Взгляд Блаватской на теософское движение с 1890-х годов до 2020 года.

Она работала непрерывно и не была «политическим лидером». Вместо того чтобы собирать личных подписчиков, она всё время занималась писательской деятельностью.

  1. Почти нематериальная линия преемственности

Елена Петровна Блаватская умерла в 1891 году, примерно через 16 лет после основания теософского движения в 1875 году. Вскоре движение охватила кармическая лихорадка борьбы за власть, которая окончилась разделением на две большие «семьи» или группы теософских ассоциаций.

С одной стороны, мы видим линию преемственности через Анни Безант, охватывающую около 90 процентов от общего числа теософов во всем мире.

С другой стороны, линия преемственности через Уильяма Джаджа охватывает около 10 процентов всех теософов; и эта группа подразделяется на несколько групп. Из них основными являются Объединенная ложа теософов, Теософское общество Пасадены и меньшая группа Пойнт-Лома.

Таким образом, между 1890 и 21 веком почти 100 процентов теософов принадлежали или принадлежат к одной из двух великих семей, блоку Безант или блоку Джаджа.

Духовная пустота, порождённая отсутствием Блаватской, — это то, от чего движение ещё не оправилось. Далеко не оправилось. В тот самый момент, когда ушла Блаватская, разные нелояльные люди начали оспаривать политическую власть и использовать ложные экстрасенсорные способности в качестве инструментов для получения руководящих должностей; но не все они одинаково потеряли здравый смысл.

Начнём с того, что ошибки, допущенные Уильямом Джаджем и организациями, стремившимися идти по его стопам, были гораздо менее грубыми, чем ошибки, допущенные Анни Безант и её преемниками.

С другой стороны, был, по крайней мере, один человек, член самого близкого круга и совета эзотерической школы, созданной в Лондоне Еленой Петровной Блаватской, который не отказался ни от одного аспекта первоначальной точки зрения теософской работы. По мнению Независимой ложи теософов, её позиция и её пример очень полезны. Её зовут Элис Л. Клизер. [1]

Во время разделения движения, 1894–1895 гг., Элис поддерживала Уильяма Джаджа. Когда преемники Джаджа явно отошли от первоначального учения, она отошла от движения в целом — в 1899 году — и посвятила себя исследованиям общего основания духовности и музыки.

Почти два десятилетия спустя, когда появились первые признаки возрождения уважения к Елене Петровне Блаватской и её трудам внутри движения, Элис снова приступила к действиям. Элис родилась под знаком Тельца, и её усилия не прошли даром. Некоторые инициативы, небольшие и немногочисленные, были предприняты, несмотря на все трудности, и в направлении, противоположном волнам, созданным харизматическими лидерами двух блоков. Вдохновляющая идея этих почти нематериальных проектов казалась эксцентричной, если не экстраординарной. Намерение состояло в том, чтобы чётко следовать учению Е. П. Блаватской и Учителей Мудрости. Необходимо было оставить мнимое ясновидение и воображаемые контакты с Махатмами (вербальные и визуальные) со стороны Безант, а также Джаджа.

Не принимая во внимание важные инициативы, проявленные вследствие лояльности к Блаватской внутри каждого блока организаций теософского движения, давайте теперь взглянем на небольшие независимые теософские проекты, которые разрабатывались без корпоративной приверженности более мелким мыслителям, и не имели никакого обязательства в отношении прямого или косвенного подчинения потенциальным «политическим преемникам» Блаватской, таким как Анни Безант, Уильям Джадж и Кэтрин Тингли.

* Во-первых, у нас есть Библиотека Е.П.Б., созданная в 1917 году под влиянием Элис Клизер. Она проявляла хоть какую-то активность вплоть до первых лет 21 века.

* Затем есть Теософское общество Виктории — Независимое, находящееся в городе Виктория Британской Колумбии, Канада, которое объявило о своей независимости от Адьярского общества в 1923 году и было вдохновлено трудами Элис Лейтон Клизер.

* Ещё одна ассоциация — это Ассоциация Блаватской, созданная Элис Клизер, Уильямом Кингслендом и другими теософами в Лондоне в 1923 году и действовавшая до середины 1940-х годов.

* Наконец, Независимая ложа теософов, НЛТ, образованная в 2016 году членами прежнего португальско-бразильского отделения Объединенной ложи теософов. Небольшая НЛТ была создана всего за год до завершения, в 2017 году, столетнего цикла основания Библиотеки Е.П.Б. НЛТ построена вокруг собственной библиотеки и работает в основном на трёх языках: английском, испанском и португальском.

