Представления о личностном боге как неизменном и бесконечном, таким образом, неверны с точки зрения психологии и, что ещё хуже, с точки зрения философии.

[1] Платон показывает себя посвященным, говоря в «Кратиле», что слово θεός [феос] происходит от глагола θέειν [феин], «двигаться», «бежать», так как первые астрономы, наблюдавшие за движением небесных тел, называли планеты θεοί [феой или феи[iii]] богами. (См. Том II «Символизм креста и круга».) Позже от этого слова произошло еще одно слово, άλήθεια  [алэфейя или алифия] — «дыхание Бога».

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 3 ПРОЛОГ

их причиной. [1] Внутрикосмическое движение вечно и непрерывно; космическое движение (видимое или то, что подлежит восприятию) конечно и периодично. Как вечная абстракция, оно есть ВЕЧНОЕ НАСТОЯЩЕЕ; как проявление, оно конечно как в направлении грядущего, так и в противоположном направлении, причем оба являются альфой и омегой последовательных преобразований. Космос, как НУМЕН, не имеет ничего общего с причинно-следственными связями феноменального мира. Только в отношении интракосмической души, идеального космоса, пребывающего в неизменной божественной мысли, мы можем сказать: «У неё никогда не было начала и не будет конца». Что же касается её тела или космической структуры, хотя нельзя сказать, что у неё была первая или когда-либо будет последняя конструкция, тем не менее, в каждую новую манвантару структуру космоса можно рассматривать как первую и последнюю в своём роде, поскольку он эволюционирует каждый раз на более высоком плане…

Только несколько лет назад было заявлено, что: «Эзотерическая доктрина учит, подобно буддизму и брахманизму, и даже каббале, что одна бесконечная и неведомая Сущность пребывает от вечности, которая периодически в гармоничной последовательности бывает либо пассивной, либо активной. В поэтической фразеологии Ману эти состояния называются «днями» и «ночами» Брахмы. Последний либо «бодрствует», либо «спит». Свабхавики или философы старейшей школы буддизма (которая всё ещё существует в Непале) размышляют только об активном состоянии этой «Сущности», которую они называют свабхават, и считают неразумным строить теории относительно абстрактной и «непознаваемой» энергии в её пассивном состоянии. Поэтому, как христианские богословы, так и современные учёные называют их атеистами, поскольку никто из них

———————————————

[1] Номиналисты, утверждая вместе с Беркли, что «невозможно… сформировать абстрактную идею движения, в отрыве от движущегося тела» («Principles of Human Knowledge», введение, пар. 10), могут задать вопрос: «Что это за тело, порождающее такое движение? Это субстанция? Значит, вы верите в личностного Бога?» и проч. и проч. Ответ на этот вопрос будет дан в Приложении к этому тому; между тем мы заявляем о своих правах концептуалистов отличных от материалистических взглядов Роскелини на реализм и номинализм. «Открыла ли наука, – говорит один из ее самых талантливых защитников, Эдвард Клодд, – что-нибудь, что умаляет слова древних или противопоставляет себя этим словам, в которых дана суть всей религии, прошлой, настоящей и будущей – «действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим?»[iv]  Если мы под словом бог понимаем не грубый антропоморфизм, который по-прежнему составляет основу нашего нынешнего богословия, а символическое понятие того, что есть жизнь и движение вселенной, познавать которую относительно её физического порядка означает познавать прошлое, настоящее и грядущее время в существующей последовательности явлений, а познавать относительно нравственного порядка, означает познавать то, что было, есть и будет в человеческом сознании. (См. «Science and the Emotions»  «Наука и чувства», речь, произнесённая в часовне Саут-Плейс, Финсбери, Лондон, 27 декабря 1885 г.)

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 4 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

не способен понять глубокую логику их философии. Первые не допускают никакого другого бога, кроме персонифицированных вторичных сил, сформировавших видимую вселенную и ставших у них антропоморфным Богом христиан – Иеговой, божеством мужского рода, грозно гласящим среди грома и молний. В свою очередь, рационалистическая наука приветствует буддистов и свабхавиков как «позитивистов» архаических времен. Если мы однобоко взглянем на философию последних, то наши материалисты, возможно, по-своему правы. Буддисты утверждали, что нет Творца, но есть бесконечное множество творческих сил, которые в совокупности образуют одну вечную субстанцию, сущность которой непостижима, и поэтому не является предметом для размышлений ни одного истинного философа. Сократ неизменно отказывался вести полемику относительно таинства мирового бытия, однако никому и в голову не приходило обвинять его в атеизме, кроме тех, кто искал его гибели.

С началом активного периода, говорит тайное учение, расширение этой божественной сущности извне вовнутрь и изнутри вовне происходит в соответствии с вечным и неизменным законом, и феноменальная или видимая вселенная является конечным результатом длинной цепи космических сил, таким образом, последовательно приводимых в движение. Подобным же образом, когда возобновляется пассивное состояние, происходит сжатие божественной сущности, и предыдущее творение постепенно и последовательно уничтожается.  Видимая вселенная распадается, ее вещество рассеивается;  и лишь одна «тьма» снова нависает над ликом «бездны».  Если использовать метафору, которая ещё яснее передаёт идею, то выдох «неведомой сущности» порождает мир; а вдох заставляет его исчезать.

Этот процесс продолжается всю вечность, и наша нынешняя вселенная является лишь одной из бесконечной череды вселенных, которая никогда не имела начала, и никогда не будет иметь конца. (См. «Разоблаченная Изида»; также «Дни и ночи Брахмы» в Части II.)

Насколько возможно, мы объясним этот фрагмент в данном сочинении. Хотя в его нынешнем виде он не содержит ничего нового для востоковеда, однако его толкование с эзотерической точки зрения может содержать многое из того, что до сих пор оставалось совершенно неизвестным западному исследователю.

Если первый рисунок представляет собой чистый диск , то второй – согласно древнему символу представляет собой  диск с точкой внутри – первая дифференциация при периодическом проявлении вечной природы, бесполой и бесконечной «адити в ТОМ» (Ригведа), точка на диске или потенциальное пространство внутри абстрактного пространства. На третьем этапе точка превращается в диаметр – . Теперь она символизирует божественную непорочную Мать-природу внутри всеобъемлющей абсолютной Бесконечности.

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 5 ПРОЛОГ

При пересечении горизонтального диаметра вертикальным  символ становится земным крестом. Человечество уже приблизилось к периоду своей третьей коренной расы; это является знаком начала зарождения человеческой жизни. Когда окружность исчезает и остаётся только , это знак того, что завершилось падение человека в материю и начинается ЧЕТВЁРТАЯ раса.

Крест внутри круга символизирует чистый пантеизм; когда Крест лишается окружности, он становится фаллическим. Он имел то же значение, кроме прочих, что и буква ТАУ, вписанная в круг , «молот Тора» и так называемый джайнский крест или просто свастика внутри круга .

Под третьим символом (кругом, разделённым пополам горизонтальным диаметром) имелось в виду первое проявление творящей (пока ещё пассивной по причине женского начала) природы. Первое смутное восприятие человека, связанное с его рождением, касается женщины, поскольку человек знает мать лучше, чем отца. Отсюда, женские божества были более священными, чем мужские. Таким образом, природа женственна и до некоторой степени объективна и осязаема, а духовное оплодотворяющее её начало сокрыто.

