«Это выдержки из личных записей учения, переданного Е.П. Блаватской личным ученикам в период с 1888 по 1891 годы, из объёмистой рукописи, оставленной мне моим отцом, который был одним из её учеников».[1] — П.Г. БОУЭН[2]

На прошлой неделе Е.П.Б. было особенно интересно слушать в связи с «Тайной доктриной». Мне лучше попытаться во всём этом разобраться и точно изложить на бумаге, пока ещё свежо в памяти. Как она сама сказала, это может пригодиться кому-нибудь через тридцать-сорок лет. «Тайная доктрина» — лишь небольшой фрагмент эзотерического учения, открытого высшим членам оккультных Братств. Она содержит, по её словам, ровно столько, сколько можно дать миру в грядущем столетии. «Мир» (объяснила она) означает человека, обитающего в природе личности. Этот «мир» вы найдёте в двух томах Т.Д.; можно лишь отдалённо уловить её смысл, но не более того. Но это не значит, что ученик, не живущий в «миру», не может найти в книге больше, чем находит этот «мир». Каждая форма, какой бы грубой она ни была, содержит в себе скрытый образ своего «творца». Так и сочинение автора, как бы оно ни было неясно, содержит в себе скрытый образ его знаний…. Из этого высказывания я делаю вывод, что Т.Д. должна содержать всё, что Е.П.Б. знает сама и многое другое, учитывая, что большая часть её исходит от людей, чьи знания намного глубже. Кроме того, она безошибочно намекает, что другой человек вполне может найти в Т.Д. знания, которыми она сама не владеет. Меня вдохновляет мысль о том, что я могу найти в словах Е.П.Б. знания, о которых она сама не знает. Она долго размышляла над этим предметом. X. говорил впоследствии: «Е.П.Б. должно быть, теряет хватку», имея в виду, как я полагаю, уверенность в своих собственных знаниях. Но …и… я сам тоже, по-видимому, лучше понимаю смысл её слов. Она, без тени сомнения, говорит нам не привязываться ни к ней, как к конечному авторитету, ни к кому-либо ещё, но полностью полагаться на наше собственное улучшающееся восприятие.

(Позднее примечание к вышесказанному: я был прав. Я прямо сказал ей об этом, и она кивнула в знак согласия и улыбнулась. Чего стоила её одобрительная улыбка!)

Наконец-то нам удалось заполучить Е.П.Б., чтобы подвести нас прямо к вопросу изучения Т.Д.. Позвольте мне записать всё, пока ещё свежо в памяти. Если читать Т.Д. страница за страницей, как читаешь любую другую книгу (говорит она), то это только запутает нас. Первое, что нужно сделать, даже если на это уйдут годы, — это уяснить себе «три основных принципа», данных в Прологе. После этого изучите «Выводы» — пронумерованные пункты в «Подведении итогов» к первому тому 1, часть 1. Затем возьмите «Предварительные замечания» (т. II) и «Заключение» (т. II)…

Е.П.Б., пожалуй, довольно ясно говорит о важности учения (в «Заключении»), касающегося времени прихода рас и подрас. Она выражалась яснее, чем обычно, что на самом деле не существует такого понятия, как будущее «пришествие» рас. Нет ни ПРИХОДА, ни УХОДА, а вечное СТАНОВЛЕНИЕ», — говорит она. Четвёртая корень-раса всё ещё живёт. Так и с третьей, и со второй, и с первой расой, то есть их проявлениями на нашем нынешнем плане субстанции. Думаю, что понимаю, что она имеет в виду, но не могу выразить это словами. Подобно им есть здесь и шестая подраса, и шестая корень-раса, и седьмая, и даже люди грядущих Кругов. Ведь это понятно. Ученики, Братья и Адепты не могут быть людьми нынешней пятой подрасы, так как раса является состоянием эволюции.

Но она не оставляет никаких сомнений насчёт человечества в целом, что нас отделяют сотни лет (во времени и пространстве) даже от шестой подрасы. Показалось, что Е.П.Б. проявила некое беспокойство, настаивая на этом пункте. Она намекала на «опасность заблуждения», исходящего из представлений о том, что новая раса явно уже зародилась в этом мире. По её словам, продолжительность подрасы человечества в целом совпадает с продолжительностью сидерического года (прецессионного цикла — около 25 000 лет). Это намного отдаляет новую расу от нас.

У нас были замечательные занятия по изучению Т.Д. в течение последних трёх недель. Я должен разобраться в своих замечаниях и аккуратно записать результаты на случай, если я их потеряю.

