СТАНС III

 

КОММЕНТАРИЙ

 

  1. ПОСЛЕДНЯЯ ВИБРАЦИЯ СЕДЬМОЙ ВЕЧНОСТИ ВЫЗЫВАЕТ ТРЕПЕТ ПО ВСЕЙ БЕСКОНЕЧНОСТИ (а). МАТЬ РАЗБУХАЕТ, РАЗВОРАЧИВАЯСЬ ИЗНУТРИ ВОВНЕ, ПОДОБНО ПОЧКЕ ЛОТОСА (б).
  2. a) Кажущееся парадоксальным выражение «седьмая вечность», таким образом разделяя неделимое, одобряется эзотерической философией. Последняя делит безграничную продолжительность на безусловно вечное всемирное время (кала) и время условное (кхандакала). Одно есть абстракция или нумен бесконечного времени, другое – его феномен, проявляющийся периодически, как следствие махата (всемирного разума, ограниченного продолжительностью манвантары). Некоторые школы рассматривают махат, как «первенца» прадханы (недифференцированной субстанции или периодического аспекта мулапракрити, корня природы), которая (прадхана) называется майей, иллюзией.

В этом отношении я считаю, что эзотерическое учение отличается от доктрин веданты как школы адвайты, так и школы вишишта-адвайты. Поскольку в нём говорится, что, хотя мулапракрити как нумен существует сама по себе и не имеет никакого начала, одним словом, анупадака, лишённая родителей (как единое целое с Брахманом) – пракрити, её феномену, свойственна периодичность, и она не более чем фантом первой; так и махат у оккультистов, первенец джняны (или гносиса), знания, мудрости или логос, является фантомом, отражением абсолютной НИРГУНЫ (Парабрахмана, единственной реальности, «лишённой атрибутов и качеств»; см. Упанишады); в то время как у некоторых ведантистов махат является проявлением пракрити или материи.

б) Следовательно, «последняя вибрация седьмой вечности» была «предопределена» – не каким-то богом, но возникла в силу вечного и неизменного ЗАКОНА, являющегося причиной великих периодов активности и покоя, названных аллегорически и в то же время поэтично «днями и ночами Брахмы».

Развёртывание Матери «изнутри вовне», названной в другом месте «воды пространства», «всемирной матрицей[i]» и пр., не подразумевает развёртывание из небольшого центра или фокуса, но означает развитие безграничной субъективности в безграничную объективность безотносительно размера, пределов или пространства. «Эта неизменно (для нас) невидимая и нематериальная субстанция, присутствующая в вечности, периодически отбрасывала свою тень со своего собственного плана в лоно

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 63 ВСЕЛЕННАЯ – ПРОМЕЛЬКНУВШАЯ ТЕНЬ

майи». Это означает, что такое развёртывание, не являющееся увеличением в размере (поскольку бесконечное развёртывание не допускает увеличения) было изменением условий. Она разворачивалась «подобно почке лотоса», поскольку лотос как растение существует не только в виде миниатюрного зародыша в своём семени (физическая характеристика), но и его прообраз присутствует в совершенной форме в астральном свете от «зари» до «ночи» в течение всего периода манвантары, как и всё остальное, собственно говоря, в этой объективной вселенной – от человека до самого крошечного существа, от гигантских деревьев до мельчайшей былинки.

Всё это, как учит сокровенная наука, – всего лишь временное отражение, тень вечного идеального прообраза в божественной мысли, причём обратите внимание ещё раз, что слово «вечный» употребляется здесь только в значении «эона», как продолжающегося в течение кажущегося бесконечным, но все же ограниченного цикла активности, называемого нами манвантарой. Ибо каково истинное эзотерическое значение манвантары или, скорее, ману-антары? С эзотерической точки зрения это слово означает «между двумя Ману», которых четырнадцать в каждом «дне Брахмы», а такой «день» состоит из 1000 совокупностей четырёх эпох или 1000 «великих веков», махаюг.

Давайте теперь проанализируем слово или имя Ману. Востоковеды и их словари говорят нам, что термин «Ману» образован от корня «ман», «думать», отсюда «мыслящий человек». Но с эзотерической точки зрения каждый Ману, как очеловеченный покровитель своего особого цикла (или круга), является лишь персонифицированной идеей «божественной мысли» (как Пимандер у Гермеса), поэтому каждый из Ману является особым богом, создателем и формовщиком всего того, что появляется в течение соответствующего ему цикла существования или манвантары. Фохат выполняет поручения Ману (или дхьян-чоханов) и заставляет идеальные прообразы развёртываться изнутри вовне, то есть, постепенно, по нисходящей шкале, проходить все планы от плана нуменов до низшего плана феноменов, чтобы расцвести, наконец, на последнем в полную объективность – в апогей иллюзии или грубейшую материю.

———————

 

 

СТАНС III – Продолжение

  1. ТРЕПЕТ ПРОНОСИТСЯ, КАСАЯСЬ СВОИМ БЫСТРЫМ КРЫЛОМ (одновременно) ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ и ЗАРОДЫША, ПРЕБЫВАЮЩЕГО ВО ТЬМЕ: ТОЙ ТЬМЕ, КОТОРАЯ ДЫШЕТ (движется) НАД ДРЕМЛЮЩИМИ ВОДАМИ ЖИЗНИ (а)

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 64 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

а) Пифагорейская монада, как говорят, также пребывает в одиночестве и тьме, как «зародыш». Идея о движущимся над «дремлющими водами жизни» «дыхании» тьмы, которая является изначальной материей со скрытым в ней духом, напоминает первую главу Книги Бытия. Прототипом этому служит брахманский Нараяна (движущийся по водам), являющийся олицетворением вечного дыхания бессознательного Всего (или Парабрахмана) восточных оккультистов. Воды жизни или хаос (женское начало в символизме) представляют собой пустоту (с точки зрения нашего ума), в которой пребывают скрытыми дух и материя. Именно это заставило Демокрита утверждать, вслед за своим наставником Левкиппом, что изначальными принципами всего были атомы и пустота в смысле пространства, но не пустого пространства, поскольку, согласно перипатетикам и всем древним философам – «природа не терпит пустоты».

Во всех космогониях «вода» играет одну и ту же важную роль. Она есть основа и источник материального существования. Учёные, ошибочно приняв это слово за нечто конкретное, понимали под водой некое химическое соединение кислорода и водорода, тем самым придавая конкретное значение этому термину, используемому оккультистами в общем смысле, а в космогонии – в метафизическом и мистическом смысле. Лёд, как и пар, – не вода, хотя все три имеют одинаковый химический состав.

———————

 

 

СТАНС III – Продолжение

  1. «ТЬМА» ИЗЛУЧАЕТ СВЕТ, А СВЕТ РОНЯЕТ ОДИН-ЕДИНСТВЕННЫЙ ЛУЧ В ВОДЫ, В ГЛУБИНЫ МАТЕРИ. ЛУЧ ПРОРЫВАЕТСЯ В ДЕВСТВЕННОЕ ЯЙЦО; ЛУЧ ЗАСТАВЛЯЕТ ВЕЧНОЕ ЯЙЦО ТРЕПЕТАТЬ И РОНЯТЬ НЕВЕЧНЫЙ (периодически проявляющийся) ЗАРОДЫШ, КОТОРЫЙ СГУЩАЕТСЯ В МИРОВОЕ ЯЙЦО (а).
  2. a) Этот единственный луч, падающий в глубины Матери, можно рассматривать в значении божественной мысли или разума, оплодотворяющего хаос. Однако это происходит на плане метафизической абстракции или, скорее, на плане, на котором то, что мы называем метафизической абстракцией, является реальностью. Девственное яйцо, являющееся в некотором смысле абстракцией всех яиц, или способностью развиваться посредством оплодотворения, – вечно и неизменно. И так же, как оплодотворение яйца происходит до того, как его снесёт птица, так и несовершенный периодически проявляющийся зародыш, который позже в символизме становится

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 65 СИМВОЛЫ ПРИРОДЫ

мировым яйцом, содержит в себе при возникновении из указанного символа «обещания и потенциальные возможности» для всей вселенной. Хотя эта идея per se, конечно, является абстракцией, символическим способом выражения мысли, но, на самом деле, она является символом, поскольку предполагает идею бесконечности как бесконечного круга.

