Классическое теософское учение и последние факты

 

Прежде, чем начать:

Чувство внутреннего руководства

 

Видимые компасы указывают на физический Северный полюс и в то же время указывают на Южный полюс.

Кроме компасов, сделанных из физической материи, есть и другие, и они духовные. Их можно найти в душах людей. Они указывают на высший север, который соответствует неизменному добру и безусловной истине.

Действительно, классическая эзотерическая философия утверждает, что всё происходит «на земле так же, как и на небесах».

Подобно тому, как планета Земля имеет магнитную ось север-юг, каждый человек обладает в своей душе тонкой магнетической осью, соединяющей северный и южный полюса его собственного сознания. Эта базисная двойственность соответствует нескольким другим парам противоположностей, таким как небо и земля, высшее и низшее, высшая чакра и самая нижняя чакра, а также (с точки зрения семи принципов сознания) атма и стхула-шарира.

Центр вселенной везде.

Каждый человек доброй воли ответственен за всю жизнь. Долг каждого гражданина — следить за тем, чтобы два полюса его существования были уравновешены и распространяли мир на всё живое.

Здравомыслящие люди укрепляют связь с северным полюсом своей души — небесным полюсом, своим высшим центром сознания. Так жизнь человека в целом продвигается по пути мудрости.

Сохранение и развитие нашего чувства внутреннего руководства — цель огромного значения. Детские души сокрушаются или смеются по поводу чего-то сиюминутного, и не понимают, что они делают и в каком направлении идут.

Взрослые души знают, куда хотят идти, пользуются собственным компасом, разрабатывают план действий для достижения цели и претворяют его в жизнь.

Магнитные полюса меняют свое местоположение

Северный магнитный полюс меняет свое географическое положение с нарастающей скоростью. Этот факт единогласно принят традиционной наукой и многими правительствами. См. статью от 15 января 2019 года под названием «Северный магнитный полюс передвигается, что вызывает проблемы с навигацией».

Канада прощается с северным магнитным полюсом, который традиционно находился на её территории, но теперь перемещается в другое место.

Стоит ознакомиться со статьёй, опубликованной в январе 2019 года в научном журнале «Nature», в которой приводятся дополнительные доказательства нынешней ситуации:

«Магнитное поле земли шалит, и геологи не знают, почему»

Принимая во внимание эти факты, мы сделали частичную подборку фрагментов из классической теософской литературы о полюсах нашей планеты. В ней рассматриваются уровни жизни, представленные полюсами, и периодическая смена их географического положения.

Мы предлагаем нашим читателям и друзьям изучить свидетельства, связывающие геологическую и экологическую жизнь нашей планеты с состоянием и динамикой человеческой души.

В настоящее время всё больше признаётся существование прямой связи между разумом и материей. В еврейской и христианской Библии много раз упоминается соответствие и взаимодействие между человеческим альтруизмом, умеренными человеческими действиями и геологической стабильностью, с одной стороны, и между человеческим эгоизмом, безграничной жадностью и загрязнением окружающей среды и геологической нестабильностью, с другой стороны. Такие упоминания одинаково легко найти в классическом даосском трактате «Вэнь-цзы» и других священных писаниях.

Исследование полюсов земли и их циклической роли в человеческой и геологической эволюции помогает нам лучше понять нашу гражданскую ответственность перед будущим.

Начиная с этого места, читателю предлагаются 36 фрагментов информации. Все сноски в конце страницы, авторство которых не указано, принадлежат мне.

Один:

Человеческий магнетизм и северный полюс

Есть несколько показательных примеров того, что согласно теософским учениям тело человека имеет непосредственное магнетическое взаимодействие с полюсами земли.

Одним из них является обсуждение лучшего положения во время сна. Должны ли изучающие эзотерическую философию спать головой на юг или на север? Признавая сложность вопроса, Елена Петровна Блаватская говорит, что посвященные адепты кладут голову всегда на север.[1]

Следующий фрагмент — из «Писем Махатм» — показывает, что ученики медитируют, поддерживая сознательную духовную связь с северным полюсом.[2] (ККA)

000

«Методы, используемые для развития ясновидения у наших чела, могут легко использоваться вами. В каждом храме есть тёмная комната, северная стена которой сплошь покрыта листом из сплава металла, главным образом меди, очень хорошо отполированным, так что его поверхность способна отражать предметы, как зеркало. Чела сидит на табуретке, трехногой скамеечке, помещённой ради изоляции в сосуд с плоским дном из толстого стекла (…). Магнит с северным полюсом вверх подвешен над макушкой челы, не касаясь её». (Письмо CXXVII, стр. 455-456 в «Письмах Махатм»)

Два:

Полюса в душе человека

«Любовь и ненависть — единственно бессмертные чувства; но градации тонов семи по семь гамм всей клавиатуры жизни бесчисленны. И поскольку именно эти два чувства — (или, если быть точным, во избежание снова быть неправильно понятым должен ли я сказать, что эти два полюса человеческой «души», которая есть единство?) — формируют будущее состояние человека, будь то для дэвачана или авичи, то и разнообразие таких состояний должно быть неисчерпаемым». (Письмо XXIV-B, стр. 188 в «Письмах Махатм»)

Три:

Полярная звезда

Полярная звезда — звезда, расположенная вблизи северного конца оси вращения земли.

 

Она выстраивается в линию с северным полюсом и играет центральную роль в астронавигации, то есть в навигации, основанной на изучении неба.

В энциклопедическом полном словаре Вебстера, издание 1989 года, говорится, что «Полярная звезда» — это «звезда второй величины, расположенная недалеко от северного полюса в созвездии Малой Медведицы».

Фрагмент третий содержит слова Блаватской о Полярной звезде. Вторая часть фрагмента находится в сноске.

000

(Из т. II, стр. 612 «Тайной доктрины» Е.П.Б.)

«…для проявления Божества — пространства, материи и духа — одна центральная точка стала треугольником и четверицей (совершенным кубом), следовательно, семью. Семеричен даже ветер праваха (мистическая и оккультная сила, которая задаёт импульс и регулирует движение звёзд и планет). В «Курма-пуране» и «Линга-пуране» перечислены семь главных ветров, носящих это имя, и эти ветры являются принципами космического пространства. Они тесно связаны с Дхрувой (теперь Альфой), Полярной звездой, которая, в свою очередь, связана с различными явлениями, производимыми посредством космических сил».

«Поэтому в пуранах говорится, что созерцание ночью Дхрувы (Полярной звезды) и небесной морской свиньи (созвездие Шишумары) «искупает всякий грех, совершённый днём». Дело в том, что лучи четырёх звёзд круга постоянной видимости — Агни, Махендры, Кашьяпы и Дхрувы, расположенных в хвосте Малой Медведицы (Шишумары), — сфокусированные определённым образом и на определённом объекте производят поразительный результаты».

Четыре:

Патанджали о Дхруве

Полярная звезда играет важную роль в раджа-йоге, как показано в большинстве версий «Йога-сутр Патанджали» — см. афоризм 29, Книга III.[3]

Комментируя этот афоризм в своей версии «Йога-сутр», И. К. Таймни говорит, что медитировать на Полярную звезду означает практиковать концентрацию на законе движения, «символом которого является Полярная звезда»[4]. В действительности, простая символика имеет второстепенное значение. Медитация на различные небесные тела было популярной практикой в ​​каждом народе с незапамятных времен.

