Вифлеемская звезда и эзотерика
Символизм в легенде о рождении Иисуса
«Где родившийся Царь Иудейский?
Ибо мы видели звезду Его на востоке, и
пришли поклониться Ему». (Матфея, 2:1)
Древняя эзотерическая философия учит, что звёзды населяют божественные духи и что между ними и человеческими душами существует тесная связь.
Эта мысль присутствует во многих различных произведениях мировой литературы, в том числе в поэзии и философии.
В последних строках фолианта [41], в своём «Тимее» Платон говорит о творении «создателя» вселенной, этот термин в эзотерической философии относится к большому количеству созидающих существ.
И Платон так говорит о «создателе» и изначальной «смеси» космоса:
«(…..) всю эту новую смесь он разделил на число душ, равное числу звёзд, и распределил их по одной на каждую звезду. Возведя души на звёзды как на некие колесницы, он явил им природу вселенной и возвестил законы рока …» [1]
В самом деле, согласно эзотерической философии, физические звёзды — это не что иное, как «колесницы» или носители звёздных духов. Несколькими строками ниже – в начале страницы [42] – Платон говорит, что такие звёздные души были «по необходимости укоренены в телах», то есть по закону кармы, говоря современным теософским языком.
В «Тимее» в начале страницы [39] Платон упоминает момент, когда «все [эти звёзды], назначенные участвовать в устроении времени, получили подобающее каждой из них движение, после того как они, являя собою тела, связанные одушевленными узами, стали живыми существами и уразумели порученное им дело». [2]
Это учение полностью соответствует эзотерической философии, изложенной Еленой Петровной Блаватской в сочинении «Тайная доктрина».
Эта тема также окутана тайной, так как её более глубоким знанием обладают только высшие посвящённые. Тем не менее, исследование возможно. Мы видим в «Тайной доктрине» ссылки на прямую связь между семью риши (мудрецами) древней индийской традиции и семью Плеядами [3], знаменитыми звёздами, чьё «сладостное воздействие» на человечество [4] упоминается в оккультной теософии.
Такая тесная связь между звёздами и мудрецами встречается и в более поздних христианских преданиях, и в легендах Нового Завета. Глава вторая Евангелия от Матфея начинается с повествования о рождении Иисуса и его связи со звездой на востоке.
В Евангелии от Матфея, 2:1-2, говорится:
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, вот, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему».
Пока мудрецы странствовали, «звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою (Мф.2: 9-10).
Суть и значение этой символики универсально. В мистическом трактате под названием «Голос Безмолвия» можно прочитать:
«….Звезда – твоя цель – горит прямо над головой».
Е.П. Блаватская комментирует эти слова в сноске:
«Звезда, горящая над головой, — это звезда посвящения».[5]
Согласно «Голосу Безмолвия», три или триада, символизирующая высокого чела или продвинутого ученика, становится «одной звездой, огнём, горящим, но не опаляющим». Эта звезда связана с атмой, седьмым и высшим принципом человеческого сознания.
Отношения между отдельными людьми и звёздами также объясняются в следующем фрагменте «Тайной доктрины»:
«Звезда, под которой рождается человеческое существо, говорит оккультное учение, навсегда останется его звездой на протяжении всего цикла его воплощений в одной манвантаре. Но это не есть его астрологическая звезда. Последняя касается и связана с личностью, а первая – с ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ. «Ангел» этой звёзды или дхьяни-будда, связанный с ней, будет либо руководящим, либо просто наблюдающим ангелом, так сказать, при каждом новом воплощении монады, которая есть часть его собственной сущности, хотя её носитель (человек) может навсегда остаться в неведении об этом факте. Каждый адепт имеет своего дхьяни-будду, свою старшую «душу-близнеца» [6], и они знают его, называя его «отчей душой» и «отцом-огнём». Лишь при последнем и высочайшем посвящении, стоя лицом к лицу с ярким «образом», они узнают его. Насколько хорошо знал об этом мистическом факте Бульвер Литтон, когда он в одну из минут наивысшего состояния духа описывал Занони, стоящего лицом к лицу со своим авгоэйдом?» [7]
Когда люди проходят «тесные врата» и стремятся идти «узким путём, ведущим в жизнь» (Матфея 7:13–14), они начинают по-другому смотреть на звёзды. Они начинают слушать тихий, бессловесный голос своего сакрального «Отца Небесного».
Но опасность преследует тех, кто ищет узкий сакральный путь. Ибо они должны, как осмотрительно добавляет Матфей, «беречься лжепророков, которые приходят в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф.7:15).
Волки, Ирод и другие опасности испытаний в жизни посвящённого существуют вовне и в низших царствах природы, тогда как истинное рождение Иисуса является внутренним и совершается на высших уровнях сознания. Истинное Рождество может совершаться лишь в глубине человеческих сердец и умов, ведь «Иисус» на самом деле является символом собственной духовной души каждого человека, которая должна пробудиться в своё время.
СНОСКИ:
[1] См. «Тимей» Платона, 41е, Собрание сочинений в 4 т. Т. 3 // Философское наследие, т. 117. РАН, Институт философии. М.: Мысль, 1994. Перевод С. С. Аверинцева.
[2] «Тимей» Платона, 41е, Собрание сочинений в 4 т. Т. 3 // Философское наследие, т. 117. РАН, Институт философии. М.: Мысль, 1994. Перевод С. С. Аверинцева.
[3] «Тайная доктрина», Е.П. Блаватская, Теософский издательский дом, Лос-Анджелес, см. Т. II, стр. 551.
[4] О «сладостном воздействии» см. «Тайную доктрину», Т. I, ч. I, стр. 648.
[5] «Голос Безмолвия», переведённый и снабжённый комментариями Е.П. Блаватской, Теософский издательский дом, Лос-Анджелес, вторая половина фрагмента I, стр. 21. За несколько абзацев до этого отрывка (стр. 19) в тексте говорится: «Ученик должен снова стать ребёнком, каким он был когда-то…»
[6] В связи с этой фразой Елена Петровна Блаватская приводит в сноске несколько цитат из Библии, две из которых следующие: «прославляли Отца вашего Небесного (Мф.5:16) и «восхожу к Отцу Моему» [Иоанна, 20:17]. См. «Тайная доктрина», Е.П. Блаватская, Теософский издательский дом, Лос-Анджелес, см. Т. I, стр. 574.
[7] «Тайная доктрина», Е.П. Блаватская, Теософский издательский дом, Лос-Анджелес, см. Т. I, стр. 572-574, особенно стр. 572-573.
000