Этот символ представляет мысленному взору картину космоса, возникающего из безграничного пространства и в нём вселенную, столь же необъятную по величине, если не столь же бесконечную в её объективном проявлении. Сравнение с яйцом также выражает учение оккультизма о том, что изначальная форма всего проявленного, от атома до глобуса, от человека до ангела, является сфероидальной, а сфера была для всех народов эмблемой вечности и бесконечности, именно змей, закусивший свой хвост. Однако чтобы лучше понять смысл символа, сферу нужно мысленно представлять как бы из её центра. Поле зрения или мысли похоже на сферу, чьи радиусы исходят от человека во всех направлениях и простираются в пространство, открывая вокруг безграничные просторы. Таков символический круг Паскаля и каббалистов, «центр которого находится повсюду, а окружность – нигде»; это одно из понятий, составляющих идею, заложенную в этой эмблеме.

«Мировое яйцо» – пожалуй, один из наиболее распространённых символов, весьма многозначителен в равной степени в духовном, физиологическом и космологическом смысле. Поэтому он встречается во всех мировых теогониях, где в значительной степени связан с символом змея, причём последний повсюду, как в философии, так и в религиозном символизме, является символом вечности, бесконечности, возрождения и обновления, а также мудрости. (См. часть II «Поклонение древу, змею и крокодилу».)

Таинство очевидного самозарождения как эволюция, посредством своей собственной творческой силы, повторяющая в миниатюре процесс космической эволюции в яйце (причём и то, и другое происходит вследствие тепла и влаги при излиянии невидимого творческого духа), вполне оправдало выбор этого наглядного символа. «Девственное яйцо» является микрокосмическим символом макрокосмического прообраза – «девственной матери» – хаоса или изначальной бездны. Творец мужского рода (под каким бы то ни было именем) возникает от девственницы, непорочного корня, оплодотворённого лучом.

Кто, будучи сведущим в астрономии и естественных науках, не заметит многозначительности этого символа? Космос как воспринимающая природа – это яйцо, оплодотворённое, но оставшееся непорочным, а раз оно считается безграничным, то не может иметь другого изображения, кроме сфероида. Золотое яйцо было окружено семью природными элементами, из которых «четыре уже проявлены (эфир, огонь, воздух, вода), три сокрыты». Указания на него можно найти

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 66 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

в «Вишну-пуране», где элементы переведены на английский как «оболочки» и добавлен тайный элемент – «ахамкара» (см. «Вишну-пурану» в переводе Вильсона, книга I, стр.40). В оригинальном тексте нет термина «ахамкара»; в нём упоминаются семь элементов без точного определения последних трёх (см. часть II «Мировое яйцо»).

———————

 

СТАНС III – Продолжение

  1. (Тогда) ТРОЙКА (треугольник) ПАДАЕТ В ЧЕТВЁРКУ (четверицу). ЛУЧИСТАЯ СУЩНОСТЬ СТАНОВИТСЯ СЕМЬЮ ВНУТРИ, СЕМЬЮ СНАРУЖИ (а). СВЕТЯЩИЕСЯ ЯЙЦО (Хираньягарбха), КОТОРОЕ В СЕБЕ ЕСТЬ ТРИ (тройная ипостась Брахмы или Вишну, три «авастхи»[ii]), СГУЩАЕТСЯ И РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ МОЛОЧНО-БЕЛЫМИ СГУСТКАМИ ПО ГЛУБИНАМ МАТЕРИ, КОРНЕ, РАСТУЩЕМ В НЕДРАХ ОКЕАНА ЖИЗНИ (б).

а) Использование геометрических фигур и частые ссылки на цифры во всех древних писаниях (см. Пураны, египетские папирусы, «Книгу мёртвых» и даже Библию) должны быть объяснены. В «Книге Дзян», как и в каббале, есть два вида числовых значений, которые необходимо изучить, – цифры, часто просто ширмы, и священные числа, значения которых оккультисты узнают при посвящении. Первые – всего лишь общепринятые глифы, вторые – основные символы всего. Другими словами, одни являются чисто физическими, а другие – чисто метафизическими, и эти двое относятся друг к другу, как материя – к духу, как крайние полюса ОДНОЙ субстанции.

Как Бальзак, этот бессознательный оккультист французской литературы, где-то говорит, что число для разума является тем же самым, что и для материи – «непостижимой действующей силой» (возможно, так для непосвящённых, но никогда для посвящённого ума). Число, по мнению великого писателя, является сущностью и в то же время дыханием, исходящим от того, что он называл Богом, а мы называем ВСЕМ – тем дыханием, которое лишь одно могло организовать физический космос, «где всё обретает свою форму только через Божество, что является действием числа». Поучительно процитировать слова Бальзака по этому поводу:

«Не отличаются ли друг от друга самые малые и самые большие творения по своему количеству, качеству, размеру, силе — всем этим атрибутам, порождёнными ЧИСЛОМ? Бесконечность чисел — факт, доказанный вашим разумом, а ведь ни одно его доказательство не может быть представлено материально.

______________________________________

Т. 1, СТР. 67 СИЛА ЧИСЕЛ

Математик скажет вам, что бесконечность чисел существует, но не подлежит доказательству. Бог — это число, наделённое движением, оно ощущает себя и не требует доказательств. Как и единица, Он начинается с чисел, не имеющих с Ним ничего общего. Существование числа зависит от единицы, которая, не будучи каким-то числом, порождает их все… Как! не в состоянии ни измерить первую абстракцию, данную вам божеством, ни овладеть ею, вы берётесь измерить вашей меркой таинство тайных наук, исходящее от этого божества?.. А если бы я погрузила вас в бездны движения — силы, организующей числа?.. Ну а если бы я добавила ещё, что движение и число [1] порождены СЛОВОМ, высшим разумом провидцев и пророков, которые в древности ощущали могущественное дыхание Бога?»[iii]

свидетельством чего является Апокалипсис.

б) «Лучистая сущность сгустилась и распространилась по глубинам» пространства. С астрономической точки зрения это легко объяснить – это есть «млечный путь», мировая субстанция или изначальная материя в её первой форме.

Однако с точки зрения оккультной науки и символизма труднее объяснить это в нескольких словах или даже строках, так как это самый сложный из глифов. В нём заключено более десятка символов. Начнём с того, что он содержит весь пантеон таинственных предметов,[2] каждый из которых имеет определённое оккультное значение, вытекающее из аллегорического «пахтания океана» индийскими богами. Помимо амриты, из этого «молочного моря» была извлечена вода жизни или бессмертия, «Сурабхи», «корова изобилия», называемая «источником молока и сгустков». Отсюда всеобщее поклонение коровам и быкам, одна из которых является производительной, а другой – порождающей силой в природе или символами, связанными как с солнечными, так и с космическими божествами.

Особые оккультные свойства «четырнадцати драгоценностей», которые объясняются только при четвёртом посвящении, здесь не могут быть описаны; но можно отметить следующее. В «Шатапатха-брахмане» говорится, что пахтание «молочного океана» произошло в сатья-юге, первом веке, последовавшим сразу за «всемирным потопом». Но так как ни в Ригведах, ни

———————————————

[1] Число, воистину, да, но никогда ДВИЖЕНИЕ. Именно движение порождает логос, Слово в оккультизме.

[2] «Четырнадцать драгоценностей». Рассказ о них или аллегорию можно найти в «Шатапатха-брахмане» и других сочинениях. Тайная наука японских буддийских мистиков, ямабуши, содержит «семь драгоценностей». Мы поговорим о них в дальнейшем.

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 68 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

в «Кодексе Ману» (предшествовавших «потопу» Вайвасваты, погубившего основную часть человечества четвёртой расы) не упоминается об этом потопе, очевидно, что это – не «великий» потоп и не тот, что смыл Атлантиду, и даже не потоп Ноя, о котором здесь идёт речь. Это «пахтание» относится к периоду, предшествовавшему образованию земли, и находится в прямой связи с другой всемирной легендой, различные и противоречивые версии которой достигли своей кульминации в христианской догме «войны на небесах» и догме о падении ангелов (см. том II, также Откровение, гл. XII). «Брахманы», которых востоковеды упрекают в их разных версиях по одним и тем же предметам, часто противоречащим друг другу, являются преимущественно оккультными сочинениями и поэтому преднамеренно используются в качестве ширм. Им позволено сохраниться для общего пользования и владения только потому, что они были и остаются абсолютно непонятными для масс. В противном случае они исчезли бы из обращения ещё во времена Акбара.

———————

 

СТАНС III – Продолжение

  1. КОРЕНЬ ОСТАЁТСЯ, СВЕТ ОСТАЁТСЯ, СГУСТКИ ОСТАЮТСЯ, НО OEAOЭOO[iv] (а) ВСЁ-ТАКИ ЕДИН (б).