Она всегда оказывала сильное воздействие на человеческое сознание. Звёзды и планеты любимы и почитаемы многими людьми во всех культурных традициях. Помимо раджа-йоги, астрология и оккультизм изучают их влияние на душу человека. Полярная звезда не является исключением и играет центральную роль в эзотерической философии, как показано в переводе доктора Баллантина.

Первый абзац ниже — это сам афоризм. Второй приводит комментарий Бходжи Раджи. (ККА)

000

«Знание о движении звёзд (возникает у аскета благодаря практике удержания) относительно Полярной звезды (Дхрувы)…

Аскет, практикующий удержание в отношении неподвижной полярной звезды, главного из всех созвездий, знает точно установленное время и величину движения каждой звезды. (Истинный) смысл этого афоризма состоит в том, что аскет знает, что такое-то (небесное тело) есть звезда и такое-то небесное тело есть планета. Эта звезда достигнет такого-то знака зодиака в такое-то определённое время. Это (своего рода) знание времени есть результат удержания (по отношению к полярной звезде)». [5]

Пять:

Люди и звёзды

Есть несколько причин, по которым человечество всегда рассматривало звёзды на небе как источник духовного вдохновения. Существует прямое соответствие между каждым человеком и всем космосом.

Согласно Платону («Тимей», лист 41) каждая человеческая душа имеет особую связь с какой-то конкретной звездой на небе.[6]

В классическом произведении «Свет на Пути» можно встретить пару отрывков, касающихся личных отношений между человеком и «его» или «её» звездой. Правило 20 первой группы правил рекомендует:

 

«И ищи его [путь], выражая глубокое почтение души тусклой звезде, которая горит внутри. Неуклонно, по мере того как будешь бодрствовать и преклоняться, она будет становиться всё ярче».[7]

 

В комментарии к правилу 20 говорится:

 

«Когда ты найдешь начало пути, звезда твоей души покажет свой свет (…)». (стр. 19 в издании Theosophy Co.)

 

В классическом произведении «Голос Безмолвия» эти слова поэтически обращены к хорошо подготовленным исследователям эзотерической философии:

 

«…Звезда, являющаяся твоей целью, горит над головой».

Е.П. Блаватская поясняет эту мысль в сноске:

«Звезда, горящая над головой, — это звезда посвящения». [8]

И алхимический процесс посвящения не ограничивается поэзией, как понятно из жизни и миссии Елены Петровны Блаватской.[9]

Шесть:

Когда Вега была полярной звездой

Е.П. Блаватская завершает свою статью «Таинственная страна» (1880 г.) цитатой доктора Э. Р. Хита:

«Тринадцать тысяч лет назад Вега или Лира была северной полярной звездой. С тех пор сколько изменений она увидела на нашей планете? Сколько наций и рас пробуждается к жизни, возвышается до своего апогея величия, а затем распадается; и когда мы пройдём тринадцать тысяч лет, и она снова займет свое место на севере, завершив «платоновский или великий год», вы думаете, что те, кто займет наши места на земле в то время, будут более сведущими в нашей истории, чем мы в истории тех, кто был до нас? Воистину, мы могли бы воскликнуть почти словами из псалма: «Великий Бог, творец и управитель вселенной, что такое человек, если ты помнишь его!»

К чему Блаватская добавляет:

«Аминь! таков должен быть ответ тех, кто ещё верит в Бога, который есть «творец и управитель вселенной». [10]

Семь:

Нижний и высший полюса

(Из тома II «Тайной доктрины», стр. 785)

«В то время как южный полюс — это бездна (или адские области в переносном и космологическом смысле), северный полюс — это географически первый континент; в то время как астрономически и метафорически небесный полюс с его Полярной звездой на небе есть Меру или местопребывание Брахмы, престол Юпитера и т. д.»

Восемь:

Правый и левый

 

(Из тома II «Тайной доктрины» Е.П.Б., стр. 400, сноска)

Два полюса называются правым и левым концами нашего земного шара (причём правый – это северный полюс) или головой и ногами земли. Всякое благотворное (астральное и космическое) воздействие исходит с севера; каждое смертоносное воздействие – от южного полюса. Они во многом связаны с магией «правой» и «левой» руки и влияют на них.

Девять:

Когда вращение прекращается

(Из тома II «Тайной доктрины» Е.П.Б., стр. 400, сноска)

Чем человек ближе к полюсам, тем меньше ощущается вращение; на самых полюсах суточное вращение почти нейтрализуется. Отсюда выражение, что сфера «неподвижна».

Десять:

Сакральная тюбетейка

(Из тома II «Тайной доктрины» Е.П.Б., стр. 400, сноска)

В оккультизме утверждается, что земля или остров, венчающий северный полюс подобно тюбетейке, является единственным, существующим в течение всей манвантары нашего «круга». Все центральные континенты и земли будут всплывать с морского дна много раз по очереди, но эта земля никогда не изменится.

Одиннадцать:

Источник жизни

(Из тома II «Тайной доктрины» Е.П.Б., стр. 400, сноска)

Оккультное учение подтверждает народное предание, утверждающее о существовании источника жизни в недрах земли и на северном полюсе. Это кровь земли, электромагнитный ток, циркулирующий по всем артериям, и который, как говорят, хранится в «пупе» земли.

Двенадцать:

Наша мать-земля

(Из тома II «Тайной доктрины» Е.П.Б., стр. 401, сноска)

Земной шар уподобляется [в тайном учении] телу женщины, «матери-земле». От её шеи вниз, то есть из внутреннего моря, ныне находящегося за непроходимой ледяной преградой. «Земля, — как говорит Парашара — есть мать и кормилица, дополненная всеми творениями и их качествами, объемлющая все миры».

Тринадцать:

Ось, выступающая в обе стороны

 

(Из тома II «Тайной доктрины», стр. 404)

«Уилфорд склонен видеть Меру в горе Атлас и помещает там также Лока-локи [11]. Нам говорят, что Меру, которая есть Свар-лока, обитель Брахмы, Вишну и Олимп индийских экзотерических религий, географически описывается как «проходящая через середину земного шара и выходящая на поверхность с обеих сторон».[12] (Сурья Сиддханта, т. 5, пер. Уитни). В её вершине — боги, а у подножья (или на южном полюсе) — обитель демонов (разные уровни ада). Как же тогда Меру может быть горой Атлас? Кроме того, демона Тарадайтью нельзя поместить в седьмую зону, если последняя отождествляется с «белым» островом, которым является Шветадвипа (…)».

Четырнадцать:

Гималаи, «пояс»

(Из тома II «Тайной доктрины» Е.П.Б., стр. 400, сноска)

Оккультизм указывает на гималайскую цепь как на этот «пояс» и утверждает, что, будь то под водой или над водой, она опоясывает земной шар. Пуп описан, как расположенный по направлению к заходящему солнцу или к западу от Химавата, в котором находятся корни Меру, горы к северу от Гималаев. Меру — это не «сказочная гора в пупе или центре земли», но ее корни и основания кроются в этом пупе, хотя сама она находится далеко на севере. Это связывает её с «центральной» землей, «которая никогда не погибает»; земля, в которой «день смертного длится шесть месяцев, а ночь его ещё шесть месяцев». Как сказано в «Вишну-пуране»: «Поэтому к северу от Меру всегда ночь, когда ​​в других областях день, ибо Меру находится к северу от всех двип и варш» (островов и стран). (Книга II, глава VIII.) Таким образом, Меру не находится ни на Атласе, как предполагает Уилфорд, ни, как пытался доказать Уилсон, «в абсолютном центре земного шара» только потому, что «находится относительно севернее для жителей нескольких регионов, для которых восток является той стороной света, где восходит солнце».

