Фрейд и Учителя Мудрости похоже понимали традиционную религиозность
На фото Зигмунд Фрейд (1856-1939), основатель психоанализа
Критический анализ религий неизбежен на Ближнем Востоке и в других местах. И причина проста; после нескольких тысячелетий существования глубоко религиозных цивилизаций в мире всё ещё можно наблюдать такую степень духовного невежества, отчаяния и страданий, что, вероятно, есть что-то ужасно неправильное в традиционных религиях.
Правда, одно дело — божественный мир, а другое — совсем другое — наше несовершенное представление о нём. Все, что можно подумать о Боге, было создано людьми. Божественность — это зеркало, на которое мы проецируем не только наши надежды и благородные чувства, но и наше невежество, как индивидуальное, так и коллективное.
Достаточно взглянуть на человеческую историю за последние 2000 лет, чтобы увидеть огромное количество зверств, безумия, войн и массовых убийств, которые благословлялись и поощрялись во имя всевозможных божеств. Вера в Бога использовалась в качестве алиби и предлога для некоторых из самых страшных преступлений в истории человечества, включая антисемитизм, который в нынешнем столетии часто маскируется под «антисионизм». Принимая это во внимание, будет полезно рассмотреть наши религии с точки зрения учёного-этика, изобретшего психоанализ в первой половине двадцатого века, чтобы лучше понять процесс человеческого страдания. Истинная психология, как и подлинная эзотерическая традиция, призывает нас нести ответственность за жизнь и отказаться от дурной привычки приписывать свои ошибки «воле Божией». Если кто-то хочет испытать религиозность нового времени, основой которой является свобода мысли, он должен противостоять тёмной стороне авторитарной религиозности, унаследованной от древних времён.
Иные отношения с божественным миром (далёкие от догм и открытые переменам) могут без лишней траты времени привести нас к новой эпохе солидарности всех существ. Потребуется определенная настойчивость, потому что истина есть ниспровергатель и она неудобна. Она угрожает рутине ума. Она раскрывает нам то, что мы предпочли бы игнорировать.
Например, начиная с 1492 года весь «Новый Свет» Америки был оккупирован европейскими странами во имя Бога и с целью спасения душ его коренных народов. Красивое проявление христианского благочестия и благородные слова были главным образом глянцем, прикрывающим истинные колонизаторские цели, которые были коммерческими, политическими, геополитическими и стратегическими. Между сладостными речами и смертоносной практикой существует огромная пропасть: «христианский» геноцид коренных народов по всей Америке имеет гигантские масштабы, которые ещё предстоит правильно установить.
Ни одна религия не выдерживает критики.
Индийская нация имеет одну из самых богатых и вдохновляющих духовных традиций. Тем не менее, большая часть населения Индии по-прежнему живёт в нищете, многие политики там коррумпированы, а великий лидер борьбы за независимость страны, Махатма Ганди, был хладнокровно убит в 1948 году фанатиками, вдохновлёнными религиозными чувствами. Ганди был убит за то, что стремился к взаимной терпимости и мирному сосуществованию людей разных вероисповеданий. Сегодня Индия вкладывает огромные средства в атомное оружие, которые вместо этого могли бы содействовать социальной справедливости. Между Индией и Пакистаном существует напряженность, связанная с ядерным вооружением, а ведь эти страны являются глубоко религиозными.
Без сомнения, большинство арабских наций благочестивы и мистичны, но почему некоторые из их сект и лидеров постоянно проявляют ненависть к евреям, а в некоторых случаях и ко всему западному обществу? Некоторые еврейские религиозные группы могут бороться с Израилем, еврейским народом, и при этом проявлять насилие.
Буддизм не совсем свободен от ошибок. Некоторые известные буддийские лидеры и монахи, приехавшие на Запад, стали полными неудачниками и мошенниками с точки зрения нравственности, пытаясь сохранить видимость «просветлённых существ» и лучше обмануть своих озадаченных последователей и учеников.[1]
Никто не может сомневаться в том, что христианство является одной из крупнейших религий в мире. Но почему христианские власти должны убивать тысячи людей во имя Иисуса и унижать, пытать и сжигать в течение долгих лет инквизиции всякого, кто, казалось бы, не согласен с какой-либо из его догм, среди которых, кстати, было слишком много абсурдных?