Давайте взглянем на дополнительную информацию о неуловимой линии преемственности независимых учеников Блаватской и Учителей, той линии, которая едва касается физического плана и по которой до сих пор были предприняты некоторые видимые усилия по созданию организаций, остающихся независимыми от второстепенных лидеров, но старающихся работать согласно первоначальному направлению движения, не обращая слишком много внимания на более плотный мир корпоративных интересов и политики.

  1. Ассоциация Блаватской была основана в Лондоне

Элис Лейтон Клизер и Уильям Кингсленд возглавили в 1923 году создание в Лондоне Ассоциации Блаватской с целью прославления жизни и учения Е. П. Блаватской. Ассоциация, основанная 30 людьми, собиралась еженедельно для изучения трудов Е.П.Б. и «Писем Махатм».

В своих исследовательских приоритетах Ассоциация на столетие предвосхитила основной фактор деятельности Независимой ложи теософов.

Уильям Кингсленд родился 5 мая 1855 года в Англии. В январе 1889 года он был избран президентом «ложи Блаватской» в Лондоне, ложи, в которой лично участвовала Елена Петровна Блаватская. Уильям был также членом внутренней группы эзотерической школы, созданной Е.П.Б.

В 1909 году уже было ясно, что, несмотря на свои добрые намерения, миссис Анни Безант по незнанию предала этику. Она отказалась от истинных учений и оставила истинных Учителей Мудрости. В том же году Кингсленд вышел из Общества вместе с другими выдающимися теософами.

В начале 1920-х Элис Клизер (бывшая коллега Кингсленда по внутренней группе Эзотерической школы) уже опубликовала три книги в защиту Е.П. Блаватской и первоначального учения.

Обвинения Клизер в отказе от подлинной теософии и принятии «духовных» иллюзий и обмана имели большое влияние.

Элис Клизер и Уильям Кингсленд (фото) были верны подлинному учению.

Новая волна признания фактов и реальности смела уныние, парализовавшее верные души. Организованная иллюзия начала терять силу. Творчеством Элис заинтересовался Уильям Кингсленд, живший в Индии. Диалог состоялся заочно. Контакты множились и включали несколько человек. 13 ноября 1923 года была создана Ассоциация Блаватской во главе с г-жой Ионой Дэйви в качестве её секретаря.

В дополнение к изучению «Писем Учителей» и сочинений Блаватской, новой Ассоциацией был сформирован «Комитет защиты Е. П. Блаватской», который активно выступал против клеветы, распространяемой Обществом психических исследований. Тогда, как и сейчас, существование трудов Блаватской беспокоило как авторитарные церкви, так и традиционную науку, чьи ошибки вскрывались и обсуждались классической теософией.

Ассоциация, основанная Уильямом Кингслендом и Элис Клизер, стремилась ознакомиться с подлинными учениями Е.П.Б. Она оставила основные факторы псевдотеософского общества во главе с Анни Безант, а именно борьбу за власть, возобновившиеся скандалы вокруг Ледбитера, кампании за возвращение Христа и отмеченные завистью и конкуренцией межличностные отношения, в которых каждый старался выглядеть более духовным, чем другие.

В 1920-х годах возникло обширное всемирное движение, направленное на возрождение первоначальной теософии. Его успех был частичным. Объединенная ложа теософов, созданная в Калифорнии в 1909 году, защищала Блаватскую, но также следовала идеям Уильяма Джаджа (1851-1896). Ассоциация Блаватской считала, что Джадж допускал серьёзные ошибки. Необходимо было обратить внимание, прежде всего, на учение Блаватской и на «Письма Учителей».

Уильям Кингсленд написал важные работы.

В 1928 году он опубликовал книгу «Подлинная Е. П. Блаватская», которую Борис де Цырков, редактор Собрания сочинений Е. П. Блаватской в ​​15 томах, считает «безусловно лучшим обзором жизни и творчества Е. П. Блаватской, написанным с сочувствием к ней, одним из её личных учеников». [2]

Люди по-прежнему в основном склонны увлекаться внешностью и обманывать себя «политическим мастерством» лидеров, которые представляются им харизматичными. При поляризации спора между последователями Безант и последователями Джаджа те, кто изучал, прежде всего, подлинное учение, данное миру Учителями и Блаватской, считались бесцельными, и они исчезли. По иронии судьбы это произошло в то же время, когда Е.П.Б. была единогласно признана главным основателем движения и автором большинства основных сочинений теософской литературы.

Вопреки здравому смыслу корпоративная политика победила. Благодаря логике комфорта более крупные теософские организации строились строго на личных идеях Безант или Джаджа, которые казались модными в разгар жесткой борьбы за власть.

В контексте этой борьбы между двумя пропагандистскими кампаниями Ассоциация, основанная Кингслендом и Клизер в Лондоне, испытывала большие трудности и просуществовала всего несколько десятилетий.