Добавив в круг с горизонтальной линией перпендикулярную линию, получим тау  – древнейшую форму этой буквы. Он был символом третьей коренной расы до дней её символического падения, то есть, когда произошло разделение полов в результате естественной эволюции, когда рисунок преобразовался в , круг или бесполую жизнь, измененный или разделённый, то есть состоящий из двух частей глиф или символ. У рас нашей пятой расы он стал символом первых рас, передающих еврейские понятия «захр» и «некева» [1]; затем он превратился в египетский  (символ жизни), а еще позже – в знак Венеры .

Затем идёт свастика (молот Тора, или нынешний «герметический крест»), полностью отделённый от своего круга, становясь, таким образом, чисто фаллическим. Эзотерическим символом Кали-юги является перевёрнутая пятиконечная звезда, поэтому  есть знак человеческого колдовства с двумя вершинами (рогами), обращёнными к небу – положение в котором любой

 

 

——————— —————————

[1] См. эту наводящую на размышления книгу «Источник мер», где автор объясняет истинное значение слова «захр», от которого произошли слова «sacred» (сакральный) и «sacrament» (таинство) и которые теперь стали синонимами слова «святость», хотя и имеют чисто фаллические значение!

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 6 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

оккультист узнаёт один из символов «левой тропы», используемой в церемониальной магии. [1]

Смеем надеяться, что изменятся ошибочные представления, сложившиеся в целом у широкой публики относительно пантеизма, по мере прочтения данного сочинения. Было бы неправильно и несправедливо рассматривать буддистов и адвайта-оккультистов как атеистов. Если не все из них философы, то, во всяком случае, все они логики, и их возражения и аргументы основаны на строгих умозаключениях. В самом деле, если Парабрахмана индусов можно принят за представителя сокровенных и безымянных божеств других народов, то это абсолютное Начало окажется прообразом, с которого были скопированы все остальные божества. Парабрахман – это не «бог», так как То не есть какой-то бог. «Это то, что является высшим, и не высшим (паравара)», — объясняет Мандукья-упанишада (1.28). ТО есть «высшее» как ПРИЧИНА, и не высшее как следствие. Парабрахман – это просто «реальность, не имеющая второй такой реальности», всеобъемлющий космос (или, скорее, бесконечное космическое пространство) конечно, в высшем духовном смысле. Брахма (среднего рода), являющийся неизменным, чистым, свободным, нерушимым высшим корнем, «ЕДИНСТВЕННЫМ истинным бытием, парамартхикой» и абсолютным чит и чайтаньей (разумом, сознанием) не может быть познающим, «поскольку ТО не может иметь объекта познания…» Можно ли назвать пламя сущностью Огня? Его Сущностью является «ЖИЗНЬ и СВЕТ вселенной, а видимый огонь и пламя есть разрушение, смерть и зло». «Огонь и пламя уничтожают тело архата, а их сущность делает его бессмертным». («Бодхимёр»[v], книга II)

«Знание абсолютного духа, подобного сиянию солнца или жару огня, есть не что иное, как сама абсолютная Сущность», — говорит Шанкарачарья. ТО есть «дух Огня», а не сам огонь; следовательно, «атрибуты последнего, жар или пламя, являются атрибутами не духа, но того, бессознательной причиной чего этот дух является». Не является ли вышеприведённое предложение истинной ключевой нотой более поздней философии

———————————————

[1] Западные математики и некоторые американские каббалисты нам говорят, что в каббале также «числовым значением имени Иеговы является величина диаметра круга». Добавьте к этому тот факт, что Иегова – это третья сефира Бина, слово женского начала, и вы получите ключ к тайне. Благодаря некоторым каббалистическим перестановкам это имя, андрогинное в первых главах Книги Бытия, становится в таком случае совершенно мужским, указывающим на Каина и фаллическим. Факт избрания божества среди языческих богов и превращения его в особого национального бога, призывание его как «единственного живого бога», «бога богов», и последующее провозглашение этого поклонения монотеистическим, не превращают его в ЕДИНОЕ Начало, чья «единственность не допускает умножения, изменения или формы», особенно в случае приапического божества, как ныне представлен Иегова.

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 7 ПРОЛОГ

розенкрейцеров? Коротко говоря, Парабрахман является коллективной совокупностью космоса в его бесконечности и вечности; он есть «ТО» и «ЭТО», к которым не применима разделительная совокупность.[1] «Вначале ЭТО было одним-единственным Я» (Айтарейя-упанишада); великий Шанкарачарья объясняет, что «ЭТО» относится к вселенной (джагат), причём слова «в начале» означают прежде очередного воспроизведения феноменальной вселенной.

Поэтому, когда пантеисты повторяют слова упанишад, которые, как и тайное учение, утверждают, что «это» не может созидать, они не отрицают творца, или, скорее, коллективную совокупность создателей, а только весьма логично отказываются приписывать Бесконечному Началу процесс «творения» и особенно придание форм, как нечто конечное. Для них Парабрахман является пассивным, будучи абсолютной причиной или ничем не обусловленным муктой. Только в ограниченном всеведении и всемогущество отказано последнему, поскольку они являются всё-таки атрибутами (отражёнными в восприятии человека), и поскольку Парабрахман, будучи «Высшим ВСЕМ», вечно невидимым духом, а также  неизменной и вечной душой природы, не может иметь атрибутов; абсолютность же, вполне естественно, исключает возможность применения к ней любого конечного или обусловленного понятия. И если ведантисты теоретически допускают атрибуты как принадлежащие просто его эманации, называя это «Ишвара плюс майя» и авидья (агностицизм и неведение, а не невежество), то в этом понятии трудно найти какой-либо атеизм.[2] Раз во вселенной, считающейся безграничной не могут быть ни двух бесконечностей, ни двух АБСОЛЮТОВ, то вряд ли можно представить этого Самосуществующего как творящего лично. В восприятии и сознании конечных «существ» ТО есть не-«бытие», в том смысле, что оно является единственной БЫТИЙНОСТЬЮ, поскольку в этом ВСЁМ сокрыта его совечная и сосуществующая эманация или неотъемлемое от него излучение, которое, периодически становясь Брахмой (муже-женской потенциальной силой), превращается или разворачивается в проявленную вселенную. Нараяна, движущийся по (абстрактным) водам пространства, превращается в воды конкретной субстанции, движимые тем, кто ныне становится проявленным СЛОВОМ или Логосом.

—————————— ——————

[1] См. «Ведантасара»[vi] в переводе майора Г.А. Джейкоба; а также «Афоризмы Шандильи» в переводе Коуэлла, стр. 42.

[2] Тем не менее предвзятые и довольно фанатичные христианские востоковеды хотели бы доказать, что это – чистейший атеизм. Для доказательства этого см. полемику о «Ведантесаре» в переводе майора Джейкоба. Тем не менее, вся эпоха античности повторяет эту мысль веданты:

«Omnis enim per se divom natura necesse est

Immortali aevo summa cum pace fruatur». [vii]

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 8 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

Ортодоксальные брамины, то есть те, кто больше всего восстают против пантеистов и адвайтов, называя их атеистами, вынуждены (если Ману хоть сколько-нибудь значит в этом вопросе) признать смерть Брахмы-творца, по истечении каждого «века» этого (творящего) божества (100 божественных лет составляет период, который в пересчёте на наши годы требует пятнадцати цифр). Тем не менее, среди них ни один философ не будет рассматривать эту «смерть» в каком-либо ином смысле, кроме как временное исчезновение с проявленного плана существования или как периодический покой.