Португальский священник Антониу Виейра (1608–1697), например, был одним из самых влиятельных мыслителей Европы своего времени. Пионер этики в политике, он яростно критиковал коррупцию, расцветавшую в разных правительствах. Он защищал права коренных народов и был дружелюбен по отношению к евреям [2]. Независимый мыслитель с мессианскими идеями, Виейра несколько лет томился узником в застенках «святой» инквизиции, подвергаясь допросам убийц, называвших себя кардиналами и «людьми божьими». Ему повезло, что его не убили.[3]
В начале 19 века выдающийся мистик и масон Иполито Жозе да Кошта бежал из тюрьмы инквизиции в Португалии и отправился в Лондон, где основал первую бразильскую газету «Correio Braziliense». Тысячи других не выдержали гонений, которым способствовал религиозный фанатизм. Сотни миллионов жили под угрозой быть замученными до смерти, если на них донесут убийцам Церкви, и были лишены свободомыслия. Когда же Ватикан порвёт свои отношения с организованной преступностью и выступит с честной самокритикой своих преступлений против человечности? Как церковь могла совершать такие зверства во имя Иисуса? К удивлению некоторых людей, Зигмунд Фрейд помогает теософии объяснить такие религиозные преступления и многие другие нелепости.
Несмотря на их прекрасные обряды и церемонии, их божественные обещания, их угрозы относительно ада и их искреннее поклонение рукотворным богам, подавляющее большинство священников различных религий передают своим последователям не явным образом, своими делами, а не словами, с нравственной точки зрения опасное послание:
«Делай, что говорят, но по делам не поступай». [4]
Двуликая мораль старых религий, питающаяся внешним видом, уже не может устоять на ногах в 21 веке. Кармические и исторические условия теперь перестали поддерживать лицемерный разрыв между теорией и практикой, идеалом и жизнью, словом и делом. Если слепой материализм и отсутствие этических ценностей угрожают нашей цивилизации, это означает, что современные религии терпят неудачу.
Альтернативой является честный самоанализ, индивидуальный и коллективный. Каждый должен заботиться главным образом о своём собственном очищении, ведь никто не застрахован от ошибок. Духовные и эзотерические организации сталкиваются с теми же опасными иллюзиями и лицемерием, что и обычные религии. В некоторых «эзотерических» кругах всегда можно найти «аватара», «высокого посвящённого» или кого-то, кто «направляет» великих существ и «учителей мудрости», продукт собственной фантазии. Наивные пророки играют роль «святых», пытаясь обмануть и себя, и других. В большинстве случаев они верят собственным фантазиям. Елена Петровна Блаватская была до боли права, когда говорила, что на духовном пути одной из самых важных задач является наличие здравого смысла.[5]
Согласно Зигмунду Фрейду, появление религий в истории человечества происходило бок обок с построением организованных обществ. Бог рождается в сознании человека как космическая проекция его собственного родителя.
Подобно отцу, Бог наказывает и устанавливает ограничения. Пока мы слушаемся его и ведём себя прилично, он защищает нас от зла и разрушения. На протяжении всей истории всякий раз, когда возникала необходимость организовать общество, людям приходилось подавлять свои инстинкты. Фрейд писал в своём эссе «Будущее иллюзии», что Бог возникает в человеческом сознании как механизм создания порядка в психологическом мире первобытного человека:
«Примечательно, что, как ни мало люди способны существовать в изоляции, тем не менее они должны чувствовать тяжелое бремя жертвы, которую ожидает от них цивилизация, чтобы сделать возможной общинную жизнь. Таким образом, цивилизация должна защищаться от индивидуумов, и её правила, институты и приказы направлены на решение этой задачи. Они стремятся не только произвести определенное распределение богатства, но и сохранить это распределение; на самом деле, они должны охранять всё, что способствует покорению природы и производству богатства, от враждебных побуждений людей. Человеческие творения легко разрушаются, а наука и техника, создавшие их, также могут быть использованы для их уничтожения». [6]
Фрейд пишет, что «люди не любят работать спонтанно», и разумные аргументы «бесполезны против их страстей».[7] Таким образом, вся цивилизация держится на принуждении к труду и отказе от инстинкта (стр. 12). Среди вытесненных импульсов обнаруживаются инцест, каннибализм и «страсть к убийству» (стр. 13).