Пятнадцать:

Полюса и зодиак

Поскольку три инверсии полюсов, конечно же, изменили лицо зодиака, каждый раз приходилось строить новый.

(Из тома II «Тайной доктрины», стр. 436)

Шестнадцать:

Созидательная сила полюсов

(Из тома II «Тайной доктрины», стр. 362, сноска)

Любопытную идею — хотя, возможно, не очень далекую от истины — можно найти в предположении Макки, адепта-самородка из Нориджа, в его «Мифологической астрономии». Он говорит, что кабири, именуемые Аксиерос и Аксиокерса, получили свои имена (а) от слова «каб» или мера и от слова «урим» или небеса: таким образом, кабирим есть «мера небес»; и (б) что их отличительные имена, подразумевающие принцип зарождения, относились к обоим полам. Ибо «слово sex (пол) раньше понималось как aix (ось), которое теперь превратилось ….. в sex». И он ссылается на «Лондонскую энциклопедию», на слово «aspiration» (придыхание). Итак, если мы произнесём с придыханием имя Аксиерос, то получим Саксиерос, а имя другого полюса будет звучать Саксиокерса. Таким образом, два полюса станут производителями всех остальных сил природы — они будут их родителями, следовательно, самыми могущественными богами.

Семнадцать:

Меру, Северный полюс

 

(Из тома II «Тайной доктрины», стр. 403)

Если древние индусы делили земной шар географически на семь зон, климатов, двип и на семь адов и семь небес аллегорически, то эта мера из семи не применялась в обоих случаях к одним и тем же местам. Именно северный полюс, страна «Меру», является седьмым делением, поскольку соответствует седьмому принципу (или четвертому метафизически) оккультного исчисления, поскольку представляет собой область Атмы, чистой души и духовность. Поэтому Пушкара показана как седьмая зона или двипа, которая охватывает океан Кширу, или океан молока (скованная вечными льдами белая область) в «Вишну-пуране» (и других) пуранах (Книга II, глава 4). А Пушкара с двумя варшами лежит прямо у подножия Меру. Ибо сказано, что «обе страны к северу и югу от Меру имеют форму лука»….. и что «одна половина поверхности земли находится на юге от Меру, а другая половина — на севере от Меру — за которым лежит половина Пушкары» («Вишну-пурана», «Азиатские исследования» и др.).

Восемнадцать:

Элифас Леви, объяснение Блаватской

 

 

 

Приведенное выше изображение, согласно Элифасу Леви, представляет собой «великий каббалистический символ «Зоара»». [13] Фигура представляет два полюса земли и их творческую силу, или кундалини земли, вдоль ее оси. Елена Петровна Блаватская объясняет эту иллюстрацию в «Тайной доктрине». (ККА)

 

 

 

(Из тома II «Тайной доктрины», стр. 359-360)

…Пусть [западный каббалист] откроет «Историю магии» Элифаса Леви (стр. 53) и внимательно изучит его «великий каббалистический символ» из «Зоара». Он найдет на приведенной гравюре белого мужчину, стоящего прямо, и чёрную женщину вверх ногами, т. е. стоящую на голове, причём ноги ее проходят под раскинутыми руками мужчины и выдаются за его плечи, при этом их ладони соединяются под углом с каждой стороны. Элифас Леви изображает так Бога и природу, то есть Бог, «свет», зеркально отражается в «природе и материи», тьме.

С каббалистической и символической точки зрения он прав, но только в том, что касается символической космогонии. Не он и не каббалисты изобрели этот символ; две фигуры из белого и черного камня существовали в храмах Египта с незапамятных времен — согласно преданию; а согласно истории – еще со времен царя Камбиса, лично видевшего их. Следовательно, символ, вероятно, уже существовал почти 2500 лет назад. Это минимальный срок, так как тот персидский правитель, который был сыном Кира Великого, унаследовал трон своего отца в 529 г. до Р.Х.. Этими фигурами были два кабира, олицетворявшие противоположные полюса.

Геродот («Талия», № 77) рассказывает потомству, что, когда Камбис вошел в храм кабиров, его охватил приступ неудержимого смеха, увидев, как ему показалось, мужчину, стоявшего прямо, а перед ним женщину, стоявшую на голове. Однако это были два полюса, и этот символ был предназначен для обозначения «перехода первоначального северного полюса земли к южному полюсу неба», как это понимал Макки. Но они также представляли собой полюса, переворачивающиеся вследствие большого наклона оси, что каждый раз приводило к смещению океанов, затоплению полярных земель и последующему поднятию новых континентов в экваториальных областях и наоборот. Эти кабиры были богами «Потопа».

Девятнадцать:

Геометрия вселенной

 

(Из тома I «Разоблачённой Изиды» Елены П. Блаватской, стр. 318-319)

«Пифагор учил, что вся вселенная представляет собой одну обширную систему математически правильных комбинаций.  Платон представляет божество как геометра.  Мир удерживается тем же законом равновесия и гармонии, по которому он был построен.  Центростремительная сила не могла бы проявиться без центробежной силы при гармоничном вращении сфер;  все формы являются продуктом этой двойной силы в природе.  Таким образом, чтобы проиллюстрировать наш случай, мы можем обозначить дух как центробежную энергию, а душу – как центростремительную, духовную энергию.  Находясь в совершенной гармонии, обе силы дают один результат;  нарушьте или повредите центростремительное движение земной души к центру, который её притягивает;  остановите её движение вперёд, навесив на неё более тяжелый груз материи, чем она может выдержать, и гармония целого, которая была её жизнью, разрушится».

Двадцать:

Небесная мера

 

(Из т. II «Тайной доктрины», стр. 363, верхняя половина)

 

«В астрономии полюса действительно являются «небесной мерой», так же как и кабиры-диоскуры (…) и кабиры-титаны (…). Именно титаны-кабиры были также генераторами и регуляторами времён года и в космическом смысле великими вулканическими энергиями, богами, управляющими всеми металлами и земными работами (…)».

Двадцать один:

Земля — великий магнит

 

(Из тома I «Разоблачённой Изиды» Елены П. Блаватской, стр. 282)

«Взаимная магнитная связь планетных сфер, которые все являются магнитами, была у них [древних] общепризнанным фактом, и аэролиты не только назывались ими магнитными камнями, но и использовались в мистериях в тех же целях, в которых мы теперь применяем магнит.  Поэтому в 1872 году, когда профессор А.М.Майер из Технологического института Стивенса заявил Йельскому научному клубу, что земля является  большим магнитом и что «при любом внезапном волнении на поверхности солнца магнетизм земли претерпевает серьёзное нарушение равновесия, вызывающее сильное дрожание магнитных стрелок в наших обсерваториях и порождающее грандиозные вспышки полярных сияний, чьи светящиеся языки пламени танцуют в такт вибрациям магнитной стрелки»,[14] он только на хорошем английском языке повторил то, чему учили на хорошем дорическом языке неисчислимые века до того, как первый христианский философ увидел свет».