Таким образом, оккультисты заодно с философами адвайта-ведантизма в отношении вышеупомянутого принципа. Они показывают невозможность принятия на философских основаниях идеи абсолютного ВСЕГО, создающего или даже испускающего «золотое яйцо», в которое, как говорят, оно входит, чтобы преобразоваться в Брахму-творца, который позже развивается в богов и всю видимую вселенную. Они утверждают, что абсолютная единица не может перейти в бесконечность, поскольку бесконечность предполагает безграничную протяженность чего-то и продолжительность этого «чего-то».

Поэтому Единое Всё подобно пространству, которое является его единственным мысленным и физическим образом на этой земле или на нашем плане существования, не может быть ни объектом, ни субъектом восприятия. Если бы можно было предположить, что вечное бесконечное Всё, эта вездесущая Единица вместо того, чтобы пребывать в вечности, становясь посредством периодических проявлений множественной вселенной или множественной личностью, то эта Единица перестала бы быть единицей. Идея Локка о том, что «чистое пространство не способно ни к сопротивлению, ни к движению» – неверна. Пространство не является ни «безграничной пустотой», ни «обусловленной полнотой», но представляет собой и то и другое, являясь на плане абсолютной абстракции вечно непознаваемым Божеством, представляющееся пустотой только для ограниченных умов [1], а на плане майавического восприятия – полнотой, абсолютным вместилищем всего проявленного или непроявленного сущего; поэтому это и есть АБСОЛЮТНОЕ ВСЁ. Нет никакой разницы между словами христианского апостола «…мы в Нём живём и движемся, и имеем наше бытие»[viii] и индусского риши «В Брахмане вселенная живёт, исходит из Него и

————— ——————————

[1] Сами имена двух главных божеств, Брахмы и Вишну, уже давно должны были указать на их эзотерическое значение. Ведь корень одного из имён, Брахман или Брахм, некоторые видят в слове «брих», «расти» или «расширяться» (см. журнал «Calcutta Review», Т. Lxvi, стр. 14), а корень другого имени, Вишну, в слове «виш»[ix], «проникать», входить в природу сущности; и Брахма-Вишну – это бесконечное ПРОСТРАНСТВО, в котором боги, риши, Ману и все в этой вселенной являются просто энергиями, вибхутая.

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 9 ПРОЛОГ

вернётся в Него (Брахму)», ибо Брахма (среднего рода), не проявленный, есть эта вселенная in abscondito[x], а проявленный Брахмā есть Логос, сделанный муже-женским [1] в символических ортодоксальных догмах. Причём бог посвящённого апостола и бог риши являются одновременно невидимым и видимым ПРОСТРАНСТВОМ. Пространство в эзотерическом символизме называется «Семижды облачённая Вечная Матерь-Отец». Оно состоит из семи слоёв, начиная от недифференцированной поверхности до дифференцированной. «Что есть то, что всегда было, есть и будет, независимо от того, есть ли вселенная или нет; есть ли боги или нет?» — спрашивает эзотерический катехизис на сензаре. И даётся ответ – ПРОСТРАНСТВО.

Отвергается не единственный неведомый вечно сущий бог в природе или природа in abscondito, а бог человеческих догм и его очеловеченное «слово». В своём бесконечном самомнении, присущей ему гордости и тщеславии, человек слепил его сам своей кощунственной рукой из материала, который он нашёл в своей собственной крохотной мозговой ткани, и навязал его человечеству как непосредственное откровение от этого единого нераскрытого ПРОСТРАНСТВА. [2] Оккультисты

———————————————

[1] См. рассказ Ману о том, как Брахма разделил свое тело на мужское и женское, последнее есть женское Вач, в которой он создает Вирадж; сравните это с эзотеризмом глав II, III и IV Книги Бытия.

[2] Оккультизм действительно витает в воздухе в конце нашего столетия. Среди многих других недавно опубликованных сочинений мы бы порекомендовали одно особенно тем, кто изучает теоретический оккультизм и не рискует выходить за пределы нашего собственного человеческого плана. Доктор медицины Генри Пратт назвал его «Новые аспекты жизни и религии». В нём много эзотерических догм и философии, причём последняя довольно ограничена в заключительных главах тем, что считается духом поставленного в определённые условия позитивизма. Тем не менее, то, что говорится о космосе как о «неведомой первопричине», заслуживает того, чтобы процитировать его. «Это неведомое нечто, таким образом признаваемое за первичное воплощение элементарной Единицы и отождествляемое с ней, является невидимым и неосязаемым» – (допустим, абстрактным пространством), а будучи невидимым и неосязаемым, оно вследствие этого и непознаваемо. И эта непознаваемость привела к ошибочному предположению, что оно есть элементарная пустота просто со способностью принимать. Но, даже рассматриваемое как абсолютная пустота, пространство следует признать либо как самосущее, бесконечное и вечное, либо как имевшее первопричину вне, позади и за пределами себя.

И всё же если такая причина была бы найдена и определена, это привело бы только к переносу на неё атрибутов, которые иначе относятся к пространству, и, таким образом, просто отодвинули бы трудную задачу по нахождению начала на шаг назад, не пролив вдобавок света на первичную причинность» (стр. 5). Именно так и поступили верующие в антропоморфного творца, в экстракосмического, а не в интракосмического бога. Многие предметы (можно сказать, большинство из тех, которыми занимается г-н Пратт) являются старыми каббалистическими представлениями и теориями, преподносимые им в совершенно новом одеянии – поистине «новые аспекты» оккультизма в природе. Однако пространство, рассматриваемое как некая «реально существующая единица» («живой источник Жизни»), в качестве «не- [[Сноска, продолжение на следующей странице]]

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 10 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

признают, что откровение исходит от божественных, но все же ограниченных существ, проявленных жизней, а не от непроявляемой ЕДИНОЙ ЖИЗНИ. Оно может исходить от тех сущностей, которые называются первым Человеком, дхьяни-буддами или дхьян-чоханами, «риши-Праджапати» индусов, элохимами или «сынами Божьими», планетарными духами всех народов, ставшими у людей богами. Они также считают ади-шакти (непосредственную эманацию мулапракрити или вечного корня ТОГО и женский аспект творящей причины Брахмы в её акашической форме вселенской Души) с философской точки зрения майей и причиной человеческой майи. Но такой взгляд не мешает им верить в её существование во время проявления, а именно, в течении одной махаманвантары, а также в применении акаши, излучения мулапракрити [1] в практических целях, связанных, как и мировая душа, со всеми природными явлениями, известными или неизвестными науке.

Древнейшими религиями мира (с экзотерической точки зрения, поскольку с эзотерической точки зрения корень или основа один) являются индийская, маздейская и египетская. Затем идет халдейская религия, следствие этих трёх, ныне полностью утерянная для мира, за исключением её искажённого сабиизма, преподносимого в настоящее время археологами. Затем, минуя ряд религий, о которых будет сказано позже, идёт иудейская религия, в своей эзотерической форме, как и каббала, следующая курсу вавилонского магизма, а в экзотерической форме, как и Книга Бытия и Пятикнижие, являющаяся собранием аллегорических легенд. Читаемые в свете «Зоара», первые четыре главы Книги Бытия представляют собой фрагмент

———————————————

[[Продолжение сноски с предыдущей страницы]] ведомой беспричинной причины» является древнейшей догмой оккультизма, появившейся за тысячелетия до Pater-AEther[xi] греков и латинян. Таковы «сила и материя, как неразделимые потенциалы пространства, и то неизвестное, что открывает неизвестное». Все они присутствуют в арийской философии, представленные личностями Вишвакармана, Индры, Вишну и проч. и проч. И всё же в упомянутом сочинении они представлены с весьма философской точки зрения и под многими необычными аспектами.