Она много говорила об «Основных принципах». Она говорит: «Если кто-то воображает, что извлечёт из Т.Д. удовлетворительную картину строения вселенной, то от её изучения будет только путаница. Она не предназначена для вынесения такого окончательного вердикта, но лишь для того, чтобы привести к истине». Последнюю фразу она повторяла много раз. Хуже всего обращаться к тем, кого мы считаем продвинутыми учениками (сказала она), и просить их дать нам «толкование» Т.Д.. Они не могут этого сделать. Если они попытаются это сделать, то всё, что они дадут, — это выхваченные и высушенные части в экзотерическом толковании, которые даже отдалённо не напоминают истину. Принять такое толкование означает привязать себя к застывшим идеям, тогда как истина находится за пределами любых идей, которые мы можем сформулировать или выразить. Все экзотерические толкования довольно хороши, и она не осуждает их до тех пор, пока они не воспринимаются как указатели для начинающих и не принимаются ими как нечто большее. Многие люди, которые состоят Т.О. или придут в будущем, конечно, потенциально неспособны к какому-либо продвижению за пределы обычных экзотерических понятий. Но есть и будут другие люди, и для них она излагает следующий и верный путь подхода к Т.Д..

Подходите к Т.Д. (говорит она) без какой-либо надежды извлечь из неё окончательную истину о существовании или с какой-либо иной мыслью, кроме как постараться понять, насколько она может приблизить вас к истине. Постарайтесь увидеть в изучении средство упражнения и развития ума, которого не коснулись другие занятия. Соблюдайте следующие правила.

Независимо от того, что человек изучает в Т.Д., пусть его ум крепко держится, как основы его представлений, следующих понятий:

а) Фундаментальное единство всего сущего. Это единство совершенно отличается от общепринятого представления о единстве, когда мы говорим, что нация или армия едины; или что эта планета соединена с той магнитными силовыми линиями или чем-то подобным. Учение не в том. А суть в том, что существование есть одно целое, а не какая-то совокупность вещей, связанных вместе. По сути, это есть ОДНО БЫТИЕ. Это бытие имеет два аспекта, положительный и отрицательный. Положительный аспект есть дух или сознание. Отрицательный аспект есть субстанция, предмет сознания. Это бытие есть Абсолют в его первичном проявлении. Так как это абсолют, вне его нет ничего. Это ВСЕБЫТИЕ. Оно неделимо, иначе оно не было бы абсолютным. Если бы часть могла быть отделена, то оставшееся не могло бы быть абсолютным, потому что сразу возник бы вопрос о сравнении его с отделённой частью. Сравнение несовместимо с любой идеей абсолютности. Поэтому ясно, что это, по сути, одно существование или абсолютное Бытие, должно стать реальностью во всех существующих формах… (Я сказал, что, хотя это ясно для меня, но я не думаю, что многие в Ложах поймут это». Теософия, — сказала она, — предназначена для тех, кто умеет думать, или для тех, кто может заставить себя думать, а не для умственных лентяев».)

Атом, Человек, Бог, — говорит она, — каждый в отдельности, как и все вместе, есть абсолютное Бытие при их окончательном анализе, то есть их истинная индивидуальность. Именно эта мысль должна всегда присутствовать на заднем плане сознания, чтобы сформировать основу для любого понятия, возникающей при изучении Т.Д.. В тот момент, когда человек оставляет её (а это легче всего сделать, занимаясь любым из многих запутанных аспектов эзотерической философии), возникает идея разделения, и изучение теряет свою ценность.

б) Вторая мысль, которой следует придерживаться, состоит в том, что мёртвой материи не существует. Все до последнего атома живы. Иначе и быть не может, так как каждый атом в своей основе есть абсолютное Бытие. Поэтому не существует такой вещи, как «пространства эфира» или акаши, или называйте это как хотите, где резвятся ангелы и элементалы, как форель в воде. Это распространённое представление. Истинное представление состоит в том, что каждый атом вещества, независимо от того, на каком плане он находится, сам по себе есть жизнь.

в) Третья основная мысль состоит в том, что человек есть микрокосм. Раз он таков, то в нём есть все небесные иерархии. И на самом деле нет ни макрокосма, ни микрокосма, а ОДНО БЫТИЕ, большое и малое, лишь с точки зрения ограниченного сознания.

