Солнце для Земли – что высшее Я для человека

 

00000000000000000000000000000000000000000

Редакционное примечание:

Это часть сочинения «Беседы об оккультизме», которые опубликованы в Собрании сочинений Елены П. Блаватской, TPH, Т. IX, стр. 400-К. «Беседы об оккультизме», записанные У. К. Джаджем, были впервые опубликованы им в разных номерах журнала «Путь» за 1894 и 1895 годы.

(Карлос Кардосо Авелине)

000000000000000000000000000000000000000000000000

 

Учащийся:

 

Разве не существует некоего склада ума, который на самом деле следует обрести, чтобы понять оккультную сторону природы?

 

Мудрец:

 

Необходимо достичь такого склада ума, который позволит человеку заглянуть в реальность вещей. Ум должен избегать простых формальностей и условностей жизни, даже если внешне кажется, что человек подчиняется им всем, и должен твердо стоять в истине, что человек является копией вселенной и несет в себе частицу высшего существа. В той мере, в какой это будет осознано, восприятие истины станет более ясным. Осознание этого неизбежно приводит к выводу, что все остальные люди и существа едины с нами, и это устраняет эгоизм, который является результатом понятия отделенности. Когда истина единства понята, тогда различия, возникающие в результате сравнений, подобных фарисейским, когда кто-то лучше своего ближнего, исчезают из сознания, оставляя его более чистым и свободным в действиях.

 

Учащийся:

 

На что бы вы указали в качестве главного врага постижения истины умом?

 

Мудрец:

 

Главным врагом вторичной природы является то, что когда-то называлось фантазией, то есть повторное появление мыслей и образов вследствие воспоминаний. Память – могущественная сила, но ум сам по себе не является памятью. Ум по своей природе беспокоен и постоянно блуждает, и им необходимо управлять. Его блуждающий характер необходим, иначе наступил бы застой. Но им можно управлять и фиксировать его на объекте или идее. Итак, когда мы постоянно видим новые вещи и слышим о них, естественное беспокойство ума становится заметным, если мы начинаем фиксировать его. Тогда память о многих объектах, вещах, предметах, обязанностях, лицах, обстоятельствах и делах вызывает перед ним различные картины и относящиеся к ним мысли. После этого мысли сразу же пытаются ускользнуть, и мы обнаруживаем, что отклоняемся от сути. Отсюда следует, что накопление множества бесполезных и всё время повторяющихся мыслей является препятствием на пути к постижению истины. Это препятствие как раз и является тем самым препятствием, свойственным нашему нынешнему стилю жизни.

 

Учащийся:

 

Можете ли вы упомянуть о некоторых отношениях солнца к нам и природе с позиции оккультизма?

 

Мудрец:

 

У него много таких отношений, и все важные. Но сначала я хотела бы обратить ваше внимание на нечто более великое и всеобъемлющее. Солнце является центром нашей солнечной системы. Жизненные энергии этой системы поступают к ней через солнце, которое является фокусом или отражателем того места в пространстве, где находится реальный центр. И благодаря этому фокусу появляется не только обыкновенная жизнь, но и гораздо больше этого, что является духовным по своей сути. Поэтому на солнце следует не только смотреть, но и размышлять о нём. Оно представляет собой для мира то, что высшее Я – для человека. Это духовный центр мира с его шестью товарищами, как и высшее Я является центром шести принципов человека. Поэтому оно сообщает этим шести принципам человека много духовных эссенций и энергий. По этой причине человек должен размышлять о нём, а не ограничиваться его созерцанием. Поскольку солнце действует материально в виде света, тепла и гравитации, оно будет действовать само по себе, но человек как свободная действующая сила должен размышлять о нём, чтобы получить ту пользу, которую можно извлечь только при добровольном мышлении.

 

Учащийся:

 

Не могли бы вы сослаться на какое-нибудь второстепенное отношение?

 

Мудрец:

 

Что ж, мы сидим на солнце из-за тепла и возможных химических воздействий. Но если в то же время мы также думаем о нем как о солнце в небе и о его возможной сущностной природе, мы тем самым извлекаем из него часть его энергии, с которой иначе не могли бы соприкоснуться. Это можно делать и в пасмурный день, когда небо затянуто облаками, и таким образом извлекать некоторую пользу. Прирожденные мистики, образованные и необразованные, то тут, то там открывали это для себя и часто перенимали эту практику. Но это зависит, как вы видите, от мыслей.

 

Учащийся:

 

Делает ли ум на самом деле что-нибудь, когда он принимает мысль в поисках больше света?