[1] В отличие от проявленной вселенной материи термин млапракрити (от мула, «корень» и пракрити, «природа»), или непроявленная изначальная материя, называемая западными алхимиками адамовой землёй, применяется ведантистами к Парабрахману. Материя двойственна в религиозной метафизике и семерична в эзотерических учениях, как и всё остальное во вселенной. Как мулапракрити, она недифференцирована и вечна; как вьякта[xii], она становится дифференцированной и обусловленной, согласно Шветашватара-упанишад, I. 8, и Дэви Бхагавата-пуране. Автор «Четырёх лекций по Бхагавад Гите», говорит о мулапракрити следующее: «С его (логоса) объективной точки зрения Парабрахман представляется ему мулапракрити. . . . Конечно, эта мулапракрити материальна для него, как и любой материальный объект материален для нас. . . . Парабрахман — это безусловная и абсолютная реальность, а мулапракрити — это своего рода покров, наброшенный на него». (Теософ, Том VIII, стр. 304)

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 11 ПРОЛОГ

одной из философских страниц мировой космогонии. (См. Книга III, «Гупта Видья и «Зоар»»[xiii].) Оставленные в своём символическом одеянии, они представляют собой детскую сказку, скверное бельмо на глазу науки и логики, очевидное следствие кармы. Позволить им служить прологом к христианству было жестокой местью со стороны раввинов, которые лучше всех понимали, что означает их Пятикнижие. Это был молчаливый протест против мародёрства, и евреи, безусловно, теперь находятся в лучшем положении, чем их традиционные преследователи. Вышеупомянутые экзотерические символы веры будут объяснены в свете Всеобщего учения по мере его изложения. Оккультный катехизис содержит следующие вопросы и ответы:

 «Что такое, что есть вечно?

 Пространство, вечный анупадака. [1]

Что такое, что было вечно?

Зародыш в корне.

Что такое, что вечно приходит и уходит?

Великое дыхание.

Значит, есть три вечных?

Нет, эти трое суть одно. То, что вечно есть – одно, то, что вечно было – одно, то, что пребывает в вечном бытии и становлении – тоже одно; и это – пространство. Объясни, о, Лану (ученик). Это Одно есть непрерывный круг (кольцо) без окружности, ибо он нигде и везде; это Одно есть безграничная площадь круга, проявляющая диаметр только в периоды манвантары; это Одно есть неделимая точка, нигде не встречающаяся, воспринимаемая повсюду в такие периоды; это есть вертикаль и горизонталь, Отец и Мать, вершина и основание Отца, две оконечности Матери, в действительности никуда не простирающиеся, поскольку это Одно есть кольцо, как и кольца, находящиеся внутри этого кольца. Свет во тьме и тьма в свете: «Дыхание, которое вечно». Оно исходит извне вовнутрь, когда он повсюду, и изнутри вовне, когда его нет нигде – (то есть майя, [2] один из центров [3]). Оно то расширяется,

———————————————

[1] То есть «без родителей» — см. ниже.

[2] Эзотерическая философия, считающая майей (или иллюзией неведения) любую конечную вещь, должна непременно рассматривать в том же свете любую интеркосмическую планету или тело как нечто организованное, а следовательно, конечное. Поэтому выражение «оно исходит извне, внутрь и т. д.» в первой части предложения относится к заре периода махаманвантары или великой очередной эволюции, наступающей после одного из периодов полного растворения всех сложных форм, существующих в природе (от планеты до молекулы), до их конечных сущностей или элементов; а во второй части предложения  говорится об частичной или локальной манвантаре, которая может быть солнечной или даже планетарной.

[3] Под «центром» подразумевается центр энергии или космический фокус; когда так называемое «творение» или формирование планеты совершается той силой, которая называется оккультистами ЖИЗНЬЮ, а наукой – «энергией», тогда происходит процесс [[Продолжение сноски на следующей странице]]  ________________________________________

 

Т. 1, СТРАНИЦА 12 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

то сокращается (выдох и вдох). Когда оно расширяется, мать распространяется и рассеивается; когда оно сокращается, мать отступает и собирается. Это порождает периоды эволюции и растворения, манвантары и пралайи. Зародыш – невидимый и огненный; корень (площадь круга) – прохладный; но во время эволюции или манвантары её одежды – холодные и сияющие. Горячее дыхание есть Отец, пожирающий потомство из многоликого элемента (разнородного) и оставляющий одноликих (однородных). Прохладное дыхание есть Мать, которая зачинает, формирует, рождает и принимает их обратно в своё лоно, чтобы преобразовать их на заре (дня Брахмы или манвантары)…»

Для более ясного понимания обычного читателя необходимо указать, что оккультная наука признает семь космических элементов – четыре полностью физических и пятый (эфирный) наполовину материальный, поскольку он станет видимым в воздухе к концу нашего четвертого круга, чтобы безраздельно господствовать над остальными элементами в течение всего пятого круга. Остальные два элемента пока не доступны человеческому восприятию. Они, однако, будут как-то представлены во время 6-й и 7-й рас этого круга и станут известны в 6-м и 7-м кругах соответственно.[1] Эти семь элементов с их бесчисленными суб-элементами

Сноски ———————————————

[[Сноска, продолжение с предыдущей страницы]] изнутри вовне, причём говорят, что каждый атом содержит в себе творческую энергию божественного дыхания. Следовательно, в то время как после абсолютной пралайи, или когда ранее существовавшая материя состоит только из ОДНОГО Элемента, а ДЫХАНИЕ «присутствует повсюду», то последнее действует извне вовнутрь; после малой пралайи, когда всё остаётся в statu quo (так сказать, в охлажденном состоянии, подобно луне), при первом трепете манвантары планета или планеты начинают свое воскрешение к жизни изнутри вовне.

[1] Любопытно отметить, как в эволюционных циклах идей древняя мысль, как кажется, нашла отражение в современных теориях. Читал ли и изучал г-н Герберт Спенсер древних индийских философов, когда писал некий пассаж в своих «Первых принципах» (стр. 482), или это была собственная вспышка внутренней интуиции, которая вынудила его выразиться наполовину правильно, наполовину неправильно: «Так как движение, подобно материи, постоянно относительно своего количества (?), то может показаться, что изменение в распределении материи под воздействием движения, доходя до предела, независимо от направления её перемещения (?), в силу неразрушимого движения неизбежно влечёт за собой обратное её распределение. Очевидно, общепризнанно сосуществующие силы притяжения и отталкивания, которые, как мы видели, требуют ритма при всех незначительных изменениях во вселенной, а также требуют ритма во всей совокупности её изменений, производят то неизмеримо долгий период, в течение которого преобладающие силы притяжения вызывают всеобщую концентрацию, то неизмеримо долгий период, в течение которого преобладающие силы отталкивания вызывают всеобщее рассеивание; отсюда чередование эпох эволюции и растворения».

