Т. 1, СТРАНИЦА 35 СТАНС I

 

 

 

КОММЕНТАРИИ

 

К СЕМИ СТАНСАМ И ИХ ТЕРМИНАМ В СООТВЕТСТВИИ

С ИХ НУМЕРАЦИЕЙ В СТАНСАХ И ШЛОКАХ[i]

 

СТАНС I

 

  1. «ВЕЧНАЯ РОДИТЕЛЬНИЦА (пространство), УКУТАННАЯ В СВОИ ВЕЧНО НЕВИДИМЫЕ ОДЕЯНИЯ, В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ДРЕМАЛА В ПРОДОЛЖЕНИИ СЕМИ ВЕЧНОСТЕЙ». (а)

«Родительница», пространство, есть непреходящая, вечносущая причина всего – непостижимое БОЖЕСТВО, чьи «невидимые одеяния» являются мистическим корнем всей материи и вселенной. Пространство есть то единственно вечное, что можно легко вообразить как неподвижное в своей абстракции и не подверженное влиянию ни присутствия, ни отсутствия в нём объективной вселенной. Оно – вне измерений во всех смыслах этого слова и существует само по себе. Дух есть первая дифференциация «ТО», беспричинной причины, как духа, так и материи. Как учит эзотерический катехизис, оно – не безграничная пустота и не обусловленная полнота, а то и другое вместе. Оно всегда было и всегда будет. (См. Пролог, стр. 8 и далее)

Так «одеяния» означают нумен недифференцированной космической материи. Это – не материя в том виде, в каком мы её знаем, а духовная сущность материи, она вечна и даже составляет одно целое с пространством в его абстрактном смысле. Корень природы также является источником тончайших невидимых свойств видимой материи. Он есть, так сказать, душа ЕДИНОГО бесконечного духа. Индусы называют этот корень мулапракрити и говорят, что это изначальная субстанция, которая является основой упадхи или проводником любого явления – физического, психического или духовного. Это – источник, из которого излучается акаша.

а) Под семью «вечностями» подразумеваются эоны или периоды времени. Слово «вечность», как оно понимается в христианском богословии, не имеет никакого смысла для азиатского уха, кроме как в его применении к ЕДИНСТВЕННОМУ существованию, равно как и

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 36 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

термин «во веки веков»[ii], подразумевающий вечное лишь в будущем, есть ничто иное, как неправильный термин [1]. Таких выражений нет и быть не может в философской метафизике, и они были неизвестны до появления церковного христианства.

Под семью вечностями подразумеваются семь периодов (или один период, соответствующий по продолжительности семи периодам) по одной манвантаре, длящихся на протяжении махакальпы или «великого века» – 100 лет Брахмы, что в общей сложности составляет 311 040 000 000 000 лет; каждый год Брахмы состоит из 360 «дней» и такого же количества «ночей» Брахмы (считая по чандраяне или лунному году), причём «день Брахмы» состоит из 4 320 000 000 лет смертных людей. Эти «вечности» относятся к самым сокровенным вычислениям, в которых для получения истинной суммы каждая цифра должна быть возведена в степень 7x (7 в степени x). Причём величина x варьируется в зависимости от характера цикла в субъективном или реальном мире, а каждые цифра и число, относящиеся ко всему разнообразию циклов, от самых великих до самых малых, или представляющие их (в объективном или нереальном мире), обязательно должны быть кратны семи. Ключ к этому нельзя дать, поскольку в нём заключается тайна всех эзотерических вычислений, а для обычных вычислений он лишён смысла.

«Число семь, – говорится в каббале, – является великим числом божественных таинств»; число десять является числом всего человеческого знания (декада Пифагора); 1000 – это число десять в третьей степени, поэтому число 7000 также является символическим. В тайном учении цифра и число 4 являются мужским символом только на высшем плане абстракции, в то время как на плане материи число 3 является мужским началом, а 4 – женским, вертикальным и горизонтальным символами на четвёртой стадии символизма, когда символы становятся глифами порождающих сил на физическом плане.

—— —————

СТАНС I – Продолжение

  1. ВРЕМЕНИ НЕ БЫЛО, оно лежало спящим на бесконечном лоне ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ (а).

———————————————

[1] Так говорится в Вишну-пуране, книге II, гл. VIII: «Под бессмертием подразумевается существование до конца кальпы», а Уилсон, переводчик, отмечает в сноске: «Согласно Ведам, это всё, что следует понимать под бессмертием (или вечностью) богов; они погибают в конце всеобщего растворения (или пралайи)». А эзотерическая философия говорит – они не «погибают», а вновь поглощаются.

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 37 ВРЕМЯ И МИРОВОЙ РАЗУМ

а) Время – всего лишь иллюзия, порождённая последовательностью состояний нашего сознания по мере того, как мы странствуем по вечной продолжительности, и его нет там, где нет сознания, в котором может быть создана иллюзия; оно «лежит спящим». Настоящее – всего лишь математическая линия, которая отделяет ту часть вечной продолжительности, которую мы называем будущим, от той части, которую мы называем прошлым.

Ничто на земле не имеет реальной продолжительности, поскольку ничто не остаётся неизменным (или тем же самым) на миллиардную долю секунды; и ощущение реальности разделения «времени», известного как настоящее, возникает из-за нечёткости того моментального образа или последовательности таких образов, или всего, что предлагают нам наши чувства, по мере того, как всё переходит из области идеального, называемой нами будущим, в область воспоминаний, называемой прошлым. Таким же образом мы испытываем ощущение продолжительности вследствие нечёткого и длительного отпечатка на сетчатке глаза мгновенной вспышки электрической искры. Реальный человек или предмет состоит не только из того, что видно в любой конкретный момент, но и из того, что составляет сумму всех разнообразных и постоянно меняющихся состояний от своего появления в материальной форме на земле вплоть до исчезновения с неё. Именно эта «сумма» существует от вечности в «будущем» и мало-помалу проходит через материю, чтобы существовать вечно в «прошлом».

Никто не может сказать, что металлический брусок, упавший в море, начал существовать в тот момент, когда он покинул воздух, и прекратил своё существование, когда вошёл в воду, и что сам брусок сводится только к своему поперечному сечению, совпадающему в каждый данный момент с математической плоскостью, разделяющей и в то же время соединяющей атмосферу и океан.