Нацистский фашизм набирал силу в 1930-е годы. Мир приближался ко Второй мировой войне. В Ассоциации Блаватской не было второго поколения теософов, и она перестала существовать вместе с концом физических жизней трёх её основных основателей. Уильям Кингсленд и Элис Клитер умерли соответственно в 1936 и 1938 годах. Ассоциация Блаватской прекратила свое существование в 1945 году, когда г-жа Иона Дэйви подошла к концу своего воплощения, которое произошло в 1946 году.

Несмотря на ограничения, работа Ассоциации увенчалась успехом, учитывая сложившиеся обстоятельства. Это была новаторская попытка, предпринятая во времена, когда казалось, что иллюзии и иллюзионисты победят. Ассоциация Блаватской одержала маленькую победу в ожидании лучшего цикла. Это был вдохновляющий момент просветления в теософском движении. Ассоциация, основанная Элис Клизер и Уильямом Кингслендом, создала положительный исторический прецедент на будущее. Та же внутренняя цель вновь проявлялась несколько раз в 20-м веке, и для долгосрочного теософского проекта оставался открытым крутой, узкий подготовительный путь.

  1. Историческое время – подготовка к 2075 году

Для Независимой ложи теософов взгляд Элис Клизер на движение также является фактическим указанием на будущее.

Поскольку историческое время течёт медленно по сравнению со временем личной жизни, вполне допустимо, что движению может потребоваться, например, 200 лет, с момента его зарождения в 1875 году до 2075 года, чтобы должным образом осознать, что его ассоциации должны вдохновляться учением его главного основателя, а не казёнными традициями других малых авторов и «политических» лидеров, таких как Безант и Джадж.

Любой сравнительный анализ бессмыслен из-за разницы в качестве, количестве писаний и мудрости, присутствующей в них. Расстояние – океан. Е.П.Б. работала непрерывно, и она не была «политическим лидером». Вместо того чтобы собирать личных подписчиков, она всё время занималась писательской деятельностью.

Ввиду глубины её учения, логично, что сама организационная структура движения, его направления и методы должны строиться на основе учения Елены Петровны Блаватской и самих Махатм с помощью их писем.

Представление Элис Клизер о теософской деятельности, которое не зависит как от линии преемственности Безант, так и от линии преемственности Джаджа, но следует непосредственному учению Учителей и Е.П.Б. (не нуждаясь в посредниках), по мнению некоторых исследователей исполнено здравого смысла.

Со временем их количество может увеличиться.

Хотя идея разнообразия в движении представляется неплохой, интересно выяснить, почему именно самая основная идея организации движения в соответствии с учением его главного основателя и писем Учителей подавлялась ​​в течение столь долгого времени.

  1. Чувство лояльности и библиотека Е.П.Б.

В период между 1890-ми годами и первыми двумя десятилетиями 21-го века два институционально организованных блока движения распространяли сочинения Е.П.Б. и других авторов. В какой-то степени они также стимулировали изучение «Писем Махатм», каждый по-своему. Многие из их усилий имели ценность. Сочинения и усилия Роберта Кросби, Джона Гарригеса, Б.П. Вадьи, Джеффри Барборка, Свен Ика, Ч. Джинараджадасы, Вирджинии Хэнсон, Кристмас Хамфрис, Винсенте Хао Чина-младшего, Грейс Ф. Кнохе, Бориса де Цыркова, Ричарда Робба, Джеффри Фартинга, Джерома Уилера и многих других имеют большое значение.

Однако два блока, рассматриваемые в организационно-практическом измерении, не отдавали предпочтения первоначальному учению. За некоторым исключением (вроде блестящего поступка Г. Фартинга) они не занимались самокритикой ошибок теософского движения. Они не рассматривали историю и структуру движения с точки зрения подлинного учения. Они избегали извлечения практических уроков из ложного энтузиазма и неудач, начиная с 1895 года до середины 20 века. Эти два блока все ещё находятся в фазе упадка, и мало признаков начала обновления. Однако в декоративных аспектах они кажутся совершенно обновленными. Душа почти совершенно отсутствует, ведь душа не подчиняется ни бюрократии, ни пропаганде.

В 1917 году, как мы видели выше, Элис Клизер основала «Библиотеку Е.П.Б.». Вскоре после этого библиотека будет работать в Канаде. Первоначально проект был разработан миссис Хильдегард Хендерсон, которая познакомилась с Элис в 1910 году в Лондоне. Название «Библиотека» имело символическую силу. Это свидетельствовало о том, что инициатива была сосредоточена на обучении, на письменных работах, а не на воображаемых беседах с Учителями. [3]

Метод работы Библиотеки Е.П.Б. разъясняется в статье о жизни и деятельности теософа Майкла Фримена, который был её хранителем с 1969 по 1991 год.