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 13 ПРОЛОГ

(гораздо более многочисленные, чем это известно науке) являются просто обусловленными модификациями и аспектами ОДНОГО единственного элемента. Этот последний не является ни эфиром [1], и даже ни акашей, а их источником. Пятый элемент, который сейчас довольно свободно пропагандируется наукой, не является эфиром, выдвинутым сэром Исааком Ньютоном, хотя тот и называет его этим именем, вероятно, ассоциируя его в своем сознании с протоэфиром, «отцом-матерью» древности. Как интуитивно заявляет Ньютон: «Природа – неутомимая труженица, производящая жидкость из твердых тел, неподвижные тела из летучих и летучие из неподвижных, тонкие из грубых и грубые из тонких… Таким образом, возможно, всё сущее происходят от эфира» («Гипотеза»[xiv], 1675).

Читатель должен иметь в виду, что данные стансы рассматривают только космогонию нашей собственной планетной системы и то, что можно наблюдать вокруг неё после солнечной пралайи. Мы не можем здесь дать тайные учения относительно эволюции всего космического пространства, так как их не состоянии понять и высшие умы этого века; и, похоже, очень немногим посвященным, даже среди величайших, разрешено строить догадки по этому предмету. Более того, Учителя открыто говорят, что даже высшие Дхьяни-Чоханы никогда не проникали в тайны за пределы тех границ, которые отделяют миллиарды солнечных систем от так называемого «центрального солнца». Следовательно, то, что здесь дано, относится только к нашему видимому космосу после завершения «ночи Брахмы».

Прежде чем читатель перейдет к рассмотрению стансов из Книги Дзян, которые составляют основу настоящего сочинения, абсолютно необходимо, чтобы он ознакомился с несколькими фундаментальными понятиями, которые лежат в основе всей предлагаемой его вниманию системы мышления и пронизывают её. Этих основных идей немного, и от их ясного понимания зависит понимание всего последующего материала; поэтому не стоит извиняться перед читателем за предложение с нашей стороны – сначала с ними ознакомиться, а затем уже приступить к изучению самого сочинения.

———————————————

[1] Какими бы ни были взгляды физической науки на этот предмет, оккультная наука веками учила, что акаша (чьей грубейшей формой является эфир), пятый принцип космического пространства (которому соответствует человеческому манасу и из которого тот исходит) в контексте космоса представляет собой сияющую, прохладную, диатермальную[xv] пластичную материю, творящую по своей физической природе, коррелятивную в своих грубейших аспектах и ​​частях, неизменную в своих высших принципах. В первом случае она называется «суб-корнем», а в сочетании с сияющей теплотой она возвращает «мёртвые миры к жизни». В своем высшем аспекте она есть мировая душа, а в низшем – РАЗРУШИТЕЛЕМ.

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 14 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

Тайное учение устанавливает три фундаментальных положения:

  1. Вездесущее, вечное, безграничное и неизменное НАЧАЛО, о котором невозможны никакие предположения, поскольку оно выходит за рамки способности человеческого постижения и может быть только умалено любым человеческим определением или подобием. Оно – вне предела досягаемости мысли, «немыслимо и невыразимо» согласно Мандукье.

Чтобы обычному читателю эти понятия стали яснее, пусть он начнёт с аксиомы, что существует одна абсолютная Реальность, которая предшествует всему проявленному, обусловленному бытию. Эта бесконечная и вечная Причина (неясно выраженная в виде «бессознательного» и «непознаваемого» современной европейской философии) является корнем-без-корня «всего, что было, есть или когда-либо будет». Она, конечно, лишена всех атрибутов и по существу не имеет никакого отношения к проявленному, конечному бытию. Она – скорее «бытийность», чем бытие (на санскрите «сат»), и выше всякого мышления или рассуждения.

Эта «бытийность» обозначена в Тайном учении под двумя аспектами. С одной стороны, это – абсолютное абстрактное пространство, олицетворяющее чистейшую субъективность, то единственное, что ни один человеческий разум не может ни исключить из какого-либо своего представления, ни постичь само по себе, с другой стороны, это – абсолютное абстрактное движение, представляющее безусловное сознание. Даже наши западные мыслители доказали, что сознание немыслимо для нас без изменений, а движение лучше всего символизирует изменение, его существенную характеристику. Последний аспект этой одной Реальности также передаётся термином «великое дыхание» – достаточно наглядным символом, не нуждающимся в дальнейшем разъяснении. Таким образом, первой фундаментальной аксиомой Тайного учения является этот метафизический ОДИН ЕДИНСТВЕННЫЙ АБСОЛЮТ (БЫТИЙНОСТЬ), символом которого для конечного разума является богословская Троица.

Тем не менее, исследователю может помочь изложение некоторых дополнительных пояснений.

Герберт Спенсер в последнее время несколько видоизменил свой агностицизм, утверждая, что природа «первопричины» [1], которую оккультист более логично выводит из «беспричинной причины», «вечного» и «непознаваемого», может быть по существу такой же, как у сознания, которое возникает внутри нас. Одним словом, безличная реальность, пронизывающая

———————————————

[1] Понятие «первый» обязательно предполагает нечто, что «возникло первым», «первым во времени, пространстве и категории», и потому конечное и обусловленное. «Первый» [[продолжение сноски на следующей странице]]

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 15 ПРОЛОГ

космос, является чистейшим нуменом мысли. Такой прогресс с его стороны весьма приближает его к эзотерической доктрине и принципам веданты. [1]

Парабрахман (единственная реальность, Абсолют) является сферой абсолютного сознания, то есть такой Сущностью, которая не имеет никакого отношения к обусловленному бытию, и сознательное существование которого является условным символом. Но как только мы мысленно отходим от понятия этого (для нас) абсолютного отрицания, возникает двойственность при противопоставлении духа (или сознания) и материи, субъекта и объекта. Дух (или сознание) и материя, однако, рассматриваются не как независимые реальности, а как две грани или аспекты Абсолюта (Парабрахма), которые составляют основу обусловленного Существа, субъективного или объективного. Если рассматривать эту метафизическую триаду как корень, из которого исходит всякое проявление, то великое дыхание принимает характер докосмической способности к формированию и восприятию идей. Это есть fons et origo[xvi] силы и всех индивидуальных сознаний, и он обеспечивает руководящим разумом всю обширную систему космической эволюции. С другой стороны, докосмическая корень-субстанция (мулапракрити) является тем аспектом Абсолюта, который лежит в основе всех объективных планов природы. Так же, как докосмическая способность к формированию и восприятию идей является корнем всех индивидуальных сознаний, так и докосмическая субстанция является субстратом материи на различных этапах её дифференциации.

Отсюда очевидно, что эти два противоположные аспекты Абсолюта необходимы для существования «проявленной вселенной». Без космической субстанции космическая способность к формированию и восприятию идей не может проявиться как индивидуальное сознание, поскольку только через проводник [2] материи сознание поднимается до понятия «Я есть Я», причём необходима физическая основа для сосредоточения луча мирового разума на определенной ступени сложности. Опять же, без космической способности к формированию и восприятию идей космическая субстанция осталась бы пустой абстракцией, и сознание никогда бы не могло возникнуть. Таким образом, «проявленная вселенная» пронизана двойственностью, которая как бы является самой сутью её Ex-istence [xvii]  как «проявления».

———————————————

[[Сноска, продолжение с предыдущей страницы]] не может быть абсолютом, являясь проявлением. Поэтому восточный оккультизм называет Абстрактное Всё «беспричинной единственной причиной», «корнем-без- корня» и сводит понятие «первопричины» к логосу в том смысле, который Платон придавал этому термину.