Создатель «психоанализа» «с удивлением и беспокойством» замечает, что «большинство людей подчиняется культурным запретам по этим вопросам только под давлением внешнего принуждения»[8]. То же самое происходит и с нравственным поведением людей в более широком смысле:
«В основном опыт, касающийся нравственной ненадежности человека, подпадает под эту категорию [отсутствие внешнего давления]. Существует бесчисленное множество цивилизованных людей, которые не идут на убийство или инцест, но которые не отказывают себе в удовлетворении своей жадности, своих агрессивных побуждений или своих сексуальных похотей и которые без колебаний причиняют вред другим людям ложью, мошенничеством и клеветой, пока остаются безнаказанными; и так, без сомнения, всегда было на протяжении многих веков цивилизации»[9].
Современник нацизма, Фрейд не питает иллюзий в отношении людей и с неумолимой ясностью видит невротические драмы нашей коллективной души. Он описывает процесс, посредством которого культура идеализирует себя, стимулируя нарциссическую гордость у своих представителей в качестве компенсации подавления их животных инстинктов. В крайних случаях национальная гордость и расизм провоцируют войны и преступления. Бывают и не такие тяжёлые случаи. Многие люди считают, что страна, в которой они живут, является, «безусловно, лучшей в мире»; это есть простое и относительно безобидное выражение группового нарциссизма. Кто-то может подумать, что какое-то одно место — например, Калифорния, Нью-Йорк, Тибет, Индия, Тель-Авив, Иудея и Самария или Иерусалим — является единственным центром планетарного пробуждения к братству и этике.
Наивные люди забывают, что любое место, а не конкретно то или иное место, представляет собой сегодня лабораторию и центр перехода к новому, братскому образу жизни. Столица будущей цивилизации – её «новый и древний Иерусалим» – находится повсюду. Он состоит из нового измерения человеческого разума, нового способа отношения к жизни, а не из какого-то физического места. Физический план Иерусалима и Израиля можно рассматривать как символы этой неизбежной утопии наряду с другими особыми местами по всему миру.
Рассвет новой цивилизации должен противостоять «обитателю порога», сумме прошлых ошибок человечества. Он должен просветить и победить человеческое невежество, прежде чем принести облегчение. А компенсирующий нарциссизм может заставить нас поверить, что наш собственный город — лучший; наша спиритуалистическое общество — великий носитель света; наша футбольная команда должна быть чемпионом; наша политическая партия — единственно хорошая; наши личные мнения и книги, которые мы читаем, являются самыми важными в мире. Так дробят истину и создают препятствия на пути энергии всеобщего братства. В такой позиции есть едва уловимое, слепое презрение к другим точкам зрения.
Основы нарциссических явлений заложены в глубоких слоях человеческой души. Создание цивилизации накладывает ограничения на животные инстинкты индивидуума, используя в качестве угрожающей силы идею отцовского и авторитарного Бога, диктующего правила сверху вниз. Поэтому люди должны подчиняться. Предполагается, что легитимна только официальная, узкая «истина». За её пределами находится лишь ужасный безграничный «хаос». Каждый должен игнорировать свободомыслие или бороться с возможностью мыслить независимо. Человек должен слепо подчиняться религиозным авторитетам. Он не имеет права подвергать сомнению даже самую вопиющую ложь, если она сказана от имени Бога. В обмен на своё самоуничижение он имеет «право» считать, что его народ выше всех остальных, что его религия — единственно правильная религия и так далее. Из-за этого злополучного процесса, начиная с глубочайшей древности, возникают бесчисленные конфликты и бесконечные страдания.
Если смотреть с точки зрения иллюзии, то, похоже, что духовный путь предлагает благословения и возможности, столь же возвышенные на первый взгляд, сколь болезненно невротические на самом деле.
Реалистическое различение позволяет увидеть, что на самом деле духовность есть путь к безусловному покою, а не путь к личной силе, какой бы «божественной» и «тонкой» она ни была. Это есть путь к «бытию», а не к «обладанию». На нём человек ищет ту силу, которая заставляет его казаться ничем.
Искренне ищущий истину, бесстрашный полемист Зигмунд Фрейд квалифицирует господствующие религии ХХ века как «невротические остатки», посредством которых люди создают националистические божества. Такие «монотеистические боги» охраняют их от всего неизвестного и узаконивают войну. Они благословляют эгоизм более сильных и поощряют жестокость по отношению к более слабым. Таким образом, несмотря на либертарианское послание Нового Завета, христианство является имперской и господствующей религией.
