СТАНС II

 

 

 

КОММЕНТАРИЙ

 

 

 

  1. . . . ГДЕ БЫЛИ СТРОИТЕЛИ, СИЯЮЩИЕ СЫНЫ ЗАРИ МАНВАНТАРЫ (а)?… В НЕВЕДОМОЙ ТЬМЕ, В ПАРИНИШПАННЕ СВОИХ АХ-ХИ (чоханов, дхьяни-будд). СОЗДАТЕЛИ ФОРМЫ (рупа) ИЗ НЕ-ФОРМЫ (арупа), КОРЕНЬ МИРА – ДЭВАМАТРИ [1] И СВАБХАВАТ – ПОКОИЛИСЬ В БЛАЖЕНСТВЕ НЕ-БЫТИЯ (б).

а) «Строители», «сыны зари манвантары», являются подлинными творцами вселенной; и в этом учении, рассматривающем только нашу планетную систему, они, как архитекторы последней, также называются «наблюдателями» за семью сферами, которые с экзотерической точки зрения являются семью планетами, а с эзотерической – также семью землями или сферами (глобусами) нашей цепи. Вступительное предложение станса I, когда упоминается «семь вечностей», применимо как к маха-кальпе, или «(великому) веку Брахмы», так и к солнечной пралайе и последующему воскрешению нашей планетной системы на более высоком плане. Существует много видов пралайи (растворения всего видимого), как будет показано в другом месте.

б) Следует помнить, что паринишпанна – это summum bonum[i], Абсолют, поэтому – то же самое, что и паринирвана. Помимо того, что паринишпанна является конечным состоянием, она есть то состояние субъективности, которое не имеет отношения ни к чему, кроме одной абсолютной истины (парамартхасатьи) на своём плане. Именно это состояние приводит к правильному пониманию глубокого значения Не-бытия, которое, как объяснялось, является абсолютным Бытием. Рано или поздно всё, что сейчас, казалось бы, существует, будет в действительности или фактически пребывать в состоянии паринишпанны. Но есть огромная разница между сознательным и бессознательным «бытием». Состояние паринишпанны без парамартхи, самоанализируещего

———————————————

[1] «Мать богов, Адити или космическое пространство. В «Зоаре» она называется сефирой, матерью сефирот и шехиной в своей изначальной форме, in abscondito[ii].

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 54 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

сознания (свасамведаны) не является блаженством, но просто угасанием (на протяжении семи вечностей). Так, железный шар, помещённый под палящие лучи солнца, прогреется насквозь, но не ощутит и не оценит тепла, в отличие от человека. Только «обладая ясным умом, незатемнённым личностью, и усвоив качества многочисленных существований, посвящённых бытию во всей его совокупности (вся живая и осознающая себя вселенная)», человек избавляется от существования личностей, сливаясь с Абсолютом и становясь с Ним одним целым [1] и продолжая в полной мере обладать парамартхой.

———————

СТАНС II – Продолжение

 

  1. . . . ГДЕ БЫЛО БЕЗМОЛВИЕ? ГДЕ УХО, ЧТОБЫ ВНИМАТЬ ЕМУ? НЕТ! НЕ БЫЛО НИ БЕЗМОЛВИЯ, НИ ЗВУКА (а). НИЧЕГО, КРОМЕ БЕСПРЕРЫВНОГО, ВЕЧНОГО ДЫХАНИЯ (ДВИЖЕНИЯ), НЕ ЗНАЮЩЕГО САМОГО СЕБЯ (б).

а) Мысль о том, что что-то может перестать существовать и по-прежнему БЫТЬ, является основной в восточной психологии. За этим очевидным противоречием в терминах скрывается факт природы, осознать который умом важнее, чем спорить о словах. Известный пример подобного парадокса представляет собой химическое соединение. Всё ещё остаётся спорным вопрос о том, перестают ли водород и кислород существовать, когда они соединяются и образуют воду, причём некоторые утверждают, что, поскольку их снова можно обнаружить после разложения воды на составные элементы, они должны быть в ней всё время. Другие же утверждают, что, поскольку они фактически превращаются в нечто совершенно иное, то должны на время перестать существовать сами по себе. Но ни одна из сторон не может составить ни малейшего представления о реальном состоянии чего бы то ни было, что стало чем-то другим, но всё же не перестало быть самим собой. Можно сказать, что существование в виде воды для кислорода и водорода является состоянием небытия, которое есть «более реальное бытие», чем их существование в виде газов; и это может примерно отображать в символической форме