[1] См. Четыре талантливые лекции г-на Субба Роу по «Бхагавад Гите» «Теософ», февраль 1887 года.

[2] На санскрите они называются «упадхи».

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 16 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

Но так же, как противоположные полюса субъекта и объекта, духа и материи, являются всего лишь аспектами Одной Единицы, в которой они синтезируются, так и в проявленной вселенной существует «нечто», что связывает дух с материей, субъект с объектом. Это нечто, в настоящее время неизвестное западному умозрительному построению, оккультисты называют фохатом. Это есть «мост», с помощью которого «идеи», существующие в «божественной мысли», запечатлеваются на космической субстанции как «законы природы». Итак, фохат – это динамическая энергия космической способности к формированию и восприятию идей; или, если смотреть с другой стороны, это – разумный посредник, руководящая сила всего проявления, «божественная мысль», передаваемая и проявляющаяся с помощью дхьян-чоханов [1], архитекторов видимого мира. Таким образом, наше сознание происходит от духа или космической способности к формированию и восприятию идей, а от космической субстанции – некоторые проводники, в которых это сознание индивидуализируется и достигает самосознания или рефлексивного сознания, в то время как фохат в его различных проявлениях является таинственной связью между разумом и материей, оживляющим началом, заряжающим электричеством жизни каждый атом.

Следующее краткое изложение сложит у читателя более ясное представление.

1) АБСОЛЮТ, Парабрахман ведантистов или единственная реальность, САТ, которая, как говорит Гегель, является одновременно абсолютным бытием и небытием.

2) Первое проявление, безличностный, и, в философии, непроявленный Логос, предшественник «проявленного». Это есть «первопричина», «Бессознательное» европейских пантеистов.

3) Дух-материя, ЖИЗНЬ; «Дух вселенной», пуруша и пракрити, или второй Логос.

4) Космическая способность к формированию и восприятию идей, МАХАТ или Разум, вселенская Мировая Душа, космический нумен материи, основа разумной деятельности в природе и природы, также называемый МАХА-БУДДИ. ЕДИНСТВЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ; её двойственные аспекты в обусловленной вселенной. Далее, тайное учение подтверждает:

  1. II. Вечный характер вселенной in toto[xviii] как безграничного плана, периодической «игровой площадкой бесчисленных вселенных, непрерывно проявляющихся и исчезающих», и называемых «проявляющимися звёздами» и «искрами вечности». «Вечность странника» [2] подобна морганию

———————————————

[1] Христианское богословие называет их архангелами, серафимами и проч. и проч.

[2] «Странник» – это название, данное нашей монаде (два в одном) во время цикла её воплощений. Это – единственно бессмертное и вечное начало в нас, являющееся неделимой частью всеобъемлющего целого (мирового Духа), из которого оно исходит и которым оно поглощается в конце цикла. Когда говорят, что оно исходит от одного [[Сноска, продолжение на следующей странице]]

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 17 ПРОЛОГ

ока Самосущего (Книга Дзян). «Появление и исчезновение миров похоже на периодические приливы и отливы» (см. Часть II, «Дни и ночи Брахмы»).

Это второе утверждение Тайного учения представляет абсолютную универсальность того закона периодичности, притоков и оттоков, приливов и отливов, которые физическая наука наблюдает и регистрирует во всех областях природы. Чередование дня и ночи, жизни и смерти, сна и бодрствования является настолько распространенным явлением, настолько универсальным и не допускающим исключения фактом, что нетрудно понять, что в нём мы видим один из абсолютно фундаментальных законов вселенной.

Кроме того Тайное учение устанавливает:

III. Фундаментальное тождество всех душ со всемирной сверхдушой, причем последняя сама является аспектом «неведомого корня», а также обязательное странствие для каждой души (искорки сверхдуши) через цикл воплощений (или цикл «необходимости») в соответствии с циклическим и кармическим законами в течение всего срока. Другими словами, никакая чисто духовная буддхи (божественная душа) не может иметь самостоятельного (сознательного) существования до тех пор, пока искорка, исходящая от чистой сущности шестого мирового принципа или сверхдуши, (а) не пройдёт через все элементарные формы феноменального мира этой манвантары, и (б) не приобретёт индивидуальность сначала в результате естественного импульса, а затем в результате самостоятельных творческих усилий (ограниченных её кармой), таким образом восходя через все ступени разумности от низшего манаса до высшего, от минеральной и растительной формы до высочайшего архангела (дхьяни-будды). Это кардинальное учение эзотерической философии не допускает никаких привилегий или особых даров в человеке, кроме тех, которые завоеваны его собственным Эго посредством личных усилий и заслуг на протяжении длинной череды метемпсихозов и перевоплощений. Вот почему индусы говорят, что вселенная есть и Брахман, и Брахма, поскольку Брахман присутствует в каждом атоме вселенной, а шесть принципов природы являются результатом (различными аспектами дифференциации) СЕДЬМОГО ПРИНЦИПА и ЕДИНИЦЫ, единственной реальности во вселенной, как космоса, так и микрокосмоса; по этой же причине все изменения (психические, духовные и физические) на плане проявления и формы шестого принципа (Брахмы, проводника Брахмана) рассматриваются с помощью метафизических

————————————————

[[Сноска, продолжение с предыдущей страницы]] духа, приходится использовать неуклюжее и неправильное выражение из-за отсутствия подходящих слов в английском языке. Ведантисты называют это сутратмой (нитью душ), но их объяснение также несколько отличается от объяснения оккультистов; объяснение этой разницы, однако, оставлено ​​на усмотрение самих ведантистов.

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 18 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

антифраз[xix] как иллюзорные или майавические. Ведь, хотя корнем каждого атома индивидуально и каждой формы в совокупности является этот седьмой принцип или единственная реальность, тем не менее, в своем проявленном феноменальном и временном состоянии он есть не более, чем мимолетная иллюзия наших чувств. (См. более чёткое определение в Приложении «Боги, монады и атомы», а также «Феофания», «Бодхисатвы и реинкарнация» и проч. и проч.)

В своей абсолютности этот Одно Начало в двух своих аспектах (Парабрахман и Мулапракрити) является бесполым, безусловным и вечным. Его периодическая (манвантарная) эманация (или первичное излучение) также является Единицей, андрогинной и, с точки зрения феноменальности, конечной. Когда это излучение, в свою очередь, распространяется, все его излучения также андрогинны, становясь мужским и женским началами в своих низших аспектах. После пралайи, будь то великая или малая пралайя (последняя оставляет все миры in statu quo [1]), первым пробуждается к активной жизни пластичная акаша, Отец-Мать, дух и душа эфира или же площадь круга. Пространство называется «Матерью» до его космической активности и Отцом-Матерью на первом этапе пробуждения (см. Комментарии, станс II).