Так же и люди, и предметы, которые, выпадая из «будет» в «было», из будущего в прошлое, на мгновение представляют для наших чувств как бы поперечное сечение их совокупных «я» по мере того, как они проходят через время и пространство (как материю) на своём пути из одной вечности в другую; и эти две вечности составляют ту «продолжительность», в одной лишь которой всё имеет истинное существование, если бы только наши органы чувств были способны распознать его там.

 

———————

СТАНС I – Продолжение

  1. …ВСЕЛЕНСКОГО РАЗУМА НЕ БЫЛО, ИБО НЕ БЫЛО АХ-ХИ (небесных существ) ЧТОБЫ ВМЕСТИТЬ (следовательно, проявить) ЕГО. (а)

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 38 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

а) «Ум» – это название, данное совокупности состояний сознания, распределённой по группам – мысль, воля и ощущение. Во время глубокого сна мышление на физическом плане прекращается, и память остаётся в состоянии ожидания; таким образом, на данный момент «ум отсутствует», потому что орган, через который эго проявляет мышление и память на материальном плане, временно перестал функционировать. Нумен может стать феноменом на любом плане существования, только лишь проявившись на этом плане через соответствующую основу или носитель. Во время долгой ночи покоя, называемой пралайей, когда всё сущее растворяется, «ВСЕЛЕНСКИЙ РАЗУМ» остаётся как постоянная возможность умственной деятельности или же как та абстрактная абсолютная мысль, конкретным и относительным проявлением которой является ум.

АХ-ХИ (дхьян-чоханы) – это коллективные сонмы духовных существ (ангельские воинства христианства, элохим или «вестники» евреев), которые являются носителями для проявления божественной или вселенской мысли и воли. Они являются теми разумными силами, которые устанавливают в природе её «законы» и вводят их в действие, а сами действуют в соответствии с законами, наложенными на них аналогичным образом ещё более высокими силами; но они не являются «персонификациями» сил природы, как ошибочно думают. Эта иерархия духовных существ, через которую действует вселенский разум, подобна войску (поистине «воинству»), посредством которого проявляется боевой дух народа, и которое состоит из армейских корпусов, дивизий, бригад, полков и пр.; все они со своей индивидуальностью или жизнью, своей ограниченной свободой действий и ответственностью входят в состав ещё большей индивидуальности, которой подчиняются её собственные интересы, а также включают в себя ещё меньшие индивидуальности.

———————

СТАНС I – Продолжение

  1. СЕМИ ПУТЕЙ К БЛАЖЕНСТВУ (мокше [1] или нирване) НЕ БЫЛО (а). ВЕЛИКИХ ПРИЧИН СТРАДАНИЯ (нидан [2] и майи) НЕ БЫЛО, ИБО НЕ БЫЛО НИКОГО, КТО МОГ БЫ ПОРОДИТЬ ИХ ИЛИ ПОПАСТЬСЯ В ИХ СЕТИ (б).

а) Есть семь «путей» или «направлений» к блаженству не-бытия,

———————————————

[1] В Китае нипанна [涅槃那], ниббана [निब्बान] в Бирме и мокша в Индии.

[2] «12» нидан (по-тибетски «темдрел чхуньи»[iii]) – главные причины существования, следствия, порождаемые совокупностью причин (см. Комментарий II).

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 39 ПРИЧИНЫ БЫТИЯ

которое есть абсолютное бытие, существование и сознание. Их не было, ибо вселенная до сих пор была пуста и существовала только в божественной мысли. Ибо это есть…

б) Двенадцать нидан или причин бытия. Каждая из них является следствием предшествующей причины и, в свою очередь, причиной дальнейших следствий, причём совокупность нидан основана на четырёх истинах – учении, главным образом, характерном для системы хинаяны [1]. Эти четыре истины имеют отношение к теории потока соединённых в одну цепочку законов, порождающих достоинства и недостатки и, в конце концов, предоставляющих карме полную власть. Эта теория основана на великой истине, заключающейся в том, что следует опасаться перевоплощения, поскольку существование в этом мире приносит человеку только страдания, невзгоды и боль. И сама смерть не может освободить человека от них, поскольку смерть – это просто дверь, через которую он переходит в другую жизнь на земле после небольшого отдыха на её пороге – дэвачане[iv]. Система хинаяны или школа «малой колесницы» появилась в глубокой древности, в то время как система махаяны относится к более позднему периоду и возникла после смерти Будды. Однако доктрины последней такие же древние, как и горы, на которых с незапамятных времён существовали такие школы. На самом деле обе школы, хинаяны и махаяны, (то есть школа ​​«великой колесницы») преподают одно и то же учение. «Яна» или колесница (на санскрите вахана) является мистическим способом выражения, причём обе «колесницы» внушают, что человек может избежать страданий перерождений и даже ложного блаженства дэвачана, обретя мудрость и знания, которые одни только могут рассеять плоды иллюзии и невежества.

Майя или иллюзия является элементом, входящим в состав всего конечного, поскольку всё сущее имеет только относительную, а не абсолютную реальность, а внешний вид, который скрытый нумен принимает для любого наблюдателя, зависит от его познавательных способностей. На неискушённый взгляд дикаря картина сначала представляет собой бессмысленное смешение полос и мазков красок, в то время как опытный глаз мгновенно увидит лицо или пейзаж. Нет ничего постоянного, кроме единственного скрытого абсолютного бытия, которое содержит в себе нумены всех реальностей. Существа, принадлежащие к каждому плану бытия, вплоть до высших дхьян-чоханов, в определённой степени имеют природу теней, отбрасываемых волшебным фонарём на бесцветный экран; однако всё сущее относительно реально, поскольку познающий также является отражением, и поэтому всё познаваемое для него так же реально, как и он сам. Какой бы реальностью ни обладало всё сущее, нужно искать реальность в нём

———————————————

[1] См. Васильев «Буддизм» [В. П. Васильев «Буддизм, его догматы, история и литература» 1857г.], стр. 97-950 .

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 40 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

до или после того, как оно, как вспышка, промелькнёт в материальном мире; но мы не можем напрямую воспринимать такое существование, пока мы обладаем такими органами чувств, которые могут включать только материальное существование в область нашего сознания.