———————————————

[1] Следовательно, Небытие – это «АБСОЛЮТНОЕ Бытие» эзотерической философии. Согласно догматам последней даже Ади-Будда (первая или первозданная мудрость), хотя и проявляется, в определенном смысле является иллюзией, майей, поскольку все боги, включая Брахму, должны умереть в конце «века Брахмы»; одна лишь абстракция, называемая Парабрахмом (называем ли мы её Эйн Соф или «непознаваемым» Герберта Спенсера) является «единственной абсолютной» реальностью. Одно Существование, не имеющее второго, есть АДВАЙТА, ​​«без второго», а всё остальное есть майя, так учит философия адвайты.

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 55 АБСОЛЮТ НЕ ЗНАЕТ САМОГО СЕБЯ

состояние вселенной, когда она засыпает или перестаёт быть во время «ночей Брахмы», чтобы пробудиться или вновь проявиться, когда заря новой манвантары ещё раз вызовет её к тому, что мы называем существованием.

б) Выражение «дыхание» единого существования в архаическом эзотеризме применяется только к духовному аспекту космогонии, в противном случае оно заменяется на материальном плане своим эквивалентом – движением. Единственный вечный элемент или носитель, содержащий элементы, есть пространство, безмерное во всех смыслах этого слова, сосуществующими с которым являются бесконечная продолжительность, первичная (следовательно, неразрушимая) материя и движение – абсолютное «вечное движение», являющееся «дыханием» «единственного» элемента. Это дыхание, как видно, никогда не может прекратиться, даже во время вечности пралай. (См. «Хаос, Теос, Космос», часть II)

Но выражение «дыхание единственного существования» всё-таки не применимо к единственной беспричинной причине или «все-бытийности» (в отличие от все-бытия, которое есть Брахма или вселенная). Брахма (или Хари), четырёхликий бог, который, подняв землю из вод, «завершил творение», считается лишь действенной, а не идеальной причиной, что явно подразумевается. До сих пор ни один востоковед, кажется, полностью не понял истинного смысла стихов пуран, в которых говорится о «творении».

В них Брахма является причиной тех потенциальных сил, которые впоследствии должны быть вызваны для труда «творения». Когда переводчик[iii] пишет: «И от него исходят потенциальные силы, которые должны быть созданы после того, как стали истинной причиной», то не правильнее ли было перевести «и от ТОГО исходят потенциальные силы, которые будут создавать, когда они станут истинной причиной» (на материальном плане)? За исключением этой единственной (беспричинной) идеальной причины, нет ничего другого, к чему можно было бы приписать вселенную. «Достойнейшие из аскетов! посредством своей потенциальной энергии (то есть посредством потенциальной энергии этой причины) всё сотворённое появляется благодаря врождённой или присущей ей природе».

Если в веданте и школе ньяя действенной причиной является нимитта в отличие от упаданы, материальной причины (а в философии санкхья прадхана подразумевает функции обеих), то в эзотерической философии, которая примиряет все эти системы и ближайшим представителем которой является веданта, изложенная ведантистами адвайты, нельзя строить умозрения ни на чём другом, кроме упаданы.

То, что в умах вайшнавов (вашишта-двайта) воспринимается как идеальное в противоположность реальному (Парабрахман или Ишвара) не может вместить ни одна опубликованная теория, поскольку

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 56 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

даже такое идеальное является искажённым термином в применении к тому, что не может постичь ни один человеческий ум, даже ум адепта.

Чтобы познать себя чем-то или кем-то, необходимо различать сознание и восприятие (обе эти способности являются ограниченными по отношению к любому субъекту, кроме Парабрахмана). Отсюда «вечное дыхание, которое не знает самого себя».