Двадцать два:

Макки, Египет и полюса

(Из тома II «Тайной доктрины» Е.П.Б., стр. 360, сноска)

«[Макки] добавляет, что у египтян были разные способы изображения углов полюсов. Кроме того, у Перри в его «Обзоре Левант» есть «рисунок, изображающий Южный полюс Земли в созвездии Арфа», на котором полюса выглядят как два вертикальных жезла, увенчанных крыльями ястреба, но они также часто изображались как змеи с головами ястребов, по одному на каждом конце».

Двадцать три:

Наука равновесия

Баланс между двумя полюсами земли является решающим фактором для всей жизни на планете. Элифас Леви рассматривает принцип объективности или эквивалентности как часть закона жизни:

000

(Из книги Элифаса Леви «История магии», Лондон, 1922, стр. 49-50)

«Удивительно (…) наблюдать в начале «Зоара» глубину его понятий и возвышенную простоту его образов. Сказано так: «Наука о равновесии есть ключ к оккультной науке. Неуравновешенные силы гибнут в пустоте. Так прошли цари древнего мира, князья исполинов. Они пали, как деревья без корней, и места их больше не найти».

000

Двадцать четыре:

Потребность в отдыхе и обновлении

(Из Т. II «Тайной доктрины», стр. 725-726)

«Учение о том, что миры (также и расы) периодически уничтожаются то огнем (вулканами и землетрясениями), то водой, и снова обновляются, — это учение так же старо, как человек. В это верили Ману, Гермес, халдеи, все древние. Дважды уже огнем и дважды водой изменялся лик земного шара с тех пор, как на нем появился человек. Как земля нуждается в отдыхе и обновлении, новых силах и смене почвы, так и вода. Отсюда возникает периодическое перераспределение суши и воды, изменение климата и т. д., вызванное геологическими переворотами и заканчивающееся окончательным изменением наклона оси. Астрономы могут с пренебрежением отнестись к идее периодических изменений в поведении оси земного шара и улыбаться приведенному в Книге Еноха разговору между Ноем и его «дедом» Енохом; эта аллегория, тем не менее, является геологическим и астрономическим фактом: изменения наклона земной оси происходят испокон веков, и назначенные им сроки запечатлены в одном из великих Тайных Циклов. Как и во многих других вопросах, наука постепенно приближается к нашему образу мышления».

 

Двадцать пять:

ЕПБ о планетарных изменениях и полюсах

(Из Т. II «Тайной доктрины», стр. 776)

Весь земной шар периодически содрогается; и с момента появления первой расы содрогался четыре раза. Тем не менее, хотя при этом весь лик земли всякий раз преображался, структура арктического и антарктического полюсов мало изменилась. Полярные земли соединяются и разъединяются друг с другом, образовывая острова и полуострова, но остаются всегда одними и теми же. Поэтому северная область Азии называется «вечной землей», а Антарктида — «вечно живущей» и «сокрытой»; в то время как Средиземноморье, Атлантика, Тихий океан и другие области исчезают в великих водах и вновь появляются из них по очереди.

Двадцать шесть:

Когда полюса сдвинулись в четвёртый раз

 

(Из Т. II «Тайной доктрины», стр. 350)

(а) …Эти семь великих островов (двип) относились к материку Атлантиды. Тайные учения объясняют, что «Потоп» настиг четвертую расу, расу великанов, не по причине их порочности, или потому, что они стали «чёрными от греха», а просто потому, что такова судьба каждого материка, который — как и все остальное под нашим солнцем — рождается, живет, дряхлеет и умирает. Это произошло, когда у пятой расы была пора младенчества.

(б) Так погибли исполины – маги и чародеи, добавляет фантазия народного предания, но «все святые спаслись», и только «нечестивые были уничтожены». Однако это было связано как с предвидением «святых», которые не утратили способность пользоваться своим «третьим глазом», так и с кармой и естественным законом. Говоря о последующей расе (нашем пятом человечестве), в комментарии говорится:

«Лишь горстка избранных, чьи божественные наставники отправились населять Священный остров — «откуда придет последний Спаситель» — и удержала человечество от того, чтобы одна половина истребила другую [как человечество делает сейчас — Е. П. Б.] . Оно (человечество) разделилось.

Две трети его находились под властью династий низших, материальных духов земли, легко завладевших доступными телами людей; но одна треть осталась верной и присоединилась к зарождающейся пятой расе — божественным воплощениям. Когда полюса сдвинулись (в четвёртый раз), это не коснулось тех, кто был защищен и кто отделился от четвёртой асы. Подобно лемурийцам погибли одни нечестивые атланты, и «больше их никто не видел»…

Двадцать семь:

ЕПБ об обновлении огнём и водой

«Континенты гибнут поочередно от огня и воды: либо от землетрясений и извержений вулканов, либо в результате погружения и смещения огромных масс воды. Наши континенты должны погибнуть в результате первого из перечисленных катаклизмов. Непрекращающиеся землетрясения этого года и прошлых лет могут быть предупреждением». (Том II «Тайной доктрины», стр. 776, сноска)

Однако в нескольких сочинениях по классической теософии утверждается, что переход происходит постепенно. Что касается роли огня в 21 веке, полезно понаблюдать за распространением лесных пожаров в районе Амазонки и других частях света.

Двадцать восемь:

Книга Еноха об Атлантиде

(Из Т. II «Тайной доктрины», стр. 534-535)

«Указ действительно вышел; указ природы и Закона эволюции, что земля должна сменить расу, и что четвертая раса должна быть уничтожена, чтобы освободить место для лучшей. Манвантара достигла своей поворотной точки в три с половиной Круга, и физическое человечество гигантов достигло вершины грубой материальности. Отсюда апокалиптический стих, говорящий о вышедшем приказе об уничтожении: «да будет конец их» (расы), так как они истинно знали «все тайны ангелов, всякую деспотическую и тайную силу сатаны, и всякую силу колдунов, а также тех, кто делает литых истуканов по всей земле.

А теперь встаёт естественный вопрос. Кто мог сообщить автору этого апокрифа о таком великом видении (к какому бы веку до дней Галилея оно ни относилось), что земля может время от времени изменять наклон своей оси? Откуда он получил такое астрономическое и геологическое знание, если тайная мудрость, которой насыщались древние риши и Пифагор, есть не что иное, как фантазия, изобретение более поздних веков? Может быть, Енох пророчески прочитал в сочинении Фридриха Клее о всемирном потопе (стр. 79) следующие строки: «Положение земного шара по отношению к Солнцу, очевидно, в первобытные времена было иным, чем теперь; и эта разница должна была быть вызвана смещением оси вращения Земли.

Это напоминает другое ненаучное заявление, сделанное египетскими жрецами Геродоту, а именно, что Солнце не всегда восходило там, где оно восходит теперь, и что в прежние времена плоскость эклиптики пересекала экватор под прямым углом. [15]

В пуранах, Библии и мифологии есть много таких «мрачных высказываний», но оккультисту они открывают два факта: (а) древние знали так же хорошо и, возможно, лучше, чем современные, астрономию, геогнозию и космографию в целом; и (б) земной шар и его поведение менялись более чем один раз с момента первобытного положения вещей. Так, Ксенофан, опираясь на слепую веру своей «невежественной» религии, которая учила, что Фаэтон в своем желании познать скрытую истину заставил Солнце отклониться от своего обычного пути — где-то утверждает, что «Солнце повернулось к другой стране». Это представляет собой параллель, хотя и немного более научную, хотя и столь же смелую, с Иисусом Навином, вообще остановившим движение Солнца. Тем не менее, это может объяснить учение северной мифологии (Jeruskoven) о том, что до нынешнего установившегося порядка вещей солнце всходило на юге, а холодная зона находилась на востоке, тогда как теперь она находится на севере.