На каком бы плане ни действовало наше сознание, как мы, так и всё сущее, принадлежащее этому плану, пока что являемся единственной нашей реальностью.

По мере того, как мы продвигаемся по шкале развития, мы понимаем, что на этапах, через которые мы прошли, мы ошибочно принимали тени за реальность, и восходящее продвижение эго представляет собой череду последовательных пробуждений, причём каждое продвижение несёт с собой понимание, что теперь-то, наконец, мы достигли «реальности»; но только когда мы достигнем абсолютного сознания и сольём с ним своё собственное, мы будем свободны от иллюзий, порождённых майей.

 

———————

СТАНС I – Продолжение

 

  1. ОДНА ЛИШЬ ТЬМА НАПОЛНЯЛА БЕСПРЕДЕЛЬНОЕ ВСЁ (а), ИБО ОТЕЦ, МАТЬ И СЫН СНОВА БЫЛИ ОДНИМ, И СЫН НЕ ПРОБУДИЛСЯ ЕЩЁ ДЛЯ НОВОГО КОЛЕСА [1] И СВОИХ СТРАНСТВИЙ ПО НЕМУ (б).

а) «Тьма есть отец-мать, а свет – их сын», – гласит древняя восточная пословица. Свет можно понять только, если представить его исходящим из некоего источника, который является его причиной; и поскольку в случае изначального света этот источник неизвестен, а здравый смысл и логика настаивают на нём, поэтому мы называем его «тьмой» с точки зрения рассудка. Что касается заимствованного или вторичного света, независимо от его источника, он может иметь лишь временный майявический характер. Поэтому тьма есть вечная

———————————————

[1] То, что называется «колесом», является символическим выражением мира или земного шара, что указывает на знание древних о том, что наша земля – вращающийся глобус, а не неподвижный квадрат, как учили некоторые христианские отцы.

«Великое колесо» означает весь цикл нашего бытия или махакальпу, то есть полный оборот, совершаемый нашей особой цепью из семи планет или сфер от начала до конца, а «малые колёса» означают круги, которых также семь.

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 41 ЧТО ТАКОЕ ТЬМА В ФИЛОСОФИИ?

матрица, в которой источники света появляются и исчезают.

На этом нашем плане ничего нельзя добавить к тьме, чтобы сделать её светом, или к свету, чтобы сделать его тьмой. Они взаимозаменяемы, и с научной точки зрения свет – это всего лишь вид тьмы, и наоборот.

Тем не менее, оба они есть феномены одного и того же нумена, который является абсолютной тьмой для научного мышления и всего лишь серыми сумерками для восприятия обычного мистика, но для духовного ока посвящённого этот нумен есть абсолютный свет. То, как далеко мы различаем свет, сияющий во тьме, зависит от способности нашего зрения. То, что для нас свет, для некоторых насекомых является тьмой, и глаз ясновидящего видит свет там, где нормальный глаз воспринимает только черноту. Когда вся вселенная погружается в сон (возвращается к своему единственному изначальному элементу), нет ни центра света, ни глаза, воспринимающего свет, и тьма непременно заполняет беспредельное всё.

б) Отец-мать являются мужским и женским началами в корне-природе, противоположными полюсами, проявляющимися во всём сущем на любом плане космоса, или в менее аллегорическом аспекте они есть дух и субстанция, результатом которых является вселенная или «сын». Они «снова одно», когда в «ночь Брахмы», во время пралайи, всё в объективной вселенной возвращается к своей единственной, изначальной и вечной причине, чтобы вновь проявиться во время следующей зари – как это происходит периодически.

Не было ничего, кроме одной «караны» (вечной причины). Выражаясь яснее, во время «ночей Брахмы» есть только карана. Предыдущая объективная вселенная растворилась в своей единственной, изначальной и вечной причине и, так сказать, удерживается в растворении в пространстве, чтобы снова дифференцироваться и кристаллизоваться заново во время следующей зари манвантары, являющейся началом нового «дня» или новой деятельности Брахмы – символа вселенной.

На эзотерическом языке Брахма есть отец-мать-сын или одновременно дух, душа и тело, причём каждое лицо является символом какого-то атрибута, а каждый атрибут или качество представляет собой прогрессирующее истечение божественного дыхания в его циклической инволюционной и эволюционной дифференциации.

С точки зрения космофизики это есть вселенная, планетарная цепь и земля, а в чисто духовном смысле – неведомое божество, планетарный дух и человек – сын этих двоих, творение духа и материи, и их проявление при его периодических явлениях на земле во время «колёс» или манвантар. (См. часть II, отд. «Дни и ночи Брахмы».)

 

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 42 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

 

СТАНС I – Продолжение

 

  1. СЕМЬ ВЫСОЧАЙШИХ ВЛАДЫК И СЕМЬ ИСТИН ПЕРЕСТАЛИ БЫТЬ (а), И ВСЕЛЕННАЯ – СЫН НЕОБХОДИМОСТИ – БЫЛА ПОГРУЖЕНА В ПАРИНИШПАННУ[v] (б) (в абсолютное совершенство, паринирвану, что есть ёнг-друп[vi]), ЧТОБЫ БЫТЬ ВЫДОХНУТОЙ ТЕМ, ЧТО ЕСТЬ, И ВСЁ-ТАКИ НЕТ. НИЧЕГО НЕ БЫЛО (в).

а) Семь высочайших владык – это семь созидательных духов, дхьян-чоханов, соответствующих еврейским элохим[vii]. Это та же иерархия архангелов, к которой принадлежат Михаил, Гавриил и другие архангелы в христианской теогонии. Только в то время как, например, архангелу Михаилу в догматическом латинском богословии разрешено наблюдать за всеми мысами и заливами[viii], то в эзотерической системе дхьяни поочерёдно надзирают за одним из кругов и за великими корень-расами нашей планетной цепи.

Более того, они, как говорят, посылают своих бодхисатв, человеческих аналогов дхьяни-будд (см. ниже) на протяжении каждого круга и расы. Из семи истин и откровений, или, скорее, раскрытых тайн, нам были переданы только четыре, так как мы всё ещё находимся в четвёртом круге, и в мир приходили пока только четверо будд. Это очень сложный вопрос и позже он будет рассмотрен более подробно.