 а) В Комментариях OEAOЭOO обозначается как «Отец-Мать Богов» или ШЕСТЬ В ОДНОМ, или семеричный корень, из которого всё исходит. Всё зависит от того, куда падает ударения в этих семи гласных, которые можно произносить как один слог, три или даже семь слогов, добавив английскую букву «е»[v] после последней буквы «о». Это мистическое имя даётся открыто потому, что без полного овладения тройным произношением оно навсегда останется бесплодным.

б) Это относится к нераздельности всего, что живёт и имеет своё бытие, будь то в активном или пассивном состоянии. В каком-то смысле Oeaoэоо является «бескорневым корнем Всего», следовательно, одним с Парабрахманом; в другом смысле оно является именем проявленной ЕДИНОЙ ЖИЗНИ, вечного живого Единства. «Корень» означает, как уже объяснялось, чистое знание (саттва) [1]

———————————————

[1] Термин «понимание» в оригинальном тексте пишется «саттва», что Шанкара (ачарья) передаёт как антахкарана, «очищенную, как он говорит, жертвоприношениями и другими освящающими действиями». В «Катхе» на стр. 148 согласно Шанкаре саттва означает буддхи – обычное употребление этого слова.

(«БХАГАВАТ ГИТА» с «Санатсуджатией» и «Анугитой», перевод [[Сноска продолжение на следующей странице]]

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 69 ЦВЕТЕНИЕ КОРНЯ ЖИЗНИ

вечную (нитья) безусловную реальность или САТ (сатья), называем ли мы это Парабрахманом или мулапракрити, поскольку это два аспекта ОДНОГО. «Свет» есть тот же вездесущий духовный луч, который вошёл и теперь оплодотворил божественное яйцо, и призывает космическую материю начать длинную череду дифференциаций. Сгустки – это первая дифференциация; они, вероятно, также относятся к той космической материи, которая предположительно является источником Млечного Пути, известной нам материи. Эта «материя», которая, согласно откровению, полученному от самых первых дхьяни-будд, во время периодического сна вселенной достигает предельной степени разрежённости, доступной только глазу совершенного бодхисатвы – эта лучистая и холодная материя при первом пробуждении космического движения рассеивается по пространству, появляясь, если смотреть с земли, в виде сгустков и комков, как творог в обезжиренном молоке (обрате). Это семена будущих миров, «звёздный материал».

———————

 

СТАНС III – Продолжение

  1. КОРЕНЬ ЖИЗНИ БЫЛ В КАЖДОЙ КАПЛЕ ОКЕАНА БЕССМЕРТИЯ (Амрита) [1], И ОКЕАН БЫЛ СВЕТОМ ЛУЧИСТЫМ, КОТОРЫЙ БЫЛ ОГНЁМ, ТЕПЛОМ И ДВИЖЕНИЕМ. ТЬМА ИСЧЕЗЛА, И БОЛЬШЕ НЕ БЫЛО ЕЁ. [2] ОНА ИСЧЕЗЛА ИЗ САМОЙ СВОЕЙ СУЩНОСТИ, ИЗ ТЕЛА ОГНЯ И ВОДЫ, ОТЦА И МАТЕРИ (а).

 а) Так как сущностью тьмы является абсолютный свет, то термин «тьма» принимают как аллегорическое представление, соответствующее состоянию вселенной во время пралайи или абсолютного покоя или небытия, как это представляется нашему ограниченному уму. «Огонь», «тепло» и «движение», о которых здесь говорится, конечно, не являются огнём, теплом и движением физической науки, но лежащими в основе их абстракциями, нуменами или душой сущности этих материальных проявлений – «вещами в себе», которые, как признаёт современная наука, совершенно ускользают от лабораторных

———————————————

[[Сноска, продолжение с предыдущей страницы]] д-ра Кашинатха Тримбака Теланга, под редакцией Макса Мюллера.) Какое бы значение ни придавали этому термину различные школы, саттва является термином, данным последователями оккультизма школы арьяасанги двойной монаде или атма-буддхи, а атма-буддхи на этом плане соответствует Парабрахму и мулапракрити на более высоком плане.

[1] Амрита означает «бессмертие».

[2] См. Комментарий № 1 к этому стансу.

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 70 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

исследований с помощью приборов, и которые даже ум наш не может постичь, хотя он в равной степени не может не признать, что должны существовать эти лежащие в основе вещей сущности. Огонь и вода или отец [1] и мать могут здесь означать божественный луч и хаос.

«От этого союза с духом хаос, обретший разум, радостно засиял, и так был рождён протогонос (первородный свет)», – говорится в одном отрывке из сочинения Гермия[vi]. Дамаский[vii] в своей «Теогонии» называет его Дисом – «распределителем всего сущего». (См. «Древние фрагменты» Кори, стр. 314.[viii])

Согласно догмам розенкрейцеров, на сей раз хотя бы частично истолковано и объяснёно правильно непосвящёнными, что «свет и тьма тождественны сами по себе, разделяемые только в человеческом сознании»; и, согласно Роберту Фладду, «тьма озарилась светом, чтобы сделаться видимой» («О розенкрейцерах»).

Согласно принципам восточного оккультизма, ТЬМА – это единственная истинная действительность, основа и корень света, без которого последний никогда не смог бы ни проявиться, ни даже существовать. Свет – это материя, а ТЬМА – чистый дух. Тьма в своей присущей ей метафизической основе является субъективным и абсолютным светом, в то время как последний во всём его кажущемся сиянии и великолепии представляет собой просто массу теней, поскольку он никогда не может быть вечным, и является просто иллюзией или майей.

Даже в сбивающей с толку и досаждающей науке Книге Бытия свет создаётся из тьмы, «и тьма над бездною» (Быт.1:2), а не наоборот. «В нём (во тьме – Е.П.Б.) была жизнь; и жизнь была свет человеков» (Ин.1:4).

Наступит день, когда глаза людей откроются, и тогда они смогут лучше, чем сейчас, понять стих из Евангелия от Иоанна, в котором говорится: «И свет во тьме светит; и тьма не постигла[ix] его». Тогда они поймут, что слово «тьма» относится не к духовному зрению человека, а к «тьме», абсолюту, которого не постигает (не может постичь – Е.П.Б.) преходящий свет, каким бы трансцендентным для человеческих глаз он ни был. Demon est Deus inversus[x]. Дьявол теперь называется церковью тьмой, тогда как в Библии он назван «сыном Божьим» (см. Книгу Иова), яркой утренней звездой, Люцифером (см. Книгу Исаии).

Целая философия догматического мастерства построена на объяснении причины, почему первого архангела, вышедшего из глубин хаоса, назвали Lux[xi] (Люцифером), «светозарным сыном утра» или зари

———————————————

[1] См. «Гуань-Ши-Инь». Подлинное имя из текста нельзя привести.

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 71 СВЕТ ВЫХОДИТ ИЗ ТЬМЫ

манвантары. Церковь сделала из него Люцифера или Сатану, поскольку он выше и древнее Иеговы и его надо было принести в жертву новой догме. (См. том II)

________________________________________

 

 

СТАНС III – Продолжение

 

  1. ВОТ, О, ЛАНУ! [2] ЛУЧИСТОЕ ДИТЯ ИХ ОБОИХ, НЕПРЕВЗОЙДЁННАЯ СЛАВА СИЯНИЯ, СВЕТЛОЕ ПРОСТРАНСТВО, СЫН ТЁМНОГО ПРОСТРАНСТВА, ПОЯВЛЯЩИЙСЯ ИЗ ГЛУБИН ВЕЛИКИХ ТЁМНЫХ ВОД. ЭТО – OEAOЭOO, МЛАДШИЙ, * * * (которого ты теперь знаешь как Гуань-Ши-Инь. – Комментарий) (а). ОН СИЯЕТ КАК СОЛНЦЕ. ОН – ПЛАМЕНЕЮЩИЙ БОЖЕСТВЕННЫЙ ДРАКОН МУДРОСТИ. ЭКА ЕСТЬ ЧАТУР (четвёрка), И ЧАТУР БЕРЁТ СЕБЕ ТРИ, И ЭТОТ СОЮЗ ПРОИЗВОДИТ САПТУ (семёрку), ГДЕ СЕМЬ СТАНОВЯТСЯ ТРИДАШЕЙ [3] (трижды десять), СОНМАМИ И МНОЖЕСТВАМИ (б). ВОТ ОН ПРИПОДНИМАЕТ ЗАВЕСУ И РАЗВОРАЧИВАЕТ ЕЁ С ВОСТОКА НА ЗАПАД. ОН СКРЫВАЕТ ТО, ЧТО ВВЕРХУ, И ЗАСТАВЛЯЕТ ТО, ЧТО ВНИЗУ, ВИДЕТЬ КАК ВЕЛИКУЮ ИЛЛЮЗИЮ. ОН ОТМЕЧАЕТ МЕСТА ДЛЯ СИЯЮЩИХ (звёзд) И ПРЕВРАЩАЕТ ВЕРХНЕЕ (пространство) В БЕЗБРЕЖНОЕ ОГНЕННОЕ МОРЕ, А ЕДИНОЕ ПРОЯВЛЕННОЕ (элемент) – В ВЕЛИКИЕ ВОДЫ (в).