Одним словом, Книга Еноха есть резюме, смесь основных характеристик истории третьей, четвёртой и пятой рас, содержащее очень мало пророчеств о времени нынешнего мира; это длинное ретроспективное, интроспективное и пророческое изложение вселенских и вполне исторических событий — геологических, этнологических, астрономических и психических — с оттенком теогонии из летописей допотопных времён».

Двадцать девять:

Нравственное падение и конец цивилизаций

О геологических последствиях человеческой несостоятельности в отношении нравственности и самоконтроля смотрите в статье

«Человеческая этика и землетрясения», Дамодар К. Маваланкар. [16]

В следующем фрагменте исследуется прямое соответствие между разными уровнями сознания и действий.

000

(Из Т. II «Тайной доктрины» Елены П. Блаватской, стр. 786)

«Связь, — замечает Лайель, — между учением о последовательных катастрофах и повторяющимся ухудшением нравственного облика человеческого рода более тесная и естественная, чем может показаться на первый взгляд. Ведь в невежественном обществе все великие бедствия рассматриваются народом как суды Божии из-за нечестивости человека… Подобным же образом в рассказе, поведанном Солону египетскими жрецами о затоплении острова Атлантида водами океана, после неоднократных подземных толчков, мы обнаруживаем слова о том, что это событие произошло в тот момент, когда Юпитер увидел нравственную испорченность его жителей».

Истинно так; но не потому ли, что все эзотерические истины открывались широкой публике посвященными храмов под видом аллегорий? «Юпитер» есть просто олицетворение того неизменного Закона циклов, который останавливает нисходящую тенденцию каждой корень-расы после достижения зенита своей славы.

Тридцать:

Полюса переворачивались трижды

С тех пор, как зодиакальные расчёты начали вестись в Древнем Египте,

(Из Т. II «Тайной доктрины», стр. 353)

[Египетские] пирамиды тесно связаны с представлениями как о Великом драконе (созвездии), «драконах мудрости» или великих посвященных третьей и четвёртой рас, так и о разливах Нила, рассматриваемых как божественное напоминание о великом атлантическом потопе. Однако считается, что астрономические записи всемирной истории начали вестись ещё во времена третьей субрасы четвертой корень-расы, то есть атлантами. Когда это было? Оккультные данные показывают, что даже со времени ведения регулярных расчётов зодиака в Египте полюса уже трижды перевернулись.

Тридцать один:

Сенека и северный полюс

(Из Т. II «Тайной доктрины», стр. 757)

Смотрите, что говорит Сенека в Письме 9 и в трактате «О природе вещей» (III, c, ult.): «Когда мир растворяется и вновь восходит на лоно Юпитера, то этот бог продолжает некоторое время оставаться поглощённым самим собой и сокрытым, всецело погружаясь в созерцание. После чего из него рождается новый ми…. Невинная раса людей и животных создается заново ….. и т. д.» Далее, говоря о периодическом растворении мира, влекущем за собой всеобщую гибель, он (Сенека) говорит, что «когда законы природы будут погребены под руинами и наступит последний день мира, то южный полюс сокрушит, падая, все области Африки, а северный полюс поразит все страны, расположенные ниже его оси. Солнце в ужасе лишится своего света; разрушающийся дворец небес произведет одновременно и жизнь, и смерть, и своего рода растворение в равной степени постигнет всех божеств, которые таким образом вернутся в свой изначальный хаос». (Цитируется по «Книге Бога», стр. 160.)

Может показаться, что читаешь какой-то рассказ Парашары из Пуран о великой пралайе. Это почти одно и то же, все мысли сходятся. Разве в христианстве нет ничего подобного? Есть, говорим мы. Пусть читатель откроет любую английскую Библию и прочитает главу III. Второго послания Петра, от стиха 3 до 14, и он найдет там те же мысли….. «…В последние дни явятся наглые ругатели,.. говорящие: где обетование пришествия Его?.. С тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля…. сберегаются огню…. в который воспламенённые небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают… Впрочем, мы… ожидаем нового неба и новой земли…» и так далее и так далее.

Если толкователи хотели видеть в этом указание на сотворение мира, потоп и обещанное пришествие Христа, когда они будут жить в новом Иерусалиме на небесах, то это не вина «Петра». Автор Послания имел в виду уничтожение этой нашей пятой расы подземными пожарами и наводнениями и появление новых континентов для шестой корень-расы. Ведь все авторы этих посланий были сведущи в символике, если не в науках.

Тридцать два:

Каждую половину Великого года

Следующий фрагмент состоит из одного длинного абзаца из «Разоблаченной Изиды» Е.П.Б.. Мы делим его на более мелкие абзацы, чтобы облегчить чтение. Следует помнить, что астрономия определяет «Великий год» (также называемый «платоновым годом») как «период одного полного цикла земной прецессии около 25 800 лет». Число может варьировать.

000

(Из тома I «Разоблаченной Изиды» Елены П. Блаватской стр. 30-31)

В конце каждого «великого года», называемого Аристотелем, согласно Цензорину, величайшим и состоящим из шести саров[17], на нашей планете происходит абсолютная физическая революция. Полярный и экваториальный климаты постепенно меняются местами;  первый медленно движется в направлении экватора, а тропическая зона с её обильной растительностью и кишащей животной жизнью сменяет непривлекательные пустынные пространства полюсов холода.

Такая смена климата обязательно сопровождается катаклизмами, землетрясениями и другими космическими потрясениями.[18]  По мере того как дно океана смещается, в конце каждого десятитысячалетия и около одного нероса происходит полувсемирный потоп, подобный легендарному Ноевому потопу. Этот год назывался греками гелиакическим;  но никто за пределами святилища не знал ничего определённого относительно его продолжительности или особенностей.  Зиму такого года называли катаклизмом или потопом, а лето экпиротическим.  В народных преданиях говорится, что в эти чередующиеся времена года мир, по очереди, то сжигается, то потопляется.  Это то, что мы знаем, по крайней мере, из «Астрономических фрагментов» Цензорина и Сенеки.

Столь неопределёнными были комментаторы относительно продолжительности этого года, что никто, кроме Геродота и Линия, которые приписывали году продолжительность, первый в 10 800 лет, а последний в 13 984года, не приблизились к истине.[19]  Согласно утверждениям вавилонских жрецов, подтверждённым  Евполемом[20], «город Вавилон, обязан своим основанием тем, кто спасся от катастрофического потопа; они были исполинами и построили башню, отмеченную историей».[21]  Эти исполины, которые были великими астрологами и вдобавок получили от своих отцов, «сынов Божьих», все наставления, касавшееся тайных предметов, наставляли в свою очередь жрецов и оставили в храмах записи обо всех периодических катаклизмах, свидетелями которых они были сами.  Вот так верховные жрецы получили знание о великих годах.  Кроме того, если мы вспомним, что Платон в «Тимее» упоминает древнего египетского жреца, который упрекает Солона за то, что тот не знал о том, что было несколько таких потопов, как великий потоп Огига, мы можем легко установить, что учение о годе гелиакос было известно посвящённым жрецам по всему миру.