Пока что «есть только четыре истины и четыре веды», – говорят индусы и буддисты. По той же причине Ириней настаивал на необходимости четырёх Евангелий. Но так как новая корень-раса в начале каждого круга должна иметь своё откровение и тех, кто его доносит, то следующий круг принесёт пятую истину, а следующий за ним – шестую, и так далее.

б) «Паринишпанна» есть абсолютное совершенство, которого достигают все существа в конце великого периода активности или маха-манвантары, и в этом состоянии они отдыхают во время последующего периода покоя. По-тибетски оно называется ёнг-друп.

Вплоть до появления школы йогачарьи истинная природа паринирваны преподавалась открыто, но с тех пор эта тема стала совсем эзотерической; отсюда так много противоречивых её толкований. Её может понять только истинный идеалист. Всё должно рассматриваться как  имеющее свой идеал (за исключением паринирваны) тем человеком, кто смог бы постичь это состояние и приобрести знание того, как не-эго, пустота и тьма есть три в одном, единственно самосущим и совершенным. Однако она[ix] абсолютна только в относительном

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 43 ДВИЖЕНИЯ, «ВЕЛИКОЕ ДЫХАНИЕ»

смысле, поскольку должна уступить место ещё большему абсолютному совершенству в соответствии с более высоким критерием совершенства в последующий период деятельности – точно так же, как совершенный цветок должен перестать быть совершенным цветком и умереть, чтобы превратиться в совершенный плод, если только допустим подобный способ сравнения.

В тайном учении говорится о последовательном развитии всего – как миров, так и атомов; и у этого грандиозного развития нет ни постижимого начала, ни вообразимого конца. Наша «вселенная» есть только одна из бесконечного числа вселенных, и все они – «сыны необходимости», поскольку они суть звенья в великой космической цепи вселенных, причём каждая вселенная является следствием по отношению к своей предшественнице, будучи причиной по отношению к своей преемнице.

Появление и исчезновение вселенной изображается как выдох и вдох «великого дыхания», которое является вечным и которое, будучи движением, является одним из трёх аспектов Абсолюта, а двумя другими являются абстрактное пространство и продолжительность. Когда «великое дыхание» исходит, оно называется божественным дыханием и рассматривается как дыхание непознаваемого божества (единственного бытия), которое как бы выдыхает мысль, становящуюся космосом. (См. «Разоблачённую Изиду».) Так же обстоит дело, когда божественное дыхание вновь втягивается и вселенная исчезает в лоне «великой матери», которая затем спит, «закутавшись в свои вечно невидимые одеяния».

в) Под «тем, что есть, и всё-таки нет» понимается само великое дыхание, о котором мы можем говорить только как об абсолютном существовании, но в своём воображении не можем представить какую-либо форму существования, которую можно отличить от не-бытия.

Три времени (настоящее, прошлое и будущее) в эзотерической философии составляют синтетическое время, поскольку все три являются составным числом только по отношению к феноменальному плану, но в сфере нуменов у них нет абстрактного обоснования.

Как сказано в писаниях: «Прошлое время есть настоящее время, как и будущее, которое, хотя и не наступило, но всё же существует» согласно принципу учения школы прасанга мадхьямика, догмы которой стали известны с тех пор, как она отделилась от чисто эзотерических школ.  Вкратце, все наши понятия о продолжительности и времени произошли из наших

———————————————

* См. джунгарскую книгу «Мани Кабум»[x], «Книгу 10 000 заповедей». Также см. «Der Buddhismus» «Буддизм» Васильева, стр. 327 и 357 и т. д.

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 44 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

ощущений согласно законам ассоциаций. Неразрывно связанные с относительностью человеческого знания, они, тем не менее, не могут иметь иного существования, кроме как в переживаниях индивидуального эго, и они исчезают, когда его эволюционное продвижение рассеивает майю проявленного существования. Что такое время, например, как не панорамный обзор последовательных состояний нашего сознания?  Один из Учителей сказал: «Меня раздражает необходимость использовать эти три неуклюжих слова (прошлое, настоящее и будущее), жалкие понятия об объективных фазах субъективного целого, они почти так же плохо приспособлены для этой цели, как и топор для тонкой резьбы». Человек должен приобрести парамартху, чтобы не стать слишком лёгкой добычей самврити – это философская аксиома. [1]

 

————————

СТАНС I – Продолжение

  1. ОТ ПРИЧИН СУЩЕСТВОВАНИЯ ИЗБАВИЛИСЬ (а); ВИДИМОЕ, ​​ЧТО БЫЛО, И НЕВИДИМОЕ, ​​ЧТО ЕСТЬ, ПОКОИЛОСЬ В ВЕЧНОМ НЕБЫТИИ – ЕДИНОМ БЫТИИ (б).

а) «Причины существования» означают не только физические причины, известные науке, но и метафизические причины, главная из которых – желание существовать, результат ниданы и майи. Это стремление к разумной жизни проявляется во всём, от атома до солнца, и является отражением божественной мысли, претворённой в объективное существование, в закон, по которому вселенная должна существовать. Согласно эзотерическому учению истинная причина этого предполагаемого желания, а также всего существования остаётся навсегда сокрытой; а её первые эманации являются наиболее совершенными абстракциями, доступные для постижения умом. Эти абстракции необходимо принять без доказательств как причину материальной вселенной, которая открывается чувствам и рассудку; и они же лежат в основе вторичных или второстепенных сил природы, которые, будучи очеловеченными, почитались как бог или боги толпами простаков всех времён. Невозможно представить что-либо без причины; подобная попытка приводит ум к тому, что он перестаёт соображать.

———————————————

[1] Говоря яснее: «Человек должен обрести истинное самосознание, чтобы понять самврити или «источник заблуждения». Парамартха является синонимом санскритского термина свасамведана или «мышление, которое анализирует само себя». Существует разница в толковании значения «парамартха» между последователями школ йогачарьи и мадхьямики, ни один из которых, однако, не объясняет настоящего, истинного эзотерического значения этого выражения. См. далее, шлока № 9.