а) «Светлое пространство, сын тёмного пространства» соответствует лучу, упавшему при первом трепете новой «зари» в великие космические глубины, из которых он снова появляется, дифференцированный как Оеаоэоо-младший («новая ЖИЗНЬ»), чтобы стать в конце жизненного цикла зародышем всего сущего. Он есть «бестелесный человек, содержащий в себе божественную мысль», производитель света и жизни по выражению Филона Иудея. Его называют «сияющим драконом мудрости»,

———————————————

[2] Лану – ученик, чела, изучающий практический эзотеризм.

[3] «Тридаша» или трижды десять (30), намекает на круглое число ведических божеств или, точнее, на священное число 33. Это – 12 адитьев, 8 васу, 11 рудр и 2 ашвина – сыновья-близнецы от солнца и неба.

Таково изначальное число индийского пантеона, насчитывающего 33 крор или более трехсот миллионов богов и богинь.

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 72 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

поскольку, во-первых, он является тем, что греческие философы называли Логосом, Глаголом божественной мысли, и, во-вторых, в эзотерической философии это первое проявление, являющееся синтезом или совокупностью вселенской мудрости, и Оеаоэоо, «сын солнца», содержит в себе семь созидательных воинств (сефирот) и, таким образом, является сущностью проявленной мудрости. «Тот, кто купается в свете Оеаоэоо, никогда не будет обманут завесой майи».

Термин Гуань-Ши-Инь тождественен и эквивалентен санскритскому термину Авалокитешвара, и как таковой он обозначает андрогинное божество, как тетраграмматон и все логосы [1] древности. Только некоторые школы в Китае очеловечивают его и изображают с женскими атрибутами [2], когда в своём женском аспекте он становится Гуань-Инь, богиней милосердия, называемой «божественным гласом». [3] Последняя является богиней-покровительницей Тибета и острова Путо в Китае, где обоим божествам посвящено несколько монастырей. [4] (См. часть II, «Гуань-Ши-Инь и Гуань-инь».)

———————————————

[1] Следовательно, все высшие боги древности являются «сынами Матери», прежде чем они станут сынами «Отца». Логосы, подобные Юпитеру или Зевсу, сыну Кроноса-Сатурна, «бесконечного времени» (или калы), первоначально изображались как мужчина-женщина. О Зевсе говорили, как о «прекрасной деве», а Венеру изображали с бородой. Аполлон изначально был двуполым, как и Брахма-Вач в «Кодексе Ману» и Пуранах. Осирис подменяется Изидой, а Гор имеет признаки обоих полов. Наконец, евангелист Иоанн в Откровении описывает видение логоса (который сегодня имеет отношение к Иисусу), бывшего гермафродитом, поскольку он описан, как имеющий женскую грудь. Так что тетраграмматон = Иегове. Но в эзотеризме есть два Авалокитешвары, как первый и второй логосы.

[2] Ни один религиозный символ не может избежать профанации и даже осмеяния в наши дни политики и науки. В южной Индии автор видела новообращённого туземца, совершающего пуджу с подношениями перед изваянием Иисуса в женской одежде и с кольцом в носу. Когда мы спросили, что означает этот маскарад, нам ответили, что это был Йезус-Мария, объединённый в одно, и это было сделано с разрешения падре, поскольку у ревностного новообращённого не было денег на покупку двух изваяний или «идолов», как они очень верно были вызваны одним свидетелем этого разговора – так же индусом, но не обращённым в христианство. Придерживающемуся догматов христианину это покажется кощунственным, но теософ и оккультист должны отдать пальму первенства логике этого новообращённого индуса. Эзотерический Христос гносиса, конечно, бесполый, но в экзотерическом богословии он – и мужчина, и женщина.

[3] Гностическая София, «мудрость», будучи «матерью» огдоады[xii] (Адити, в определённом смысле, со своими восемью сыновьями), является святым духом и создателем всего, как и в древних системах. «Отец» – изобретение гораздо более позднее. Самым древним проявленным логосом везде была женщина – мать семи планетарных сил.

[4] См. «Китайский буддизм» преп. Дж. К. Эдкинса, который всегда приводит верные факты, хотя его выводы очень часто ошибочны.

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 73 ДРАКОН И ЛОГОС

 б) «Дракон Мудрости» – это единица, «эка» (санскрит) или шака[xiii]. Любопытно, что именем Иеговы на иврите тоже должна быть единица, Эхад[xiv]. «Имя его – Эхад»,[xv] – говорят раввины. Филологам решать, которое из двух слов происходит от другого с точки зрения лингвистики и символики, ну, конечно, не санскритское. Слова «один» и дракон употреблялись древними в связи с их соответствующими логосами. Иегова с эзотерической точки зрения (как элохим) является также змеем или драконом, соблазнившим Еву, а «дракон» – это древний символ «астрального света» (изначального принципа), «который является мудростью хаоса». Философия архаического периода, не признававшая ни добра, ни зла в качестве основополагающей или независимой силы, но исходившая из абсолютного ВСЕГО (вечного совершенства вселенной), прослеживала и то, и другое в ходе естественной эволюции до чистого света, постепенно сгущающегося в форму, следовательно, становящегося материей или злом.

На невежественных отцах ранней христианской церкви лежит ответственность за то, что они низвели философскую и высоконаучную идею этой эмблемы (дракона) до абсурдного суеверия под названием «дьявол». Они заимствовали её у более поздних зороастрийцев, которые видели дьяволов или зло в индийских дэвах, и слово «зло» (evil) через в двойную трансформацию превратилось в D’Evil на всех языках (дьявол, diabolos, diable, diavolo, Teufel). Но язычники всегда различали свои символы с философской точки зрения. Изначальный символ змея обозначал божественную мудрость и совершенство, и всегда – духовное возрождение и бессмертие. Отсюда Гермес, называющий змея самым духовным из всех существ; Моисей, посвящённый в мудрость Гермеса и поступающий так же в Книге Бытия; змей гностиков с семью гласными над головой, являющихся символом семи иерархий семеричных или планетарных создателей. Отсюда также змей индусов Шеша или Ананта, «Бесконечный», имя Вишну, чьим первым ваханом или носителем в изначальных водах был этот змей [1]. Однако все они отличали благого змея от злого (астральный свет

———————————————

[1] Однако, подобно логосам и иерархиям сил, «змеи» должны отличаться друг от друга. Шеша или Ананта, «ложе Вишну», является аллегорической абстракцией, символизирующей бесконечное время в пространстве, которое содержит зародыш и периодически сбрасывает цветение этого зародыша в виде проявленной вселенной. Тогда как гностический «офис»[xvi] содержал в своих семи гласных тот же тройной символизм, что и одно-, трёх- и семисложное Оеаоэоо архаического учения, то есть один непроявленный логос, второй проявленный логос или треугольник, сгущающийся в четверицу или тетраграмматон, и лучи последнего на материальном плане.

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 74 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

каббалистов) или отличали первого, как воплощение божественной мудрости в области духовного, от второго – как зла на плане материи. [1] Иисус признавал змея как синоним мудрости, и его образ вошёл в его учение: «Будьте мудры, как змеи», – говорит он.

«Вначале, до того, как мать стала отцом-матерью, один только огненный дракон двигался в бесконечности» («Книга Сарпараджни»). В «Айтарейе-брахмане» земля называется Сарпараджни, «царицей змеев» и «матерью всего, что движется».

До того, как наш земной шар стал яйцевидным (как и вся вселенная), «длинный след космической пыли (или огненного тумана) двигался в пространстве, извиваясь подобно змее. «Дух Божий, носящийся над хаосом» во всех народах изображался символически в форме огненного змея, изрыгающего огонь и свет на первозданные воды, пока он не высидит космическую материю и не заставит её принять кольцеобразную форму змея с хвостом во рту, что символизирует не только вечность и бесконечность, но и шаровидную форму всех тел, образованных во вселенной из этого огненного тумана.

Вселенная, а также земля и человек периодически сбрасывают свою старую кожу, как змея, и после некоторого периода покоя надевают новую. Змей, несомненно, не менее изящный или поэтический образ, чем гусеница и куколка, из которых появилась бабочка, греческий символ Психеи, человеческой души. «Дракон» был также символом логоса у египтян, как и у гностиков.