Бесконечное не может постичь конечное. Безграничное не может иметь отношения к ограниченному и обусловленному. В оккультных учениях неизвестное и непознаваемое ДВИЖУЩЕЕ или Самосущее является абсолютной божественной сущностью. Так, будучи абсолютным сознанием и абсолютным движением (для ограниченных органов чувств тех, кто описывает это неописуемое), оно есть отсутствие сознания и движения.

Конкретное сознание нельзя отнести к абстрактному сознанию, так же как нельзя отнести качество влаги к воде, ведь влажность является своим собственным атрибутом и причиной качества влаги во всём другом. Сознание подразумевает наличие ограничений и качеств как у того, что нужно осознать, так и у того, который это самое осознаёт.

Но абсолютное сознание содержит познающего, познаваемое и познание, все три в самом себе и все три одно. Ни один человек не осознаёт больше той части своего знания, которую ему случилось припомнить в какой-то определённый момент, и всё-таки язык так скуден, что у нас нет термина, чтобы отличить знание, которое не занимает наш ум в какой-то момент, от знания, которое мы не способны вызвать в памяти. Глагол «забывать» является синонимом глаголу «не вспоминать».

И насколько труднее найти термины для описания и различения абстрактных метафизических фактов или различий.

Не следует также забывать, что мы даём имя объектам в соответствии с тем внешним видом, который они принимают для нас. Мы называем абсолютное сознание «без-сознанием», поскольку нам кажется, что оно обязательно должно быть таковым, точно так же, как мы называем Абсолют «тьмой», поскольку нашему ограниченному пониманию он кажется совершенно непроницаемым, но мы вполне осознаём, что наше восприятие подобного не может воздать должное всему этому.

Мы невольно мысленно проводим различие, например, между бессознательным абсолютным сознанием и без-сознанием, тайно наделяя первое каким-то неопределённым качеством, которое соответствует на более высоком плане, недоступном нашим мыслям, тому, что мы знаем как сознание в нас самих. Но это не тот вид сознания, который нам удаётся отличить от того, что нам кажется без-сознанием.

________________________________________

Т. 1, СТР. 57 ЗАРОДЫШ ЖИЗНИ

 

СТАНС II – Продолжение

 

  1. ЧАС ЕЩЁ НЕ ПРОБИЛ; ЛУЧ ЕЩЁ НЕ ВСПЫХНУЛ В ЗАРОДЫШЕ (а); МАТРИПАДМА (мать-лотос) ЕЩЁ НЕ НАБУХЛА (б). [1]
  2. a) Луч «вечной тьмы», когда он испускается, становится лучом сияющего света или жизни и вспыхивает в «зародыше» – точке в мировом яйце, представляющей собой материю в её абстрактном смысле. Но термин «точка» не следует понимать как относящийся к какой-либо конкретной точке в пространстве, поскольку зародыш существует в центре каждого атома, и все вместе они образуют этот «зародыш», или, скорее (поскольку ни один атом нельзя сделать видимым для нашего физического глаза) их совокупность (если этот термин можно применить к чему-то безграничному или бесконечному) образует нумен вечной и неразрушимой материи.

б) Одним из символических образов двойной творческой энергии в природе (материи и силы на материальном плане) является падма, водяная лилия Индии. Лотос есть продукт тепла (огня) и воды (пара или эфира), причём огонь во всех философских и религиозных системах представляет дух божества, [2] активное, мужское, порождающее начало, а эфир или душа материи, свет огня, – пассивное женское начало, из которого изошло всё в этой вселенной. Следовательно, эфир или вода – это мать, а огонь – это отец. Сэр У. Джонс (а до него архаическая ботаника) установил, что семена лотоса содержат в себе (даже до того, как они прорастут) уже вполне сформировавшиеся листья или миниатюрную форму того, чем однажды они станут, когда будут взрослым растением; природа, таким образом, даёт нам образец предварительного формирования её произведений… причём семена всех явнобрачных растений имеют присущие им цветы, содержащие уже сформировавшуюся зародышевую выводковую почку[iv]. [3] (См. часть II, «Лотос как всемирный символ».) Это объясняет предложение «Матрипадма ещё не набухла», так как форма в архаической символике обычно приносится в жертву внутренней или основной идее.