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 45 БЫТИЕ И НЕБЫТИЕ

Фактически именно к такому состоянию наш ум должен, в конце концов, прийти, если мы пытаемся проследить в обратном порядке цепочку причин и следствий; но и наука, и религия впадают в такое состояние оцепенения гораздо быстрее, чем следует, поскольку они игнорируют метафизические абстракции, являющиеся единственно возможной причиной физических конкреций. Эти абстракции становятся всё более и более конкретными по мере приближения к нашему плану существования, пока, наконец, они не проявятся в форме материальной вселенной в процессе преобразования метафизики в физику, аналогичном тому, посредством которого пар может конденсироваться в воду, а вода – превращаться в лёд.

 б) Идея вечного Не-бытия, которое есть единое Бытие, покажется парадоксальной любому не помнящему о том, что мы ограничиваем представления о бытии нашим нынешним сознанием существования, делая этот термин конкретным, а не универсальным.

Если бы не родившийся ещё младенец мог воспринимать этот термин в нашем понимании, то он обязательно, аналогичным образом ограничил бы своё представление о бытии единственно известной ему внутриутробной жизнью; и если бы он попытался выразить в своём сознании идею жизни после рождения (для него смерти), то он при отсутствии данных, на которые можно было бы опереться, и способности к их пониманию, вероятно, назвал бы эту жизнь как «Не-Бытие, которое есть реальное Бытие».

В нашем случае единое Бытие является нуменом всех нуменов, которые, как мы знаем, должны лежать в основе всех феноменов и придавать им хоть какую-то тень реальности, которой они обладают, но для восприятия которой в настоящее время у нас нет ни органов чувств, ни умственных способностей. Мельчайшие атомы золота, рассеянные в тонне золотоносного кварца, могут быть незаметны для невооруженного глаза рудокопа, но он знает, что они не только присутствуют там, но именно они придают этому кварцу существенную ценность; и такое соотношение золота и кварца может дать тонкий намёк на соотношение нумена и феномена. Но рудокоп знает, как будет выглядеть золото при извлечении его из кварца, в то время как простой смертный не может сформировать для себя представления о реальности вещей, отделённых от майи, которая их скрывает или в которой они спрятаны.

Только посвящённый, обогащённый знаниями, полученными бесчисленными поколениями его предшественников, направляет «Око Дангмы» к сути вещей, на которую никакая майя не может иметь никакого влияния. Именно в этом состоит величайшее значение учения эзотерической философии в отношении нидан и четырёх истин; но это – тайна.

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 46 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

СТАНС I – Продолжение

  1. ТОЛЬКО ОДНА ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ, БЕЗГРАНИЧНАЯ, БЕСКОНЕЧНАЯ, БЕСПРИЧИННАЯ ПРОСТИРАЛАСЬ ВО СНЕ БЕЗ СНОВИДЕНИЙ (а); И ЖИЗНЬ ПУЛЬСИРОВАЛА БЕЗСОЗНАТЕЛЬНО ВО ВСЕЛЕНСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЧЕРЕЗ ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ ТОГО, ЧТО ВОСПРИНИМАЕТСЯ «ОТКРЫТЫМ ОКОМ» [1] ДАНГМЫ (б). [2]

а) Современная мысль имеет тенденцию возвращаться к древнему понятию о наличии однородной основы для очевидно совершенно разных вещей –  неоднородность возникла из однородности. Биологи сейчас занимаются поисками своей гомогенной протоплазмы, а химики – своего протила, в то время как наука ищет силу, дифференциациями которой являются электричество, магнетизм, тепло и пр. Тайное учение относит это понятие к области метафизики и принимает без доказательства «одну форму существования» как основу и источник всего сущего. Но, возможно, фраза «одна форма существования» не совсем верна. На санскрите это слово «прабхавапьяя», «место, или, скорее, план, откуда всё берёт своё начало и в котором растворяется всё сущее», – так говорит один из комментаторов. Это – не «мать мира» в переводе Уилсона (см. Книгу I, «Вишнупурана»), поскольку понятие «джагад йони» (как показано Фицэдвардом Холлом) вряд ли обозначает «мать мира» или «чрево мира», но скорее «материальную причину вселенной». Комментаторы пуран объясняют этот термин словом карана, «причина», а эзотерическая философия – идеальным духом этой причины. В своей вторичной фазе она есть свабхава буддийского философа, вечная причина и следствие, вездесущая, но абстрактная, самосущая пластичная сущность и корень всего сущего, рассматриваемый в том же двойственном свете, в каком ведантисты рассматривают свой Парабрахман и мулапракрити, как одно в двух аспектах. По-видимому, действительно, довольно странно видеть великих учёных, размышляющих о возможности того, что веданта, и особенно уттара-миманса были «пробуждены учениями буддистов»,

—————— —————————

[1] В Индии оно называется «око Шивы», но за великой грядой гор, в эзотерической фразеологии, оно известно как «открытое око Дангмы».

[2] Дангма[xi] означает очищенную душу, того, кто стал дживанмуктой, высшим адептом, или, скорее, так называемым махатмой. Его «открытое око» является внутренним духовным оком провидца, и способность, которая проявляется через него, не является ясновидением, в обычном понимании этого слова, т. е. способностью видеть на расстоянии, а, скорее, способностью духовной интуиции, с помощью которой можно обрести непосредственные и точные знания. Эта способность тесно связана с «третьим глазом», который мифологические предания приписывают неким человеческим расам. Более подробные объяснения можно найти в томе II.

________________________________________

Т. 1, СТР. 47 ОКО ДАНГМЫ

в то время как, напротив, именно буддизм (учение Гаутамы, будды) был «пробуждён» и полностью взращён посредством доктрин тайного учения, частичный набросок которого мы пытаемся здесь дать и на которое также вынуждены опираться упанишады [1]. Вышесказанное, согласно учению Шри Шанкарачарьи, [2] неоспоримо.

б) Сон без сновидений – одно из семи состояний сознания, известных в восточной эзотерике. В каждом из этих состояний начинает действовать особая часть ума, или, как выразился бы ведантист, личность осознаёт себя на особом плане своего существа. Термин «сон без сновидений» в данном случае аллегорически применяется к вселенной, чтобы выразить состояние отчасти аналогичное тому состоянию сознания человека, которое, если его не вспомнить в состоянии бодрствования, кажется каким-то пробелом, как и сон человека под гипнозом кажется ему неосознанным пробелом, когда он возвращается в своё нормальное состояние, хотя он говорил и действовал так, как поступал бы осознающий себя человек.