В «Книге Гермеса» Пимандер, самый древний и самый духовный из логосов западного континента, является Гермесу в виде огненного дракона «света, огня и пламени». Пимандер, олицетворение «божественной мысли», говорит: «Свет – это я, я есть нус (разум или Ману), я – твой Бог, и я намного древнее человеческого начала, убегающего от тени («тьмы» или сокрытого божества). Я есть зародыш мысли, сияющее Слово, сын Божий. Всё, что таким образом видит и слышит в тебе, есть Глагол Владыки, это – мысль (махат), которая есть Бог Отец. [2]

———————————— ————

[1] Астральный свет или эфир древних язычников (поскольку термин «астральный свет» довольно современный) есть дух-материя.

Начиная с чистого духовного плана, он становится все грубее по мере своего нисхождения, пока не станет майей или искушающим и лживым змеем на нашем плане.

[2] Под термином «Бог Отец» здесь явно подразумевается седьмой принцип в человеке и космосе, причём этот принцип неотделим по своей сущности и природе от седьмого космического принципа. В каком-то смысле это Логос греков и Авалокитешвара эзотерических буддистов.

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 75 СВЕТ КАК НУМЕН И ФЕНОМЕН

Небесный океан, Протоэфир… есть дыхание Отца, животворное начало, Мать, Святой Дух… ибо они не разделены, и их союз есть ЖИЗНЬ».

Здесь мы явно слышим отголосок древнего тайного учения, как оно теперь излагается. Только оно ставит во главе эволюции жизни не «Отца», который стоит третьим и является «сыном Матери», а «вечное и непрерывное дыхание ВСЕГО». Махат (понимание, вселенский разум, мысль и пр.) прежде чем проявиться как Брахма или Шива, появляется как Вишну, как говорит «Санкхья Сара» (стр. 16), следовательно, у махата есть несколько аспектов, как и у логоса. Махат назван Владыкой при первичном творении и в этом смысле является вселенским познанием или божественной мыслью; но «тот махат, который был создан первым, (впоследствии) называется эго, когда он рождается как (ощущающее себя) «я», что, как сказано, является вторым творением» («Анугита»[xvii], гл. xxvi). И переводчик (талантливый и образованный брамин, а не европейский востоковед) объясняет в сноске (6): «То есть, когда махат перерастает в чувство самосознания – своего «я», тогда он принимает название эго», что в переводе на нашу эзотерическую фразеологию означает – когда махат преобразуется в человеческий манас (или даже в манас конечных богов), он становится «ахам». Почему его называют махатом второго творения (или девятого творения, когда согласно «Вишну-пуране» родились кумары), будет объяснено во втором томе.

в) Таким образом «море огня» является над-астральным (т. е., нуменальным) светом, первым излучением корня, мулапракрити, недифференцированной космической субстанции, которая становится астральной материей. Его также называют «огненным змеем», как описано выше. Когда исследователь помнит о том, что существует только один универсальный элемент, который является бесконечным, не рождённым и не умирающим, а всё остальное (в мире феноменов) представляет собой не что иное, как множество различных дифференцированных аспектов и трансформаций (теперь их называют корреляциями) этого одного элемента – от космических до микрокосмических следствий по нисходящей шкале, от сверхчеловеческих вплоть до человеческих и нечеловеческих существ, одним словом, совокупность объективного существования, то тогда первая и главная трудность исчезнет, ​​и оккультная космология может быть усвоена. [1] Все каббалисты и оккультисты, восточные и западные, признают а)

———————————————

[1] В египетской, как и в индийской теогонии было сокрытое божество, ЕДИНСТВЕННЫЙ и творящий андрогинный бог. Так, Шу является богом-творцом, а Осирис в своей изначальной первичной форме является «богом, имя которого неизвестно».

(См. «Abydos II» Мариета[xviii], стр. 63, и том III, стр. 413, 414, № 1122.)

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 76 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

тождество «отца-матери» с протоэфиром или акашей (астральным светом) [1] и

б) его однородность до эволюции «Сына», космического фохата, поскольку он является космическим электричеством. «Фохат делает твёрдыми и рассеивает семерых братьев» (Книга Дзян, III); это означает, что изначальная электрическая сущность (так как восточные оккультисты настаивают на том, что электричество является сущностью) электризует жизнь и разделяет первичное вещество или предгенетическую материю на атомы, которые сами являются источником всякой жизни и сознания.

«Существует универсальный agent unique[xix]  для всех форм и всех видов жизни, который называется од[xx], [2] ов[xxi] и ор[xxii], активный и пассивный, положительный и отрицательный, как день и ночь; он есть первый свет творения» (каббала Элифаса Леви[xxiii]) – первый свет первоначальных элохим, Адам, «мужчина и женщина»[xxiv] или (с научной точки зрения) ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И ЖИЗНЬ.

Древние представляли его в виде змея, поскольку «фохат шипит, скользя туда-сюда» (зигзагами). Каббала обозначает его еврейской буквой тет ט, символом которой является змей, игравший столь выдающуюся роль в мистериях. Её общеизвестным числовым значением является девять, поскольку это девятая буква алфавита и девятая дверь из пятидесяти порталов или врат, ведущих к сокрытым тайнам бытия. Он (фохат) является магическим посредником par excellence, и в герметической философии обозначает «жизнь, привнесённую в первичную материю», сущность всего существующего, и дух, определяющий его форму.

Но есть два тайных герметических действия: одно – духовное, другое – его аналог или материальное, но составляющие всегда одно целое. «Ты должен отделить землю от огня, тонкое от плотного… то, что восходит с земли на небо и снова спускается с неба на землю. Он (тонкий свет) является самой мощной из всех сил, поскольку он подчиняет все тонкие тела и проникает во все плотные. Так был образован мир» (Гермес).

Не только Зенон, основатель стоиков, учил, что

——————————— —————

[1] См. следующее примечание.

[2] Од – чистый животворный свет или магнетический флюид, ов – посланник смерти, используемый колдунами, мерзкий флюид зла, ор – это синтез обоих, собственно астральный свет. Могут ли филологи сказать, почему термин «од», используемый Райхенбахом для обозначения жизненного флюида также является тибетским словом[xxv], означающим свет, яркость, сияние? Оно в равной степени означает «небо» в оккультном смысле. Откуда корень этого слова? Но акаша не совсем эфир, а намного выше, как будет показано далее.

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 77 БОЖЕСТВО В ПРОСТРАНСТВЕ И ВО ВРЕМЕНИ

вселенная эволюционирует, когда её первичная субстанция переходит из состояния огня в состояние воздуха, затем воды и т. д. Гераклит Эфесский утверждал, что единственным началом, лежащим в основе всех явлений в природе, является огонь. Разум, движущий вселенную, есть огонь, а огонь – это разум. И хотя Анаксимен говорил то же самое о воздухе, а Фалес Милетский (600 лет до н.э.) – о воде, эзотерическое учение примиряет всех этих философов, показывая, что, хотя каждый был по своему прав, система ни одного из них не была законченной.

——— ————

 

 

 

СТАНС III – Продолжение

  1. ГДЕ БЫЛ ЗАРОДЫШ И ГДЕ БЫЛА НЫНЕ ТЬМА? ГДЕ ДУХ ПЛАМЕНИ, ГОРЯЩЕГО В ТВОЁМ СВЕТИЛЬНИКЕ, О, ЛАНУ? ЗАРОДЫШ ЕСТЬ «ТО», И «ТО» ЕСТЬ СВЕТ, БЕЛЫЙ СВЕТОЗАРНЫЙ СЫН СОКРЫТОГО ВО ТЬМЕ ОТЦА (а).

 а) Ответ на первый вопрос подсказан вторым, что является ответом учителя ученику и содержит в одной фразе одну из самых важных истин оккультной философии. Он указывает на существование того, что не воспринимается нашими физическими чувствами, но имеет гораздо большее значение, являясь более реальным и неизменным, чем то, что притягивает сами эти чувства.

Прежде чем лану сможет надеяться понять с точки зрения трансцендентности метафизическую задачу, содержащуюся в первом вопросе, он сможет ответить на второй вопрос, в то время как сам ответ на второй вопрос, даст ему ключ к правильному ответу на первый.

В санскритских комментариях на этот станс приводится много терминов для обозначения сокрытого или нераскрытого принципа. В самых ранних рукописях индийской литературы это нераскрытое абстрактное божество не имеет имени. Обычно оно называется «То» («Тат» на санскрите) и означает всё, что есть, было и будет, или что может быть воспринято таким образом человеческим разумом.