Образ лотоса или падмы, кроме того, применяют как очень древний и излюбленный

—————————— ——————

[1] Непоэтический термин, но всё же очень наглядный. (См. сноску к стансу III.)

[2] Даже в христианстве. (См. часть II, «Предвечная субстанция и божественная мысль».)

[3] Gross – The Heathen Religion, Гросс, «Религия язычников», стр. 195

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 58 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

символ самого космоса, а также человека. В качестве широко распространённых причин приводится, во-первых, только что упомянутый факт, указывающий на то, что семя лотоса содержит в себе взрослое будущее растение в миниатюре, символизирующей присутствие духовных прообразов всего сущего в нематериальном мире ещё до того, как всё это материализуется на земле, а во-вторых – тот факт, что лотос растёт в воде, имея корень в Ilus[v] или иле, и распускает свой цветок в воздухе над водой.

Таким образом, лотос олицетворяет жизнь человека, а также жизнь космоса; ведь согласно тайному учению элементы, образующие обоих, – одни и те же, и оба развиваются в одном направлении. Корень лотоса, погружённый в ил, олицетворяет материальную жизнь, стебель, проходящий через воду, олицетворяет существование в астральном мире, а цветок, плавающий в воде и раскрывающийся к небу, олицетворяет духовное бытие.

———————

 

 

СТАНС II – Продолжение

 

  1. ЕЁ СЕРДЦЕ ЕЩЁ НЕ ОТКРЫЛОСЬ, ДАБЫ ЭТОТ ОДИН ЛУЧ ВОШЁЛ, А ПОТОМ РАСПАЛСЯ КАК ТРИ В ЧЕТЫРЕ В ЛОНЕ МАЙИ (а).

а) Изначальная сущность ещё не перешла из предкосмического латентного состояния в дифференцированную объективность, или даже ещё не стала (пока что для человека) невидимым протилом науки. Но когда час этот пробивает и она становится восприимчивой к фохатическим отпечаткам божественной мысли (логосу или мужскому аспекту анима мунди, алайи), её сердце открывается. Она дифференцируется, и ТРИ (Отец, Мать, Сын) преобразуются в четыре. В этом заключается происхождение таинства двойного – троицы и непорочного зачатия. Первой и фундаментальной догмой оккультизма является всеобщее единство (или однородность) в трёх аспектах. Это, возможно, привело к некоему представлению о божестве, которое как абсолютное единство должно навсегда остаться непостижимым для ограниченного ума.

«Если ты хочешь поверить в энергию, которая действует в корне растения, или вообразить корень, скрытый под землей, ты должен думать и о его стебле или стволе, и о его листьях и цветах. Невозможно представить эту энергию независимо от этих объектов. Жизнь можно познать только по древу жизни…»[vi].

Идея абсолютного единства

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 59 АСТРАЛЬНЫЙ СВЕТ – АНИМА МУНДИ

совершенно нарушилась бы в нашем представлении, если бы перед нашими глазами не было чего-то конкретного, содержащего это единство. А божество, будучи абсолютным, должно быть вездесущим, следовательно, нет ни одного атома, который бы не содержал ТО внутри себя. Корни, ствол и множество его ветвей являются тремя разными объектами, но при этом они составляют одно дерево. Каббалисты говорят: «Божество – одно, поскольку оно бесконечно. Оно – тройственно, ибо постоянно проявляется». Это проявление тройственно по своим аспектам, поскольку для того, чтобы любое природное тело стало объективным, требуется, как сказал Аристотель, три принципа: лишение, форма и материя. [1] Под лишением великий философ понимал то же самое, что окультисты называют прообразами, отпечатанными в астральном свете – низшем плане и мире анима мунди. Союз этих трёх принципов зависит от четвёртого принципа – ЖИЗНИ, которая излучается с вершин Недостижимого, чтобы стать на проявленных планах бытия рассеянным повсюду существованием. И эта ЧЕТВЕРИЦА (Отец, Мать и Сын, как некое ЕДИНСТВО, и четверица, как живое его проявление) послужила причиной, приведшей к весьма древней идее непорочного зачатия, которая, в конце концов, ныне выкристаллизовалась в догмат христианской церкви и приземлила это метафизическое понятие так, что это выходит за рамки всякого здравого смысла.