———————

СТАНС I – Продолжение

  1. НО ГДЕ БЫЛА ДАНГМА, КОГДА АЛАЙЯ ВСЕЛЕННОЙ (душа как основа всего, Anima Mundi) БЫЛА В ПАРАМАРТХЕ (а) (абсолютном бытии и сознании, которые есть абсолютное не-бытие и бессознательность), И ВЕЛИКОЕ КОЛЕСО БЫЛО АНУПАДАКА (б)?

———————————————

[1] И всё же одно лицо, претендующее на авторитетные знания, а именно сэр Монье Уильямс, оксфордский профессор санскрита на должности Бодена[xii], только что отрицал этот факт. Вот чему он поучал свою аудиторию 4 июня 1888 года в своём ежегодном обращении перед британским Институтом королевы Виктории: «Первоначально буддизм выступал против всякого аскетизма и отшельничества… для достижения наивысших вершин знания. У него не было ни оккультизма, ни эзотерического учения… скрываемого от обычных людей». (!!) И, опять же: «… Когда Гаутама Будда начинал свой путь, более поздняя, ​​низшая форма йоги, казалось, была мало известна». А затем, противореча самому себе, учёный лектор немедленно сообщает своей аудитории о том, что «мы узнаём из «Лалитавистары» о различных формах истязания и изнурения плоти, а также аскетизма, бывшими обычным явлением во времена Гаутамы». (!!) Но лектор, кажется, совершенно не подозревает, что этот вид истязания и изнурения плоти является как раз низшей формой йоги, хатха-йогой, которая была «малоизвестной» и всё же весьма «распространённой» во времена Гаутамы.

[2] Утверждают даже, что все шесть даршан (школ философии) обнаруживают следы влияния Будды, заимствованные либо из буддизма, либо из-за греческого учения! (См. Вебера, Макса Мюллера и пр.). У нас сложилось впечатление, что Колбрук, «высший авторитет» в таких делах, давно решил этот вопрос, показав, что «индусы в данном случае были учителями, а не учениками».

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 48 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

а) Здесь перед нами предмет многовековых схоластических споров. Два термина «алайя» и «парамартха» более чем любые другие мистические термины были причиной разделения школ и раскалывания истины на большее число различных аспектов.

Алайя – буквально «душа мира» или Анима Мунди, «сверхдуша» Эмерсона, и согласно эзотерическому учению она периодически меняет свою природу. Алайя, хотя и вечна, и неизменна по своей внутренней сущности на планах, недоступных ни для людей, ни для космических богов (дхьяни-будд), изменяется в течение активного периода своей жизнедеятельности по отношению к низшим планам, включая и наш план. В это время не только дхьяни-будды душой и сущностью едины с алайей, но даже человек, сильный в йоге (мистической медитации), «способен слить с ней свою душу» (Арьяасанга, школа вумапа[xiii]). Это – не нирвана, а состояние близкое к ней. Отсюда разногласия.

Таким образом, в то время как йогачарии (школы махаяны) говорят, что алайя является олицетворением пустоты, и всё же алайя (ньингпо и цанг по-тибетски) является основой всего видимого и невидимого, и хотя она вечна и неизменна по своей сути, она отражается в любом объекте вселенной «как луна в чистой спокойной воде»; другие школы оспаривают это утверждение.

То же самое и с термином «парамартха»; йогачарии понимают под этим термином то, что также зависит от других вещей (паратантра), а мадхьямики говорят, что парамартха ограничена паранишпанной или абсолютным совершенством, т.е. при изложении этих «двух истин» (из четырёх) первые с уверенностью утверждают, что (во всяком случае на этом плане) существует только самвритисатья или относительная истина, а вторые учат тому, что существует парамартхасатья, «абсолютная истина». [1] «Ни один архат, о, бикшу, не может достичь абсолютного знания, пока не станет единым с паранирваной. Парикальпита и паратантра – два его великих врага» (афоризмы бодхисаттв). Парикальпита (по-тибетски кюн-так[xiv]) – это заблуждение тех, кто неспособен осознать пустоту и иллюзорную природу всего сущего и верит в то, что существует нечто, чего, на самом деле, не существует, например, не-Эго.

———————————————

[1] «Парамартха» на санскрите означает самосознание, свасамведана или «самоанализирующее мышление, состоящее из двух слов, парама (превыше всего) и артха (понимание), Сатья означает абсолютное истинное бытие или существование (esse). По-тибетски парамартхасатья – дёндампейденпа[xv]. Противоположностью этой абсолютной реальности или действительности является самвритисатья (только относительная истина), причём «самврити» означает «ложное представление» и является источником иллюзии или майи, что по-тибетски – кюндзопкьиденпа[xvi], «видимость, создающая иллюзию».

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 49 АЛАЙЯ, МИРОВАЯ ДУША

Паратантра есть то, чем бы оно ни было, что существует только благодаря причинно-следственным связям, что должно исчезнуть, как только будет устранена причина его возникновения; возьмём например свет от фитиля. Уничтожьте или погасите его, и свет исчезнет.

Эзотерическая философия учит, что всё живёт и обладает сознанием, но не всякая жизнь и сознание подобны жизни и сознанию людей или даже животных. Мы рассматриваем жизнь как «одну форму существования», проявляющуюся в том, что называется материей, или, в случае человека, в том, что при неправильном разделении мы называем духом, душой и материей. Материя является проводником для проявления души на этом плане существования, а душа является проводником на более высоком плане для проявления духа, и эти трое представляют собой троицу, синтезом которой есть жизнь, пронизывающая их всех.

Идея всеобщей жизни является одним из тех древних понятий, к которому вновь обращается человеческий разум в этом столетии как следствие его освобождения от антропоморфного богословия. Наука, правда, ограничивается нахождением признаков всеобщей жизни, принимая их без доказательств, и пока ещё не осмеливается даже прошептать: «Анима Мунди!» Идея «жизни в кристаллах», теперь знакомая науке, была бы отвергнута полвека назад. Ботаники сейчас ищут нервы у растений, и не потому, что они предполагают, что растения могут чувствовать или думать, как животные, а потому, что они верят, что для объяснения роста и питания растений необходима некоторая система, функционально имеющая такое же отношение к растительной жизни, как нервы – к животной жизни. Вряд ли возможно, чтобы ещё долгое время наука могла скрывать от себя за такими терминами, как «сила» и «энергия», тот факт, что всё, в чём есть жизнь, является живыми существами, будь то атомы или планеты.