Тридцать три:

Е.П.Б., доктор Фальб и Великий год

 

(Из статьи Елены П. Блаватской «Древние доктрины, подтверждённые современными пророчествами», впервые опубликованной в мае 1881 года в журнале «Теософ», стр. 183-184. [22]

000

«Согласно теории доктора [Рудольфа] Фальба, наш Универсум не безграничен и не вечен, но ограничен определенным временем и заключён внутри некоего пространства. Он рассматривает механическое устройство нашей планетной системы и её явления совсем в ином свете, чем остальные люди науки. «Он очень оригинален и в некотором отношении очень интересен (эксцентричен), хотя мы не можем доверять ему во всем», — таково, пожалуй, единодушное мнение прессы.

Очевидно, доктор слишком великий учёный, чтобы его можно было рассматривать как «мечтателя» или «галлюцинирующего энтузиаста»; и поэтому над ним осторожно подтрунивают. С другим менее образованным смертным обошлись бы, наверняка, таким образом, если бы он излагал бесспорно оккультные и каббалистические представления о космосе, как это делает доктор. Поэтому, умалчивая о его теориях, как будто для того, чтобы не быть скомпрометированным распространением его «еретических» взглядов, газеты обычно добавляют: «Мы отсылаем читателя, которому может быть любопытно разобраться в доктринах доктора Рудольфа Фальба, к последней работе этого замечательного человека и пророка». Некоторые добавляют к этой информации тот факт, что теория доктора Фальба относит «всемирный» потоп к 4000 годам до нашей эры и предвещает еще один примерно в 6500 году христианской эры.

Эти двадцать тысячелетий подразделяются на два периода: первый, продолжительностью 10 500 лет, завершается на вершине цикла, что сопровождается малым катаклизмом, второй заканчивается ужасной всеобщей геологической катастрофой. В течение сих 21 000 лет полярный и экваториальный климаты постепенно меняются местами, причем «первый медленно движется к экватору, а тропическая зона… сменяет недоступные пустыни ледовых полюсов. Смена климата неизбежно сопровождается катаклизмами, землетрясениями и прочими космическими потрясениями. По мере смещения ложа океана, в конце каждого десятитысячного периода и приблизительно одного нероса [600 лет], происходит полувселенский потоп, вроде легендарного Ноева потопа» (см. «Разоблаченную Изиду», т. I.).

Похоже, что теории и учение доктора Фальба не являются чем-то новым в этой области науки, так как двести лет назад эту теорию выдвинул перуанец по имени Джори Балири, а около века назад — итальянец по имени Тоальдо. Таким образом, мы имеем определённое право заключить, что взгляды д-ра Фальба являются каббалистическими или, скорее, взглядами средневековых христианских мистиков и философов огня, поскольку и Балири, и Тоальдо занимались «тайными науками». В то же время — хотя нам еще не посчастливилось прочитать его работу — его расчёт относительно Ноева потопа и 6500 года н.э., предназначенного для его повторения, показывает нам так ясно, насколько цифры могут говорить, что учёный доктор допускает для нашего земного шара «гелиакический» Великий год, или цикл из шести саросов, в конце и при повороте которого наша планета всегда подвергается основательному физическому перевороту.

Это учение проповедовалось с незапамятных времен и пришло к нам из Халдеи через Бероса, астролога из храма Бела в Вавилоне. Халдея, как известно, была единым всеобщим центром магии, из которого лучи оккультного знания излучались во все другие страны, где совершались и преподавались мистерии. Согласно этому учению, в которое верил Аристотель, если можно доверять Цензорину, «великий год» состоит из 21 000 нечетных лет (последние варьируются) или из шести халдейских саросов, состоящих из 3 500 лет каждый. Эти двадцать тысячелетий естественным образом делятся пополам, первый период в 10 500 лет приводит нас к вершине цикла и небольшому катаклизму; последний период – к ужасной всеобщей геологической конвульсии. В течение этих 21 000 лет полярный и экваториальный климаты постепенно меняются местами, «первый медленно движется к экватору, а тропический пояс ….. заменяет недоступные пустыни ледяных полюсов. Это изменение климата обязательно сопровождается катаклизмами, землетрясениями и другими космическими потрясениями. По мере смещения дна океана в конце каждых десяти тысяч лет и примерно один нерос [600 лет] происходит полувсемирный потоп, подобный легендарному Ноевому потопу» (см. «Разоблаченная Изида», том I, стр. 30-31).

Теперь остаётся выяснить, насколько согласуются теория доктора Фальба и древнее допотопное учение, упомянутое автором «Разоблаченной Изиды». Во всяком случае, поскольку последняя работа на три года опередила его сочинение «Von den Umwälzungen im Weltall», которое было опубликовано в 1881 году (всего два месяца назад), эта теория не была заимствована из работы лейпцигского астронома. Мы можем добавить, что постоянная проверка таких геологических и метеорологических предсказаний, помимо их научной ценности, имеет огромное философское значение для изучающих теософию. Ибо она показывает: (а) что в природе мало тайн, абсолютно недоступных человеку и его стремлению вырвать их из её недр; и (б) что мастерская природы представляет собой один огромный часовой механизм, управляемый незыблемыми законами, в котором нет места капризам особого провидения».

Тридцать четыре:

Древний дендерский зодиак Египта

 

…Как уже объяснялось, все древние не без оснований полагали, что человечество и его расы тесно связаны с планетами, а они со знаками зодиака. В последнем записана история всего мира. В древних храмах Египта об этом свидетельствовал дендерский зодиак; но за исключением арабского сочинения, принадлежащего суфию, автор никогда не встречал точной копии этих чудесных записей прошлой, а также будущей истории нашего земного шара. Тем не менее, оригинальные записи существуют, что совершенно бесспорно.

(Из Т. II «Тайной доктрины», стр. 431-433)

Поскольку европейцы не знакомы с подлинными зодиаками Индии и не понимают тех зодиаков, с которыми им довелось познакомиться (свидетель Бентли), мы рекомендуем читателю обратиться за подтверждением к книге Денона («Путешествие по Египту», т. II.), в которой, если её понять правильно, можно найти и изучить два знаменитых египетских зодиака. Увидев их лично, автору больше не нужно доверять тому, что говорят о них другие исследователи, весьма тщательно осмотревших и изучивших и тот, и другой зодиак. Как рассказывали египетские жрецы Геродоту, земные полюса и полюса эклиптики прежде совпадали, что и было обнаружено и подтверждено Макки.[23] Ведь он утверждает, что полюса представлены на зодиаках в обоих положениях: «А там, где показаны полюса (полярные оси) под прямым углом, есть отметки, которые доказывают, что они были в таком положении не в последний, а в самый первый раз после того, как были нарисованы эти зодиаки». «Созвездие Козерога, — добавляет он, — изображено у северного полюса, а созвездие Рака разделено почти посередине у южного полюса; что является подтверждением того, что первоначально у них была зима, когда Солнце было в Раке; но главными признаками того, что в этом памятнике запечатлён самый первый раз, когда полюс находился в этом положении, являются созвездия Льва и Девы». (См. «Тайная Доктрина», том I, стр. 647-668, «Зодиак и его древность».)