Ведь достаточно почитать каббалу и изучить её методы толкования с использованием чисел, чтобы найти источник этой догмы. Он – чисто астрономический, математический и в высшей степени метафизический. Мужской элемент в природе (олицетворяемый мужскими божествами и логосами – Вирадж или Брахма, Гор или Осирис и проч. и проч.) рождается посредством непорочного источника, олицетворённого «матерью», а не от него, поскольку этот мужской элемент, имеющий мать, не может иметь «отца» – абстрактное божество, не имеющее пола, и даже не являющееся существом, но бытиём или самой жизнью. Переведем это с помощью математического языка автора «Источника мер». Говоря о «мере человека» и его числовом (каббалистическом) значении, он пишет, что в Книге Бытия (4:1), «… это называется мерой «человек даже Иегова»[vii];

———————————————

[1] Ведантист философии вишиштаадвайты говорит, что Парабрахман, хотя и является единственно самостоятельной реальностью, неотделим от своей троицы. Он есть три – «Парабрахман, чит и ачит», причём последние две реальности являются зависимыми, неспособными существовать отдельно; или яснее говоря, Парабрахман есть СУЩНОСТЬ, неизменная, вечная и непознаваемая, а чит (атма) и ачит (анатма) суть его качества, так же как форма и цвет являются качествами любого объекта. Эти двое являются одеянием или телом, или, скорее, атрибутом (шарира) Парабрахмана. Но у оккультиста найдётся много возражений против этого утверждения, как и у ведантиста адвайты.

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 60 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

её можно получить следующим образом, а именно: 113  5 = 565, а значение 565 может выразить формулой 56,5  10 = 565. Здесь числовое значение слова человек – 113 становится множителем формулы 56,5  10, и (каббалистическое) прочтение этой формулы выражается буквами йод, хей, вав, хей или Иегова»… Расширение числа 565 в формулу 56,5  10 имеет целью показать эманацию мужского начала (йод) от женского (евы[viii]), или, так сказать, рождение мужского элемента от непорочного источника; иначе говоря, от непорочного зачатия».[ix]

Так повторяется на земле таинство, разыгранное, согласно провидцам, на божественном плане. «Сын» непорочной небесной Девы (или недифференцированного космического протила, материи в её бесконечности) снова рождается на земле как сын земной Евы – нашей матери-Земли, и становится человечеством как единое целое (прошлое, настоящее и будущее), так как Иегова или йод-хей-вав-хей – андрогин или и мужчина, и женщина. Сын вверху – это весь КОСМОС, а внизу он – ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

Триада или треугольник превращаются в тетрактис, священное число Пифагора, идеальный квадрат или шестигранный куб на земле. Макропросопус[x] (Великий Лик) становится теперь Микропросопусом[xi] (Малым Ликом); или, как говорят каббалисты, «Древний днями», нисходя на Адама Кадмона, которого он использует в качестве своего носителя для проявления, превращается в Тетраграмматон.

Теперь он пребывает в «лоне майи», великой иллюзии, а между ним и реальностью находится астральный свет, великий обманщик ограниченных чувств человека, если только знание через парамартхасатью не придёт ему на помощь.

—— —————

 

 

СТАНС II – Продолжение

  1. СЕМЕРО (Сынов) ЕЩЁ НЕ БЫЛИ РОЖДЕНЫ ИЗ ПАУТИНЫ СВЕТА. ТОЛЬКО ТЬМА БЫЛА ОТЦОМ-МАТЕРЬЮ, СВАБХАВА, И СВАБХАВА ПРЕБЫВАЛ ВО ТЬМЕ (а).

 а) Тайное учение, приведённое здесь в стансах, в основном, если не полностью, занимается нашей солнечной системой, и особенно нашей планетной цепью. Поэтому «семь сынов» являются создателями последней. Это учение будет объяснено более полно ниже. (См. часть II, «Теогония богов-творцов».)