Но во что верят во внутренних эзотерических школах? – спросит читатель. Каково учение в отношении этого у эзотерических «буддистов»? У них «алайя» имеет двойное и даже тройное значение. В системе йогачарий школы созерцательной махаяны алайя является одновременно мировой душой (Анима Мунди) и «Я» высокого адепта. «Тот, кто силён в йоге, может по желанию ввести свою алайю посредством медитации в истинную природу существования». «Алайя имеет абсолютное вечное существование», – говорит Арьяасанга, соперник Нагарджуны [1]. В каком-то смысле это есть прадхана, которая

———————————————

[1] Арьясанга – дохристианский адепт и основатель буддийской эзотерической школы, хотя Кёрёши Чома[xvii] помещает его по некоторым своим соображением в седьмой век до н. э.  [Продолжение сноски на следующей странице]

_______________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 50 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

объясняется в «Вишну-пуране» следующим образом: «то, что является неразвёрнутой причиной, наиболее выдающиеся мудрецы настойчиво называют прадханой, изначальной основой, тончайшей пракрити, а именно, то, что вечно, и одновременно является (или содержит в себе) тем, что есть, и чего нет, или просто процессом». Однако термин «пракрити» не вполне подходит, термин «алайя» был бы точнее; поскольку пракрити не является «непознаваемым Брахманом».[1] Подобные ошибки допускают те, кто ничего не знает об общности оккультных учений с самой колыбели человеческих рас, и особенно тех ученых, которые отвергают саму идею «первоначального откровения», и учат тому, что анима мунди, единая жизнь или «мировая душа», была известна только Анаксагору или в его эпоху. Этот философ выдвинул такое учение просто для того, чтобы противостоять слишком материалистическим понятиям космогонии Демокрита, основанным на его экзотерической теории вслепую движимых атомов. Анаксагор Клазоменский не был его изобретателем, а только его пропагандистом, как и Платон. То, что он называл термином мировой разум, нус (νοῦς), принцип, который, согласно его взглядам, абсолютно отделен, свободен от материи и действует согласно замыслу [2], назывался в Индии движением, ЕДИНОЙ ЖИЗНЬЮ или дживатмой за века до 500 г. до н.э.. Только арийские философы никогда не наделяли принцип, который у них бесконечен, конечным «атрибутом мышления».

Это естественным образом приводит читателя к «высшему духу» Гегеля и немецких трансценденталистов, как к противоположности, на которую, возможно, полезно указать. Школы Шеллинга и Фихте значительно отклонились от первоначального понятия древних относительно АБСОЛЮТНОГО принципа и отражают лишь один из аспектов основной идеи Веданты. Даже «Absoluter Geist»[xviii], туманно изложенный фон Гартманом в его пессимистической философии бессознательного, также далек от реальности, хотя это, возможно, самое близкое приближение европейского мышления к индийским учениям адвайты.

———————————————

Был ещё один Арьяасанга, который жил в течение первых веков нашей эры, и венгерский ученый, скорее всего, путает их.

[1] «Неделимая причина, которая едина, являясь одновременно причиной и следствием, и которую те, кто знаком с первоначалами, называют прадханой и пракрити, является непознаваемым Брахманом, который был прежде всего сущего» (Ваю-пурана); то есть Брахман сам не начинает эволюцию и не создает, а только проявляет различные аспекты самого себя, одним из которых является пракрити, аспект прадханы.

[2] Я имею в виду конечное самосознание. Ибо как может абсолютное достичь этого иначе, чем просто через один из своих аспектов, а высшим из известных нам аспектов является человеческое сознание.

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 51 МОЖЕТ ЛИ КОНЕЧНОЕ ПОНЯТЬ БЕСКОНЕЧНОЕ?

Согласно Гегелю, «бессознательное» никогда бы не взялось за огромную и трудоемкую задачу разворачивания вселенной, если бы не надежда достичь ясного самосознания.

В этой связи следует иметь в виду, что, объявляя Дух (который европейские пантеисты используют как эквивалент Парабрахмы) бессознательным, они не приписывают термину «дух», используя его за неимением лучшего обозначения глубочайшего таинства, тот скрытый смысл, который он обычно несёт.

То «абсолютное сознание», как они говорят нам, стоящее «за» явлениями и называемое бессознательным только при отсутствии какого-либо элемента личности, превосходит всякое человеческое представление. Человек, способный формулировать понятия только в терминах эмпирических явлений, бессилен по самой конституции своего существа приподнять завесу, окутывающую величие Абсолюта. Только освобождённый дух может смутно осознавать природу источника, из которого он возник и куда он должен в конечном итоге вернуться…

Если даже высочайший дхьян чохан может лишь преклониться в неведении перед ужасной тайной абсолютного бытия, и если даже в этой кульминации сознательного существования («слиянии индивидуума с мировым сознанием», выражаясь словами Фихте) конечное не может постичь бесконечное и не может применить к нему свой собственный критерий мыслительного опыта, как же можно говорить, что «бессознательное» или Абсолют могут иметь даже инстинктивный импульс или надежду достичь ясного самосознания? [1]

Ведантист никогда не признал бы эту гегелевскую идею, и оккультист сказал бы, что она вполне применима к пробужденному МАХАТУ, мировому разуму, уже спроецированному на феноменальный мир как первый аспект неизменного АБСОЛЮТА, но никогда к этому последнему. Нас учат, что «дух и материя, или пуруша и пракрити – всего лишь два первичных аспекта Одного-единственного, не имеющего Второго».

Движущий материю нус, животворящая душа, внутренне присущая каждому атому, проявленная в человеке, скрытая в камне, имеет разную степень силы; и эта пантеистическая идея всеобщего духа-души, пронизывающего всю природу, является древнейшим из всех философских понятий.

Архей[xix] не был открытием ни Парацельса, ни его ученика Ван Гельмонта, поскольку опять же это их вариант того же самого Архея или «Отца-Эфира» – проявленных основы

———————————————

[1] См. Schwegler, «Handbook of the History of Philosophy»[xx] в переводе Стерлинга, стр. 28.