В общих чертах египтологи считают, что великая пирамида была построена в 3350 году до Р.Х.. (См. Проктор, «Знание», Т. I, стр. 242, 400); и что Менес и его династия существовали за 750 лет до появления четвёртой династии (предположительно построившей пирамиды). (см. «Великая пирамида» Стэниленда Уэйка). Таким образом, Менес правил Египтом за 4100 лет до Р.Х.. Итак, заявление сэра Дж. Гарднера Уилкинсона о том, что «все факты приводят нас к выводу, что египтяне уже добились очень большого прогресса в ремёслах своей цивилизации задолго до эпохи Менеса и, вероятно, ещё до того, как они переселились в долину Нила» (Роулинсон, «Геродот», т. II, стр. 345) наводит на размышления, так как разрушает эту гипотезу. Он указывает на существование великой цивилизации в доисторические времена и в ещё более глубокой древности. В Египте поселились люди, называвшие себя шесу-Хор («слуги Гора»); и, как утверждает М. Г. Масперо, именно этому доисторическому народу «принадлежит честь… основания главных городов Египта и создания самых важных святилищ». Всё это было до эпохи великих пирамид, когда Египет едва поднялся из вод. Тем не менее, «они владели иероглифической формой письма, характерной для египтян, и, должно быть, уже достигли значительного прогресса в цивилизации. «Это была, — говорит Ленорман, — страна великих доисторических святилищ, центров жреческой власти, сыгравших важнейшую роль в зарождении цивилизации». Какая дата назначена этим людям? Мы слышим о 4000, самое большее 5000 лет до Р.Х. (Масперо). Сейчас утверждают, что именно с помощью цикла в 25 868 лет (сидерический год) можно установить приблизительный год возведения Великой пирамиды. «Предполагая, что длинный узкий нисходящий коридор был проложен строителями в направлении к полярной звезде, астрономы доказали, что Альфа Дракона, тогдашняя полярная звезда, находился в требуемом положении примерно в 3350 и в 2170 годах до Р.Х.» (Проктор, цитата из книге С. Уэйка). Но нам также говорят, что «так как это относительное положение Альфы Дракона и Альционы экстраординарное, оно не может повториться снова в течение всего сидерического года» (там же). Это доказывает, что, поскольку дендерский зодиак отображает прохождение трех седирических лет, великая пирамида вероятно была построена 78 000 лет назад, или, во всяком случае, что вероятность этой даты заслуживает того, чтобы быть рассмотренной, по крайней мере, с такой же готовностью, как и более поздняя дата 3350 г. до Р.Х.

В настоящее время на зодиаке одного храма в далекой Северной Индии, как и на дендерском зодиаке, находят те же характерные черты знаков зодиака. Те, кто хорошо знает индийские символы и созвездия, смогут узнать по описанию египетского зодиака, верны ли его хронологические данные. На дендерском зодиаке, который хранится у современных коптских и греческих адептов в Египте и который несколько иначе объясняется Макки, Лев изображён стоящим на Гидре, а его хвост почти прямой и направлен вниз под углом сорок или пятьдесят градусов, это положение соответствует изначальному расположению этих созвездий».

 

Тридцать пять:

Предохранительные клапаны планеты

 

(Из Т. I «Тайной доктрины» ЕПБ, стр. 204-205)

Древние насчитывали семь полярных кругов вместо двух, как европейцы, так как гора Меру, которая является северным полюсом, как говорят, имеет семь ведущих к ней золотых и семь серебряных ступеней. Странное заявление, сделанное в одном из стансов: «Песни фохата и его сыновей были сияющими, как полуденное солнце и луна вместе взятые»; и что четверо сыновей в срединном четверичном круге «видели песни своего отца и слышали его солнечно-лунное сияние», объясняется в Комментарии такими словами: «Силы фохата, возбуждающиеся на двух холодных концах земли (северном и южном полюсах) и производящие многоцветное сияние ночью, обладают некоторыми свойствами акаши (эфира), в том числе цветом и звуком». ……. «Звук есть основное свойство акаши (эфира); он порождает воздух, свойством которого является осязание; и воздух (через трение) становится способным производить цвет и свет» («Вишну-пурана»).

Возможно, сказанное выше будет считаться архаичной чепухой, но это легче понять, если читатель вспомнит северное и австралийское сияния, происходящие в самых центрах земных электрических и магнитных сил. Оба полюса называются хранилищами, одновременно принимающими и высвобождающими космическую и земную жизненную энергию (электричество), от избытка которого землю (если бы не эти два естественных «предохранительных клапана»[24]) давно бы разорвало на куски. В то же время сегодня существует теория, ставшая недавно аксиомой, о том, что явление полярного сияния сопровождается сильными звуками, такими как свист, шипение и треск.

Тридцать шесть:

Антахкарана как компас

Мы видели в приведённых фрагментах прямую связь между геологической и магнитной жизнью земли, всегда направляемой динамикой её полюсов, и эволюцией человеческого сознания.

Микрокосмический и макрокосмический миры развиваются в тесном взаимодействии и взаимного консилиума. Мысли и чувства каждого человека зависят от «двух полюсов его души, которое есть единство», согласно словам Учителя Мудрости.[25] Вселенная управляется изнутри и подчиняется закону циклов.

Сейчас относительно легко обнаружить тревожные признаки деградации наших народов, тоски в человеческих душах и нестабильности в геологическом поведении планеты. Однако ничто не существует изолированно. Теософы призваны следовать компасу своей личной совести, указывающему на общий север вселенской истины. Они могут найти магнитное равновесие в себе и сообщать его другим.

Каждый гражданин имеет в себе тот рычаг, который может изменить мир.

Антахкарана, «мост», соединяющий смертную душу и бессмертный дух, является тем невидимым компасом, который позволяет нам превзойти всякое страдание и безопасно продвигаться по пути к блаженству.

(ККA)

000

Загадочный отрывок из «Тайной доктрины»

 

(Из Т. II «Тайной доктрины», стр. 785-786, начиная с нескольких строк

выше половины страницы стр.785)

 

… Ибо в эпоху, когда боги покинули землю и, как говорили, вознеслись на небо, эклиптика стала параллельной меридианам, и казалось, что часть зодиака опустилась с северного полюса к северному горизонту. Альдебаран находился тогда в соединении с Солнцем, как это было 40 000 лет назад, на большом празднике в память того Magnus Annus, о котором говорил Плутарх. Начиная с этого года (40 000 лет назад) происходило ретроградное движение экватора, и около 31 000 лет назад Альдебаран находился в соединении с точкой весеннего равноденствия. Роль, отведенная созвездию Тельца даже в христианском мистицизме, слишком хорошо известна, чтобы нуждаться в повторении. Знаменитый орфический гимн великому периодическому катаклизму раскрывает весь эзотерический смысл этого события. Плутон (в пропасти) уносит Эвридику, укушенную (полярным) змеем. Затем Лев оказывается побежден. Итак, когда Лев находится в пропасти или ниже южного полюса, то Дева, как следующий знак, следует за ним, а когда она, от головы по пояс, находится ниже южного горизонта, она ​​переворачивается. С другой стороны, Гиады являются созвездием, предвещающим дожди или наводнения, а Альдебаран (тот, кто следует за дочерьми Атласа, Плеядами, или наследует им) смотрит вниз из глаза Тельца. Именно с этой точки эклиптики был начат отсчёт нового цикла. Исследователь также должен помнить, что когда Ганимед (Водолей) поднимается на небо (или над горизонтом северного полюса), Дева или Астрея, которая есть Венера-Люцифер, опускается вниз головой за горизонт южного полюса, то есть пропасти, а эта пропасть или полюс есть также Великий дракон или Потоп. Пусть исследователь поупражняется в интуиции, соединяя эти факты вместе; нам больше нельзя сказать.