Среди таких терминов, как «непостижимая тьма», «вихрь» и пр., приводимых, конечно, только в эзотерической философии, есть также термины «То, что от калахансы», «кала-хам-са» и даже «кали хамса» (чёрный лебедь). Здесь буквы «м» и «н» взаимозаменяемы, и

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 78 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

обе произносятся как носовые an или am, или, опять же, en или em (Ennui, Embarras и пр.) во французском языке.

Как и в еврейской Библии, многие загадочные священные имена на санскрите звучат для непосвящённого просто как какое-то обычное и часто вульгарное слово, поскольку оно скрыто с помощью анаграммы или иным образом.

К таким словам относится слово «ханса» или эзотерически «хамса». Слово «хамса» может быть представлено тремя словами а-хам-са, означающие «Я есть он», а разделенное ещё одним способом, оно будет читаться «со-хам», «он (есть) Я».

Только в одном этом слове для того, кто понимает язык мудрости, заключена вселенская тайна, доктрина тождества человеческой сущности с божественной сущностью. Отсюда глиф и аллегория Калахансы (или хамсы), а также имя, данное Брахме среднего рода (позже Брахме мужского рода) – «Ханса-вахана», тому, кто использует Хансу в качестве своего носителя». То же слово можно прочитать как «калахам-са» или «Я есть Я» в вечности времён, соответствующее библейскому, или, скорее, зороастрийскому «Я есть, что Я есть».

Та же доктрина содержится в каббале, о чём свидетельствует следующий отрывок из неопубликованной рукописи г-на С. Лидделла МакГрегора Мазерса, учёного каббалиста:

«Три местоимения: הוא «ху»,  אתּה «атта»[xxvi], אני «ани» – он, ты, я используются для обозначения понятий макропросопус[xxvii] и микропросопус[xxviii] в еврейской каббале. Ху – «он», применяется к сокрытому и сокровенному макропросопусу, атта – «ты» – к микропросопусу, а ани – «я» – к последнему, когда он представлен говорящим. (См. Lesser Holy Assembly[xxix], 204 и далее)

Следует отметить, что каждое из этих имён состоит из трёх букв, из которых буква алеф א или «а» стоит в конце первого слова «ху» и в начале слов «атта» и ​​«ани», как бы являясь связующим звеном между ними. Но буква א является также символом единицы и, следовательно, неизменной идеи божественности, действующей через них всех.

Но за буквой א в слове «ху»[xxx] стоят буквы ו и ה, символы чисел шесть и пять, мужчины и женщины, гексаграммы и пентаграммы. И числовые значения этих трёх слов, ху, атта, ани, равны 12, 406 и 61, которые возобновляются в ключевых числах 3, 10 и 7 с помощью каббалы «девяти покоев», которая является формой темуры для объяснения скрытого смысла».

Бесполезно пытаться полностью объяснить тайну. Материалисты и люди современной науки никогда этого не поймут, поскольку для того

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 79 ПЕРВИЧНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ ЕДИНИЦЫ

чтобы получить ясное представление о ней, нужно прежде всего принять аксиому о всепроникающем, вездесущем, вечном божестве в природе; во-вторых, постигнуть тайну электричества в его истинной сущности; и, в-третьих, допустить, что человек является семеричным символом на земном плане Одной Великой ЕДИНИЦЫ (Логоса), которая сама по себе является знаком из семи гласных, дыханием, которое кристаллизовалось в СЛОВО [1].

Тот, кто верит во всё это, также должен верить в многократные сочетания семи планет оккультизма и каббалы с двенадцатью знаками зодиака, и приписывать, как мы это делаем, каждой планете и каждому созвездию влияние, которое согласно Эли Стару[xxxi] (французскому оккультисту), «присуще им, будучи благотворным или пагубным в соответствии с планетарным духом, управляющим ими, который, в свою очередь, способен влиять на людей и всё остальное, находящееся в гармонии с ним и с которыми он имеет какое-либо родство.

В силу этих причин, а также в силу того, что лишь немногие верят в вышеизложенное, всё, что теперь можно сказать, заключается в следующем – в обоих случаях символ «ханса» (будь то «я», «он», гусь или лебедь) является важным символом, представляющим, например, божественную мудрость, мудрость во тьме, недоступной для людей. Во всех экзотерических значениях ханса, как известно любому индусу, является сказочной птицей, которая, когда ей дают пить молоко, смешанное с водой (аллегория), разделяет их, пьёт молоко, а воду не трогает, тем самым демонстрируя врождённую мудрость – молоко символизирует дух, а вода – материю.

То, что эта аллегория очень древняя и восходит к очень раннему архаичному периоду, подтверждается упоминанием (в «Бхагавата-пуране») некой касты, называемой «хамса» или «ханса», которая была  par excellence «единственной кастой», когда ещё далеко во мгле забытого прошлого у индусов была только «одна Веда, одно божество, одна каста». Есть также хребет в Гималаях, по описанию в древних книгах расположенный к северу от горы Меру и называемый «Хамса», он связан с событиями, относящимися к истории религиозных мистерий и посвящений. Что касается термина «кала-ханса», предполагаемого носителя Брахмы-Праджапати, то в экзотерических текстах и ​​переводах

—————————————————

[1] Это снова похоже на доктрину Фихте и немецких пантеистов. Первый почитает Иисуса как великого учителя, который внушал единство человеческого духа с Богом-Духом (доктрина Адвайта) или универсальным Принципом. В западной метафизике трудно найти хоть одно предположение, которое не было бы предвосхищено архаической восточной философией. От Канта до Герберта Спенсера, все это более или менее искаженное эхо доктрин Двайты, Адвайты и Веданты в целом.

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 80 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

востоковедами допущена грубая ошибка. Брахман (среднего рода) называется у них кала-ханса, а Брахма (мужского рода) – ханса-ваханой, поскольку, по сути, «его носителем или ваханой является лебедь или гусь» (см. «Индийский классический словарь»). Это чисто экзотерическое толкование.

С точки зрения эзотерики и логики, если бесконечный Брахман является всем тем, что описывают востоковеды согласно ведантическим текстам, а именно, абстрактным божеством, никоим образом не характеризуемым какими-либо человеческими атрибутами, и всё же утверждают, что он или оно называется кала-ханса, тогда как же он может когда-либо стать ваханой Брахмы, проявленного конечного бога? Совсем наоборот. «Лебедь или гусь» (ханса) является символом этого мужского или преходящего божества, поскольку он, как эманация изначального луча, призван служить ваханой или носителем для этого божественного луча, который иначе не мог бы проявиться во вселенной, сам будучи (если использовать антифразис) эманацией «Тьмы» – во всяком случае, для нашего человеческого сознания. Таким образом, именно Брахма есть кала-ханса, а луч – ханса-вахана.

Что касается данного странного символа, он также наводит на размышления; истинное мистическое значение заключается в идее вселенской матрицы, представленной символом первичных вод «бездны» или символом того, что принимает, а затем испускает тот единственный луч (Логоса), который содержит в себе другие семь порождающих лучей или сил (логосов или строителей). Отсюда и выбор розенкрейцерами водоплавающих птиц – будь то лебедь или пеликан [1] с семью птенцами в качестве символа, видоизменённого и адаптированного к религии любой страны. Эйн Соф назван «огненной душой пеликана» в «Книге чисел»[xxxii]. [2]

Появляясь с каждой манвантарой как Нараяна или Сваямбхува

———————————————

[1] Является ли род птицы cygnus[xxxiii], anser[xxxiv] или pelecanus, это не имеет значения, так как это водоплавающие птицы, движущиеся по водам, как дух, а затем выходящие из этих вод, чтобы дать рождение другим существам. Истинное значение символа восемнадцатой степени розенкрейцеров состоит именно в этом, хотя позже представлено поэтическим материнским чувством пеликана, раздирающим грудь, чтобы накормить своей кровью семерых птенцов.

[2] Причина, по которой Моисей запрещает есть пеликана или лебедя, причисляя их к нечистым птицам, но разрешает есть «уничтожающую всё саранчу, акрид и кузнечиков с их породою»[xxxv] (Книга Левит, гл. 11 и Книга Второзакония, гл. 14) является чисто физиологической и имеет отношение к мистической символике только постольку, поскольку слово «нечистый», как и любое другое слово, не следует читать и понимать буквально; оно является эзотерическим, как и всё

[[Сноска, продолжение на следующей странице]]  ________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 81 ПЕРВИЧНЫЕ ДИФФЕРЕНЦИИ

(самосущий) и, проникая в мировое яйцо, он выходит из него в конце божественной инкубации как Брахма или Праджапати, прародитель будущей вселенной, в которую он разворачивается. Он есть пуруша (дух), но он также пракрити (материя). Следовательно, только после разделения себя на две половины – Брахма-Вач (женскую) и Брахма-Вирадж (мужскую), Праджапати становится Брахмой мужского рода.