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 52 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

и источника бесчисленных явлений жизни. Вся вереница бесчисленных рассуждений такого рода является всего лишь вариацией на эту тему, ключевая нота которой была задана в первоначальном откровении. (См. часть II, «Изначальная субстанция»)

(б) Термин анупадака, «без родителей» или без предков, является мистическим обозначением, имеющим несколько значений в философии. Под этим именем обычно подразумеваются небесные существа, дхьян-чоханы или дхьяни-будды. Но поскольку они мистически соответствуют человеческим буддам и бодхисаттвам, известным как «мануши (или человеческие) будды», то последние также обозначаются термином «анупадака», так как их коллективная личность слилась с их объединёнными шестым и седьмым принципами или атма-буддхи, и они стали «алмазными душами» (ваджрасаттвами) [1], совершенными махатмами. «Сокрытый владыка» (сангве дагпо)[xxi], «тот, кто слился с абсолютом», не может иметь родителей, так как он самосущ и одно с вселенским духом (сваямбху) [2], свабхаватом в высшем аспекте. Таинство в иерархии Анупадаки велико, её вершиной является мировой дух-душа, а нижней ступенью – мануши-будды; и даже всякий наделенный душой человек является анупадакой в ​​латентном состоянии. Следовательно, когда мы говорим о вселенной в её бесформенном, вечном или абсолютном состоянии, до того, как она была создана «строителями», мы используем выражение «вселенная была анупадака». (См. часть II, «Изначальная субстанция»)

———————————————

[1] Ваджрапани – это держатель алмаза, по-тибетски дорджесемпа[xxii]; слово «семпа» означает душу, причём её качество алмаза относится к ее неразрушимости в последующих мирах. Объяснение термина «анупадака», данное в главе «Калачакра», первой в разделе «Гью»[xxiii] Канджура[xxiv], является наполовину эзотерическим. Оно ввело востоковедов в заблуждение, заставив их выдвинуть ошибочные предположения относительно дхьяни-будд и их земных аналогов, мануши-будд. На их истинное значение будет дан намёк в каком-то из последующих томов (смотрите «Тайна Будды»), и более подробно объяснено в надлежащем месте.

[2] Ещё раз процитируем Гегеля, который вместе с Шеллингом практически признал пантеистическое представление о периодических аватарах (особых воплощениях мирового духа в человеке, как это видно на примере всех великих религиозных реформаторов)… «сущность человека есть дух,… и только избавившись от своей ограниченности и отдавшись чистому самосознанию, он постигает истину. Христос-человек, как человек, в котором проявилось единство Бого-человека (тождество индивидуума с вселенским сознанием, как учили ведантисты и некоторые адвайтисты), своей смертью и историей в целом сам представил вечную историю духа, ту историю, которую любой человек должен довести до конца в себе самом, чтобы существовать как дух».  «Философия истории»[xxv], английский перевод [Джона] Сибри, стр. 340.

 

СНОСКИ:

[i] Шло́ка (санскр. श्लोक; IAST: śloka) — древнеиндийский санскритский эпический стихотворный размер. Состоит из тридцати двух слогов. Представляет собой двустишие со строчками по 16 слогов, каждая из которых в свою очередь состоит из двух полу-строк по восемь слогов каждая.

Шлоками написаны великие произведения древней и средневековой индийской литературы: «Махабхарата», «Бхагавата-пурана», «Нараяниям», «Брахма-самхита» и многие другие.

[ii] sempiternity (лат.) – католический термин, означающий вечность Бога без начала и конца.

[iii] རྟེན་འབྲེལ་བཅུ་གཉིས rten ‘brel bcu gnyis транскрипция Вайли

[iv] བདེ་བ་ཅན (bde ba can Вайли) Страна блаженства (тиб.)

[v] «Паринишпанна» परिनिष्पन्न, санскритский термин, означающий «развитый, совершенный, реальный, существующий».

[vi] ཡོངས་གྲུབ yongs-grub (транскрипция Вайли) (тиб.)

[vii] Элохим אלהים (ивр.), мн. ч. от Эль или Эла אלה (бог)

[viii] Католическая энциклопедия, ст. Св. Михаил: В Нормандии Св. Михаил покровительствует морякам в своём знаменитом святилище на Мон-Сен-Мишель в епархии Кутанс.

[ix] Паринишпанна

[x] མ་ནི་བཀའ་འབུམ (ma ni bka’ ‘bum Вайли)

[xi] དྭངས་མ (dwangs ma Вайли) (тиб.)

[xii] Должность Бодена, профессора санскрита в Оксфордском университете была основана в 1832 году на деньги, завещанные университету подполковником Джозефом Боденом.

[xiii] དབུ་མ་པ (dbu ma pa Вайли) (тиб.) мадхьямика

[xiv] ཀུན་བརྟགས། (Вайли — kun brtags)

[xv] དོན་དམ་པའི་བདེན་པ (Вайли — don dam pa’i bden pa)

[xvi] ཀུན་རྫོབ་ཀྱི་བདེན་པ། (Вайли — kun rdzob kyi bden pa)

[xvii] Ша́ндор Кёрёши Чома (1784 — 1842) — венгерский филолог-востоковед. Автор первого тибетско-английского словаря и грамматики. Переводчик буддийских текстов.

[xviii] Абсолютный дух (нем.)

[xix] Архэ́ (др.-греч. ἀρχή, дор. ἀρχά — «начало, основание, происхождение; первопричина, принцип») в досократовской древнегреческой философии — первоосновапервовеществопервоэлемент, из которого состоит мир.

[xx] Швеглер «Справочник по истории философии»

[xxi] Тиб. གསང་བའི་བདག་པོ་, Вайли — gsang ba’i bdag po

[xxii] Тиб. རྡོ་རྗེ་སེམས་དཔའ།

[xxiii] Тиб. རགྱུད་, Вайли rgyud (санскр. Тантра)

[xxiv] Тиб. བཀའ་འགྱུར, Вайли bka’ ‘gyur, Кагьюр, букв. «переведённые слова» Будды

[xxv] «Лекции по философии истории» (нем. Vorlesungen über die Philosophie der Weltgeschichte) — сочинение Гегеля