Догматическая религия, по Фрейду, есть способ воплотить божество и объявить, что его священный мир не находится внутри нашего собственного сознания. В результате можно обманывать себя мыслью о том, что можно поступать безответственно и порочно, и что-то внешнее по отношению к нам спасёт нас от последствий наших собственных действий.
Право на внешнюю защиту можно купить подчинением духовенству и послушным участием в предписанных церемониях и обрядах. Пример такого заблуждения представляет обычный христианин, который верит, что жертвы Иисуса, описанной в легендах Нового Завета, достаточно, чтобы «спасти» его. Ему внушают, что он «никчемный грешник» и поэтому не может соответствовать мудрым учениям, данным Иисусом. Фрейд пишет:
«Сомнительно, чтобы люди вообще были счастливее во времена, когда религиозные доктрины имели неограниченное влияние; нравственнее они уж точно не были. Они всегда знали, как воплотить религиозные заповеди и таким образом свести на нет свои намерения. Священники, чьей обязанностью было обеспечить повиновение религии, шли им в этом навстречу. Божья доброта должна сдерживать Его правосудие. Человек согрешил, а затем принес жертву или покаялся, потом снова волен грешить. (….) Так условились: один Бог силен и благ, а человек слаб и грешен». [10]
Когда я впервые прочитал приведённые выше фразы в Бразилии в 1990-х годах, я записал следующие слова на своём экземпляре книги Фрейда:
«Религиозные церемонии часто являются воплощением нравственных заповедей, чтобы люди могли чувствовать себя свободными от обязанности их практиковать».
Несколькими страницами позже Фрейд объявляет свой диагноз в отношении авторитарных религий:
«Большинство (…) инфантильных неврозов преодолеваются спонтанно в процессе взросления, и особенно это касается детских неврозов навязчивых состояний. (…) Таким образом, религия была универсальным неврозом навязчивых состояний человечества; подобно детскому неврозу навязчивых состояний, она возникла из эдиповова комплекса, из отношения к отцу. Если этот взгляд верен, то следует предположить, что отход от религии должен произойти с фатальной неизбежностью процесса роста, и что мы в этот самый момент оказываемся в середине этой фазы развития.[11]
Таким образом, согласно Фрейду, авторитарный Бог-отец соответствует человеческому детству.
По мере того, как человечество растёт, мы отдаляемся от такого бога и открываем собственные надёжные способы доступа к божественному миру. Фрейд говорил, что Бог, в которого он верит, Логос или здравый смысл, едва ли может показаться могущественным в двадцатом веке, но в будущем он сыграет огромную роль. Относительно истинного или духовного разума он писал:
«Голос разума нежен, но он не успокаивается, пока его не услышат. Наконец, после бесчисленной череды неприятия, ему это удается. Это один из немногих моментов, согласно которым можно с оптимизмом смотреть в будущее человечества, но сам по себе он не имеет особого значения. И из этого можно извлечь ещё и другие ожидания. Первенство разума относится, правда, к далекому-далекому будущему, но, вероятно, не к бесконечно далекому». [12]
Сознательно или подсознательно Фрейд, по-видимому, ссылается здесь на будущие корень-расы человечества, которым учит эзотерическая философия, и которыми будет руководить сильный духовный разум, а не интеллектуальный разум двадцатого века. Гуманитарные науки будущего описаны Еленой Петровной Блаватской в её труде «Тайная доктрина».
Фрейд пишет о вдохновляющем его божестве:
«Наш бог, Логос, здравый смысл, может быть, и не очень всемогущ, и, может быть, он способен исполнить только малую часть того, что обещали его предшественники. Если нам придётся признать это, то мы примем это с покорностью». [13]
Показательно, что Фрейд, считающийся атеистом, придерживается в своём психоаналитическом подходе к религиям той же точки зрения, что и восточные Учителя Мудрости.
В письме, написанном в 1882 году и адресованном британскому журналисту Альфреду П. Синнетту, который в то время был его учеником-мирянином, один из Учителей делает заявления, вызвавшие полемику в теософских кругах. Относительно традиционной и авторитарной религиозности учитель пишет:
«… Я укажу величайшую, главную причину почти двух третей бедствий, преследующих человечество с тех пор, как эта причина стала силой. Это есть религия в любой форме и в любом народе. Это священническая каста, священство и церкви; именно в тех иллюзиях, которые человек считает священными, он должен искать источник того множества бед, которые являются великим проклятием человечества и почти подавляют человечество. Невежество создало Богов, а хитрость воспользовалась случаем».