———————

 

 

СТАНС III – Продолжение

  1. СВЕТ ЕСТЬ ПЛАМЯ ХОЛОДНОЕ, И ПЛАМЯ ЕСТЬ ОГОНЬ, И ОГОНЬ ПРОИЗВОДИТ ТЕПЛО, КОТОРОЕ ВЫДЕЛЯЕТ ВОДУ, ВОДУ ЖИЗНИ В ВЕЛИКОЙ МАТЕРИ (Хаосе) (а).

а) Следует помнить, что слова «свет», «огонь» и «пламя», используемые в стансах, были заимствованы их переводчиками из словаря древних «философов огня» [1], чтобы лучше передать значение архаических терминов и символов, используемых в оригинале. В противном случае они остались бы совершенно непонятными для европейского читателя. Но изучающему оккультизм используемые термины будут достаточно ясны.

Все эти – «свет», «пламя», «жар», «холод», «огонь», «тепло», «вода» и «вода жизни» на нашем плане являются потомством или, как сказал бы современный физик, коррелятами ЭЛЕКТРИЧЕСТВА. Сильное слово и ещё более могущественный символ! Священный родитель не менее священного потомства, родитель огня – творца, хранителя и разрушителя, родитель света – сущности наших божественных предков, а также пламени – души всего сущего. Электричество, ЕДИНАЯ Жизнь, на высшей ступени Бытия, и астральный флюид, атанор алхимиков, на самой низшей ступени; БОГ и ДЬЯВОЛ, ДОБРО и ЗЛО…

———————————————

[[Сноска, продолжение с предыдущей страницы]] остальное, и может также означать «святой», а может и не означать. Такая маскировка двусмысленна в связи с некоторыми суевериями – например, с суевериями русских людей, которые не будут употреблять голубя в пищу не потому, что он «нечист», а потому что верят,  что «святой дух» явился в виде голубя.

[1] Не у средневековых алхимиков, а у магов и огнепоклонников заимствовали розенкрейцеры или философы per ignem[xxxvi], преемники теургов, все свои понятия относительно огня как мистического и божественного элемента.

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 82 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

Итак, почему свет назван в стансах «пламенем холодным»? Потому что в ходе космической эволюции (как учат оккультисты) энергия, приводящая в действие материю после её первого формирования в атомы, вырабатывается на нашем плане посредством космического тепла; и потому что космоса в смысле разобщённой материи не было до этого периода. Первая изначальная материя, вечная и сосуществующая с пространством, «которая не имеет ни начала, ни конца», не является «ни горячей и ни холодной, но имеет свою особую природу», – говорится в комментарии. Тепло и холод являются относительными качествами и принадлежат к сферам проявленных миров, которые все развиваются из проявленной «или»[xxxvii], называемой в своём абсолютно скрытом аспекте «холодной Девой», а после пробуждения к жизни – «Матерью». Древние западные космогонические мифы утверждают, что сначала был лишь холодный туман, который был Отцом, и плодоносный ил (Мать, илус[xxxviii], т. е. «или»), из которого выполз мировой змей-материя («Разоблачённая Изида», Т. I, стр.146). Таким образом, изначальная материя, прежде чем она возникнет из никогда не проявляющегося плана и пробудится к трепету действия под импульсом фохата, представляет собой всего лишь «холодное сияние, бесцветное, бесформенное, безвкусное и лишённое всех качеств и аспектов». Таковы даже её первенцы, «четыре сына», которые «есть единица и становятся семёркой» и являются сущностями, чьими качествами и именами древние восточные оккультисты называли четыре из семи первичных «центров сил» или атомов, которые позже развились в великие космические «элементы», теперь подразделяемые на семьдесят или около того субэлементов, известных науке. Четыре первичные природы первых дхьян-чоханов – это так называемые (за неимением лучших терминов) «акашическая», «эфирная», «водная» и «огненная» природы, соответствующие в терминологии практического оккультизма научному определению газов, которые (чтобы передать ясное представление как оккультистам, так и непосвящённым), должны быть определены как парагидрогенные,[1] параоксигенные, оксигидрогенные и озоновые или, возможно, азотно-озоновые; последние силы или газы (в оккультизме не доступные восприятию, но всё же атомарные субстанции) являются наиболее эффективными и активными при возбуждении на плане более грубо дифференцированной материи. [2] Эти элементы несут как положительный, так и отрицательный заряд.

———————————————

[1] παρὰ[xxxix], «со стороны», за пределами

[2] Любой из этих элементов и многие другие, вероятно, являются недостающими звеньями химии. Они известны под другими именами в алхимии и у оккультистов, практикующих феноменальные способности. Именно путём комбинации и рекомбинации определённым образом (или диссоциирования) «элементов» посредством астрального огня совершаются величайшие феномены.

________________________________________

Т. 1, СТР. 83 ПАУТИНА БЫТИЯ

СТАНС III – Продолжение

  1. ОТЕЦ-МАТЬ ПРЯДУТ ПАУТИНУ, ВЕРХНИЙ КОНЕЦ КОТОРОЙ ПРИКЛЕПЛЁН К ДУХУ (пуруше), СВЕТУ ЕДИНСТВЕННОЙ ТЬМЫ, А НИЖНИЙ – К МАТЕРИИ (пракрити), К ЕГО (духа) ТЕНЕВОМУ КОНЦУ; И ПАУТИНА ЭТА ЕСТЬ ВСЕЛЕННАЯ, СОТКАННАЯ ИЗ ДВУХ СУЩНОСТЕЙ, СОЕДИНЁННЫХ В ОДНУ, ЧТО ЕСТЬ СВАБХАВА[xl] (а).

а) В «Мандукья-упанишаде» написано: «Как паук выбрасывает и втягивает свою паутину, как трава растёт из земли… так и вселенная извлекается из нетленного» (I, 1, 7). Брахма, как «зародыш неведомой тьмы», есть тот материал, из которого всё развёртывается и развивается «как паутина из паука, как пена из воды» и т. д. Это наглядно и верно, только если термин Брахма «творец» понимать как образованный от корня brih, увеличиваться или распространяться. Брахма «распространяется» и становится вселенной, сотканной из его собственной сущности.

Ту же мысль прекрасно выразил Гёте, который сказал:

«Где, времени кинув сквозную канву,
Живую одежду я тку божеству». [xli]

———————

 

 

СТАНС III – Продолжение

  1. ОНА (Паутина) РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ, КОГДА ДЫХАНИЕ ОГНЯ (Отца) НА НЕЙ; ОНА СЖИМАЕТСЯ, КОГДА ДЫХАНИЕ МАТЕРИ (корень материи) КАСАЕТСЯ ЕЁ. ТОГДА СЫНЫ (элементы с их соответствующими силами или разумами) РАЗЪЕДИНЯЮТСЯ И РАССЕИВАЮТСЯ, ЧТОБЫ В КОНЦЕ «ВЕЛИКОГО ДНЯ» ВЕРНУТЬСЯ В ЛОНО СВОЕЙ МАТЕРИ И ВНОВЬ СТАТЬ ОДНИМ С НЕЙ (а). КОГДА ОНА (Паутина) ОХЛАЖДАЕТСЯ, ОНА СТАНОВИТСЯ ЛУЧИСТОЙ, ЕЁ СЫНЫ РАСШИРЯЮТСЯ И СЖИМАЮТСЯ ПОСРЕДСТВОМ СВОИХ «Я» И СЕРДЕЦ; ОНИ ЗАКЛЮЧАЮТ В СВОИ ОБЪЯТИЯ БЕСКОНЕЧНОСТЬ. (б)

Образ разворачивания вселенной под воздействием дыханием ОГНЯ весьма многозначителен в свете периода «огненного тумана», о котором современная наука так много говорит, а на самом деле так мало знает.

Комментарий поясняет, что огромная температура разрушает сложные элементы и разлагает

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 84 ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

небесные тела до их единственного первоначального элемента.

«Как только тело распадается до своего первичного компонента, попав в зону притяжения и досягаемости фокуса или центра тепла (энергии), – многие из них переносятся туда-сюда в разные стороны по всему пространству –  оно, живое или мёртвое, испаряется и удерживается в «лоне Матери» до тех пор, пока фохат, собрав несколько сгустков космической материи (туманностей), и сообщив телу импульс, не приведёт его вновь в движение и не выработает необходимого тепла, а затем предоставит ему самому следовать новому развитию.