000

Статья «Изменение полюсов нашей планеты» была опубликована как самостоятельный материал на совместных сайтах 1 сентября 2019 года. Помощник редактора Жуана Мария Пиньо. Это отредактированная версия текста, опубликованного в февральском номере журнала «Теософ эпохи Водолея» за 2019 год, где не указано имя автора.

[1] См. «Собрание сочинений», Е.П.Б., Т.И.Д., США, том IV, стр. 405: «Сноски…». Дальнейшие обсуждения этой темы можно найти в журнале «Теософ» за май 1883 года, стр. 182–185 (статья, озаглавленная «Магнетизм в медицине и целитель-магнетизм»). Посмотрите также книгу «Пять лет теософии», стр. 522-530 (статья под названием «Как нам спать?»).

[2] В отношении этого пункта см. дополнительное свидетельство во втором абзаце третьего фрагмента об очистительном эффекте созерцания Полярной звезды. Это относится к медитации.

 

[3] Между разными версиями этой книги существуют некоторые различия. В классическом изложении «Сутр», подготовленном Манилалом Набхубхаи Двиведи и опубликованном на наших совместных сайтах, именно Афоризм 28 или XXVIII относится к Полярной звезде. См. стр. 67 в «Йога-сутрах Патанджали».

 

[4] «Наука йоги», И.К. Таймни, T.И.Д., Адьяр, Индия, первое издание, 1961 г., восьмое переиздание, 1993 г., 448 стр., стр. 329.

[5] «Философия йоги» включает текст Патанджали и комментарии Бходжа Раджи, перевод на английский язык доктора Баллантина и Говинд Шастри Дева, под редакцией Тукарама Татьи, Бомбейский фонд теософских публикаций, Бомбей, 1885 г., Kessinger Publishing Co., США , 226 стр., см. стр. 118.

[6] Прочтите статью «Значение рождественской звезды».

[7] «Свет на Пути», М.К., стр. 6 в издании Theosophy Co.

[8] «Голос Безмолвия», переведенный и аннотированный Еленой П. Блаватской, Т.И.Д., Лос-Анджелес, 110 стр., см. стр. 21.

[9] Имеет ли какое-нибудь значение личная связь между душой человека и звездой для его или её астрологической карты? Опосредованное значение, так как астрологическая карта действительна только для одного воплощения, а «звезда посвящения» относится к высшему «Я», а не к смертной душе. Её влияние затрагивает и освещает все воплощения человека. Однако определенные аспекты астрологической карты могут отражать влияние «своей звезды» и прокладывать путь к ее благотворному воздействию.

 

[10] «Собрание сочинений», Е.П. Блаватская, Т.И.Д.-США, том II, стр. 337-338.

 

[11] Относительно горы Меру в Энциклопедическом теософском словаре говорится: Меру (санскрит) — мифологическая священная гора, которая в индийской мифологии считается обителью богов. У каждого народа также есть своя священная гора — гора Синай у евреев, Олимп у греков, Тай-шань у китайцев и т. д. Теософские и пуранические учения относят ее к Северному полюсу, указывая на нее как на центр первого континента нашей земли после затвердевания земного шара: «Именно Северный полюс, страна «Меру», является седьмым делением, поскольку оно соответствует седьмому принципу (или четвертому метафизически) оккультного исчисления, так как он представляет область Атмы, чистой души и духовности» (ТД, Т. 2, стр. 403). В «Сурья-сиддханте» он описывается как проходящий через середину земного шара и выступающий с обеих сторон. На его северном конце находятся боги, на нижнем конце – демоны или разные уровни ада. Его корни находятся в пупе мира, который соединяет его с центральной нетленной страной, в которой каждый день и ночь длятся по шесть месяцев. Вышесказанное также имеет свою символику в человеческом теле.

[12] Ось земли также определяется как «линия, вокруг которой земля вращается. Она проходит через Северный полюс, центр земли и Южный полюс». Что касается фразы «выступая в обе стороны» и отношения между Северным полюсом и Полярной звездой, интересно отметить, учитывая аналогию между микрокосмом и макрокосмом, что в «Письмах Махатм» один из Учителей разъясняет: на самом деле высшие принципы человеческого сознания, атма и буддхи, находятся вне физического тела или над ним, то есть над головой. («Письма Махатм», Письмо CXXVII, стр. 455, верхняя половина.) Можно сказать, что атма и буддхи находятся «над головой или северным полюсом человеческого тела».

[13] Изображение воспроизведено из «Истории магии» Элифаса Леви. Английское издание, William Rider & Son, Ltd., Лондон, 1922, 536 стр., см. стр. 50–51. Оригинальное издание на французском языке, 1860 г.

[14] Примечание ЕПБ: Альфред Маршал Майер, доктор философии. «Земля — ​​большой магнит», лекция, прочитанная перед Йельским научным клубом, 14 февраля 1872 года.

 

[15] Примечание Е.П.Б.: Байи, «Древняя астрономия» («Astronomie Ancienne», Bailly, Т. I, стр. 203 и Т. II, стр. 216).

[16] Отсутствие умеренности и самоконтроля порождает чрезмерное потребление, уничтожение окружающей среды, вырубку лесов, загрязнение атмосферы, войны и другие формы разрушительной кармы.

[17] Примечание Е.П.Б.: Вебстер ошибочно заявляет, что халдеи называли саросом цикл затмений, период около 6586 лет, «время вращения лунного узла».  Берос, будучи сам халдейским астрологом в храме Бела, в Вавилоне, определяет продолжительность сара или сароса в 3600 лет, нероса в 600 лет, а соссоса в 60 лет. (См. о Беросе у Абидена «О халдейских царях и потопе». См. также у Евсевия и рукопись Кори «Ex. Cod. reg. gall. gr.» № 2360, кол. 154)

[18] Примечание Е.П.Б.: Прежде чем учёные отвергнут такую ​​теорию (хотя она и традиционна), они должны доказать, почему в конце третичного периода в Северном полушарии произошло такое понижение температуры, которое полностью изменило жаркую зону на холодный сибирский климат? Напомним, что гелиоцентрическая система пришла к нам из верхней Индии; и что зародыши всех великих астрономических истин были принесены оттуда Пифагором. Пока у нас нет математически правильного доказательства; одна гипотеза ничем не хуже другой.

[19] Примечание Е.П.Б.: Цензорин «De Die Natale» «День рождения».  Сенека «Naturales quaestiones» «Натурфилософские вопросы», III, 29.

[20] Примечание Е.П.Б.: Евсевий «Praeparatio evangelica» «Подготовка к евангелию».  О вавилонской башне и Аврааме.

[21] Примечание Е.П.Б.: Это полностью противоречит библейскому повествованию, которое говорит нам, что потоп был специально послан для уничтожения этих исполинов.  Вавилонские жрецы не задавались целью выдумать ложь.

[22] См. также «Собрание сочинений», ЕПБ, T.И.Д.-США, том III, стр. 149–150.

[23] Примечание Е.П.Б.: В книге «Подтверждения мифологической астрономии у древних народов», принадлежащей перу символога и астронома, своеобразного адепта-самородка из Нориджа, обладавшего на удивление глубокой интуицией. Работы его относятся к первой четверти нашего века.

[24] Поэтому периодические изменения полюсов земли являются частью циклического механизма предохранительных клапанов. (ККА)

[25] Фрагмент второй, выше.