г) Четвёртая и последняя основная мысль, которую следует принять во внимание, выражена в великой герметической аксиоме. Она действительно суммирует и синтезирует все остальные: «Каково внутреннее, таково и внешнее; каково великое, таково и малое; как вверху, так и внизу; есть только одна жизнь и один закон; тот, кто исполняет его, есть ОДНО. В божественном домостроительстве нет ничего внутреннего, ничего внешнего, ничего великого, ничего малого, ничего высокого и ничего низкого».

Независимо от того, что вы считаете изучением Т.Д., нужно соотнести его с этими основными идеями.

Я предположил, что это своего рода умственное упражнение, которое может быть весьма утомительным. Е.П.Б. улыбнулась и кивнула в знак согласия. Нельзя быть дураком (говорила она) и загонять себя в сумасшедший дом чрезмерными усилиями на первых порах. Мозг — это инструмент бодрствующего сознания, и любой сознательно созданный мысленный образ означает изменение и разрушение атомов мозга. Обыкновенная мыслительная деятельность осуществляется в мозгу проторенными путями и не вызывает внезапных приспособлений его вещества или разрушений. Но этот новый вид умственных усилий требует чего-то совершенно иного — прокладывания новых «мозговых путей», выстраивания в другом порядке малых жизней мозга. При необдуманном принуждении это может нанести серьёзный вред физическому мозгу.

Этот способ мышления (говорит она) и есть то, что индийцы называют джняна-йогой. По мере продвижения в джняна-йоге возникают понятия, которые, хотя и осознаются, но не могут быть ни выражены, ни сформулированы в виде какого-либо мысленного образа. Со временем эти понятия превратятся в мысленные образы. В это время надо быть начеку и не поддаваться мысли, что вновь обретённый чудесный образ может отражать реальность. Это не так. По мере того как человек продолжает трудиться, он обнаруживает, что образ, которым когда-то восхищался, становится скучным и неинтересным и, наконец, блекнет или исчезает. Это ещё один опасный момент, потому что в данном случае человек остаётся в пустоте без какой-либо идеи, поддерживающей его, и может возникнуть искушение возродить отброшенный образ из-за отсутствия лучшего, за который можно было бы уцепиться. Однако истинный исследователь будет неустанно трудиться, и вскоре появятся новые бесформенные проблески, которые со временем снова порождают более крупный и красивый образ, чем предыдущий. Но исследователь теперь будет знать, что никакой образ никогда не будет отображать истину. Этот последний великолепный образ потускнеет и померкнет, как и другие. И так процесс продолжается до тех пор, пока, наконец, ум и его образы не будут преодолены и ученик не войдёт в мир не-форм и не станет обитать в этом мире, все формы которого являются лишь ограниченными отражениями.

Истинный исследователь «Тайной доктрины» — это джяна-йог, и этот путь йоги — истинный путь для западного исследователя. Именно для того, чтобы показать ему указатели на этом пути, и была написана «Тайная доктрина».

________________

Позднее примечание: я прочитал это изложение учения Е. П. Б. и спросил, правильно ли я понял её. Она назвала меня глупым тупицей, который вообразил, что хоть что-то можно правильно выразить словами. И всё же она улыбнулась, кивнула головой и сказала, что у меня действительно получилось лучше, чем у кого-либо, и лучше, чем у неё самой.

Странно, почему мне даётся всё это. Это должно быть передано миру, а я слишком стар для этого. Я чувствую себя таким ребёнком по сравнению с Е.П.Б., хотя, на самом деле, я на двадцать лет старше её.

Она сильно изменилась с тех пор, как я встретил её два года назад. Удивительно, как она держится под угрозой страшной болезни. Если бы кто-нибудь ничего не знал и ничему не верил, Е.П.Б. убедила бы его, что она существует где-то далеко, за пределами тела и мозга. Я чувствую, особенно во время этих последних встреч (поскольку она стала такой беспомощной телесно), что мы получаем учения из другой, более высокой сферы. Кажется, что мы скорее чувствуем и знаем, что она говорит, чем слышим своими телесными ушами. X. говорил почти то же самое вчера вечером.

19 апреля 1891 г. РОБЕРТ БОУЭН (капитан корабля) R.N.[3]

[1] Эти выдержки из записей Роберта Боуэна о «Тайной доктрине» Е.П.Б., взятые из журнала «The Theosophical Forum», август 1932 года, были перепечатаны в журнале «THEOSOPHY», Т. 54.

[2] Капитан Патрик Гилмар Боуэн был ирландским теософом и герметистом, выдающимся писателем в области лингвистики и оккультизма. Он был сыном Роберта Боуэна, личного ученика Елены Петровны Блаватской.

[3] Королевского Флота