 

Мудрец:

 

Это действительно так. Нить, или палец, или продолжительный стремительный поток вылетают из мозга в поисках знания. Он распространяется во всех направлениях и касается всех других умов, до которых может дотянуться, чтобы по возможности получить информацию. Это достигается, так сказать, телепатически. В этой области нет ни патентов на истинное знание философии, ни авторских прав. Полностью соблюдаются личные права на личную жизнь, за исключением потенциальных черных магов, которые могут завладеть чьей-либо собственностью. Но общая истина принадлежит всем, и когда невидимый посланник одного ума касается реального ума другого, этот другой отдает ему то, что у него может быть из истины об общих предметах. Таким образом, палец или провод ума летает до тех пор, пока он не получит мысль или мысль-семя от другого ума и не сделает ее своей собственной. Но наша современная система конкуренции и эгоистичное стремление к наживе и славе постоянно возводят стену вокруг сознания людей во вред всем.

 

Учащийся:

 

Имеете ли вы в виду, что действие, которое вы описываете, является естественным, обычным и универсальным, или его совершают только те, кто знает, как это делать и осознает это?

 

Мудрец:

 

Оно универсально, независимо от того, осознает человек или нет, что происходит. Очень немногие способны ощутить это действие в себе, но это не имеет никакого значения. Оно совершается всегда. Например, когда вы садитесь, чтобы серьезно поразмыслить над философским или нравственным вопросом, ваш ум улетает, соприкасаясь с другими умами, и от них вы получаете разнообразные мысли. Если вы недостаточно уравновешены или психически очищены, у вас часто будут возникать неправильные мысли. Такова ваша карма и карма расы. Но если вы искренни и пытаетесь основываться на правильной философии, ваш ум естественным образом отвергнет неправильные представления. Из этого вы можете видеть, как создаются и продолжают действовать системы мышления, даже если они глупы, неправильны или пагубны.

 

Учащийся:

 

Какой мысленный настрой и стремление являются наилучшими гарантиями в этом отношении, поскольку могут помочь уму в этих поисках отвергнуть ошибку и не позволить ей проникнуть в мозг?

 

Мудрец:

 

Бескорыстие, альтруизм в теории и на практике, желание исполнять волю высшего Я, которое является «Отцом Небесным», преданность человеческому роду. В дополнении к ним – дисциплина, правильное мышление и хорошее образование.

 

Учащийся:

 

Значит, необразованный человек находится в худшем положении?

 

Мудрец:

 

Не обязательно это так. Очень образованные люди настолько погружены в одну систему, что отвергают почти все мысли, не соответствующие их предвзятым представлениям. Искренний невежда часто способен постичь истину, но не способен выразить ее. Невежественные массы обычно хранят в своем сознании общие истины природы, но ограничены в их выражении. И большинство лучших открытий ученых были сделаны в этом подсознательном телепатическом режиме. В действительности, они зачастую поступают в мозг учёного от какого-нибудь малоизвестного и так называемого невежественного человека, и тогда первооткрыватель науки прославляется благодаря своей способности выражать мысли и средствам их обнародования.

 

Учащийся:

 

Имеет ли это какое-либо отношение к работе адептов всех благих лож?

 

Мудрец:

 

Да. Они обладают всеми истинами, которые только можно пожелать, но в то же время способны защитить их от ищущих умов тех, кто еще не готов использовать их должным образом. Но зачастую они считают, что час настал для ученого, и касаются его мыслящего разума образом того, что он ищет. Тогда в ходе рассуждений его как бы «озаряет» какая-то мысль, как признаются многие из них. Он обнародует её миру, становится знаменитым, а мир мудрее. Адепты постоянно это делают, но время от времени они дают более обширные разъяснения истин природы, как в случае с Е.П.Б. [1] Поначалу это не всеми принимается, так как личной выгоде и славе никак не способствует признание полезности трудов другого человека, но поскольку это делается с определенной целью, для использования этих знаний в следующем столетии, работа выполняется в надлежащее время.

 

Учащийся:

 

Как насчет того, что адепты знают о том, что происходит в мире мысли, например, на Западе?

 

Мудрец:

 

Им нужно только добровольно и сознательно соединить свои умы с умами доминирующих мыслителей того времени, чтобы сразу же обнаружить, что разработано или разрабатывается в мыслях, и просмотреть все это. Это они постоянно делают, и так же постоянно побуждают к дальнейшим разработкам или изменениям, выбрасывая намёки на мысленном плане, чтобы ищущие и восприимчивые умы могли их использовать.

 

Примечание:

 

[1] На этом этапе Уильям Джадж, редактор данной статьи, предпочитает обращаться к «Е.П.Б.» в третьем лице. На самом деле, это расшифровка ответов Е.П.Б. на его вопросы. Смотрите редакционную заметку в начале статьи. (ККА)