________________________________________

Т.1, СТРАНИЦА 61 БОЖЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ, БОЖЕСТВЕННЫЕ МЫСЛИТЕЛИ

Свабхава, «пластичная сущность», наполняющая вселенную, является корнем всего. Свабхава – это, так сказать, буддийский конкретный аспект абстракции, называемой в индийской философии мулапракрити. Он есть тело души, и то, чем эфир является для акаши, так как последняя есть оживотворяющее начало первого. Китайские мистики сделали его синонимом «бытия». В «Экашлока-шастре» Нагарджуны (Луншу по-китайски), называемой китайцами И-шу-лу-цзя-лунь[xii], говорится, что китайское слово «ю»[xiii] означает «бытие» или «субхава», «сущность, придающую сущность ​​самой себе», также объясняемую им в значении «без действия и с действием» и «природы, не имеющей собственной природы». Слово «субхава», от которого образован термин «свабхава»[xiv], состоит из двух слов: «су»[xv] – прекрасный, красивый, хороший, «сва»[xvi] – «я» и «бхава» –  бытие или состояния бытия.

———————

СТАНС II – Продолжение

  1. ЭТИ ДВОЕ – ЗАРОДЫШ, И ЗАРОДЫШ – ОДИН. ВСЕЛЕННАЯ БЫЛА ВСЁ ЕЩЁ СОКРЫТАЛА В БОЖЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ И НА БОЖЕСТВЕННОМ ЛОНЕ.

«Божественная мысль» не подразумевает идею о божественном мыслителе. Вселенная, не только прошлое, настоящее и будущее (что является человеческой и ограниченной идеей, выраженной ограниченной мыслью), но её совокупность, Сат (непереводимый термин), абсолютное бытие с прошлым и будущим, выкристаллизованными в вечном настоящем, является этой самой мыслью, отражаемой во вторичной или проявленной причине. Брахман (среднего рода) как Mysterium Magnum Парацельса является абсолютной загадкой для человеческого разума. Брахма, как муже-женское проявление, аспект и антропоморфное отражение Брахмана, постижим посредством восприятия слепой веры, хотя и отвергается человеческим рассудком при достижении им зрелости. (См. часть II, «Изначальная сущность и божественная мысль».)

Отсюда утверждение, что во время, так сказать, пролога драмы творения или начала космической эволюции, вселенная или «сын» всё ещё сокрыта «в божественной мысли», которая пока не проникла в «божественное лоно». Заметьте, что эта идея лежит в основе всех аллегорий о «сынах Божьих», рождённых от непорочных дев.

[i] Высшее благо (лат.)

[ii] В сокрытии (лат.)

[iii] См. Вильсон «Вишна-пурана» I, IV

[iv] Выводковая почка — у цветковых растений и папоротников — особые почки, которые опадают с взрослого растения и дают начало новым растениям.

[v] Латинизированное греческое слово Ὶλύς ил («илюс» античное произношение, «илис» койне), ср.Ὕλη – вещество, материя (греч.) «или» (койне)

[vi] «Precepts for Yoga»

[vii] Дословный перевод фразы из Книги Бытия с иврита: «приобрела я человека даже Иегову», в синодальном переводе: «приобрела я человека от Господа».

[viii] Хавы (ивр.)

[ix] J. Ralston Skinner, “Hebrew Metrology”, стр. 327 (Masonic Review, 63:6)

[x] От греч. μακρός (макрос) длинный, долгий и πρόσωπον (просопон) лицо, что является буквальным переводом еврейского термина Арих Анпин (Долгий Лик).

[xi] От греч. μικρός (микрос) малый, короткий и πρόσωπον (просопон) лицо, что является буквальным переводом еврейского термина Зеир Анпин (Короткий Лик).

[xii] Букв. «Шастра из одной шлоки» http://www.tibetanbuddhistencyclopedia.com/en/index.php?title=Yih-shu-lu-kia-lun

[xiii]有(кит.)

[xiv] स्वभाव свабхāва (ед. ч., м. р., санскр.)

[xv] सु (санскр.)

[xvi] स्व (санскр.)