В каббале это также называется Отец-Мать-Сын. Но в то время как в восточном учении они представляют седьмой принцип проявленной вселенной или её «атма-буддхи-манас» (дух, душа, разум), триаду, ответвляющуюся или разделяющуюся на семь космических или семь человеческих принципов, то в западной каббале христианских мистиков это является Триадой или Троицей, а у их оккультистов – муже-женским Иеговой или Йа-Хавой. В этом вся разница между эзотерической и христианской троицами. Мистики и философы, восточные и западные пантеисты синтезируют свою предгенетическую триаду в чистой божественной абстракции. Традиционно верующие очеловечивают её. Хиранья-гарбха, Хари и Шанкара[xx] – три ипостаси проявленного «духа высшего Духа» (титул под которым Притхиви-Земля приветствует Вишну в его первом аватаре) являются чисто метафизическими абстрактными качествами созидания, сохранения и разрушения и являются тремя божественными авастхами (букв. ипостасями) того, что

———————————————

[1] Не физические организмы остаются в statu quo, и менее всего их психические принципы, во время великих космических или даже солнечных пралай, но только их акашические или астральные «фотографии». Но во время малых пралай, раз застигнутые «ночью», планеты, хотя и мёртвые, остаются нетронутыми, как огромное животное, захваченное полярными льдами и заключенное в них, сохраняется неизменным на многие века.

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 19 ПРОЛОГ

«не гибнет вместе со всем тварным» (или Ачьюта, имя Вишну); тогда как ортодоксальный христианин делит своё личностное творящее Божество на три личности Троицы и не допускает никакого более высшего Божества. Последний в оккультизме представлен абстрактным треугольником, а у ортодоксальных оккультистов – совершенным кубом. Бог-творец или совокупность богов рассматриваются восточным философом как бхрантидаршана(та)[xxi] – «ложное представление», нечто «воспринимаемое как материальная форма из-за ошибочного внешнего вида» и объясняемое им как возникающее по причине иллюзорного восприятия эгоистической и человеческой души личности (низшего пятого принципа). Это прекрасно выражено в новом переводе Вишну-пураны. «Брахман в своей совокупности в высшей степени имеет аспект пракрити, как развёрнутой, так и неразвёрнутой (мулапракрити), а также аспект духа и аспект времени. Дух же, о, дваждырождённый, является главным аспектом высшего Брахмана [1]. Далее следует двойственный аспект – пракрити, как развёрнутой, так и неразвёрнутой, и последним – аспект времени». Кронос показан в орфической теогонии как рождённый бог или посредник.

На этой стадии пробуждения вселенной сакральный символизм представляет его как совершенный круг с (корнем) точкой в центре. Этот знак был общераспространённым, поэтому мы находим его и в каббале. Однако западная каббала, находясь теперь в руках христианских мистиков, совершенно игнорирует этот символ, хотя он ясно показан в «Зоаре». Эти сектанты начинают с конца и показывают этот знак как символ догенетического космоса, называя его «союзом розы и креста», великим оккультным таинством зарождения, откуда и произошло название – розенкрейцеры (крест розы)!

Об этом, однако, можно судить по самому важному и наиболее известному из символов розенкрейцеров, который до сих пор никогда не был понят даже современными мистиками. Именно символ «пеликана», разрывающего себе грудь, чтобы накормить своих семерых птенцов, является истинным символом веры братьев розенкрейцеров и прямым следствием восточного

———— ———————————

[1] Итак, Спенсер, который, тем не менее, подобно Шопенгауэру и фон Гартманну, отражает лишь один из аспектов древних эзотерических философов и, таким образом, высаживает своих читателей на унылый берег агностического отчаяния, благоговейно формулирует великое таинство: «То, что остается неизменным по количеству, но постоянно меняется по форме под действием чувственной воспринимаемой внешности, предоставляемой нам вселенной, есть неведомая и непознаваемая сила, которую мы обязаны признать безграничной в пространстве, не имеющей ни начала, ни конца во времени». Только отчаянное богословие (не являющееся ни наукой, ни философией) стремится измерить бесконечное и сбросить покров с безмерно глубокого и непознаваемого.

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 20 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

Тайного учения.

Брахман (среднего рода) называется калаханса, что согласно западным востоковедам означает вечного лебедя или гуся (см. станс III, комментарий 8), а также Брахму-творца. Итак, следует обратить внимание на серьёзную ошибку, ведь именно Брахму (среднего рода) следует называть ханса-ваханой (Тем, кто использует лебедя в качестве своей колесницы), а не Брахму-творца, который и является подлинной калахансой, в то время как Брахма (среднего рода) есть хамса и «А-хамса», как будет объяснено в Комментарии.

Следует понимать, что термины Брахма и Парабрахман используются здесь не потому, что они принадлежат к нашей эзотерической терминологии, а просто потому, что они более знакомы исследователям Запада. Оба являются совершенными эквивалентами наших терминов, состоящих из одной, трёх и семи гласных, которые обозначают ОДНО ВСЁ и Одно «Всё во всем».

Таковы основные понятия, на которых основано Тайное учение.

Было бы неуместно выступать в их защиту или доказывать присущую им разумность; я также не могу задержаться на том, чтобы показать, как они на самом деле содержатся (хотя слишком часто под обманчивой личиной) в любой системе мышления или философии, достойной своего названия.

Как только читатель получит ясное представление о них и осознает свет, который они проливают на любой жизненный вопрос, они не будут нуждаться в дальнейшем оправдании в его глазах, поскольку их истина будет для него так же очевидна, как солнце на небе.

Поэтому я перехожу к предмету, изложенному в стансах в том виде, в каком они даны в этом томе, добавляя их общую схему, в надежде облегчить тем самым задачу читателя, представляя ему в нескольких словах основную изложенную в них концепцию.

Станс I. История космической эволюции, прослеженная в стансах, является, так сказать, абстрактной алгебраической формулой этой эволюции. Следовательно, изучающий не должен ожидать найти здесь описание всех стадий и преобразований, которые происходят от самого начала «вселенской» эволюции вплоть до нашего нынешнего состояния. Дать такое описание было бы настолько же невозможно, насколько непостижимо для людей, неспособных даже понять природу плана существования, ближайшего к тому, которым на данный момент ограничено их сознание.

Стансы, таким образом, дают абстрактную формулу, которая может применяться, mutatis mutandis[xxii], ко всей эволюции: к эволюции нашей крошечной земли, к

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 21 ПРОЛОГ

от цепи планет, одной из которых является эта земля, до солнечной вселенной, к которой принадлежит эта цепь, и так далее, по возрастающей шкале, пока голова не закружится и ум не утомится в тщетных усилиях.

Семь стансов, приведенных в этом томе, представляют семь членов этой абстрактной формулы. Они затрагивают и описывают семь великих стадий эволюционного процесса, о которых в Пуранах говорится как о «семи творениях», а в Библии как о «днях» творения.

———— ———

 

 

 

 

Первый станс описывает состояние ЕДИНОГО ВСЕГО во время пралайи, перед первым трепетом пробуждающего проявления.

Небольшое размышление показывает, что такое состояние может быть выражено только символически; описать его невозможно. Его также нельзя выразить символически, как только отрицательными терминами, поскольку это состояние само по себе является абсолютностью, оно не может обладать ни одним из тех характерных атрибутов, которые служат нам для описания объектов в положительных терминах. Следовательно, это состояние может быть предложено к рассмотрению только с помощью отрицания всех тех самых абстрактных атрибутов, которые люди скорее ощущают, чем осознают, как самые отдаленные пределы, достижимые их способностью к пониманию.

Описанный в стансе II период для западного ума почти настолько тождественен периоду, упоминаемому в первом стансе, что для объяснения различия между ними потребовался бы отдельный трактат. Поэтому следует предоставить интуиции читателя и его высшим способностям уловить, насколько это возможно, значение используемых аллегорических фраз. Действительно, следует помнить, что все эти стансы обращаются к внутренним способностям человека, а не к обычному пониманию его физического мозга.