Мисс Джоан Сатклифф писала:

«Сегодня существует множество гуру, процветают так называемые мистические общества. Однако мнение Библиотеки Е.П.Б. основано на признании уникальности усилий Махатм, осуществлённых через Е.П. Блаватскую. Это произошло в определённый момент сидерического цикла, спустя 2 500 лет после Будды и 5 000 лет после Кришны. В основе этих усилий была великая эзотерическая цель, которую можно опять достичь в особое время другого цикла, а именно, фактически открыть человечеству в целом вековой тайный путь к Учителям. Путь к посвящению был открыт для всех, кто мог ступить на него через живую практику всеобщего братства».

Джоан продолжает:

«Именно этому духу Библиотеки Майкл посвятил всю свою жизнь и хранил её. С оккультной точки зрения Библиотека стремится, несмотря на неудачу Т.О., соответствовать своей первоначальной высокой цели; путь к Учителям всегда открыт для решительного и целеустремленного человека. Любой может стать чела в любое время в своём внутреннем «я» Это означает установление своего внутреннего долга, установление собственных критериев и испытаний, и, что наиболее важно, постоянное перенаправление воли. Ключевые слова — «во внутреннем я», так как это не имеет ничего общего с личным «я», которое должно подняться выше. Это тяжелейшая задача, труд всей жизни, но и непреложное правило».

Она добавляет:

«В этой связи Майкл подчеркивал необходимость сделать концепцию братства практической реальностью, поскольку в своей сокровенной сущности неофит един со всеми другими существами. Так как он возник из единой Жизни, целое содержится в нем, как и он в целом. Там, где жизнь мотивирована состраданием ко всем душам, личные желания и страсти теряют свою жизненность; и наоборот, когда достигается непривязанность, можно стать помощником человечества». [4]

Хотя с материальной точки зрения Библиотека Е.П.Б. не имеет особого значения, она представляет собой один из самых интересных исторических опытов движения. Она предлагает линию преемственности постоянной верности изначальному магнетизму учения, данного самими Махатмами.

В 1923 году в Лондоне была создана Ассоциация Блаватской. В том же году Ложа Виктории в городе Виктория, Канада, объявила о своей независимости от двух политически организованных блоков движения и заняла ту же позицию, что и Элис, а именно: «должны изучаться ни Безант, ни Джадж, но учение Учителей и Е.П.Б.». Ложа Виктории остаётся активной и независимой. Исторически она всегда находилась в непосредственной близости от библиотеки Е.П.Б.

Из-за тяжелых состояний человеческой кармы магнетическая линия полной гармонии с учением Махатм практически не видна. И всё же она существует. Плоды сознательных усилий Элис Лейтон Клизер (1854-1938) представляют собой вещественное доказательство того, что лояльность Учителям Мудрости возможна. Её усилия являются источником вдохновения для Независимой ложи теософов.

000

Вышеупомянутая статья доступна как самостоятельный материал на совместных сайтах с 3 ноября 2021 года. «Предыстория независимой ложи» представляет собой перевод текста на португальском языке «Estudos Sobre a Pre-História da LIT», который был опубликован в июльском номере журнала «O Teosofista» за 2021 год, стр. 07-13. Ранее он был опубликован в июльском номере журнала «The Aquarian Theosophist» за 2021 год, страницы 4–11.Оригинальное название: «Исследования предыстории НЛT».

 

СНОСКИ:

1 Следует упомянуть тот факт, что португальский теософ Висконде (виконт) де Фиганьер, в равной степени личный друг Блаватской и член её первоначальной эзотерической школы, хотя и не входивший в Совет школы в Лондоне, также прекратил свою видимую деятельность в теософском движении вскоре после смерти Е.П.Б. Однако Фиганьер, похоже, не занимал публичной позиции в отношении разделения движения; его отказ от видимой деятельности был окончательным. Его учеба продолжалась. Родился в 1827 году, умер в 1908 году.

2 Ознакомьтесь с биографической статьёй об Уильяме Кингсленде, написанной Борисом де Цырковым и опубликованной в томе X Собрания сочинений Е.П.Б., стр. 419-424. Конкретно об этой книге см. внизу стр. 422. Статья Бориса является источником большей части информации об Ассоциации Блаватской, представленной в настоящей статье.

3 См. статью «Библиотека Е.П.Б.», Джон Роберт Коломбо, в журнале «Фохат», Канада, весенний номер за 2000 год, стр. 18-20.

4 Из статьи «Майкл Фриман и библиотека Е.П.Б.», опубликованной в журнале «Канадский теософ», Торонто, Канада, сентябрь-октябрь 1991 г., стр. 85-87, особенно стр. 85-86.