Этическая теософия древнего западного мира

 

Тяжелая работа — это не плохо, — говорит философ-неостоик Музоний Руф.

 

 

 

00000000000000000000000000000000000000000

 

Примечание редакции:

 

Следующие двенадцать фрагментов были отобраны из книги «Кебет. Картина – Музоний Руф, рассуждения, небольшие фрагменты, Епиктет, руководство, фрагменты» в переводе на испанский язык, Editorial Gredos, Мадрид, 1995, 250 стр. Номер страницы указан в конце каждой цитаты. Философ-стоик Музоний Руф жил с 28 по 100 год н. э. Мы добавили комментарии к пунктам 5 и 12, и выделили их курсивом.

 

(Карлос Кардосо Авелине)

 

000000000000000000000000000000000000000000000000000

 

1) Быть философом — всё равно, что быть праведным (стр. 60).

 

2) Философия состоит в том, чтобы посвящать себя совершенной честности и ничему иному (стр. 59).

 

3) Добродетель — это не только теоретическая наука. Это также практика, как медицина и музыка (стр. 59).

 

4) Почему мужчинам нужно исследовать и разбираться в том, как жить лучше, что является целью философии, а не женщинам? Может быть, удобно, что мужчины должны быть праведными, а женщины — нет? (стр. 77)

 

5) Невозможно правильно жить в сегодняшнем дне, если мы не проживаем его так, как если бы это был наш последний день (стр. 149).

 

Это изречение Музония Руфа прославилось тем, что его применил Марк Аврелий, император-философ Древнего Рима, в своих «Размышлениях». Фактически Музоний учил Эпиктета (55–135 гг. н. э.), а Эпиктет учил Марка Аврелия (121–180 гг. н. э.). В 20-м веке Карлос Кастанеда использовал ту же идею в своих книгах.

 

6) Почему мы жалуемся на политиков, если часто мы хуже их? У нас схожие с ними импульсы, но ситуации разные (стр. 149).

 

7) Вы заслужите всеобщее уважение, если начнете с уважения к себе в первую очередь (стр. 151).

 

8) Если хотите придерживаться, прежде всего, того, что правильно, не печальтесь и не раздражайтесь на обстоятельства. Вспомните о том, что часто случалось с вами, но не по вашему желанию, а по тому, что так надо было (стр. 150).

 

9) То, что удовольствие само по себе нехорошо, сразу понять нелегко, потому что удовольствие возбуждает желание, как если бы оно было благом. Но если мы примем за исходное условие мысль о предпочтительности всего благого и добавим к ней второе исходное условие, говорящее о том, что некоторые удовольствия нежелательны, то мы можем доказать, что удовольствие само по себе не есть благо (стр. 72.

 

10) … Мысль о том, что тяжелая работа не есть зло, поначалу кажется неприемлемой; обратное утверждение кажется более убедительным, а именно работать – это плохо. Но если мы примем вполне очевидное исходное условие, что следует избегать всякого зла, и добавим к нему другое, еще более очевидное условие, заключающееся в том, что не следует избегать многих видов работы, то мы придем к выводу, что тяжелая работа – это не плохо (стр. 72).

 

11) Учителю не нужно учить философа путём многих рассуждений и доказательств, но он должен беседовать с ним по каждой теме в нужное время. Он должен приспосабливать свои слова к степени проницательности учеников. Он должен прибегать к действенным понятиям, которые нелегко опровергнуть, и, прежде всего, он должен говорить о том, что наиболее полезно, а также действовать в соответствии с тем, что говорит. Вот так надо вести своих слушателей (стр. 74).

 

12) … Что же касается ученика, то он должен сосредотачивать внимание на том, что ему говорят [говорит учитель]. С одной стороны, его цель должна состоять в том, чтобы не оставлять ошибку незамеченной, а также признать свои собственные ошибки; а с другой стороны – клянусь Зевсом! — он не должен желать пространных доказательств истины, а вместо этого желать чётких доказательств (стр. 74).

 

«Не оставлять ошибку незамеченной». Сюда входят и ошибки, допущенные учителем. Ученик не должен отвергать свою проницательность (какой бы ограниченной она ни было). Истинные учителя уважают это качество; и они никогда не претендуют на совершенство.

 

000

 

Вышеупомянутые фрагменты были впервые опубликованы как таковые в декабрьском номере журнала «The Aquarian Theosophist» 2014 года (стр. 6-7).

 

000