Станс III описывает очередное пробуждение вселенной к жизни после пралайи. Он описывает появление «монад» из состояния погружения в ЕДИНОЕ, как самую раннюю и высшую стадию при формировании «миров», причём термин «монада» может в равной степени относиться к самой обширной солнечной системе и к самому крошечному атому.

Станс IV показывает дифференциацию «зародыша» вселенной

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 22 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

в семеричную иерархию наделённых сознанием божественных сил, которые являются активными проявлениями той одной высшей энергии. Они являются создателями каркасов, формовщиками и, в конечном счете, творцами всей проявленной вселенной в том единственном смысле, в котором принято понимать слово «Творец».  Они оживотворяют и направляют её, они – те разумные существа, которые регулируют и контролируют эволюцию, воплощая в себе те проявления ЕДИНОГО ЗАКОНА, которые мы знаем как «законы природы».

Обычно они известны как дхьян-чоханы, хотя каждая из этих различных групп имеет свое собственное обозначение в Тайном учении.

Этот этап эволюции упоминается в индийской мифологии как «сотворение» богов.

В стансе V процесс формирования мира описывается так: Сначала рассеянная космическая материя, затем огненный «вихрь», первая стадия образования туманности. Эта туманность сгущается и, пройдя через различные преобразования, образует солнечную вселенную, планетную цепь или отдельную планету, в зависимости от обстоятельств.

Последующие этапы формирования «мира» указаны в стансе VI, который подводит описание эволюции такого мира к его четвёртому великому периоду, соответствующему периоду, в котором мы сейчас живем.

Станс VII продолжает эту историю, прослеживая нисхождение жизни вплоть до появления человека; и на этом заканчивается первая книга «Тайной доктрины».

Развитие «человека» от его первого появления на этой земле в этом Круге до состояния, в котором мы сейчас находим его, станет предметом книги II.

———————

 

 

 

 

 

ПРИМЕЧАНИЕ

Стансы, которые задают тему для каждого раздела, даются везде в их современном переводе, так как это было бы более

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 23 ПРОЛОГ

чем бесполезно усложнять предмет, вводя архаичную фразеологию оригинала с его загадочным стилем и словами. Приведены выдержки из китайских, тибетских и санскритских переводов оригинальных комментариев и толкований на Книгу ДЗЯН, написанных на языке сензар; теперь они впервые переведены на европейский язык.

Едва ли нужно утверждать, что здесь даны только фрагменты семи станс. Если бы они были опубликованы полностью, они остались бы непонятными для всех, кроме нескольких выдающихся оккультистов.  Также излишне уверять читателя в том, что автор или, скорее, скромный летописец, понимает смысл этих запрещенных к публикации фрагментов лучше, чем большинство из непосвящённых.

Чтобы облегчить чтение и избежать слишком частого обращения к сноскам, было решено, что лучше всего сочетать тексты станс с комментариями, используя санскритские и тибетские имена собственные, когда этого нельзя избежать, а не давать оригинальные названия. Тем более что все упомянутые термины имеют общепринятые синонимы, в то время как первые используются только между Учителем и его чела (или учениками).

Итак, если бы при переводе на русский язык, мы использовали только имена существительные и специальные термины, как в одном из тибетских и сензарских текстов, то следовало бы читать:

«Tho-og в Zhi-gya спало семь Khorlo. Zodmanas-zhiba. Все Nyug лоно; Konch-hog нет; Thyan-Kam нет; Lha-Chohan нет; Tenbrel Chugnyi нет; Dharmakâya прекратилось; Tgen-chagn не стало; Barnang и Ssa в Ngobonyidj; лишь один Tho-og Yinsin в ночи Sun-chan и Yons-Grub (паранишпанна) и проч., и проч.», что звучало бы как чистейшая абракадабра.

Поскольку это сочинение написано для обучения изучающих оккультизм, а не для филологов, то мы вполне можем избегать таких иностранных терминов везде, где только возможно. Остались одни непереводимые термины, непонятные без объяснения их значения, но все такие термины приведены в их санскритской форме. Излишне напоминать читателю, что почти во всех случаях эти термины являются более поздними формами этого языка и относятся к пятой коренной расе.

На санскрите, как теперь известно, атланты не говорили, и большинство философских терминов, используемых в системах Индии в период после создания «Махабхараты», не встречаются ни в Ведах, ни в оригинальных стансах, но лишь их эквиваленты.

Читателю, не являющемуся теософом, ещё раз предлагается рассматривать всё последующее изложение как сказку, если ему угодно, в лучшем случае как одни из еще не доказанных грёз

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 24 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

мечтателей, а, в худшем случае, в качестве дополнительной гипотезы к многочисленным научным гипотезам прошлого, настоящего и будущего, некоторые из которых уже опровергнуты, другие же все еще полностью не исчезли. Она ни в коем случае не хуже, чем многие из так называемых научных теорий; и в любом случае она более философская и вероятная.

Ввиду большого количества требуемых комментариев и пояснений обозначение сносок даются обычным образом, а предложения, которые необходимо комментировать, отмечены цифрами. Дополнительные сведения можно найти в главах о символизме, образующих Часть II, а также в Части III, которые часто содержат больше материала, чем этот текст.

 

[i] Карл Роберт Эдуа́рд фон Га́ртман (18421906) — немецкий философ.

[ii] От др.-греч. κόσμος «украшениенарядпорядокмир».

[iii] Произношение античное и койне

[iv] Мих.6:8

[v] Сочинение Цонкапы «о сути огня и пламени».

[vi] «Сущность веданты» представляет собой текст адвайта-веданты XV века, написанный Саданандой Йогендрой Сарасвати.

[vii] «Ибо все боги должны по природе своей непременно
Жизнью бессмертной всегда наслаждаться в полнейшем покое»

(Тит Лукреций Кар, «О природе вещей» 2.646-647, перевод Ф. Петровского)

[viii] В синодальном переводе «мы Им живём и движемся, и существуем» (Деяния, 17:28).

[ix] viś विश्

[x] В сокрытии (лат.)

[xi] Отец-Эфир (лат.)

[xii] Проявленная, видимая.

[xiii] См. Е.П. Блаватская, Собрание сочинений — «Восточная Гупта Видья и каббала»  (H. P. Blavatsky, Collected Writings, “The Eastern Gupta Vidyā and the Kabalah,” 14:167-91) (SDR, TUP).

[xiv] Гипотеза, объясняющая свойства света, рассуждения о которых содержатся в нескольких моих статьях («An Hypothesis explaining the Properties of Light discoursed in my several Papers»)

 

[xv] Пропускающую тепло без нагрева.

[xvi] источник и начало (лат.)

[xvii] Происходит от лат. exsistentia «существование», далее от exsistere «выступатьпоказыватьсястановитьсясуществовать», далее из ex- «из-от-» + sistere «ставитьпомещатьвозводить».

[xviii] в целом (лат.)

[xix] Антифразис, антифраз (греч. ἀντίφρασις — употребление слова в противоположном значении) — разновидность тропа, стилистический приём, заключающийся в употреблении слова или словосочетания в противоположном смысле.

[xx] Титулы соответственно: Брахмы, Вишну и Шивы.

[xxi] санскр. भ्रान्तिदर्शन[तः]

[xxii] (лат.) внеся необходимые изменения