Учитель продолжает:
«Посмотрите на Индию и посмотрите на христианский мир и ислам, на иудаизм и фетишизм. Только надувательство священников сделало этих богов такими ужасными для человека; только религия делает из него эгоистичного фанатика, ненавидящего всё человечество вне своей собственной секты, не делая его от этого ни лучше, ни нравственнее. Только вера в Бога и богов делает две трети человечества рабами горстки тех людей, которые обманывают их под ложным предлогом спасения. Разве человек не готов совершить любое злодеяние, если ему скажут, что его Бог или боги требуют этого преступления? Добровольная жертва иллюзорного бога, жалкий раб его коварных служителей». [14]
Нужно помнить, что в 1882 году традиционные религии были ещё хуже, чем сейчас. Авторитарный догматизм уже потерял большую часть своей силы, хотя многое ещё предстоит сделать. Учитель продолжает в том же письме:
«Две тысячи лет Индия стонет под тяжестью каст, одни лишь брамины питались туком земли, а сегодня последователи Христа и Магомета перерезают друг другу глотки во имя и для большей славы их мифов. Помните, что сумма человеческих страданий никогда не уменьшится до того дня, когда лучшая часть человечества не разрушит во имя истины, нравственности и всеобщего милосердия алтари их лживых богов». [15]
Сходство этого учения с фрейдистской точкой зрения велико, и оно указывает, по крайней мере, на два момента. Во-первых, основатель психоанализа внёс большой вклад в теософские усилия по освобождению человеческой души от суеверий. Во-вторых, взгляд Фрейда на человека, хотя и не теософский, имеет не один важный момент общий с современной эзотерической философией.
Подобно раджа-йогам, вдохновившим подлинное теософское движение, Фрейд был уверен в развитии науки и расширении её горизонтов, как в средство устранения причин человеческих страданий.
Сегодня медленно рождается религия будущего, свободная от догм и слепого повиновения. Её основу создают более зрелые личности, мужчины и женщины, способные принять истину и искать её даже тогда, когда истина кажется неудобной и «политически некорректной». У таких граждан достаточно здравого смысла, чтобы следовать тем древним заповедям, которые рекомендуют иметь «непорочную жизнь, открытое сознание и чистое сердце»[16].
Человеческие существа, относящиеся друг к другу по-братски, являются источником более прочной цивилизации. Они осознанно устанавливают в своём внутреннем мире различные, постоянно возрастающие связи с бессмертной мудростью.
СНОСКИ:
[1] См., среди прочего, свидетельство об известном тибетце «Ринпоче» из Калифорнии, окончательно погубившим себя алкоголизмом и лицемерием, в книге с приведением документов под названием «Встреча с тенью: скрытая сила тёмной стороны человеческой природы», Конни Цвейг и Иеремия Абрамс, глава 29. Прочтите также книгу «Тени священного» Фрэнсис Вон.
[2] Виейра написал меморандум в 1674 году в защиту евреев.
[3] См. на наших сайтах статью «Виейра, пионер семнадцатого века».
[4] «Итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте…» Мф:23:3 (ОАФ)
[5] «ЕПБ», Сильвия Крэнстон, Джереми П. Тарчер/Сыновья Патнэма, Нью-Йорк, 1994, 648 стр., см. часть 6, главу 6, стр. 337.
[6] «Будущее иллюзии», Зигмунд Фрейд, В.В. Norton & Company, Нью-Йорк / Лондон, перевод Джеймса Стрейчи, авторские права 1961г., 80 стр., глава I, стр. 7.
[7] «Будущее иллюзии», см. стр. 9.
[8] «Будущее иллюзии», см. стр. 14.
[9] «Будущее иллюзии», стр. 14.
[10] «Будущее иллюзии», глава VII, стр. 48.
[11] «Будущее иллюзии», глава VIII, стр. 55.
[12] «Будущее иллюзии», глава X, стр. 68.
[13] «Будущее иллюзии», глава X, стр. 70.
[14] «Письма Махатм», издание TUP, Пасадена, Калифорния, США, 494 стр., 1992 г., см. Письмо X, стр. 57-58.
[15] «Письма Махатм», стр. 58.
[16] См. на наших совместных сайтах статью «Комментарии к Золотой лестнице».
000
Вышеупомянутая статья также опубликована в нашем блоге на сайте «The Times of Israel».