Разворачивание и сжатие паутины (т. е. мирового вещества или атомов) означает здесь пульсирующее движение, поскольку именно периодическое сжатие и разворачивание бесконечного и безбрежного океана того, что мы можем назвать нуменом материи, исходящего из свабхавы, вызывает всеобщую вибрацию атомов. Но это также наводит на мысль о чём-то другом.

Это показывает, что древние были знакомы с тем, что сейчас является загадкой для многих учёных и особенно для астрономов – причиной первого воспламенения материи или вещества мира, парадоксом получения тепла посредством холодного сжатия и другими подобными космическими загадками. Ведь это безошибочно указывает на знание древними подобных явлений. «В каждом атоме есть тепло внутреннее и тепло внешнее, – говорится в комментариях к рукописи, к которым автор имела доступ, – дыхание Отца (или духа) и дыхание (или тепло) Матери (материи)»; и они дают объяснение, которое показывает, что современная теория угасания солнечного огня за счёт потери тепла вследствие излучения ошибочна. Это предположение неверно даже по собственному признанию учёных. Поскольку, как указывает профессор Ньюком[xlii] («Popular Astronomy», стр. 506-508), «вследствие потери тепла газообразное тело сжимается, и тепло, выделяемое при сжатии, превышает тепло, которое оно должно было потерять, чтобы вызвать сжатие».

Этот парадокс, заключающийся в том, что тело становится горячее по мере того, как усиливается сжатие, вызванное его охлаждением, привёл к долгим спорам. Утверждалось, что избыток тепла теряется вследствие излучения, и предположить, что температура не понижается pari passu[xliii] с уменьшением объёма при постоянном давлении, значит свести на нет закон Шарля (небулярная теория, Уинчелл).

Правда, при сокращении образуется теплота, но сжатие (вследствие охлаждения) неспособно развить всё то количество теплоты, существующее в любой данный момент в массе, или даже поддерживать постоянную температуру тела и т. д. Профессор Уинчелл пытается примирить парадокс (на самом деле только кажущийся, как

________________________________________

Т. 1, СТРАНИЦА 85 ОСОЗНАННОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

доказал Гомер Лейнс), предположив, что существует «нечто помимо тепла». «Не может ли это быть, – спрашивает он, – просто взаимным отталкиванием молекул, которое изменяется согласно некоторому закону расстояния?» Но даже это сочтут неприемлемым, если это «нечто помимо тепла» не будет обозначено как «беспричинное тепло», «дыхание огня», всесозидающая сила плюс АБСОЛЮТНЫЙ РАЗУМ, что физическая наука вряд ли примет.

Как бы то ни было, текст этого станса показывает, что, несмотря на его архаичную фразеологию, он более научен, чем даже современная наука.

———————

 

СТАНС III – Продолжение

  1. ЗАТЕМ СВАБХАВА ПОСЫЛАЕТ ФОХАТ ДЛЯ ОТВЕРЖДЕНИЯ АТОМОВ. КАЖДЫЙ (из них) ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ ПАУТИНЫ (вселенной). ОТРАЖАЯ, ПОДОБНО ЗЕРКАЛУ, «САМОСУЩЕГО ВЛАДЫКУ» (первичный свет), КАЖДЫЙ СТАНОВИТСЯ В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ МИРОМ.[1]

«Фохат отверждает атомы», то есть, привнося в них энергию, он рассеивает атомы или изначальную материю. «Он рассеивает себя, рассеивая материю на атомы» (Комментарии в рукописи).

Именно через фохат мысли вселенского разума запечатлеваются в материи. Некоторое смутное представление о природе фохата можно почерпнуть из названия «космическое электричество», иногда применяемого к нему, но в этом случае к общеизвестным свойствам электричества следует добавить другие свойства, включая разум. Интересно отметить, что современная наука пришла к выводу, что любая мозговая деятельность сопровождается электрическими явлениями (подробнее о «фохате» см. станс V и комментарий к нему).

_________________________________________

[1] Это сказано в том смысле, что пламя огня бесконечно, и что свет во всей вселенной можно было бы зажечь от одной простой свечки, не уменьшая её пламени.

СНОСКИ:

[i] Matrix — праматерь, первопричина (лат.)

[ii] अवस्था состояние

[iii] Оноре де Бальзак «Серафита», гл. 4 «Тучи над святилищем»

[iv] Греческие буквы ΟΕΑΟΗΟΟ, см. Ч. Кинг «Гностики и их реликвии», часть 4, гл. «Имя ИАО»

[v] Эта буква в конце слова в английском языке не произносится, а служит для образования слога.

[vi] Гермий Александрийский (1-я пол. – сер. 5 в. н.э.) – философ-неоплатоник, ученик Сириана, соученик Прокла. Гермию принадлежит комментарий к «Федру» Платона – образец записанных «с голоса» (ἀπò φωνῆς) школьных толкований платоновского диалога, читанных Сирианом Гермию и Проклу. («Орфический гимн Протогону» есть в «Древних фрагментах» Кори, глава «Орфические фрагменты»)

[vii] Дама́ский (др.-греч. Δαμάσκιος; 458/462 — после 538), античный философ-неоплатоник, последний схоларх Платоновской Академии и Афинской школы неоплатонизма.

[viii] Глава «Из Дамаския»

[ix] В оригинале греческое слово κατέλαβεν, образованного от глаголаκαταλαμβάνω, одним из значений которого является постигать, что отражено в английском переводе, а в синодальном переводе «объяла».

[x] «Дьявол есть перевёрнутый бог» (лат.)

[xi] Свет, освещение, сияние; поэт. светило, светоч (лат.)

[xii] Огдоада (гр. ογδοάς, букв. «восьмёрка») — в египетской мифологии восемь изначальных богов города Гермополя (Хемену).

[xiii] शाक (санскрит)

[xiv] Ашкеназское произношение этого слова «эход», причём написание слова передаёт еврейские буквы, без учёта огласовок, что облегчает понимание для знающих иврит. В переводе дано общепринятое произношение слова.

[xv] Ральстон Скиннер «Еврейская метрология»

[xvi] ὄφις змей (греч.)

[xvii] В переводе на английский язык Кашинатхом Тримбаг  Теланг, «Bhagavadgita With the Sanatsugâtiya and the Anugitâ» (1882)

[xviii] Франсуа Огюст Фердинан Мариет (1821 — 1881) — французский египтолог, который в середине XIX века получил от египетских властей монополию на археологические исследования в стране. Основатель и первый руководитель Египетского музея в Каире.

[xix] Единственный посредник (фр.)

[xx] עוד (ивр.) существование, сила, см. Словарь Марка Ястрова

[xxi] עוׄב (ивр.) луч

[xxii] אוׄר (ивр.) свет

[xxiii] La Science des Esprits, 1865, стр. 179-189: «Когда он активный, то называется од, когда пассивный – ов, а при равновесии – ор»

[xxiv] Быт.1:27

[xxv] འོད (Вайли ‘od, произношение «ё») свет, яркость, сияние (тиб.), прабхаса प्रभास (санскр.)

[xxvi] Местоимение мужского рода

[xxvii] От латинского слова μᾰκρός «длинный, долгий» и греческого слова πρόσωπον «лицо, лик», что соответствует еврейскому термину Арих Анпин «долгий лик».

[xxviii] Зеир Анпин «короткий лик» в каббале

[xxix] «Малое святое собрание» или «Идра Зута Кадиша»

[xxx] Если читать слева направо.

[xxxi] Эли́ Стар (18471942) — псевдоним французского астролога и оккультиста второй половины XIX века Эжена Жакоба.

[xxxii] Халдейская «Книга чисел»

[xxxiii] Лебедь (лат.)

[xxxiv] Гусь (лат.)

[xxxv] Синодальный перевод «солам с ее породою, харгол с ее породою и хагаб с ее породою», название саранчи «солам» происходит от глагола уничтожать и вероятно относится к виду, называемому марокканской саранчой; «харгол» — название съедобной саранчи или акрид, «хагав» — кузнечик.

[xxxvi] Букв. по огню (лат.)

[xxxvii] Античное произношения греческого слова ὗλη материя, вещество «гюлэ», а произношение койне – «или».

[xxxviii] Латинизированное слово от греческого Ἶλος, ил,

[xxxix] Греческий термин

[xl] स्वभाव (собственная природа, сущность)

[xli] «Фауст», часть I «Ночь» (перевод Б.Пастернака)

[xlii] Са́ймон Нью́ком (устаревшее написание: Ньюкомб, 1835— 1909) — американский астрономматематик и экономист канадского происхождения. Автор более 400 научных работ, один из ведущих астрономов конца XIX века.

[xliii] Наравне (лат.)